Постройка планера, 4 метра.
Любой конденсатор LO ESR
Подскажите пожалуйста какие нибуть критерии по каторым определяется LO ESR, а то я не грамотный в этом вопросе, поэтому если можно то по проще.
Или можно так - “купи вот этот и успокойся”.
подгоняются консоли, вклеивается вторая часть разъема.
Чаще вклеивают одну часть, а вторая свободно на проводах. Практика диктует свои правила…))
На пилоне крыло будет чище, и аэродинамически эффективнее.
Более, чем спорный факт, но дело вкуса…))
Крепление будет на пластиковых болтах. А это дает шанс на срезание, и гашение энергии при лобовом столкновении с планетой.
Сергей, а еще дает офигенный шанс на срезание “просто так”, даже без планеты. Я не знаю, какой планируется старт, но если леерный - лучше пересмотреть решение “до того, как…” ))) Когда падает такой планер, то срезание болтов крепления четырехметрового крыла может даже добавить проблем, а не уменьшить.
Такого-же мнения. По части пластиковых болтов.
Постарайтесь не втыкать его носом в землю. Наиболее частыми будут касания консолями предметов при посадке, ну зацепы за грунт и всякую растительность закрылками.
Вот тут и придет на помощь разбор консолей и клеевое крепление серв. Консоли будут отъезжать на штырях а сервы отклеиваться, спасая редуктора. Скотч - “наше все”. 😃
Центроплан можно и жестко крепить. При жестком креплении будет страдать только задний стрингер в крыле.
Недалеко от фюзеляжа. Сие есть врожденная болячка спортивных наборных планеров с жестким креплением центроплана.
Березовая фанерка 2.5 мм — страшно прочная.
Чтобы было еще страшнее, к фанерной прибавьте еще текстолитовую нервюрку, если угольной пластины нет. Честное слово, не пожалеете! ))) Дыра под штырь не маленькая, перемычки всего ничего и фанерка там хрустнет оч запросто.
Березовая фанерка 2.5 мм — страшно прочная
если б это была авиационная пятислойная, тогда бы еще оттдаленно можно было бы говорить о просности, просто сейчас выпускается фанера класса “С” то есть упаковочная, а вот положить на нее сырое стекло или уголек приформовать по грубому, а потом сошкурить торцы, если нет углепластика или текстолита, будет очень здорово, да и хорошо защитит от влажности, которая очень любит крутить торцы крыльев даже при угольных кессонах
Чтобы штырьки не уплыли, паяю на собранных разъемах
есть специальный припой для пайки полевых транзисторов низкотемпературный много пива выиграл, расплавляя такой в ладони паяльником)))))), называется сплав резэ или сплав вуда почти одинаковые, купить можно в радио магазинах, (на будущее) или паять простым припоем, но с теплоотводом, взявшись за штырек с обратой стороны тонкими пассатижиками , очень выручает, чтоб припой быстро обволакивал место пайки пользоваться спиртовым расвором канифоли, тоже спасает от расплавления пластмассовых корпусов, или еще интереснее использовать военные разъемы от радилстанций, там композитный материал, можно за пузырь найти у какого нибудь прапорщика связиста)))))))))))) тем более, что там разъемы самоцентрующиеся с предусмотренным осевым и продольным люфтом, что не маловажно при отстегивании крыла при ударе
Всем спасибо за советы.
Чаще вклеивают одну часть, а вторая свободно на проводах
Чем это аргументируют?
Сергей, а еще дает офигенный шанс на срезание “просто так”, даже без планеты
Решаю этот вопрос конструкцией стыковки.
к фанерной прибавьте еще текстолитовую нервюрку
К сожалению нету, но добавил второй слой фанеры, спасибо.
много пива выиграл, расплавляя такой в ладони
😃)
да и хорошо защитит от влажности, которая очень любит крутить торцы крыльев даже при угольных кессонах
Как-то я забыл о влажности, надо учесть.
Что было дальше.
«Чертеж» 😃 крепления крыла:
Готовы фанерные площадки под болты.
Торцы пропилены, этой стороной на смоле к штырю.
У штыря будет два нейлоновых 6-мм болта на основную нагрузку, и сзади один для фиксации.
Площадки будут «висеть» на штыре, перенося на него до 50 кг перегрузки в максимуме. Обматываем центр кевларом дополнительно.
Конструкция легко прилаживается к месту пока на циакрине.
