Планер новичка
Что бы все это высчитывать и делать по правильному, нужно очень много свободного времени и терпения…
По поводу “вычислять” Вы не правы. Я писал “с лету”. Когда 30лет интересуешься чем-то (например, аэродинамикой), то потом все считается быстро и “на автопилоте”. А вот строить… Тут я с Вами согласен. Поэтому и не делаю красивых сложных моделей - времени и терпения на них просто не хватит. Да и эти модели делаю иногда по полгода (но обязательно аккуратно). Для меня главное в модели - функциональность, а мои “планерки” это прекрасно делают.
я упал… градусов 30 к горизонту… в траву… пилон опять оторван массой мотора по инерции. Причем ломалась сама бальса по “телу” а не по месту склейки. Следующий пилон сделаю или из “крылотого металлУ” или из линнек 😃
Крыло действительно лучше не утолщать - модель может “не полететь”… Лучше его слабее крепить (чтобы при сильных ударах оно не ломалось и фюз не ломало, а отрывалось).
По поводу пилона. Может его тоже крепить на чем-то вроде резинок? Чтобы крепление держало полетные нагрузки и жесткие посадки, а при сильных ударах он отрывался ничего не ломая… или заложить в нем “слабое место” (легко и быстро ремонтируемое).
Здравствуйте! Вдохновился я Вашей моделью, решил такую же сделать, при полном отсутствии опыта (и полётного, и строительного). Вот, хочу показать общественности, пока оно ещё целое 😃
В нескольких местах накосячил, пока строил – центроплан, например, у меня 82см вышел вместо метра, ну, я и вообще все размеры более-менее на 20% уменьшил. Ну, или почти все 😃
Получился большой перевес назад – в хвосте у меня какая-то карбоновая трубка, видимо, слишком тяжела оказалась. Приходится догружать нос граммов на 80.
Про силовую установку лучше и не вспоминать – аккумулятор от вертолёта NiMH 8.4v 650mAh, двигатель сдуру заказал 5000Kv бесколлекторный, винт какой придётся – типа 6x5, что ли. Тягу не мерил, но, по крайней мере, с табуретки планёр стаскивает 😃 Авось до первой морковки хватит, а там видно будет.
Теперь бы полетать где-нибудь 😃
“Получился большой перевес назад – в хвосте у меня какая-то карбоновая трубка, видимо, слишком тяжела оказалась. Приходится догружать нос граммов на 80.”
Я бы не грузил 80 гр, а сделал бы нос подлиннее(как вариант - рисунок). Было бы неплохо сделать новый пилон, подлиннее и похудее. Винт очень мал у вас для такого размера,меняйте мотор и винт.
Однозначно центровку нужно соблюдать а то не полетит. Нужно наверно было в самом начале написать, но как то вылетело из головы:
Когда собирается корпус, то передок я делаю заведомо длиннее и не заклеиваю мотораму. Потом просто беру аппаратуру, мотор, винт и раскладываю по своим местам, где примерно все будет находится. И уже сразу видно где центровка. То есть если у нас готово крыло, мы его прикладываем на посадочное место - центр тяжести у нас по лонжерону - отмечаем его на фюзеляже и потом двигая разложеную аппаратуру добиваюсь совпадения Ц. Т фюза и крыла. Стараюсь сделать так, что бы батарея лежала как раз на Ц.Т пополам, тогда его легко менять в небольших пределах.
Ushmax, не доделав и не исправив все - не вздумайте лететь - будет только разочарование и неудовлетворенность. Я думаю спешка не стоит того времени, которое Вы потратили на постройку. Лучше все доделать и настроить и потом наслаждаться полетами, чем потратить кучу времени и потом все забросить…
я тоже сейчас делаю этот планерок, у меня вопрос - оперение вырезать из цельного листа бальзы, или склеить несколько полос бальзы встык вдоль и поперек. Видел, так был сделан киль в теме Lazy, это делалось из экономии материала, или для придания прочности на крутку и изгиб?
для придания прочности на крутку и изгиб?
И уменьшает склонность бальзы к раскалыванию вдоль волокон.
Ushmax, не доделав и не исправив все - не вздумайте лететь
Не послушался я Вас 😃 Попробовал полететь – и оно летает!!! Не вверх, правда, а по прямой (двигателя, батарейки и винта не хватает, а новые приедут только недели через три) – но летает! На третьей посадке отвалилось хвостовое оперение от хвостовой балки. Что-то я там не то сделал 😃 Починил бы в поле, но пошёл сильный дождь, и я уехал домой.
