Планер новичка
Стандартный совет. Центр тяжести на растоянии 0,336 САХ (средней аэродинамической хорды, это надо площадь крыла разделить на размах). У Вас это может быть 65мм от передней кромки. А далее выставив стаб. в минус 2-3 градуса к крылу выполнять стандартные тесты: бросать планер с руки в горизонт и добиваться прямолинейного полета. Если кабрирует- то РВ опускать. Если пикирует - то РВ приподнимать. Корректировка по направлению- РН. Как добьетесь прямолинейного полета в обоих плоскостях - то можно лететь. Существенно, не забудте: сначала ЦТ.
😵 где взят чертежи?
Тему сначала посмотреть
Читать тему с самого начала, там и чертежи и рекомендации автора.
…выставив стаб. в минус 2-3 градуса к крылу выполнять стандартные тесты: бросать планер с руки в горизонт и добиваться прямолинейного полета. Если кабрирует- то РВ опускать. Если пикирует - то РВ приподнимать…
А вот, коллеги, подскажИте, что за фигня получается?
На земле регулирую, летит нормально, даже чуть-чуть припикирывая, адекватно полдруливаясь, а как вывожу на высоту, выключаю двигатель - откровенно кабрирует, постоянно приходится напрягаться, чтоб вести и тем более посадить. В итоге не успев дорегулировать при посадке на порыве ветра грохнул самолётку так, что на сей раз только переделывать. 😦 Из-за чего так по-разному ведёт себя?
Угол установки крыла какой? Выкос двигателя до поры компенсирует момент, при выключении момент кобрирования компенсировать нечем. Может стабилизатор относительно крыла был установлен под углом?
Сделайте планер новичка. В своё время сделал его за три дня в общей сложности. Сам летит, большой и красивый к тому же.😃
Угол установки крыла какой? Выкос двигателя до поры компенсирует момент, при выключении момент кобрирования компенсировать нечем. Может стабилизатор относительно крыла был установлен под углом?
Сделайте планер новичка. В своё время сделал его за три дня в общей сложности. Сам летит, большой и красивый к тому же.😃
Он любит маленькие!
Константин, скорее всего кабрирование у земли не проявляется потому что активно подрабатываете рулем поворота при настройке. Он гасит кабрирование. Попробуйте настроить без работы рулем поворота. Где то тут собачка порылась. И скорее всего угол деградации большой, больше 2 градусов.
Еще возможная причина. Бросая с руки выставляете рули для определенной скорости, близкой к скорости свободного планирования. Во время разгона, а тем более моторного полета, эффективность рулей возрастает очень сильно. Поэтому, у меня, несмотря на выкосы в разумных пределах, на взлете планер всегда на РВ и РН, а вот во время свободного полета можно пить кофе (только очень быстро).
Продолжая тему полетов: после падения из облака, когда планер был основательно разбит и по просьбам трудящихся, была куплена на E-bay камера GO PRO и под эту камеру сделано крыло из потолочки большей площади, фюзеляж и хвост - ремонтные из механизации по мыслям Юрия только интерцепторы. Размах 3150 мм, площадь 67,8 дм2, вес с камерой 2000г. Первый полет с камерой, я думал будут две проблемы: 1- уже исчерпан запас по мощности мотоустановки, 2 - затенение камерой рулевых поверхностей и как следствие значительное ухудшение управления. По ощущениям полета все это оказалось не очень критично. Но появилась проблема - остановки винта, иногда остановливается в вертикальной плоскости и из-за камеры не складывается и затеняет изображение. Вторая проблема - не умею редактировать, нет программы, снятое GO PRO.
Предлагаю вниманию две записи первого полета (втророго, сначала забыл включить камеру).
откровенно кабрирует
Попробуйте сместить цетровку чуть вперед.
центровку
из механизации … только интерцепторы
Мне кажется, что этому планеру немного нехватает V- образности крыла. Вы не пытались просчитывать коеффициент спиральной устойчивости в известной программке?
Дело в том, что именно V- образность заменяет RES планеру элероны. И очень важно, чтобы ее было достаточно. При недостатке спиральной устойчивости (а она напрямую от V зависит) , планер не может делать узкую спираль ( стоять в большом крене) и стремится свалиться внутрь круга. Что создает впечатление о неповоротливости и несостоятельности RES планеров. А на самом деле все не так. Они вполне могут крутиться в узких термиках, причем практически без подруливания. Но без просчета геометрии в программе, тяжело выйти на нужное соотношение всех этих зависимостей.
По моим опытам, коеффициент спиральной устойчивости около 5 - самое то. При этом, войдя в термик и установив крен в спирали, можно бросать управление и планер сам стоит в спирали и уходит с термиком по ветру. При этом с набором высоты, естественно. Пилот контролирует при этом не сам полет планера а всего лишь габариты термика, что очень удобно да и эффективно.
