использование руля направления в потоках
Когда возвращаюсь назад - руль высоты от себя, и закрылки поднимаются в режим скорость. Плюс такой микс позволяет быстро исправить ошибку при зависании модели.
Интересная мысль, особенно интересна для сильно-ветренной погоды. Я вот постоянно держу флаппероны на ручке газа. Помогает и садится и при, как вы сказали “зависании”, когда налетевший порыв попутного ветра лишает модель управляемости.
Я очень хотел вот что у Вас спросить. У нас сейчас преобладает сильно-ветренная погода, и пытась крутить круглые (а не эллиптические) спиральки, я, на ходе по ветру, гну профиль, а при ходе против ветра - разгибаю обратно. Оценить эффективность сего действа крайне трудно, поскольку в сильный порывистый ветер получается лишь сделать 3-4 круга, после которых уже надо возвращать модель. Но хотелось бы услышать принципиальную оценку. Даёт это какой-то выигрышь или это всё самообман? Может и не стоит заниматься скруглением эллипсов, раз ветер все-равно сам придает потоку эллиптическую форму.
в сильный порывистый ветер получается лишь сделать 3-4 круга, после которых уже надо возвращать модель
Не бывает некрасивых женщин, бывает мало водки. Не бывает сильного ветра, бывает мало груза. А если с таким грузом модель не летит, то либо модель говно, либо это уже ураган, что бывает крайне редко. Если модель не идет против ветра, то ну на фиг такие полеты.
Даёт это какой-то выигрышь или это всё самообман?
Я не знаю.
Я уже писал, что на мой вкус гораздо важнее отцентрировать поток, или пузырь, или вихрь, переходящий в пузырь. А какие получаются спирали - не так и важно. Это только мое личное мнение.
Не, она вполне себе идет против ветра. Медленно, но идет. Просто при ветре в 6 м/с получается, что 3-4 оборота это около 20-30 секунд. За 20-30 секунд модель сносит по ветру почти на 120-180 метров. Я пока кидаю всего метров на 35, в ветер повыше, но для меня в такой ветер удаление в 100 метров это уже предел.
Все просто, самолет в штиль и без термички у меня летит почти минуту. Значит эти 20-30 секунд на вращение + время пока взлетал и искал, и это уже высота не более 10 метров. А 10 метров высоты на удаленнии 100, да еще и против ветра в 6 м/с, это стремно. В штиль я и с трех метров готов 100 пролететь. Но против такого ветра, лететь придется не 100, а все 300…
А грузить там уже некуда 😃) И так 370 грамм, без всякого балласта. Я пока только учусь, а учиться надо при любой погоде, в т.ч. и той что у нас в Питере сейчас( не думаю, что в Риге сильно отличается). Чем больше летаешь, тем лучше получается.
В любом случае спасибо за ответ. А модель не ругайте, она марки ЯК 😃 Старая, правда, но Капрал обидится. Да и я этой модели благодарен. Она меня на метательное крыло поставила. Вот Вагис отойдет от своего аппендицита, разгребет завалы, и даст бог, будет у меня нормальная модель.
и это уже высота не более … Но против такого ветра, лететь …
Была шикарная тема. Процетирую себя.
Если это не маленький пузырь, а поток то надо терпеть и идти с потоком. Не уходить из него.
Модель поднимается вверх по параболе (чем выше, тем быстрее). Допустим мы поймали термик в точке А. (см. русинок). Траектория подъема – парабола, красная линия – глиссада, опустившись ниже которой можно не вернуться назад. До точки B все хорошо, мы видим что модель поднимается. А вот на отрезке BC происходит визуальный обман. Начинает казаться, что модель вышла из потока. Она опустилась до глиссады и надо поворачивать домой, иначе не долетишь. А надо просто перетерпеть. Если она в потоке и если не делаешь грубых ошибок, и если не кончится поток 😁 😃 , модель обязательно поднимется. По моим наблюдениям, у топ пилотов примерно каждый 15-20 такой рискованный полет заканчивается нулем в протоколе. Но, народ предпочитает рисковать. У меня каждый четвертый. Но я рискую.
