Любителям безмоторных полетов

wingmax

Выложил в обменник сжатый обзорчик(“пластиковый планер для СНГ”) по эволюции “больших” планеров из журнала АОН (Авиация Общего Назначения,99.год). Все сказанное транспонируется на наши планеры. С учетом “наших” особенностей, конечно. 😎

vovic

Вчера погода была малолётной. Низкая сплошная облачность с дождями в перемешку. Ветер несильный, около 5 метров в секунду. Еще раз убедился в преимуществе малой нагрузки на крыло. Скреб по склону карьера на высоте 40 - 60 метров. Выше потока нет. Это даже меньше высоты стенки карьера. Час непрерывного полета дался в такой эквилибристике! Вообще, это очень увлекательно, держаться за склон изо всех сил, не уходя на посадку даже на высоте 5 метров над головой. Если бы еще дождь не мешал.

Челноком над планером туда-сюда вдоль склона мотался коршун. У него нагрузка на крыло явно больше, поэтому иногда он помогал себе парой взмахов крыльями.

За час руки от напряжения коченеют. К зиме надо теплые перчатки искать. 😃

Sergey=
vovic:

Вчера погода была малолётной. Низкая сплошная облачность с дождями в перемешку. Ветер несильный, около 5 метров в секунду. Еще раз убедился в преимуществе малой нагрузки на крыло.  Скреб по склону карьера на высоте 40 - 60 метров. Выше потока нет. Это даже меньше высоты стенки карьера. Час непрерывного полета дался в такой эквилибристике! Вообще, это очень увлекательно, держаться за склон изо всех сил, не уходя на посадку даже на высоте 5 метров над головой. Если бы еще дождь не мешал.

Челноком над планером туда-сюда вдоль склона мотался коршун. У него нагрузка на крыло явно больше, поэтому иногда он помогал себе парой взмахов крыльями.

За час руки от напряжения коченеют. К зиме надо теплые перчатки искать. 😃

Две недели назад… Погода ветренная 6-10 м/с, пока доехал до поля небо полностью затянуло серым, собирается дождь. Взлетаю, педаль можно не давить - поднимается сам на ветру. Ловлю динаму от леса - уверенно держит.
И тут подходит термик, и это при сером небе!!! Набираю метров 250, термик мало сносится ветром - спиралить даже не приходится. Всё-таки сношусь по ветру метров на 500, включаю “акселиратор” и планер уже поёт у меня над головой.
Итог: 4 полёта от 10 до 20минут и масса удовольствия!

Это я к тому, что иногда большая нагрузка полезна.

vovic
Sergey=:

Это я к тому, что иногда большая нагрузка полезна.

Расскажи про лебедку, пожалуйста!
Готовая или самоделка? Как устроена?
Я б тоже ушел на бОльшие размахи и нагрузки - запускать не с чего. 😦
Хочу делать за зиму, потому как у нас купить негде, а у немцев - земноводное зверски душит.

vovic
Lazy:

Володь, дык это ж немецкая, хоть и с польской пропиской. Я ж говорю - немцы молодцы, но меня жаба задушит насмерть раньше, чем лебедка по почте придет. Че ее, в гроб положить? 😁
Нужен бюджетный вариант. Я у хохлов видал из стартера от ГАЗ - 51! Класс!

Сергеич
vovic

Нужен бюджетный вариант.

Володь, бюджетный - купи резинку. Если ветер хотя бы метра два есть, на полный леер - без проблем.

Вячеслав_Старухин
vovic:

Нужен бюджетный вариант. Я у хохлов видал из стартера от ГАЗ - 51! Класс!

В конце книги Мерзликина “Летающие модели планеров”
есть очень подробный чертеж как раз лебедки из стартера.
Если нужно, могу его отсканировать и прислать.

vovic
Сергеич:

Володь, бюджетный - купи резинку. Если ветер хотя бы метра два есть, на полный леер - без проблем.

