Постройка планера, 4 метра.
Есть еще хуже сценарий с капроном: при посадке винты надорвёт (с капроном такое бывает - внешне цел, а прочность в разы меньше).
Что будет с планером, когда под облаком этот винт лопнет на входе в поток - и думать не хочется…
P.S. Если не избежать, то как минимум грамотно ставьте винт - там, где он работает на срез, резьбы быть не должно. Только гладкое “тело”, без люфта сидящее в жесткой втулке.
Тогда по крайней мере или “срезало”, или нет. Без промежуточных вариантов.
.
Сергей, у “конструкции”, на мой взгляд, всего ничего площади склейки с лонжероном, а уголь для обмотки в данном случае не работает так, как Вам хотелось бы…)
За темой постоянно не слежу. Вот увидел крайние фотки узла крепления крыла к фюзеляжу. Не нравится крепление узла к ложерону. Приклейка в стык с последующей обмоткой - не убедительно. Я бы сделал узел цельным и вставил его между полками лонжерона и уже потом обмотал.
консоль “отъехала” от центроплана миллиметров на 20.
Ага, понял, спасибо. Не думал об этом.
Сергей, у “конструкции”, на мой взгляд, всего ничего площади склейки с лонжероном,
Циакрин только прихватывает, дальше все пролито смолой.
Планер моторный, максимальное давление фюзеляжа в перегрузке примерно 25 кг, с запасом прочности 50 кг.
Одной стороной площадка висит смолой на штыре, другой стороной — на кевларе и угле, перекинутом через штырь.
Площадь контакта площадки со штырем через смолу (только фанера без учета уголков) примерно 8 кв. см.
Смола между площадками и штырем испытывает напряжение на сдвиг (тянем вниз).
Прочность смолы на сдвиг. У меня ларит. Не удалось найти точного значения, но нашел прочность других смол, примерно в диапазоне 2300-4500 ПСИ.
Возьмем минимальное значение - 2300 ПСИ. Это 1.6 кг / кв.мм.
8 кв. см = 800 кв. мм.
Прочность всего слоя на сдвиг: 800 / 1.6 = 500 кг.
Делим на 2 для запаса прочности: 250 кг.
Делим на 2 с учетом того, что смола протекла не везде в месте контакта: 125 кг.
Максимальное давление фюза: 25 кг.
Шестикратный запас.
Это только сторона контакта со штырем, с другой стороны еще обмотка угля и кевлара.
Какие ошибки я мог тут допустить?
Приклейка в стык с последующей обмоткой - не убедительно. Я бы сделал узел цельным и вставил его между полками лонжерона и уже потом обмотал.
Я потом именно так и стал делать - алюминиевый узел между полками. Не подводило ни разу, даже после жестоких крашей это место всегда цело.
\ 2300 ПСИ. Это 1.6 кг / кв.мм. 8 кв. см = 800 кв. мм. 800 / 1.6 = 500 кг. 250 кг. Делим на 2 …125 кг. Максимальное давление фюза: 25 кг. Шестикратный запас. . Какие ошибки я мог тут допустить?
Сергей, слишком глубоко в дебри ))))😁😁 Что происходит в небе, в мощных потоках, на границе с нисходящими, Вы даже не представляете. И забудьте о капроне, прислушайтесь. Если главный аргумент - сохранить крыло, то уверяю Вас, это более чем призрачно.
Смола между площадками и штырем испытывает напряжение на сдвиг (тянем вниз).
Когда четырехметровый и трехкилограммовый “планерок” зацепится консолью за кустик, какой момент испытает узел на двухметровом плече? ))))))))))
Спасибо за критические отзывы, обязательно уделю больше внимания этому месту.
Но мне кажется, вы слегка сгущаете краски, коллеги, и смешиваете некоторые вещи в кучу )
При зацепке за куст на этот модуль будет немного нагрузки, это ведь далеко не всё, на чем держится крыло, работа недоделана.