Вид снизу. Одна из нервюрок оторвалась. Это не проблема, другие в процессе тоже оторвутся, циакрин… Рано приклеил.
Боковые ребра на площадках для поддержки нитей.
И дадим угля.
Крепление крыла проклеено смолой. Теперь можно висеть.
Чем это аргументируют?
Ну кто чем…)) я лично аргументирую тем, что однажды, после столкновения в воздухе с моделью приятеля, консоль “отъехала” от центроплана миллиметров на 20. Только провода и спасли от потери управления. С тех пор даже не помышляю о другом способе, хотя он имеет право на жизнь и некоторые им пользуются.
Конструкция легко прилаживается к месту пока на циакрине.
Сергей, у “конструкции”, на мой взгляд, всего ничего площади склейки с лонжероном, а уголь для обмотки в данном случае не работает так, как Вам хотелось бы…) В таком варианте прекрасно работает обычный дюралевый уголок с толщиной стенок 3мм. Делается по все высоте лонжерона, клеится на смоле и приматывается кевларом. Я в свое время еще делал вставку из фанеры между полками лонжерона и прикручивал уголок на М3. Поверьте, нагрузки нешуточные, особенно на старте.
Продолжая эту тему, снова о капроновых болтах:
У штыря будет два капроновых 6-мм болтах
Чтобы Вы себе представляли немного, вот маленький пример. Когда я еще строил сам спортивные планера, делал разъемный V хвост. Соединением служил каленый V штырь 3мм, крепилась конструкция к фюзеляжу винтом М3, который закручивался в дюралевую втулку на глубину 6 мм. После одного из ручных стартов хвост улетел, срезав всю резьбу во втулке. Втулку заменили на стальную. После лебедочного старта штырь со 110 градусов разогнуло до примерно 140. Был заменен на диаметр 4 мм. А стаб был легкий, формованный бальзовый, проткнуть можно пальцем. Лонжерон угольный, штырь внутри…
Я так долго зачем рассказываю - чтобы Ваша титаническая и красивая работа Вас не огорчила… Четыре метра крыло - даже зацепившись консоль при посадке, как верно сказал коллега выше, узел крепления испытывает приличные нагрузки, работа на срез, болтам конец. А при старте капроновую резьбу слижет с легкостью.
Есть еще хуже сценарий с капроном: при посадке винты надорвёт (с капроном такое бывает - внешне цел, а прочность в разы меньше).
Что будет с планером, когда под облаком этот винт лопнет на входе в поток - и думать не хочется…
P.S. Если не избежать, то как минимум грамотно ставьте винт - там, где он работает на срез, резьбы быть не должно. Только гладкое “тело”, без люфта сидящее в жесткой втулке.
Тогда по крайней мере или “срезало”, или нет. Без промежуточных вариантов.
.
Сергей, у “конструкции”, на мой взгляд, всего ничего площади склейки с лонжероном, а уголь для обмотки в данном случае не работает так, как Вам хотелось бы…)
За темой постоянно не слежу. Вот увидел крайние фотки узла крепления крыла к фюзеляжу. Не нравится крепление узла к ложерону. Приклейка в стык с последующей обмоткой - не убедительно. Я бы сделал узел цельным и вставил его между полками лонжерона и уже потом обмотал.
консоль “отъехала” от центроплана миллиметров на 20.
Ага, понял, спасибо. Не думал об этом.
Сергей, у “конструкции”, на мой взгляд, всего ничего площади склейки с лонжероном,
Циакрин только прихватывает, дальше все пролито смолой.
Планер моторный, максимальное давление фюзеляжа в перегрузке примерно 25 кг, с запасом прочности 50 кг.
Одной стороной площадка висит смолой на штыре, другой стороной — на кевларе и угле, перекинутом через штырь.
Площадь контакта площадки со штырем через смолу (только фанера без учета уголков) примерно 8 кв. см.
Смола между площадками и штырем испытывает напряжение на сдвиг (тянем вниз).
Прочность смолы на сдвиг. У меня ларит. Не удалось найти точного значения, но нашел прочность других смол, примерно в диапазоне 2300-4500 ПСИ.
Возьмем минимальное значение - 2300 ПСИ. Это 1.6 кг / кв.мм.
8 кв. см = 800 кв. мм.
Прочность всего слоя на сдвиг: 800 / 1.6 = 500 кг.
Делим на 2 для запаса прочности: 250 кг.
Делим на 2 с учетом того, что смола протекла не везде в месте контакта: 125 кг.
