Любителям безмоторных полетов

Vladimir_Glaznev
vovic:

Бабочка - это у свободников раздрай в установке углов консолей. У радиопланеристов за бугром тормоз называют - Баттерфляй, а проще - крокодил. У нас в ходу последнее название.
Руль высоты тоже корректируется и при акселераторе, и при крокодиле.
Вообще, в начале лучше не заморачиваться со сложной механизацией крыла.
Надо сначала почувствовать воздух и его потоки. Планер - всего лишь инструмент. Поначалу,  он не должен быть слишком сложным.

Что такое бабочка я в курсе, это когда у правого крыла угол атаки больше чем у левого для обеспечения плоских кругов при вождении на леере и плоских разворотов в потоку при самостоятельном полете.

А вот на счет крокодила это я так понимаю элероны вверх, а закрылки вниз.

Нет ли у вас чертеж начинающего планера для полета в динамиках?
Я так понимаю он не большой в размехе должен быть, метра полтора.

vovic

Бывшему свободнику переходить на радиопланера легко. За основу можно взять планера Сергеича с этого сайта - без электропривода вполне пригодные и для динамиков. Тут в чем закавыка? В спорте жесткие правила давно оптимизировали и выродили конструкции в один тип. И отступления от него всегда дают худшие результаты. В хобби - нету четко поставленной цели. Предпочтения возникают в процессе полетов и смутно формируется перечень того, чего собственно и хочется. Поэтому здесь главное - начать летать. А уже по ходу жизни начинаешь понимать что ближе к душе.
Планер, на котором я отлетал последний сезон делался вообще без чертежей. Ни эскизов, ни тем более по линейке расчерченых. Про компьютерное моделирование я вообще молчу. В первом варианте было подозрение на слишком короткое плечо оперения. За две недели полетов оно подтвердилось и фюз был переделан. А крыло и оперение остались старыми. При этом возникли опасения за прочность фюза - при том же сечении его длина увеличилась в полтора раза. За неделю полетов опасение подтвердилось и фюз был упрочнен.
Сейчас планером доволен. Жду вариометр. Место в фюзе и балансировка планера предусматривают его установку.

Vladimir_Glaznev
vovic:

Бывшему свободнику переходить на радиопланера легко. За основу можно взять планера Сергеича с этого сайта - без электропривода вполне пригодные и для динамиков. Тут в чем закавыка? В спорте жесткие правила давно оптимизировали и выродили конструкции в один тип. И отступления от него всегда дают худшие результаты. В хобби - нету четко поставленной цели. Предпочтения возникают в процессе полетов и смутно формируется перечень того, чего собственно и хочется. Поэтому здесь главное - начать летать. А уже по ходу жизни начинаешь понимать что ближе к душе.
Планер, на котором я отлетал последний сезон делался вообще без чертежей.  Ни эскизов, ни тем более по линейке расчерченых. Про компьютерное моделирование я вообще молчу. В первом варианте было подозрение на слишком короткое плечо оперения. За две недели полетов оно подтвердилось и фюз был переделан. А крыло и оперение остались старыми. При этом возникли опасения за прочность фюза - при том же сечении его длина увеличилась в полтора раза. За неделю полетов опасение подтвердилось и фюз был упрочнен.
Сейчас планером доволен. Жду вариометр. Место в фюзе и балансировка  планера предусматривают его установку.

А что за планер Сергееча? Где он есть?

Я вот думаю может взять планер F-1-А и переделать под радио?
Хотя там профиль вогнуто0выпуклый сопротивление у крыла очень большое будет, ветер не пробьет.

Lazy

О переделке F1XX планеров под радио - побеседуйте с Flysnake - он у нас большой спец в этом вопросе. 😛 А если нужен чертёж небольшого планерка в динаму - дайте адрес в ЛС, вышлю…Только не ожидайте чудес. Простой как угол дома планерок, но хорошо летающий.

vovic
Vladimir_Glaznev:

А что за планер Сергееча? Где он есть?

В статьях, на главной странице сайта.

Сергеич

А вообще, сколько тут есть человек, летающих в динаме на более-менее серьезных моделях? Соревнований по F3F в России вроде бы еще не было, но если с десяток пилотов наберется, то можно же попробовать…

flysnake
Lazy:

О переделке F1XX планеров под радио - побеседуйте с Flysnake - он у нас большой спец в этом вопросе. 😛 А если нужен чертёж небольшого планерка в динаму - дайте адрес в ЛС, вышлю…Только не ожидайте чудес. Простой как угол дома планерок, но хорошо летающий.