Что происходит в небе, в мощных потоках
Но цифры есть цифры, верно? )
Смотрите, Алексей: если центральный модуль рассчитан на 125 кг, а все крыло только на 25, то зачем усиливать центральный модуль ещё?
Только на нагрузки, не являющиеся полетными, типа зацепок на посадке. Это еще впереди, и я постараюсь это учесть, насколько хватит навыков.
Капроновый болт 6 мм рвется примерно при 50 кг по данным, которые я откопал и тут недавно приводил.
Болтов два только на перегрузочную нагрузку, это 100 кг, и третий будет у задней кромки.
Весь планер гарантированно разрушится при перегрузке 15 G. Без учета запаса прочности — 30 G.
Это 50 кг фюзеляжа, то есть в 2 раза меньше, чем держат два болта.
Болты должны быть в порядке, нужно только обеспечить четкое вхождение.
Это же мотопланер, леера не будет.
У меня была посадка носом вертикально планера с двумя болтами. Их срезало, крыло попрыгало по земле. И потом планер отлетал еще сезон. Это было прикольно. Вертикальный краш на ужасающей скорости, охающие зрители, а не следующий день он же опять в небе. Но сколько раз цеплял крылом землю боком — болты не срезались.
Что было дальше.
Отверстия под разъемы.
Усиление нервюр.
Нервюры клеятся снова, в этот раз получше.
Место их контакта со штырем и вообще угол между передом и задом должны быть жесткими — эта часть переносит крутку всего крыла.
Хитрые бальзовые штуки:
Клеются к нервюрам, и в получившийся желобок наматывается ровинг со смолой, связывая все части секции.
Попутно свободная часть штыря доматывается углем дополнительно. Все это будет наглухо закрыто, поэтому ломаться будем в других местах.
Масса на данный момент 130 г.
Штырь весил около 100, то есть центральные детали добавили пока всего 30 грамм или чуть больше.
К сожалению нету, но добавил второй слой фанеры
вопрос решается проще, намазать смолой торец вклеенной нервюры, наложить на него слой стеклоткани0,25 (какую не жалко) , или углеткани,или углеленты под 90 град, закрыть целлофановой пленкой и прямоугольной дощечкой в размер концевой нервюры,прижать через паралон резинкой, когда смола встанет, убрать всю эту приблуду и прошкурить выступающий за края уголь или стекляшку, смотря, что там у вас будет, торец получается идеальный
То есть вы предлагаете отделать именно плоскость торцов, а не таврировать ребра нервюр?
Может тогда лучше именно оттаврировать ребра сверху и снизу? Таким же методом, полосками угля на смолу?
Что происходит в небе
как то делал для сына планер F1a не нашел подходящего штыря на 6 мм для стыковки крыльев, взял вороток от ВМВ , как раз в размер, зажал в тиски и бил молотком (без фанатизма) пытаясь согнуть, все выдержало, затем поставили штырь на планер, на леере, попробовали по пионерски , все нормально, когда 11-и летний пацан стрельнул планер с динамы, после посадки штырь ушел градусов на 10, Пы Сы: если кто не знает F1A весит 412 грамм, а вам уж сам бог велел делать дюралевую вставку внутрь лонжерона, не стоит создавать заведомо аварийноопасные места, да еще в труднодоступном месте, ведь там же будет зашивка?
таврировать ребра нервюр
это само собой, я веду речь в данном случае о торцевых нервюрах, там где места стыков консолей
Да не, коллеги, это мотопланер. Не будет леера.
Но мне кажется, вы слегка сгущаете краски, коллеги, и смешиваете некоторые вещи в кучу )
Вы так думаете? )))
При зацепке за куст на этот модуль будет немного нагрузки,
Не стоит же так буквально воспринимать…)) Зацепка консолью за “что-то” частенько приводит к тому, что самолетик катится кувырком, переворачиваясь.