Почему-то мне кажется, что планёр летит как-то “боком” – как такое бывает? Может, ветер боковой? Вроде все плоскости стоят прямо (насколько глаз хватает). Или это у него уже начал отваливаться хвост, а я не заметил?
Чем вообще клеить к карбоновой балке бальзовый хвост?
Приклеил эпоксидкой, полетел ещё раз – на этот раз чуть больше получилось (секунд, наверное, пять самое длинное:)). Планёр управляется, летит хорошо, хотя думается мне, что мог бы и меньше снижаться.
Тяги не хватает катастрофически, батарейки не хватает катастрофически: вверх не летит ни фига, на третьем включении мотора (по секунде-другой) мощность уже начинает падать. Оно и верно – нечего двигатель перегружать, когда батарейка NiMH… Буду ждать, когда приедут уже заказанные новый движок, винт и батарейки (LiPo 2S).
Закончилось всё тем, что забросил с рук под слишком большим углом, свалился на крыло и жестковато упал в траву – отломалась хвостовая балка, на это раз от фюзеляжа. Нефиг было делать фюзеляж из 2,5мм бальзы! Сижу теперь думаю, то ли этот фюз починить, то ли совсем новый сделать (всё равно двигатель не приехал ещё 😃)
Отвечаю… По поводу хвостового оперения - это называется переклей, когда бальзу склеивают в разном направлении волокон - естественно это улучшает прочностные характеристики.
Посмотрите внимательно, как я клеил хвостовое оперение. Я сначала из толстой бальзы сделал как бы площадку и проточил её под диаметр трубки. Потом я её приклеил густым циакрином к балке (балку желательно зачистить наждачкой). А потом уже к площадке приклеил ГО. Потом только примерил и просверлил отверстие для крепления ВО.
А по поводу фюза, конечно 2,5 бальзы мало. Я делал из четверки - в самый раз 😃
Я сначала из толстой бальзы сделал как бы площадку и проточил её под диаметр трубки. Потом я её приклеил густым циакрином к балке (балку желательно зачистить наждачкой).
Ага, я примерно так же сделал (спасибо за подробные фотографии!) – в первый раз оторвалось, оставив вроде бы волокна бальзы на балке. То ли бальза такая непрочная, то ли клей недостаточно её пропитал, то ли площадку надо было делать волокнами поперёк… Теперь приклеил эпоксидкой, вроде держится.
Спасибо за поддержку!
Не за что 😃 Удачных полетов!
В качестве хвостовой балки - второе колено карбонового удилища. Очень легкое и прочное. Стоит у нас на рынке 5 у.е.
день добрый, у меня еще вопросик к Danzi - я совсем не рыбак, обьясните, что значит “второе колено” - это то, которое с основания удилища (более толстое), или с конца (тонкое). И если можно, укажите длину этой балки и диаметры у основания и конца
И у меня вопросик к тем кто уже изготовил это ,какой винт оптимальный ,а вернее сказать самый правильный.
,какой винт оптимальный
Винт определяется не столько моделью, сколько двигателем.
Я придерживаюсь следующей схемы подбора двигательной установки (не обязательно она - единственно правильная).
1 Опредлиться со “стилем полета”. То есть, хотите ли взлетать в небо свечей или достаточно спокойного набора высоты. Если нужна “ракета”, то тяга должна превышать вес планера; для спокойного набора высоты достаточно тяги 30%-50% веса.
2 Определив потребную тягу, подбираете двигатель (обычно в данных на двигатель есть рекомендуемые винты и получающаяся тяга). Я считаю, что лучше взять двигатель с ОБЕЩАЕМОЙ тягой в полтора раза больше необходимой.
Причины тут две:
- обычно параметры двигателя изготовитель завышает;
- лучше недогрузить двигатель, чем перегрузить.
3 Посмотреть есть ли на этот двигатель подходящий регулятор (тоже лучше брать с запасом относительно тока, потребляемого двигателем; или мощнее, чем рекомендует изготовитель).
4 Подобрать подходящие аккумуляторы.
3 Пискать среди СКЛАДНЫХ винтов подходящий. Лучше не брать максимально рекомендованный для двигателя - можно движок спалить.