Все это я к тому, что RES планера конструктивно проще, а на стадии расчетов, как раз сложнее. С элеронными попроще- там активной работой элеронов можно много исправить.
Я конечно ничего не считал. Если можно какую-то информацию, ссылки по этому вопросу, буду благодарен. Кстати не знаю что такое RES планер. А вообще в этом планере консоли стоят под 10 градусов к центроплану. Во втором полете, я его не выкладывал, планер летал кругами диаметром метров 15-25 с коршуном на хвосте с очень серьезным креном, я им не управлял, а минуты через 2 коршун улетел в одну сторону, планер полетел - в другую, по собственной инициативе, видимо поток закончился.
Сейчас все таки закачаю фрагмент, чтобы посмотрели.
выключаю двигатель - откровенно кабрирует, постоянно приходится напрягаться, чтоб вести и тем более посадить
Еще раз внимательно почитал. Прошу обратить внимание. Почти на 100% уверен - это результат задней центровки. Надо просчитать и выставить поточнее ( до 0.5 см думаю)
Похоже фрагмент закачался.
Кстати не знаю что такое RES планер
Видимо так называют планера с управлением рулем поворота ® ,рулем высоты (Е) а что такое S недогадываюсь.
Наверное " спойлер"
Ага! RES - руддер, элеватор, спойлер. По ихнему, буржуйскому:) То есть планера типа AVA, и подобные, у которых рулится только хвост, а на крыле кроме тормоза ничего нету.
Программка по расчету эта называется SailplaneCalc
позволяет разобраться в геометрии планера и численно воспринимать те или иные коеффициенты устойчивости и тому подобное.
программа- плод коллективного труда людей из рс-групс. И сам Великий и Ужасный Марк Дрела 😃 в нем участвовал.
по факту- отличнейшая табличка помогающая понять кучу разных зависимостей и определиться с размерами элементов будущего планера. И притом- получить в итоге именно то, на что расчитывал.
Поправка: по этой авторской ссылке дюймовая таблица. Вариант метрической прилагаю от себя. Не помню, где взял.
Спасибо Юра, я быстренько посмотрел о чем речь. Буду внимательно изучать. Год назад, когда я делал первый вариант этого планера, я считал боковую устойчивость (путевую и поперечную) по книге Мерзликина с построением боковой проекции модели и подсчетом моментов задней и передней частей относительно центра тяжести (соотношение дожлно быть в пределах 5-8). Произошли изменения в обоих частях:величились проекции консолей (в 1.5 раза), киль (в 2 раза), фюзеляж тот-же. Конечно надо пересчитать. Но летать достаточно комфортно, что подтвердили и сегодняшние полеты.
Мои впечатления от тормозов: не столько гасит скорость, сколько просто плоско проваливает планер вниз. Я думаю применять их только в случае, если надо откуда-то экстренно удрать вниз.
Совсем другое - закрылки: планер как бы вспухает над травой потеряв вертикальную и горизонтальную скорость до минимума и затем плюхается на землю.
Про тормоза: мне все же кажется, что спойлеры больше толку дают. Планер нисколько не теряя устойчивости полета активно снижается. Именно это надо чтобы посадить его на маленьком пятачке. Закрылки, конечно, красиво завешивают планер перед посадкой, но высота при этом теряется медленно- можно и пролететь место посадки.
Вот если бы и то и другое применять по очереди… Только это уже слишком сложно получится.
Евгений Николаевич, спасибо за видео, интересно ,какой профиль крыла применяете. Сломаное крыло имело чистый профиль S 3021, в новом CLARK Y толщина 10 % оба профиля отлично летают но разница есть. Первый более скоростной , у второго больше подъемная сила и соответственно меньше скорость. На CLARK парение получше, как мне показалось но боюсь в сильный ветерок летать будет сложнее, летал пока при небольшом, планер сильно вспухает при приведении его к ветру, у S 3021 это происходит более гладко, на CLARK красиво летает кругами без всякого управления,смещаясь в сторону ветра, S 3021 показался более устойчив, видимо из-за меньшей тенденции к потере скорости
Евгений, отвечаю: то крыло, что выпало из облака было AG - 24 8,5%, применяется на Bubble Dancer M. Drella, оно было сделано по позитивной технологии. По субъективным ощущениям планер был быстрым и летучим. Теперь то - же, только 10% - потолочка, планер - медленный, да и планирует не ахти.
планер - медленный, да и планирует не ахти
Мне все же кажется, что планер плоховато ведет себя при развороте. Судя по видео. Я считаю, он гораздо лучше будет крутится в спирали, если приподнять ему уши. Было бы весьма интересно, если бы Вы вбили в табличку размеры этого Вашего планера. Причем самое важное- дигедральность крыла- надо аккуратно замерить. Тогда сразу будет видно есть ли у него проблемы с управляемостью.
Если интересно- выкладываю еще несколько известных планеров введенных в эту таблицу.