Постройка планера, 4 метра.
Мало - много - намана. Зашибись
если флаттер в хлам разрушает самолеты,отрывает элероны или рули высоты, то на графике почему то его эпюры ниже полетных нагрузок, видно такой легонький флаттерок, как легонькая вибрация от электродвигателя!!!)))))))))))))))
Составил примерное понимание сил, действующих в районе пилона и болтов около шляпок.
Всеж лучше бы в точке 2 оставить стальной болтик. При сильном ударе носом врядли стекло-бальзовая морда останется невредимой, даже при отстегнувшемся крыле, т. к. силы инерции будут достаточно высоки (можно и посчитать если че). А при цеплянии крылом, оно будет проворачиваться отн. точки 2, срезая задний и передний болты и все также останется целым, как и с пластиком. Знающие люди советовали не особо доверять пластиковым болтам, т. к. при ударах у них появляются трещины и надрывы, и в момент нагрузки они могут не выдержать. Вообщем в таком варианте крыло при любых обстоятельствах будет держатся на прочной стальной шпильке.
Это не график и не сопромат, не пугайтесь так.
С болтами ясно — два основных болта без учета третьего удержат перегрузку в 2 раза больше, чем это когда-либо понадобится, а в случае крашей (и периодически для профилактики) болты нужно будет просто менять. Установка стального болта остается вариантом всегда. И можно, конечно, вообще все болты сделать стальными.
Но рассчитывать все лучше на одну конкретную конфигурацию, продуманную целостно, и я выбрал нейлоновые болты.
Для чего, собственно, показанная схема.
Это не для болтов, а для того, чтобы разобраться с пилоном.
Пилон.
Все модели, которые я видел с пилонами, были с формованными пилонами на фюзеляже.
Я не имею представления, как сделать пилон здесь, без формовки. Точнее, не имел.
Схема не говорит о конкретных значениях, и не показывает графиков. Это относительное представление, которое подсказало мне, где возникнут действующие силы и в каком направлении. Величина сейчас мне даже не очень важна, важно понимание того, что там вообще происходит. А то, это должно быть “покрепче”, и то что “флаттер все рушит” это и так понятно.
Первый взгляд.
Сборка бальзовой формы.
Пилон делается по образу секции крыла — с зашивкой бальзой 1.5 мм, затем полу-готовый будет обрезан до нужного размера.
Задняя кромка тонкая, передняя скругленная.
Несколько слоев стекла, преимущественно с диагональным расположением волокон.
Примерка к субмарине.
Место установки.
Обновление плана.
Передняя и задняя части пилона наполняются бальзой с вертикальными волокнами.
Итого:
Задача сведена к следующему: надо обеспечить поперечную жесткость передней и задней частей пилона (синие стрелки), с помощью бальзового ядра и стеклянных “полок” снаружи на сжатие-растяжение (черные вертикальные стрелки). Как у лонжерона.
Этому способствуют и диагональные волокна стекла обшивки, препятствующие скручиванию пилона при ударе одной консолью.
Диагональное стекло держит также лобовой удар фюзеляжа — смещение крышки пилона вперед.
По вертикали: на сжатие работает вся бальза, на растяжение — как раз болты.
Ох не нравится мне пилон то…
Мы тут несколько страниц говорили о работе винтов на срез, а они повернуться вместе с пилоном и станут как шнек мясорубки при усилии в разы меньшем.
Двухметровая консоль при первой посадке колесом скрутит этот пилон как пить дать…
Ну так и будет слабое звено.
Накрутить этих пилонов пачку, и на поле с собой возить про запас.
Пусть хрустят …
А во сколько раз снизится нагрузка на: 1 - пилон, 2 - болты, если высоту пилона уменьшить, скажем в 2 раза?
Дык, снизить пилон -пострадает распределение подъемной силы по размаху, в р-не фюзеляжа.
Я прикидывал в xflr - 2,5 см - уже терпимо. Ниже ежели - 2 см, предел. Еще ниже - нет смысла городить.
Я прикидывал в xflr - 2,5 см - уже терпимо. Ниже ежели - 2 см, предел. Еще ниже - нет смысла городить.
2,5 – это минимальная высота пилона?
У меня конкретно сейчас получается высота пилона где-то 22 мм спереди, и 28 мм сзади крыла, где фюзеляж сужается.
а они повернуться вместе с пилоном
Это пока не закончено, устанавливать я собрался так: пилон с креплениями под гайки вклеивается в фюз, где склеивается также с несколькими шпангоутами, передающими все нагрузки распределенно на фюзеляж.
Сверху на площадку пилона будет установлена фанерная площадка. В местах дырок для болтов будут добавлены фанерные накладки достаточной толщины, чтобы не срезать болты случайно легкими движениями.
Установленный пилон будет сглажен шпаклевкой, будут зализы на гранях. И поверх всего этого — снова стеклоткань под разными углами. Стекла не жалеть, много тут не наэкономишь, итак все получается легкое.
Таким образом, болты не должны стать мясорубкой, за счет фанерной верхней площадки пилон будет работать как секция крыла с толстыми корневыми нервюрами — сразу весь целиком. Вся обшивка пилона примет крутильную нагрузку, и тут просто сработает стекло. Пилон должен быть прочнее болтов, чтобы срезать их при сильном ударе что сбоку, что спереди. Потому и пластиковые, опять же 😃
Болты хорошие, это цельный нейлон 6 мм с большой монолитной шляпкой. Я где-то записывал прочку на срезание, подыщу - напишу. Что-то вроде более 100 кг на один болт.
