Постройка планера, 4 метра.
off: Владимир, почистите ящик, ЛС не проходят ))))))
Предполагаете, что настолько сильное усилие будет в полете?
не сильное, но в вашем варианте держит узкая полоска клея, работающая на отрыв, не хотелось бы на посадке потерять заднее крепление, не скажу, что мой вариант легче, скорее так же по весу, но надежнее, если сверху будет жесткая обшивка, то и подкосы можно сделать небольшие типа галтелей, ящик почистил
Составил примерное понимание сил, действующих в районе пилона и болтов около шляпок.
Величины относительные: мало, средне, много.
Уменьшенная картинка:
Крупная картинка:
Один генеральный конструктор создал самолет, но при летных испытаниях постоянно отваливалось то правое то левое крыло, все прочностные характеристики были много раз пересчитаны, все равно история та же. Приходит он домой весь такой грустный, а его старый дед спрашивает у него, о чем он загрустил???Когда же тот рассказал свою историю деду, тот ему и говорит, не беда, это все легко устранимо, вот только надо там где крыло отламывается насверлить отверстий. Все методы уже были испробованы ничего больше не осталось и генеральный решил прислушаться к деду, насверлили дырок, взлетели и …О чудо все работает, ни чего не ломается и не отваливается. Генеральный опять к деду, как ты узнал, что так сделать надо??? тот и отвечает: Это опыт многих лет, ты разве когда нибудь видел, чтоб туалетная бумага по дыркам отрывалась???))))))))))))))))))))))))))
Составил примерное понимание сил, действующих в районе пилона и болтов около шляпок.
Величины относительные: мало, средне, много.
Это относительно новое направление в сопромате. Мало - много - намана. Зашибись.
Мало - много - намана. Зашибись
если флаттер в хлам разрушает самолеты,отрывает элероны или рули высоты, то на графике почему то его эпюры ниже полетных нагрузок, видно такой легонький флаттерок, как легонькая вибрация от электродвигателя!!!)))))))))))))))
Составил примерное понимание сил, действующих в районе пилона и болтов около шляпок.
Всеж лучше бы в точке 2 оставить стальной болтик. При сильном ударе носом врядли стекло-бальзовая морда останется невредимой, даже при отстегнувшемся крыле, т. к. силы инерции будут достаточно высоки (можно и посчитать если че). А при цеплянии крылом, оно будет проворачиваться отн. точки 2, срезая задний и передний болты и все также останется целым, как и с пластиком. Знающие люди советовали не особо доверять пластиковым болтам, т. к. при ударах у них появляются трещины и надрывы, и в момент нагрузки они могут не выдержать. Вообщем в таком варианте крыло при любых обстоятельствах будет держатся на прочной стальной шпильке.
Это не график и не сопромат, не пугайтесь так.
С болтами ясно — два основных болта без учета третьего удержат перегрузку в 2 раза больше, чем это когда-либо понадобится, а в случае крашей (и периодически для профилактики) болты нужно будет просто менять. Установка стального болта остается вариантом всегда. И можно, конечно, вообще все болты сделать стальными.
Но рассчитывать все лучше на одну конкретную конфигурацию, продуманную целостно, и я выбрал нейлоновые болты.
Для чего, собственно, показанная схема.
Это не для болтов, а для того, чтобы разобраться с пилоном.
Пилон.
Все модели, которые я видел с пилонами, были с формованными пилонами на фюзеляже.
Я не имею представления, как сделать пилон здесь, без формовки. Точнее, не имел.
Схема не говорит о конкретных значениях, и не показывает графиков. Это относительное представление, которое подсказало мне, где возникнут действующие силы и в каком направлении. Величина сейчас мне даже не очень важна, важно понимание того, что там вообще происходит. А то, это должно быть “покрепче”, и то что “флаттер все рушит” это и так понятно.
Первый взгляд.
Сборка бальзовой формы.
Пилон делается по образу секции крыла — с зашивкой бальзой 1.5 мм, затем полу-готовый будет обрезан до нужного размера.
Задняя кромка тонкая, передняя скругленная.
Несколько слоев стекла, преимущественно с диагональным расположением волокон.
Примерка к субмарине.
Место установки.
Обновление плана.
Передняя и задняя части пилона наполняются бальзой с вертикальными волокнами.
Итого:
Задача сведена к следующему: надо обеспечить поперечную жесткость передней и задней частей пилона (синие стрелки), с помощью бальзового ядра и стеклянных “полок” снаружи на сжатие-растяжение (черные вертикальные стрелки). Как у лонжерона.
Этому способствуют и диагональные волокна стекла обшивки, препятствующие скручиванию пилона при ударе одной консолью.
Диагональное стекло держит также лобовой удар фюзеляжа — смещение крышки пилона вперед.
По вертикали: на сжатие работает вся бальза, на растяжение — как раз болты.
Ох не нравится мне пилон то…
Мы тут несколько страниц говорили о работе винтов на срез, а они повернуться вместе с пилоном и станут как шнек мясорубки при усилии в разы меньшем.
Двухметровая консоль при первой посадке колесом скрутит этот пилон как пить дать…
Ну так и будет слабое звено.
Накрутить этих пилонов пачку, и на поле с собой возить про запас.
Пусть хрустят …
А во сколько раз снизится нагрузка на: 1 - пилон, 2 - болты, если высоту пилона уменьшить, скажем в 2 раза?
Дык, снизить пилон -пострадает распределение подъемной силы по размаху, в р-не фюзеляжа.