Я НЕ переделывал F1xx на RC. На мой взгляд, они могут быть пригодны для полетов в термиках. Для динамы, мне кажется, ничего более неудачного придумать нельзя. Я не знаю, где Вы летать собираетесь, но динамик - это ветер, следавательно нужно иметь эффективное управление и широкий диапазон полетных скоростей. Так что нужны широкодиапазонные профили (например Е205) и небольшое удлинение (7-12). Это обеспечит маневренность и прочность.
Я тоже считаю, что много механизации для начала лучше не ставить.
Размеры зависят от размеров склона. Маленькую модель видно недалеко, а большая может “не уместиться”. Для учебы лучше сделать что-нибудь с размахом 1-1.5м, простенькое и прочное (ударостойкое). Одна из основных проблем - посадка по ветру или поперек ветра на неудобную площадку.

vovic

Все-таки термик - это вещь в себе.
Вчера разошлись тучки и вышло яркое солнышко на совершенно чистом небе.
Казалось бы - вот щас пойдут потоки. - Фиг вам!
Двы часа стартов - ни одного даже намека на поток. Взлет - облет по кругу, приземление. Динамы тоже никакой - штиль.
Недалеко от старого карьера - новый. В обед там подрывают породу.
После взрыва тучи дыма и пыли. Отличный визуализатор движения воздуха. Смотрю, а дым и пыль, вместо того, чтобы подниматься вверх - резко осаживаются вниз и расползаются по земле как вода. Просто придавливает все вниз.
Убедившись, что потоков не будет - уехал домой.
Но так и не понял - почему?
При сплошной облачности и моросящем дождике летал часами, а при ясном небе и сильно греющем солнце - не налетывал больше пяти минут.
Какие будут мнения?

flysnake

У меня тоже было, нечто похожее (хотя специально в термиках я не летал).
В свое время я много читал про полеты планеров и погоду. Попробую коротко сформулировать то, что из этого понял.
Известно, что с ростом высоты температура падает. С другой стороны, чем выше, тем ниже давление. Если взять у земли некий объем воздуха и поднять его наверх, он станет холоднее (за счет расширения). Если при этом он окажется теплее окружающего его на высоте воздуха, то он будет легче, и будет стремиться подниматься выше, если холоднее - опускаться.
Так что, наличие восходящих потоков (термиков) определяется не только тем, греет ли солнце в данный момент, но и общим распределением температуры по высоте.
Собственно о восходящих потоках. У земли они имеют вид пузырей, как в закипающем чайнике. На высоте они сливаются и имеют вид столба. Один из признаков - кучевые облака (из-за охлаждения при подъеме воздуха происходит конденсация воды).
К сожалению, особого практического значения все это не имеет 😦

wingmax

Присоединюсь к Flysnake, по поводу распределения температуры воздуха в приземном слое, температурной инверсии (когда у земли воздух холоднее, чем наверху). Замечу, что для зарождения термика прогрев подстилающей поверхности условие необходимое, но не достаточное. Нужен еще контрастный рельеф и небольшой ветер, чтобы наш "новорожденный"пузырь оторвать. Наверное замечали, как в поле жарким летним днем с очень небольшим ветром или его отсутствием вдруг сорвется ветер, а потом стихнет?
Это термик оторвался и пошел вверх, а ему на смену подсасывает новую порцию и давление выравниваеися. Это когда прогрев сильный. А когда слабый-без внешнего возмущения пузырь может долго липнуть к земле, а то и остынет вовсе.
Сталкивался с описанным Вами явленим. А бывало и в феврале в -5 парило не хуже летнего.

Vladimir_Glaznev

Народ, кто-нибудь летал в динамиках на самолетах типа TORO?
Как они себя ведут в полете по сравнению с классическим планером?

И еще, я слышал про воздушный бой на таких модельках в динаме, кто пробовал, поделитесь опытом.

Интересно, безмоторного торика можно из пенопласта вырезать, не тяжеловат будет?

vovic

Я еще не надоел своими сентенциями?
Тогда продолжу.
В субботу погодка была летняя - солнце, красота. Поехал с ребятами на луг. Они летали - я мучился. Максимум - 8 минут. Ну ни фига термиков на пойменном лугу нету.