У меня конкретно сейчас получается высота пилона где-то 22 мм спереди, и 28 мм сзади крыла, где фюзеляж сужается
так вот и сделайте его цельно липовый с врезкой в шпангоуты, если конечно они не из бальзы))))))))) а из фанеры 5 мм, до самого низа фюзеляжа, если хочется поработать с деревом, стеклотканевая обшивка бальзы сохранит только бальзу под ней, тем более формовка не в вакууме, у вас же не резиномоторная модель, там и то прочнее хоть и площадь 19 кв дм, а что помешало в пилоне стойки поставить под 45? уже б какая то жесткость на кручение была бы, ну и конечно же не из бальзы, ведь это ответственный силовой элемент
Болты хорошие, это цельный нейлон 6 мм с большой монолитной шляпкой. Я где-то записывал прочку на срезание, подыщу - напишу. Что-то вроде более 100 кг на один болт.
На вашем пилоне они работать будут не на срезание, а на изгиб. Причем на длинне, равной высоте пилона.
В этом случае пилон должен принять на себя всё нагрузку, ибо болтя из нейлона на изгиб работать не будут вообще. А у вас в пилоне бальза вертикально - как раз для того, чтобы горизонтальную нагрузку не принять?
Могу конечно ошибаться (сопромат для меня тёмный лес) но 40 лет моделизма выработали чутьё на слабые места - так вот пилон припервом касании концом крыла сделает чпооок!
Его изнутри порвут те самые болты.
P.S. Совсем недавно я (и не только я) критиковали ваш тест с бутылками. С добавление пилона оно еще более актуально.
Причем на длинне, равной высоте пилона.
Срез между фанерной площадкой пилона (которой пока нет, но я писал чуть выше) и площадкой крыла. Остальной болт, уходящий вниз — только натяжение, больше никаких нагрузок. Все боковые нагрузки будет держать пилон.
А у вас в пилоне бальза вертикально - как раз для того, чтобы горизонтальную нагрузку не принять?
Дрела в статье о ядре лонжеронов пояснил, почему не имеет значения направление волокон при таком напряжении. Одинаково. Вертикально удобнее строить.
Коллеги, кто понимает в инерциях, импульсах, силах и моментах, если есть смелые, помогите посчитать напряжение сдвига болтов в случае касания неподвижного препятствия кончиком консоли на скорости 8 м/с.
Масса планера 3 кг,
Осевой момент инерции планера 530 кг * мм2,
Скорость касания 8 м/с,
Расстояние от центра масс до точки касания 2 метра.
Дрела в статье о ядре лонжеронов пояснил, почему не имеет значения направление волокон при таком напряжении.
Вы будете смеяться, но я не знаю, с вами спорить или с Дрелой. 😃 Лонжерон здесь не причем, нагрузки разные.
Пилон в случае касания крылом будет работать на кручение. На кручение нагрузку принимает обшивка, но её при этом изнутри должен подпирать наполнитель - т.е. бальза.
Бальза у вас вертикально, значит волокна нагрузку держат плохо, мнутся > обшивка прослабляется > тоже мнётся > винты изгибаются и доминают бальзу. Чпооок!
Расстояние между передним и задним болтами 140 мм.
Дмитрий, попробуйте еще раз представить себе секцию крыла между нервюрами — там внутри вообще пусто. С Дрелой в таком деле спорить сложно.
Это та же конструкция как у лобика крыла, только в роли нервюр — площадки пилона, в роли лобика крыла — обшивка пилона, только материалов гораздо больше и толще, чем в крыле. Вопрос только в том, какая именно толщина обшивки нужна для удержания такой крутящей нагрузки.
Сергей, я не против.
Хватит спорить - летать пора! 😉
Прошу прощения, но мне пилон тоже не нравится. И неважно, как там волокна, хоть по диагонали. Свернёт на раз. Я-бы его из многослойной фанеры набрал.
ядре лонжеронов пояснил
лонжерон целиком заполнен, либо рохасель, либо бальза, но целиком, а у вас пустота, а 2-3 вертикальные щепочки рояли не играют
лонжерон целиком заполнен, либо рохасель, либо бальза, но целиком, а у вас пустота, а 2-3 вертикальные щепочки рояли не играют
вот сию глубинную мысль можно по подробней разъяснить?
лобика крыла, только в роли нервюр — площадки пилона,
лобик крыла воспринимает на себя нагрузку на кручение именно того участка крыла элементарнрго, на котором этот злементаоный лобик расположен, а у вас на пилоне висит ВСЁ целиком крыло с его кручениями инерциями и разносом масс
вот сию глубинную мысль можно по подробней разъяснить?
вот изготовление лонжерона www.facebook.com/photo.php?fbid=134409306630308&se… это изготовление лонжерона на LDA а вот еще www.facebook.com/photo.php?fbid=134409503296955&se… и еще www.facebook.com/photo.php?fbid=134409533296952&se… на первом изготовление лонжерона, внутри еще и угольные полки, в качестве ядра лонжерона рохасель
Дядя Вова, я знаю как лонжероны делают! ты мне мыслю поясни!!!
целиком заполнен, либо рохасель, либо бальза, но целиком, а у вас пустота, а 2-3 вертикальные щепочки рояли не играют
значит волокна нагрузку держат плохо, мнутся > обшивка прослабляется
если бы хоть эти перегородки под 45 стояли со слоями лежа, тогда уж где то как то можно говорить о жесткости на кручение, правильно вам подсказали набрать из многослойной фанеры, либо взято хороший пенопласт типа рохасель, завернуть это все в сендвичь из угля и стекла и заформовать в вакууме, вот это будет бронебойно, а то что стекло сверху в смоле примазанной кисточкой, это уже не монолит
знаю как лонжероны делают! ты мне мыслю поясни!!!
там был пост о тот что все равно как в лонжероне волокна расположены, типа того, что и в пилоне по барабан, вот я и привел пример, пилон то пустой