Я прикидывал в xflr - 2,5 см - уже терпимо. Ниже ежели - 2 см, предел. Еще ниже - нет смысла городить.
Я прикидывал в xflr - 2,5 см - уже терпимо. Ниже ежели - 2 см, предел. Еще ниже - нет смысла городить.
2,5 – это минимальная высота пилона?
У меня конкретно сейчас получается высота пилона где-то 22 мм спереди, и 28 мм сзади крыла, где фюзеляж сужается.
а они повернуться вместе с пилоном
Это пока не закончено, устанавливать я собрался так: пилон с креплениями под гайки вклеивается в фюз, где склеивается также с несколькими шпангоутами, передающими все нагрузки распределенно на фюзеляж.
Сверху на площадку пилона будет установлена фанерная площадка. В местах дырок для болтов будут добавлены фанерные накладки достаточной толщины, чтобы не срезать болты случайно легкими движениями.
Установленный пилон будет сглажен шпаклевкой, будут зализы на гранях. И поверх всего этого — снова стеклоткань под разными углами. Стекла не жалеть, много тут не наэкономишь, итак все получается легкое.
Таким образом, болты не должны стать мясорубкой, за счет фанерной верхней площадки пилон будет работать как секция крыла с толстыми корневыми нервюрами — сразу весь целиком. Вся обшивка пилона примет крутильную нагрузку, и тут просто сработает стекло. Пилон должен быть прочнее болтов, чтобы срезать их при сильном ударе что сбоку, что спереди. Потому и пластиковые, опять же 😃
Болты хорошие, это цельный нейлон 6 мм с большой монолитной шляпкой. Я где-то записывал прочку на срезание, подыщу - напишу. Что-то вроде более 100 кг на один болт.
У меня конкретно сейчас получается высота пилона где-то 22 мм спереди, и 28 мм сзади крыла, где фюзеляж сужается
так вот и сделайте его цельно липовый с врезкой в шпангоуты, если конечно они не из бальзы))))))))) а из фанеры 5 мм, до самого низа фюзеляжа, если хочется поработать с деревом, стеклотканевая обшивка бальзы сохранит только бальзу под ней, тем более формовка не в вакууме, у вас же не резиномоторная модель, там и то прочнее хоть и площадь 19 кв дм, а что помешало в пилоне стойки поставить под 45? уже б какая то жесткость на кручение была бы, ну и конечно же не из бальзы, ведь это ответственный силовой элемент
Болты хорошие, это цельный нейлон 6 мм с большой монолитной шляпкой. Я где-то записывал прочку на срезание, подыщу - напишу. Что-то вроде более 100 кг на один болт.
На вашем пилоне они работать будут не на срезание, а на изгиб. Причем на длинне, равной высоте пилона.
В этом случае пилон должен принять на себя всё нагрузку, ибо болтя из нейлона на изгиб работать не будут вообще. А у вас в пилоне бальза вертикально - как раз для того, чтобы горизонтальную нагрузку не принять?
Могу конечно ошибаться (сопромат для меня тёмный лес) но 40 лет моделизма выработали чутьё на слабые места - так вот пилон припервом касании концом крыла сделает чпооок!
Его изнутри порвут те самые болты.
P.S. Совсем недавно я (и не только я) критиковали ваш тест с бутылками. С добавление пилона оно еще более актуально.
Причем на длинне, равной высоте пилона.
Срез между фанерной площадкой пилона (которой пока нет, но я писал чуть выше) и площадкой крыла. Остальной болт, уходящий вниз — только натяжение, больше никаких нагрузок. Все боковые нагрузки будет держать пилон.
А у вас в пилоне бальза вертикально - как раз для того, чтобы горизонтальную нагрузку не принять?
Дрела в статье о ядре лонжеронов пояснил, почему не имеет значения направление волокон при таком напряжении. Одинаково. Вертикально удобнее строить.
Коллеги, кто понимает в инерциях, импульсах, силах и моментах, если есть смелые, помогите посчитать напряжение сдвига болтов в случае касания неподвижного препятствия кончиком консоли на скорости 8 м/с.
Масса планера 3 кг,
Осевой момент инерции планера 530 кг * мм2,
Скорость касания 8 м/с,
Расстояние от центра масс до точки касания 2 метра.
Дрела в статье о ядре лонжеронов пояснил, почему не имеет значения направление волокон при таком напряжении.
Вы будете смеяться, но я не знаю, с вами спорить или с Дрелой. 😃 Лонжерон здесь не причем, нагрузки разные.
Пилон в случае касания крылом будет работать на кручение. На кручение нагрузку принимает обшивка, но её при этом изнутри должен подпирать наполнитель - т.е. бальза.
Бальза у вас вертикально, значит волокна нагрузку держат плохо, мнутся > обшивка прослабляется > тоже мнётся > винты изгибаются и доминают бальзу. Чпооок!
Расстояние между передним и задним болтами 140 мм.
Дмитрий, попробуйте еще раз представить себе секцию крыла между нервюрами — там внутри вообще пусто. С Дрелой в таком деле спорить сложно.
Это та же конструкция как у лобика крыла, только в роли нервюр — площадки пилона, в роли лобика крыла — обшивка пилона, только материалов гораздо больше и толще, чем в крыле. Вопрос только в том, какая именно толщина обшивки нужна для удержания такой крутящей нагрузки.
Сергей, я не против.
Хватит спорить - летать пора! 😉
Прошу прощения, но мне пилон тоже не нравится. И неважно, как там волокна, хоть по диагонали. Свернёт на раз. Я-бы его из многослойной фанеры набрал.