Сергей
Горячий привет теоретикам!
Я тоже убежденный сторонник работы рулем направления и координириванных разворотов. Но тут есть несколько НО…
Во-первых, так как мы находимся на некотором удалении от самолета, оценить координириванность разворота тяжело, потому как шарика перед глазами нету. Это значит, что мы можем только догадываться о необходимом отклонении руля и можем легко переусердствовать.
Во-вторых, я слышал несколько раз от мастистых планеристов (на реальных планерах), что в слабых потоках для уменьшения радиуса разворота и увеличения скороподьемности рекомендуется лететь с некоторым скольжением внутрь круга, т.е. носом наружу. Т.е. просто не жать на педаль и не пытаться координировать разворот.
В-третьих, сейчас гадские шведы оказывают моральное давление на мировое метательное сообщество тем, что на своих планерах без руля направления занимают высокие места на соревнованиях. На РЦгрупс уже давно обсасывают этот вопрос и многие попробовали строить модели без руля направления и говорят, что после небольшого привыкания никаких отрицательных эффектов от отсутствия руля направления нету. Я пока не пробовал сам…
гадские шведы оказывают моральное давление на мировое метательное сообщество тем, что на своих планерах без руля направления занимают высокие места на соревнованиях
Ох уж эти шведы, то они внезапно оказываются под Полтавой, то руддер зачем-то аннулируют 😃 Это на салпетере руля нет?
А на самом деле вопрос сугубо прозаический. А как же они планер-то закидывают? Или на забросе идет компенсация вращения не руддером, а микроскопическим отклонением элеронов?
Сергеич, например, последнее время без РН летает…
Что и мне присоветовал. Я так и собрал, без РН - дискомфорта особо не ощущаю.
руль поворота с несимметричным профилем
А на самом деле вопрос сугубо прозаический. А как же они планер-то закидывают? Или на забросе идет компенсация вращения не руддером, а микроскопическим отклонением элеронов?
Точнее, киль с несимметричным профилем.
А вообще-то, если у вас при забросе модель уходит в сторону, значит вы не правильно кидаете. Любое отклонение рулей на старте ведет к потере высоты.
или она кривая или…недостаточная эффективность киля (малая площадь ,короткая балка)
Точнее, киль с несимметричным профилем.
А вообще-то, если у вас при забросе модель уходит в сторону, значит вы не правильно кидаете. Любое отклонение рулей на старте ведет к потере высоты.
Ставить РН или не ставить – дело сугубо личное.
Металка – это сплошной компромисс.
Что касается шведов и «ихнего Сириуса»:
Шведы при выборе высота или качество, выбирают высоту. Вся их модель построена так, чтоб достигалась максимальная высота взлета. Если РН уменьшает высоту – они его выкидывают. Хочу заметить, что РН – это только один из очень многих нюансов для увеличения высоты.
На той высоте, куда они кидают им наплевать-насрать на отсутствие РН. Облетели пол поля нашли поток, с ним ушли в космос, получили макс и сели довольные. Да, иногда не получается. Какое место занял прошлогодний чемпион на German Open вместе с Брюсом (победитель IHLGF)? Не помню точно, но около 30-того. «Извините мужики, не смогла».
Не умеют их модели обрабатывать слабые потоки на небольшой высоте.
Так, что нам, кидающим ниже 60 метров, РН НЕ ПОМЕШАЕТ.
Сергей
А вообще-то, если у вас при забросе модель уходит в сторону, значит вы не правильно кидаете.
В сторону не уходит, но всё то, что кидал (я правша) - норовило закрутиться (сделать бочку) налево (против часовой стрелки, если смотреть вслед модели). Величина - примерно от четветри до полуоборота.