5 Подсчитать вес планера с учетом веса двигателя, регулятора и аккумулятора (плюс не меньше 10г на винт и крепеж).
Повторить несколько раз подбор п2-п5 и выбрать вариант, который больше понравится.
Есть программа Мотокалк; на ней можно проверить параметры получившейся мотоустановки.
Спасибо за ответ))),у меня есть двигло с тягой 700-800 грамм, ну по крайней мере биплан из потолочки с метровым размахом таскает мама не горюй)), и липошка для него, думаю что должно хватить ))),сейчас закончу сборку и все взвешу. А хочется не очень реактивного полета, а так чтобы ПОБаЛДЕТЬ-спокойно, уверенно, даже думаю элероны делать или нет? или хватит только вниз вверх и лево право. Просто управлением планера не разу не занимался((( да и опыта маловато(((, а быстрые модели есть но там глаз да глаз нужен -конечно это интересно но иногда хочется равномерного и спокойного полета))
Тоже облетал планерок. Лучшего самолёта для новичка и не найти. Из особенностей конструкции: крыло сделал немного длиннее 1960 мм, удочка под рукой была только стеклопластиковая, поэтому и балка из этого материала. Заказанные акки оказались легче расчётных ( что меня обрадовало), но пришлось удлинять нос на 7 см. Боуден для управления рулём высоты сделан из третьей струны гитары ( 0.16, сталь, без оплёта, куплена по случаю:) ) и изоляции провода от БП компьютера. Боуден не перетянут скотчем, а приклеен, дабы не было лишнего трения. заднее оперение немного увеличено по площади. Штыри для крепления “ушей” сделаны из стеклотекстолита толщиной 1мм, полки также оригинальной конструкции. Крепление киля так же пришлось делать по своему. Он съёмный. ( кому интересно могу сфотографировать)
Три машинки 9 гр., мотор китайский на 1290 kv, ЛиПо 1500 20С, рег китайский на 30 А. Приёмник стандартный 7 канальный Хайтек. Всё весит меньше 700 грамм, что-то около 680 грамм (после переделки не взвешивал более). Нагрузка на крыло менее 21г/дм2. Самолёт не убиваемый. Очень резво уходит в небо. Может летать пешком, порой и вообще не летать, а висеть в потоке лёгкого ветерка. При облёте был порывистый ветер. Завёл метров на 30. Еле прижал к земле. Порывом развернуло и в землю. Оторвало лопасть, порвало резинки крепления крыла, но самолёт целый. Потом были ещё морковки. Самолёт цел. При полёте без мотора категорически отказывался возвращаться на землю. Очень летучий!
Конечно интересно ,если не трудно то интересные моменты постройки в студию))),я тоже его мастырю думаю к выходным будет готов!!!
Flanker_13, а фюзеляж у вас тоже из потолочки? Вы его чем-нибудь укрепляли? Я задумываюсь сделать своему планеру новый, и думаю, бальза или потолочка…
Flanker_13, у меня вопрос по стабилизатору - вроде он у вас больше, чем на чертеже было (300 мм). Какого размера он у вас получился? Сделал, как на рисунке вначале темы, но что-то кажется мне, что он маленький относительно площади крыла
Площадь стаб 3 дм2, при такой длинной балке нормально.Это же не свободнолет. Кстати , посмотрите на планера Ф1А, там примерно такие же площади крыла ,стаб. и плечо ГО.
Flanker_13, а фюзеляж у вас тоже из потолочки? Вы его чем-нибудь укрепляли? Я задумываюсь сделать своему планеру новый, и думаю, бальза или потолочка…
Хм, если отца уговорю, щас поедем на полетушки, поэтому фото позже, отвечу на то что могу.
Так вот, бальзы в нашем селе нет и не было уже лет 10. Всё делаю из потолочки. Фюзеляж у меня потолочка в два слоя. Ничем не укреплял. Но планочки из линейки, как у автора я конечно оставил. Признаюсь, что думал послде первой морковки поведёт нос. Но нет, крепко очень получается и без лишнего веса. Даже не смотря на то, что в носовой части теперь проставышь, который пришлось сделать дабы не возить бесполезный груз, а просто увеличить плечо. абсолютно всё клеил клеем “Титан” ( с красной маркировкой).
А так, бальза дорого больно.