Да я на резинке и летаю все лето. Маловато будет. На 500-граммовый планер еще хватает, а Графит - только с помошником. А они щас капризные, помошники эти. 😕
Опять же - расход пива большой, на помошников та. 😋

Сергеич

Чего это с помощником? Не нужен он вовсе. Может, резинка неправильная? 😃

Vladimir_Glaznev

Народ, добрый день.

Я раньше занимался свободным лётом, а именно F-1-A.
Теперь решил перейти на радио модели.

О планерах представление имею не по наслышке.

Но так как свободнолнтающие модели летят только в термиках (т.к. не управляемые) не совсем представляю себе принцип полета планера в динамиках, а именно как в них летать.
У нас в Липецке есть пару склонов, вот хочу попробовать полетать в динамиках.

Как это лучше сделать, чтобы с первого раза не угробить планер?
И еще подскажите, что такое акселератор 😊 ?

AlexLeon

Рекорд не получился. 😦
Вернулся Мякинин В.Г. из Коктебеля, два раза пробовал, оба раза
неудачно, терял модель из вида и оба раза около девяти вечера.
Вообще, как я понял главные сложности - в наземном обеспечении. 😠

vovic
Vladimir_Glaznev:

Но так как свободнолнтающие модели летят только в термиках (т.к. не управляемые) не совсем представляю себе принцип полета планера в динамиках, а именно как в них летать.
У нас в Липецке есть пару склонов, вот хочу попробовать полетать в динамиках.

Как это лучше сделать, чтобы с первого раза не угробить планер?
И еще подскажите, что такое акселератор 😊 ?

Попытаюсь еще раз ответить. Форум принимает от меня лишь одно из трех сообщений.

Акселератор - это настройка передатчика, позволяющая уменьшать эффективную кривизну профиля крыла за счет управления механизацией крыла. Закрылки и элероны слегка приподнимаются и лобовое сопротивление крыла сильно уменьшается. Эффект, как будто на моторной модели дали газу.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать. У вас в Липецке аж два кружка авиамодельных. Попросись на полеты и там все увидишь.

Vladimir_Glaznev
vovic:

Попытаюсь еще раз ответить. Форум принимает от меня лишь одно из трех сообщений.

Акселератор - это настройка передатчика, позволяющая уменьшать эффективную кривизну профиля крыла за счет управления механизацией крыла. Закрылки и элероны слегка приподнимаются и лобовое сопротивление крыла сильно уменьшается. Эффект, как будто на моторной модели дали газу.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать. У вас в Липецке аж два кружка авиамодельных. Попросись на полеты и там все увидишь.

Их на самом деле больше, только планерами никто не занимается, все на радиобой перекинулись. Да и раньше особо не тянуло.
Вот поэтому и интересуюсь.
А мне это очень интересно.

Про акселератор: только элероны и закрылки наверх? А руль высоты?
Еще слышал про так называемую бабочку, это для торможения?
У нас у свободников для посадки стабилизатор на 45 градусов поднимается, и модель парашютирует.

Может много детских вопросов, но больше не у кого спросить.

vovic

Бабочка - это у свободников раздрай в установке углов консолей. У радиопланеристов за бугром тормоз называют - Баттерфляй, а проще - крокодил. У нас в ходу последнее название.
Руль высоты тоже корректируется и при акселераторе, и при крокодиле.
Вообще, в начале лучше не заморачиваться со сложной механизацией крыла.
Надо сначала почувствовать воздух и его потоки. Планер - всего лишь инструмент. Поначалу, он не должен быть слишком сложным.

Vladimir_Glaznev
vovic:

Бабочка - это у свободников раздрай в установке углов консолей. У радиопланеристов за бугром тормоз называют - Баттерфляй, а проще - крокодил. У нас в ходу последнее название.
Руль высоты тоже корректируется и при акселераторе, и при крокодиле.
Вообще, в начале лучше не заморачиваться со сложной механизацией крыла.
Надо сначала почувствовать воздух и его потоки. Планер - всего лишь инструмент. Поначалу,  он не должен быть слишком сложным.