Но цифры есть цифры, верно? )
Вы отталкиваетесь от статических расчетных стандартных величин. Это все верно, но ожидаемые нагрузки просчитать сложнее. То, что Вам пытаются рассказать, вбито в голову многолетним опытом и практикой, наблюдениями за своими и чужими ошибками. Многие это давно уже прошли и точно знают, как НЕ надо делать.
Тем не менее, успехов!
Я привел расчет не для того, чтобы подчеркнуть, что вот этот узел выживет, а скорее наоборот, подчеркнуть, что при такой нагрузке гарантировано развалится все остальное. Потому что все остальное-то не рассчитано более чем на определенную нагрузку. А дальше думаю по принципам равнопрочности и минимальной достаточности.
Возможно я ошибаюсь в каких-то местах. Постараюсь учесть услышанное. Спасибо!
Зацепка консолью за “что-то” частенько приводит к тому, что самолетик катится кувырком, переворачиваясь.
В этом случае срезание разве будет лишним?
Если покатился, а болты не сорвало, то я поменяю болты, чтобы не могло быть надорванных, это недорого.
Хорошее замечание, обязательно куплю запасной пакет болтов.
при такой нагрузке гарантировано развалится все остальное.
Вовсе не факт. Я же не напрасно рассказывал про бальзовый стабилизатор, разгибающий каленую 60СВГА, а коллега не зря говорил про 6 мм штырь, согнутый легким планером с площадью крыла в разы меньше вашего.😉 В обоих случаях детали и самолеты успешно выжили. А вот узлы крепления пострадали, хотя они прочнее уже не в разы, а на порядки… Точка приложения сил - страшная штука 😃😛
Хорошее замечание, обязательно куплю запасной пакет болтов.
Ну-с, с Богом…))))
Стресс-тест штыря и крепления.
Давно хотел это сделать 😃
Все посчитал, и уверен, что будет работать.
Если это сломается, то пусть сломается сейчас, а не в полете.
Берем два соответствующих болта с гайками.
Два стальных стержня зажмут гайки.
К ним подвешивается бутыль массой 19 кг.
Штырь обматывается, надеваются перчатки, чтобы если что — не поранить руки.
Поднимаем.
Ничего не происходит.
Трясем.
Ничего не происходит. Хрустов нет, ничего подозрительного. Изгибов не ощущается.
По расчету можно подвешивать 25 кг.
50 кг — это нагрузка теоретическая, с двойным запасом.
Поднимаем до 25 кг.
Доливаем вторую бутыль.
Поднимаем.
Держится. Не хрустит. Не ломается. Ничего не происходит. К полетам допущен.
😉
а можно вопрос??? вот эти интересные штучки , приклеенные к нервюрам и обмотанные углем, какое у них хитрое предназначение???))))) если только для того, чтоб удержать носики и хвосты на лонжероне, то таврение сырым углем и обшивка прекрасно выполнят эту функцию, я на ф1а нервюры таврил 6-ю нитками сырого угля, держат в припрыжку, а там знакопеременные нагрузки на единицу площади куда больше, при хорошем рывке, килограмм 20 на площадь 30 квадратов, без учета стаба, хотя у вас если не перенапрягать технику нагрузками и не пытаться делать диких перегрузов, и рулить с головой,а не пытаться сделать в лесу просеку, то все будет держать, просто некоторые вещи усложняете, там где это и не нужно бы
Комментарий к последней фотографии: а теперь резко поверните корпус на 90 градусов влево, одновременно полностью распрямив правую руку!
Это как раз будет соответствовать вхождению в хорошой термик…
а теперь резко поверните корпус на 90 градусов влево, одновременно полностью распрямив правую руку!
Дмитрий, это довольно смешно. Если я еще не вошел в термик, то откуда взялись 25 кг на мотопланере?