Мне еще Андрей Яковлев (левша), когда отдавал свою старую модель с торсионом, сказал переставлять тросик и пружинку на другую сторону. Я тогда так и не добился от него зачем, но переставил. А когда стал закидывать и наблюдать закрутку (и соответственно уход влево в верхней части траектории), додумался, что надо РН чуть-чуть довернуть вправо (может градуса 3) - как раз именно тягой сервы, а не пружинкой торсиона. В результате сейчас модель взлетает по прямой. Примерно на 2/3 взлета я руддер выпрямляю, да и РВ перевожу примерно в 1/2 - 2/3 от того, что было при отпускании модели (у меня это режим “скорость”).
Может модель и кривая, но недавно я помогал облетывать 60 см. металочку (на торсионе) совсем незнающему человеку, и там на забросе пришлось сделать с руддером тоже самое. Может она тоже (и также) кривая. Может человек, как и я, неправильно кидает… Не знаю…
И что там говорили про киль с несиметрничным профилем? Если модель прямая, то зачем? Что-то я окончательно запутался.
Всё очень просто, присмотритесь к чертежам господина Дреллы, там киль имеет плоско-выпуклый профиль, а самое интересное, что его (т.е. киль) устанавливают таким образом чтобы при выпуске модели, хвост стремился в круг, т.е. направляя модель из круга! При старте модели и полёте скорость отличается в разы, при большей скорости профиль имеет большую подьёмную силу, а при меньшей скорости соответственно… , вот как-то так.
А я на своем Бластере 2 пробовал разные комбинации следующих вещей: Координирование РН, микс “Элероны на РН”, дифер элеронов и наконец “РВ на флапы”.
Лучше всего спирали получаются без потери скорости с обоими миксами и дифером (шоб предотвратить “адверс йау”.) Руль направления как трогаю - такое ощущение что оттормаживает модель в спирали.
А вот на тяжелом кулярисе в 2,6 метра со всеми этимиже наваротами без координации РН он просто из спирали вываливается внутрь виража, т.к. боковое кольжение так быстро его отармаживает, что он ниже скорости сваливания начинает лететь. О как.
Всё очень просто, присмотритесь к чертежам господина Дреллы, там киль имеет плоско-выпуклый профиль, а самое интересное, что его (т.е. киль) устанавливают таким образом чтобы при выпуске модели, хвост стремился в круг, т.е. направляя модель из круга! При старте модели и полёте скорость отличается в разы, при большей скорости профиль имеет большую подьёмную силу, а при меньшей скорости соответственно… , вот как-то так.
Да нет, все еще проще. Киль имеет несимметричный профиль для того, чтобы увеличить максимальный Су в направлении против первого вращения. Самые большие потери энергии происходят во время первых долей секунды, когда модель разворачивается и летит боком. Т.е. при броске правой рукой первая “закрутка” самолета идет хвостом вправо. При этом если киль маленький или профиль у него “слабый”, то наступает срыв потока на киле и эффективность демпфирования сильно падает. Несимметричный профиль позволяет “оттянуть” срыв потока на киле на большие углы и киль более эффективно демпфирует первый заброс хвоста. Кривизна профиля при этом должна быть направлена влево. Для того, чтобы устранить разворачивающий момент в нормальном полете, киль на фюзеляже устанавливается под небольшим углом (0.6 градуса, кажется) вправо.
Запуск без РН идет хорошо, потому что жесткость системы сильно повышается. При маленьком поперечном V крыла, самолет почти не набирает крен во время скольжения при запуске и жесткий киль его быстро возвращает в правильное направление. РН всегда просаживается при запуске, какой бы жесткой ни была тяга управления и рулевая машинка. Поэтому с РН обычно нужно небольшое отклонение наружу при запуске, для компенсации просадки. Если РН маленький, как на Аспирине-САЛпитере, то этот еффект мал. Также как и вообще эффективность РН, впрочем.