Максимальное давление фюза: 25 кг.
Шестикратный запас.
Это только сторона контакта со штырем, с другой стороны еще обмотка угля и кевлара.
Какие ошибки я мог тут допустить?
Приклейка в стык с последующей обмоткой - не убедительно. Я бы сделал узел цельным и вставил его между полками лонжерона и уже потом обмотал.
Я потом именно так и стал делать - алюминиевый узел между полками. Не подводило ни разу, даже после жестоких крашей это место всегда цело.
\ 2300 ПСИ. Это 1.6 кг / кв.мм. 8 кв. см = 800 кв. мм. 800 / 1.6 = 500 кг. 250 кг. Делим на 2 …125 кг. Максимальное давление фюза: 25 кг. Шестикратный запас. . Какие ошибки я мог тут допустить?
Сергей, слишком глубоко в дебри ))))😁😁 Что происходит в небе, в мощных потоках, на границе с нисходящими, Вы даже не представляете. И забудьте о капроне, прислушайтесь. Если главный аргумент - сохранить крыло, то уверяю Вас, это более чем призрачно.
Смола между площадками и штырем испытывает напряжение на сдвиг (тянем вниз).
Когда четырехметровый и трехкилограммовый “планерок” зацепится консолью за кустик, какой момент испытает узел на двухметровом плече? ))))))))))
Спасибо за критические отзывы, обязательно уделю больше внимания этому месту.
Но мне кажется, вы слегка сгущаете краски, коллеги, и смешиваете некоторые вещи в кучу )
При зацепке за куст на этот модуль будет немного нагрузки, это ведь далеко не всё, на чем держится крыло, работа недоделана.
Что происходит в небе, в мощных потоках
Но цифры есть цифры, верно? )
Смотрите, Алексей: если центральный модуль рассчитан на 125 кг, а все крыло только на 25, то зачем усиливать центральный модуль ещё?
Только на нагрузки, не являющиеся полетными, типа зацепок на посадке. Это еще впереди, и я постараюсь это учесть, насколько хватит навыков.
Капроновый болт 6 мм рвется примерно при 50 кг по данным, которые я откопал и тут недавно приводил.
Болтов два только на перегрузочную нагрузку, это 100 кг, и третий будет у задней кромки.
Весь планер гарантированно разрушится при перегрузке 15 G. Без учета запаса прочности — 30 G.
Это 50 кг фюзеляжа, то есть в 2 раза меньше, чем держат два болта.
Болты должны быть в порядке, нужно только обеспечить четкое вхождение.
Это же мотопланер, леера не будет.
У меня была посадка носом вертикально планера с двумя болтами. Их срезало, крыло попрыгало по земле. И потом планер отлетал еще сезон. Это было прикольно. Вертикальный краш на ужасающей скорости, охающие зрители, а не следующий день он же опять в небе. Но сколько раз цеплял крылом землю боком — болты не срезались.
Что было дальше.
Отверстия под разъемы.
Усиление нервюр.
Нервюры клеятся снова, в этот раз получше.
Место их контакта со штырем и вообще угол между передом и задом должны быть жесткими — эта часть переносит крутку всего крыла.
Хитрые бальзовые штуки:
Клеются к нервюрам, и в получившийся желобок наматывается ровинг со смолой, связывая все части секции.
Попутно свободная часть штыря доматывается углем дополнительно. Все это будет наглухо закрыто, поэтому ломаться будем в других местах.
Масса на данный момент 130 г.
Штырь весил около 100, то есть центральные детали добавили пока всего 30 грамм или чуть больше.
К сожалению нету, но добавил второй слой фанеры
вопрос решается проще, намазать смолой торец вклеенной нервюры, наложить на него слой стеклоткани0,25 (какую не жалко) , или углеткани,или углеленты под 90 град, закрыть целлофановой пленкой и прямоугольной дощечкой в размер концевой нервюры,прижать через паралон резинкой, когда смола встанет, убрать всю эту приблуду и прошкурить выступающий за края уголь или стекляшку, смотря, что там у вас будет, торец получается идеальный
То есть вы предлагаете отделать именно плоскость торцов, а не таврировать ребра нервюр?
Может тогда лучше именно оттаврировать ребра сверху и снизу? Таким же методом, полосками угля на смолу?