Ещё думал выточить балван из пенопласта, что бы был более аэродинамичней и красивее. ( обклеить стеклом и вытравить ацетоном). Но увидев, как летуч аппарат, думаю, а надо ли это…
Flanker_13, у меня вопрос по стабилизатору - вроде он у вас больше, чем на чертеже было (300 мм). Какого размера он у вас получился? Сделал, как на рисунке вначале темы, но что-то кажется мне, что он маленький относительно площади крыла
Стабилизатор я сделал длинной 400 мм. Остальные размеры те же. Но знаете, я расходы буду уменьшать. Поэтому думаю можно оставить, как у автора.
Конечно интересно ,если не трудно то интересные моменты постройки в студию))),я тоже его мастырю думаю к выходным будет готов!!!
Вернулся с полётов! Погода была чудесная. Три полёта - три посадки. Летает по долгу. Без мотора отлично планирует. Высоко заводить не стал, с самого начала долбала помеха, боялся потерять. ( рядом строят какой-то ангар, наверно торговый комплекс, видимо работают рации. крайний раз помех не было). Сегодня же состоялся мой первый воздушный бой 😃))))))))) Пара стрижей спикировала несколько раз на мой планерок. Да куда им тягаться с такой самолёткой 😃)))))))) Но было забавно. Сегодня же попробовал флаппероны. Самолёт почти останавливается в воздухе, переходит на “шаг”. Очень эффективны оказались. Но к земле прижимал на моторе, боялся порыва ветра. Потом мотор отключал и самолёт легонько садился на землю.
Петли делает на раз. Радиус наверно метра три на полном газу и не более 5 если просто разогнаться в планировании. Для отдыха самое то. Всей семьёй сегодня собрались 😃
Что касается моментов постройки, то они идентичны постройки автора. Я и не фотографировал даже. Но вот свои элементы я сегодня сфотал.
Первое-это стеклотекстолитовые штыри для крепления ушей. Очень эффективны. Легче дюраля. Полочки я под них делал так. Лонжерон (если представить как плоскость), потом из текстолита же я делал деталь в виде буквы П , боковины этой буквы шириной 4 миллиметра, длинна соответствует длине штыря +10мм (это для того, чтоб компенсировать сжатие воздуха, а затем эффект присасывания и возможное попадание мусора. ( всё вырезается из одного куска текстолита и штыри и детали “П”, чтоб толщина была одинаковая). Ухо должно быть прижато плотно). Основание “П” шириной примерно 7 мм. Затем сверху опять отрезок линейки по толщине соответствующей лонжерону. клеить аккуратно, клей не должен попасть в пространство внутри полки. Сверху для надёжности я крепил ниткой ( так же пропитанной клеем). Железно.
А киль я крепил так… Вырезал из линейки кусочек прямоугольный, ширина соответствует толщине киля в его самом толстом месте у основания. Длинна 15мм. вырезаем такой же кусочек и в середине вырезаем по контурам гайки отверстие ( муторно конечно). Туда вставляем гайку на клею ( главное на резьбу не попасть). И третий такой кусочек линейки. В нём делаем отверстие согласно диаметру резьбы гайки ( отверстие конечно совпадает с отверстием в гайке). Первую деталь клеем на вторую с верху ( с вклеенной гайкой) , а снизу клеем третью деталь ( не попадите на резьбу!). Гайка теперь зажата и не провернётся. Эту деталь вклеиваем в основание киля в специально подготовленный вырез. По бокам клеем накладки из тонкого текстолита ( или альтернативного материала).
Пожалуй это все особенности конструкции.
Flanker_13,почему вы не сделали “заглушки” на центрплане? Веса почти не дабавит, зато значительно укрепит торцы.
Flanker_13,почему вы не сделали “заглушки” на центрплане? Веса почти не дабавит, зато значительно укрепит торцы.
😃)) Он и так бронированный получился 😃 На кончиках ушей они конечно есть. А так они никчему, всё крепко. Я цеплял много раз землю на посадке крылом ( это в ветер было). Даже резинки рвало, а крылу хоть бы что!
Доброго всем времени суток!!! Вот собственно выкладываю мои вариации на эту тему, майские полетушки так сказать. Второй собраный мной планер по этим чертежам(первый жена успешно с деревом состыковала 😦)
Спасибо за фото. Аэродинамика верно лучше. А что за винт, где можно его купить ( имею ввиду параметры и размер винта).
Решили ли проблему нагрева регулятора ( у меня он греется, обдува нет совсем), или так без “капота” и летаете?