Насчет шведов и того, что им наплевать на все, кроме высоты запуска, не соглашусь. Во-первых, всем нам не помешают несколько лишних метров на взлете. Высоко или низко бросаешь - несколько метров высоты могут как раз позволить задержаться в том слабеньком потоке и не остаться на земле. Во-вторых, все мы оказываемся в ситуации, когда несмотря на супер-пупер-запуск на 60м, после минуты поиска планер оказывается в 5м от земли и надежда только на маленький пузырик, или на ветерок обегающий деревья или какой-нибудь сарай. Если самолет не рулится хорошо в этой стрессовой ситуации, то это не есть приемлемый компромисс, даже если запуск был на 60м. Т.е. шведы и многие другие пилоты привыкают к некоторым маленьким недостаткам поведения самолета без РН и, как говорят, совершенно не страдают от его отсуствия.
шведы и многие другие пилоты привыкают к некоторым маленьким недостаткам поведения самолета без РН и, как говорят, совершенно не страдают от его отсуствия.
Как в анекдоте:
Приходит дедушка к врачу и жалуется, что его 70-ти летний знакомый, говорит, что может с женщинами по три раза в день.
Что врач ответил?
«И вы говорите!».
Кто ж будет свою модель ругать?
Сам лично видел, как Брюсу не повезло и он на Сириусе пару раз не смог подняться в слабом потоке, хотя несколько моделей с РН поднялись без проблем.
как говорят немцы" А где же шпасс?" типа, мне больше удовольствия доставляет полет с РН.
сириусов выпаривающих с 2х метров я в германии не видел,они восновном с броска хорошо уходили,даже с 10 метров как то не превидел, зато дядьки на салпетерах,твистерах и др достойных аппаратах ,в каждой группе практически выбиралис с земли практически и эти люди от руля направления не откажутся .
если киль маленький или профиль у него “слабый”, то наступает срыв потока на киле и эффективность демпфирования сильно падает. Несимметричный профиль позволяет “оттянуть” срыв потока на киле на большие углы и киль более эффективно демпфирует первый заброс хвоста.
Означает ли это, что высокий и узкий киль будет работать лучше, чем широкий и короткий, при той же толщине? И почему на Таboo стоит широкий киль?
Может я чегото не понял,но прошу уважаемых пилотов по порядку разжевать как нужно управлять моделью на малой высоте в слабом термике.В какую сторону и когда рулить рулем направления и елеронами.Статью Дрелы в переводе читал,но нифига не понял.Модель Бластер,362 гр.Спасибо!
Означает ли это, что высокий и узкий киль будет работать лучше, чем широкий и короткий, при той же толщине? И почему на Таboo стоит широкий киль?
Вот зашел опять, а тут вопрос от Сергея.
Ты чего тут ситуацию с проституцией путаешь? 😎 шутка…
Профиль - он сам по себе. Удлинение киля - само по себе. На Табу стоит просто пластинка, поэтому толщины никакой нету, т.е. 3мм всего. Почему короткий и широкий - так прочнее, иначе просто переломится.
А вообще, тут две теории есть. Киль (крыло) большего удлинения более эффективен при малых углах рыскания. Поэтому, казалось бы, лучше его делать длиннее. Но если мы его хотим довести до очень больших углов атаки, то киль (крыло) малого удлинения может быть выгоднее, т.к. он может работать на значительно больших углах атаки без срыва потока. Когда профиля нету, то максимальный (срывной) угол атаки еще меньше, поэтому одна надежда на киль малого удлинения, т.е. широкий и короткий.
Может я чегото не понял,но прошу уважаемых пилотов по порядку разжевать как нужно управлять моделью на малой высоте в слабом термике.В какую сторону и когда рулить рулем направления и елеронами.Статью Дрелы в переводе читал,но нифига не понял.Модель Бластер,362 гр.Спасибо!
Дрела говорит, что для уменьшения сопротивления в вираже надо рулем направления “помогать” немного, т.е. внутрь круга рулить. При этом фюзеляж будет направлен вдоль линии полета, а вернее, по касательной к кругу. Если не подруливать внутрь круга, то нос будет смотреть немного наружу, а сопротивление будет немного больше.