В воскресенье пасмурно было, поехал в свой любимый Белый Колодец.
Один взлет - и полтора часа парения. Ветерок слабенький 2 -3 м/с. Помимо сильного потока на стенках карьера еще слабенький поток почти по всей площади карьера. Начал понимать популярность в Европе полетов с радиопланерами в Альпах. То есть, конечно, до Альп нашей местности далеко. Но простор полетов - широчайший. Улетал на 1,5 километра в одну сторону и в другую. На фоне темных облаков в закатном солнце двухметровый планер неплохо видно даже на таком расстоянии.
Эдакий размашистый, на всю видимую даль полет дает какое-то жутко приятное ощущение - полет души! Сел потому только, что аккумулятора передатчика на два полетных дня не хватает. Надо делать второй сменный блок. Вечером займусь.

Кстати, посмотрел у другана в субботу его Шок-флаер в поле. Забавная штука! Но самому - как то не тянет. Проехали…

flysnake
Vladimir_Glaznev:

Народ, кто-нибудь летал в динамиках на самолетах типа TORO?
Как они себя ведут в полете по сравнению с классическим планером?

И еще, я слышал про воздушный бой на таких модельках в динаме, кто пробовал, поделитесь опытом.
Интересно, безмоторного торика можно из пенопласта вырезать, не тяжеловат будет?

Говорят, летают хорошо. Я вижу только одну проблему - трудно будет держать высокую скорость, если нужно будет (сам летаю сейчас на “крылышке” типа кордовых бойцовок).
Про пенопласт. Посчитай сам. Если получится от 10 до 20г/дм**2 то проблем с полетом в динаме не будет. При полной обклейке скотчем (прозрачным) добавится 0.5-0.7 г/дм**2)

RedSun
Vladimir_Glaznev

Народ, кто-нибудь летал в динамиках на самолетах типа TORO?
Как они себя ведут в полете по сравнению с классическим планером?

Для этого у Телинка (производителя Торы) есть специальный планер Tornado-11 (и его модификация Tornado-XX). Бесхвостка, 1.22 размах, 34 квадрата площади. Практически неубиваем. Смотреть здесь www.telink.cz или здесь www.efly.ru/models/tornado11.php

Vladimir_Glaznev

И еще, я слышал про воздушный бой на таких модельках в динаме, кто пробовал, поделитесь опытом.
Интересно, безмоторного торика можно из пенопласта вырезать, не тяжеловат будет?

Я вырезал. Из шарикового. Обтянул бумажкой на ПВА. Вес планера - 120 грамм без аппаратуры, двигла и акку, но со всеми тягами. Оно держалось в воздухе с 280 мотором и позволяло слегка выкрутасничать с 300м. Но чинить - задолбался.

Модели из ЕРР хороши в первую очередь материалом - гибридом пенопласта и резины. Будучи обтянуты поверх хитрым скотчем, они практически неубиваемы. При цене торнады в полтиник с самостоятельной резкой лучше не заморачиваться, ИМХО.

Andrey_Lopatko

По теории вопросов образования термиков (в т.ч. и термических полетов) очень рекомендую полазиить по парапланерным сайтам! Ребята, не поленитесь, там просто море информации и очень полезной!!! В поисковике набираете параплан…

Vladimir_Glaznev
RedSun:

Для этого у Телинка (производителя Торы) есть специальный планер Tornado-11 (и его модификация Tornado-XX). Бесхвостка, 1.22 размах, 34 квадрата площади. Практически неубиваем. Смотреть здесь www.telink.cz или здесь www.efly.ru/models/tornado11.php
Я вырезал. Из шарикового. Обтянул бумажкой на ПВА. Вес планера - 120 грамм без аппаратуры, двигла и акку, но со всеми тягами. Оно держалось в воздухе с 280 мотором и позволяло слегка выкрутасничать с 300м. Но чинить - задолбался.

Модели из ЕРР хороши в первую очередь материалом - гибридом пенопласта и резины. Будучи обтянуты поверх хитрым скотчем, они практически неубиваемы.  При цене торнады в полтиник с самостоятельной резкой лучше не заморачиваться, ИМХО.

RedSun, если не трудно, скажи размеры Tornado-11
а именно хорду в центре, на конце крыла, и на сколько см. делается стреловидность относительно передней кромки.
Наверное вырежу из синего пенопласта.