Вы переходите к обсуждению из разряда анекдотов “а вы ей рельсу подсуньте” )
Я уверен, что многие предложат разнообразные способы сломать практически любой планер )
вот эти интересные штучки , приклеенные к нервюрам
Это следствие того, что я придумываю в данном месте конструкцию на ходу - пилона изначально не было в проекте.
Я надел обе консоли на штырь, и для создания точного профиля новой центральной секции просто приложил нервюрки к торцам консолей, и в таком положении зафиксировал циакрином. Так как на циакрине такие вещи не делаются, я сделал своего рода заплатку - усилил крепление нервюр к штырю, связал две половинки профиля. По-хорошему, конечно, надо сразу на смолу, но я не хотел случайно склеить надетые консоли.
Так как на циакрине такие вещи
очень даже на нем хорошо, нервюра же не силовой элемент, а формообразующий, а обшивка и тавр, все будут держать очень здорово
Стресс-тест штыря и крепления. Давно хотел это сделать 😃
Сергей, впечатление такое, простите, что Вы не читаете, что было выше…))) Ваш тест - это даже не имитация полета, это детский сад.))) Вы в курсе, что такое каленая пружинная сталь 60СВГА? А 6 мм вороток? Как думаете, сколько сотен килограмм воды (или тонн) надо повесить до начала необратимой деформации, которая произошла?
Дмитрий, это довольно смешно. Если я еще не вошел в термик, то откуда взялись 25 кг на мотопланере? Вы переходите к обсуждению из разряда анекдотов “а вы ей рельсу подсуньте” )
Я бы на Вашем месте все же прислушался к совету, это вовсе не анекдот, но увещевать уже не хочется…))) Откуда взялись, говорите? Читаем выше…и считаем.
Сергей, впечатление такое, простите, что Вы не читаете, что было выше…))) Ваш тест - это даже не имитация полета, это детский сад.))) Вы в курсе, что такое каленая пружинная сталь 60СВГА? А 6 мм вороток? Как думаете, сколько сотен килограмм воды (или тонн) надо повесить до начала необратимой деформации, которая произошла?
Сколько я думаю, я уже написал, а сколько думаете вы?
Дмитрий, это довольно смешно…
Вы переходите к обсуждению из разряда анекдотов “а вы ей рельсу подсуньте”
Вовсе нет. Из облака далеко нет всякий композит выберется целым. Рядом с облаком - ломает наборные планера запросто.
Вы ведь не для того четырёхметровик строили, чтобы летать по оврагам, прячась от термиков и облаков?
А Ваш узел соединения крыла и фюзеляжа вызывает сомнения похоже не только у меня - так что “про рельсу” это вы зря.
Я просто постарался описать то, что будет происходить с планером наверху.
Статика - ерунда. На большом планере страшны динамические нагрузки, за доли секунды разрушающие всё, что вчера казалось таким прочным…
—
Если честно, мне не нравится крепление 4х метрового крыла на пилоне. Толстый штырь (лучше два), проходящие через фюз, мне как то ближе…
Сколько я думаю, я уже написал, а сколько думаете вы?
Примерно те же 50 кг воды в бутылях. Только приподнять на 10-15 см до ослабления верёвки и отпустить, причем не прямо, а под углом градусов в 30 к плоскости центроплана.
Только, ради бога - не проводите такой тест в натуре. Я не хочу ломать ничего из сделанного вами, мне очень нравится ваш проект.
Просто пытаюсь пояснить своё видение того, что там, “наверху” происходит…
Коллеги, вы, вероятно, знаете, что говорите, но пока это общие слова —
“страшные нагрузки, а вы в курсе что такое сталь, сотни килограмм” —
понять никому ничего из этого невозможно. Страшные нагрузки — это какие? Сколько сотен килограмм куда, и зачем? Маленький насколько? Большой насколько?
Пока нет чисел вообще неясно, о чем говорить.
Ну и не знаю, что говорить людям, которые комментируют после того, как все сделано. Переделать нельзя, можно доделать.