Что происходит в небе
как то делал для сына планер F1a не нашел подходящего штыря на 6 мм для стыковки крыльев, взял вороток от ВМВ , как раз в размер, зажал в тиски и бил молотком (без фанатизма) пытаясь согнуть, все выдержало, затем поставили штырь на планер, на леере, попробовали по пионерски , все нормально, когда 11-и летний пацан стрельнул планер с динамы, после посадки штырь ушел градусов на 10, Пы Сы: если кто не знает F1A весит 412 грамм, а вам уж сам бог велел делать дюралевую вставку внутрь лонжерона, не стоит создавать заведомо аварийноопасные места, да еще в труднодоступном месте, ведь там же будет зашивка?
таврировать ребра нервюр
это само собой, я веду речь в данном случае о торцевых нервюрах, там где места стыков консолей
Да не, коллеги, это мотопланер. Не будет леера.
Но мне кажется, вы слегка сгущаете краски, коллеги, и смешиваете некоторые вещи в кучу )
Вы так думаете? )))
При зацепке за куст на этот модуль будет немного нагрузки,
Не стоит же так буквально воспринимать…)) Зацепка консолью за “что-то” частенько приводит к тому, что самолетик катится кувырком, переворачиваясь.
Но цифры есть цифры, верно? )
Вы отталкиваетесь от статических расчетных стандартных величин. Это все верно, но ожидаемые нагрузки просчитать сложнее. То, что Вам пытаются рассказать, вбито в голову многолетним опытом и практикой, наблюдениями за своими и чужими ошибками. Многие это давно уже прошли и точно знают, как НЕ надо делать.
Тем не менее, успехов!
Я привел расчет не для того, чтобы подчеркнуть, что вот этот узел выживет, а скорее наоборот, подчеркнуть, что при такой нагрузке гарантировано развалится все остальное. Потому что все остальное-то не рассчитано более чем на определенную нагрузку. А дальше думаю по принципам равнопрочности и минимальной достаточности.
Возможно я ошибаюсь в каких-то местах. Постараюсь учесть услышанное. Спасибо!
Зацепка консолью за “что-то” частенько приводит к тому, что самолетик катится кувырком, переворачиваясь.
В этом случае срезание разве будет лишним?
Если покатился, а болты не сорвало, то я поменяю болты, чтобы не могло быть надорванных, это недорого.
Хорошее замечание, обязательно куплю запасной пакет болтов.
при такой нагрузке гарантировано развалится все остальное.
Вовсе не факт. Я же не напрасно рассказывал про бальзовый стабилизатор, разгибающий каленую 60СВГА, а коллега не зря говорил про 6 мм штырь, согнутый легким планером с площадью крыла в разы меньше вашего.😉 В обоих случаях детали и самолеты успешно выжили. А вот узлы крепления пострадали, хотя они прочнее уже не в разы, а на порядки… Точка приложения сил - страшная штука 😃😛
Хорошее замечание, обязательно куплю запасной пакет болтов.
Ну-с, с Богом…))))
Стресс-тест штыря и крепления.
Давно хотел это сделать 😃
Все посчитал, и уверен, что будет работать.
Если это сломается, то пусть сломается сейчас, а не в полете.
Берем два соответствующих болта с гайками.
Два стальных стержня зажмут гайки.
К ним подвешивается бутыль массой 19 кг.
Штырь обматывается, надеваются перчатки, чтобы если что — не поранить руки.
Поднимаем.
Ничего не происходит.
Трясем.
Ничего не происходит. Хрустов нет, ничего подозрительного. Изгибов не ощущается.
По расчету можно подвешивать 25 кг.
50 кг — это нагрузка теоретическая, с двойным запасом.
Поднимаем до 25 кг.
Доливаем вторую бутыль.
Поднимаем.
Держится. Не хрустит. Не ломается. Ничего не происходит. К полетам допущен.
😉
а можно вопрос??? вот эти интересные штучки , приклеенные к нервюрам и обмотанные углем, какое у них хитрое предназначение???))))) если только для того, чтоб удержать носики и хвосты на лонжероне, то таврение сырым углем и обшивка прекрасно выполнят эту функцию, я на ф1а нервюры таврил 6-ю нитками сырого угля, держат в припрыжку, а там знакопеременные нагрузки на единицу площади куда больше, при хорошем рывке, килограмм 20 на площадь 30 квадратов, без учета стаба, хотя у вас если не перенапрягать технику нагрузками и не пытаться делать диких перегрузов, и рулить с головой,а не пытаться сделать в лесу просеку, то все будет держать, просто некоторые вещи усложняете, там где это и не нужно бы