Какой профиль использовал?

klim
Vladimir_Glaznev

RedSun, если не трудно, скажи размеры Tornado-11
а именно хорду в центре, на конце крыла, и на сколько см. делается стреловидность относительно передней кромки.
Наверное вырежу из синего пенопласта.

Какой профиль использовал?

В форуме где-то есть чертеж zagi. Юзайте поиск.

vovic
Andrey_Lopatko:

По теории вопросов образования термиков (в т.ч. и термических полетов) очень рекомендую полазиить по парапланерным сайтам! Ребята, не поленитесь, там просто море информации и очень полезной!!! В поисковике набираете параплан…

Да это немного не то. Сейчас изучаю немецкую книжку по радиопланерам для термиков. Там авторы быстро и доступно показывают разницу термических потоков для больших планеров и парапланов, с термиками, в которых летают модели. Масштаб не тот. И вертикальные скорости потоков в разы меньшие у моделей, потому как совсем другая нагрузка на крыло.
Тут Сергеич уже давал в своей статье ссылочку на электронный скан книги для планеристов. Я ее подробно читал. Многое, к сожалению, к моделям имеет мало отношения. Мы летаем чаще в тех потоках, которые для больших парителей бесполезны - слишком слабые и слишком близко к земле.
Но даже специальную книжку полезно читать только перемежая теорию с практическими полетами. Чего щас и делаю.

Я почему сюда пишу? В этом деле очень важен обмен практическим опытом. Вот и надеюсь, что практические опытные планеристы подключаться к разговору, да поделяться своим опытом. Оно всем будет полезно. Много знаний не бывает.

Lazy
vovic:

Но даже специальную книжку полезно читать только перемежая теорию с практическими полетами. Чего щас и делаю.

Я почему сюда пишу? В этом деле очень важен обмен практическим опытом. Вот и надеюсь, что практические опытные планеристы подключаться к разговору, да поделяться своим опытом. Оно всем будет полезно. Много знаний не бывает.

И это есть великая правда 😁

Andrey_Lopatko
vovic:

Да это немного не то. Сейчас изучаю немецкую книжку по радиопланерам для термиков. Там авторы быстро и доступно показывают разницу термических потоков для больших планеров и парапланов, с термиками, в которых летают модели. Масштаб не тот. И вертикальные скорости потоков в разы меньшие у моделей, потому как совсем другая нагрузка на крыло.
Тут Сергеич уже давал в своей статье ссылочку на электронный скан книги для планеристов. Я ее подробно читал. Многое, к сожалению, к моделям имеет мало отношения. Мы летаем чаще в тех потоках, которые для больших парителей бесполезны - слишком слабые и слишком близко к земле.
Но даже специальную книжку полезно читать только перемежая теорию с практическими полетами. Чего щас и делаю.

Я почему сюда пишу? В этом деле очень важен обмен практическим опытом. Вот и надеюсь, что практические опытные планеристы подключаться к разговору, да поделяться своим опытом. Оно всем будет полезно. Много знаний не бывает.

У планеров действительно немного по другому, хотя физика процесса одинаковая -разница в том, что им термики со стадион размерами тербуются 😃 У парапланов скорости гораздо ниже, очень близкие к модельным и обкрутить термик диаметром в 10 метров - не вопрос! Но в самом принципе условия для образования и больших и маленьких термиков всегда одинаковые - разница в том что большие живут дольше. Именно все эти знания и можно почерпнуть. Например тот описаный случай, когда “держало везде” - очень похож на конвергенцию - это когда пришедшие холодные массы воздуха постепенно вытесняют теплые массы воздуха и предугадать такой день можно внимательно изучив прогноз погоды накануне…

Лично мне было-бы проще ответить на конкретный вопрос или разобрать случай, а весь вопрос умещается в книжицу Дэниса Пэгина “Понять небо” - труд очень увесистый! Если совсем влом искать- пишите, найду время- надергаю ссылок!

vovic
Andrey_Lopatko:

“держало везде” - очень похож на конвергенцию - это когда пришедшие холодные массы воздуха постепенно вытесняют теплые массы воздуха и предугадать такой день можно внимательно изучив прогноз погоды накануне…

Лично мне было-бы проще ответить на конкретный вопрос или разобрать случай,

Вот тут бы поподробней! Я читал про климатический фронт и вытеснение воздушных масс, - но это очень расплывчато. На самом деле дома есть термометр и барометр. Как по ним определить, будут потоки или нет? При росте давления и ясной погоде, или при падении давления и пасмурной погоде?