Что такое бабочка я в курсе, это когда у правого крыла угол атаки больше чем у левого для обеспечения плоских кругов при вождении на леере и плоских разворотов в потоку при самостоятельном полете.

А вот на счет крокодила это я так понимаю элероны вверх, а закрылки вниз.

Нет ли у вас чертеж начинающего планера для полета в динамиках?
Я так понимаю он не большой в размехе должен быть, метра полтора.

vovic

Бывшему свободнику переходить на радиопланера легко. За основу можно взять планера Сергеича с этого сайта - без электропривода вполне пригодные и для динамиков. Тут в чем закавыка? В спорте жесткие правила давно оптимизировали и выродили конструкции в один тип. И отступления от него всегда дают худшие результаты. В хобби - нету четко поставленной цели. Предпочтения возникают в процессе полетов и смутно формируется перечень того, чего собственно и хочется. Поэтому здесь главное - начать летать. А уже по ходу жизни начинаешь понимать что ближе к душе.
Планер, на котором я отлетал последний сезон делался вообще без чертежей. Ни эскизов, ни тем более по линейке расчерченых. Про компьютерное моделирование я вообще молчу. В первом варианте было подозрение на слишком короткое плечо оперения. За две недели полетов оно подтвердилось и фюз был переделан. А крыло и оперение остались старыми. При этом возникли опасения за прочность фюза - при том же сечении его длина увеличилась в полтора раза. За неделю полетов опасение подтвердилось и фюз был упрочнен.
Сейчас планером доволен. Жду вариометр. Место в фюзе и балансировка планера предусматривают его установку.

Vladimir_Glaznev
vovic:

Бывшему свободнику переходить на радиопланера легко. За основу можно взять планера Сергеича с этого сайта - без электропривода вполне пригодные и для динамиков. Тут в чем закавыка? В спорте жесткие правила давно оптимизировали и выродили конструкции в один тип. И отступления от него всегда дают худшие результаты. В хобби - нету четко поставленной цели. Предпочтения возникают в процессе полетов и смутно формируется перечень того, чего собственно и хочется. Поэтому здесь главное - начать летать. А уже по ходу жизни начинаешь понимать что ближе к душе.
Планер, на котором я отлетал последний сезон делался вообще без чертежей.  Ни эскизов, ни тем более по линейке расчерченых. Про компьютерное моделирование я вообще молчу. В первом варианте было подозрение на слишком короткое плечо оперения. За две недели полетов оно подтвердилось и фюз был переделан. А крыло и оперение остались старыми. При этом возникли опасения за прочность фюза - при том же сечении его длина увеличилась в полтора раза. За неделю полетов опасение подтвердилось и фюз был упрочнен.
Сейчас планером доволен. Жду вариометр. Место в фюзе и балансировка  планера предусматривают его установку.

А что за планер Сергееча? Где он есть?

Я вот думаю может взять планер F-1-А и переделать под радио?
Хотя там профиль вогнуто0выпуклый сопротивление у крыла очень большое будет, ветер не пробьет.

Lazy

О переделке F1XX планеров под радио - побеседуйте с Flysnake - он у нас большой спец в этом вопросе. 😛 А если нужен чертёж небольшого планерка в динаму - дайте адрес в ЛС, вышлю…Только не ожидайте чудес. Простой как угол дома планерок, но хорошо летающий.

vovic
Vladimir_Glaznev:

А что за планер Сергееча? Где он есть?

В статьях, на главной странице сайта.

Сергеич

А вообще, сколько тут есть человек, летающих в динаме на более-менее серьезных моделях? Соревнований по F3F в России вроде бы еще не было, но если с десяток пилотов наберется, то можно же попробовать…

flysnake
Lazy:

О переделке F1XX планеров под радио - побеседуйте с Flysnake - он у нас большой спец в этом вопросе. 😛 А если нужен чертёж небольшого планерка в динаму - дайте адрес в ЛС, вышлю…Только не ожидайте чудес. Простой как угол дома планерок, но хорошо летающий.

Я НЕ переделывал F1xx на RC. На мой взгляд, они могут быть пригодны для полетов в термиках. Для динамы, мне кажется, ничего более неудачного придумать нельзя. Я не знаю, где Вы летать собираетесь, но динамик - это ветер, следавательно нужно иметь эффективное управление и широкий диапазон полетных скоростей. Так что нужны широкодиапазонные профили (например Е205) и небольшое удлинение (7-12). Это обеспечит маневренность и прочность.
Я тоже считаю, что много механизации для начала лучше не ставить.
Размеры зависят от размеров склона. Маленькую модель видно недалеко, а большая может “не уместиться”. Для учебы лучше сделать что-нибудь с размахом 1-1.5м, простенькое и прочное (ударостойкое). Одна из основных проблем - посадка по ветру или поперек ветра на неудобную площадку.

vovic

Все-таки термик - это вещь в себе.
Вчера разошлись тучки и вышло яркое солнышко на совершенно чистом небе.
Казалось бы - вот щас пойдут потоки. - Фиг вам!
Двы часа стартов - ни одного даже намека на поток. Взлет - облет по кругу, приземление. Динамы тоже никакой - штиль.
Недалеко от старого карьера - новый. В обед там подрывают породу.
После взрыва тучи дыма и пыли. Отличный визуализатор движения воздуха. Смотрю, а дым и пыль, вместо того, чтобы подниматься вверх - резко осаживаются вниз и расползаются по земле как вода. Просто придавливает все вниз.
Убедившись, что потоков не будет - уехал домой.
Но так и не понял - почему?
При сплошной облачности и моросящем дождике летал часами, а при ясном небе и сильно греющем солнце - не налетывал больше пяти минут.
Какие будут мнения?

flysnake

У меня тоже было, нечто похожее (хотя специально в термиках я не летал).
В свое время я много читал про полеты планеров и погоду. Попробую коротко сформулировать то, что из этого понял.
Известно, что с ростом высоты температура падает. С другой стороны, чем выше, тем ниже давление. Если взять у земли некий объем воздуха и поднять его наверх, он станет холоднее (за счет расширения). Если при этом он окажется теплее окружающего его на высоте воздуха, то он будет легче, и будет стремиться подниматься выше, если холоднее - опускаться.
Так что, наличие восходящих потоков (термиков) определяется не только тем, греет ли солнце в данный момент, но и общим распределением температуры по высоте.
Собственно о восходящих потоках. У земли они имеют вид пузырей, как в закипающем чайнике. На высоте они сливаются и имеют вид столба. Один из признаков - кучевые облака (из-за охлаждения при подъеме воздуха происходит конденсация воды).
К сожалению, особого практического значения все это не имеет 😦

wingmax

Присоединюсь к Flysnake, по поводу распределения температуры воздуха в приземном слое, температурной инверсии (когда у земли воздух холоднее, чем наверху). Замечу, что для зарождения термика прогрев подстилающей поверхности условие необходимое, но не достаточное. Нужен еще контрастный рельеф и небольшой ветер, чтобы наш "новорожденный"пузырь оторвать. Наверное замечали, как в поле жарким летним днем с очень небольшим ветром или его отсутствием вдруг сорвется ветер, а потом стихнет?
Это термик оторвался и пошел вверх, а ему на смену подсасывает новую порцию и давление выравниваеися. Это когда прогрев сильный. А когда слабый-без внешнего возмущения пузырь может долго липнуть к земле, а то и остынет вовсе.
Сталкивался с описанным Вами явленим. А бывало и в феврале в -5 парило не хуже летнего.