Постройка планера, 4 метра.

cashin

В моем случае — плоская часть по линии фюза — получается угол около 2 градусов.
Вовремя вы сказали!
Место контакта заднего болта нужно опускать на 4 мм, чтобы получить 3 градуса.

AIRDAN
cashin:

Выбирая угол, просто смотрел на дреловские модели с этим же профилем,
там 0 градусов по нижней плоской задней части профиля, думаю так и сделать.
Как думаете?

Всё правильно.
Делай по Дреле.
Угол 1.5-2 градуса.
Профиль то имеет наивыгоднейший угол на 3-4 градусах, а вот весь планер на 1.5-2

cashin
AIRDAN:

а вот весь планер на 1.5-2

Мне это кажется сомнительным.
Насколько я понимаю, в идеале — несёт только крыло.
Зачем какой-либо угол остальным частям планера?

Где можно про это почитать?

Wit
cashin:

Мне это кажется сомнительным.

креститься нада када кажется 😁

cashin:

Насколько я понимаю, в идеале — несёт только крыло. Зачем какой-либо угол остальным частям планера? Где можно про это почитать?

Сергей, если в гуугле тебя ещё не забанили, забей туда “угол скоса” потока и посмотри что это такое, для чего он нужен и с чем его едят…

cashin

Не забыть продырявить прощадку:

Смола с опилками.

Вклеивается.

Снаружи шов пилона проклеивается полосками стекла.

Застывшее замазывается шпаклевкой.

Просто так снимок нутра через отверстие двигателя.

Вырезается площадка пилона, фанерка.

Зализы пилона - ок.

Про угол установки крыла.

Делать “по Дреле” - не вполне корректный совет:
у одной модели того же Дрелы плоская часть AG35 идет по уровню балки, у другой - под углом к балке.

Надо принимать во внимание, на какой скорости пойдет планер, а это зависит так же от того, какая получится масса. Также нужно учитывать, на какую конкретно скорость будет оптимизирован угол крыла, ведь у аппарата диапазон скоростей, а не одна фиксированная. Планер, оптимизированный на быстрые переходы, будет иметь угол поменьше, чтобы делать быстрые переходы с меньшими потерями (минимальное сопротивление оперения и фюза), если на парение - угол ближе к большему, оптимальное положение фюзеляжа и руля высоты на небольшой скорости при парении. То есть “диапазон” означает бесконечное число возможных вариантов в определенных пределах.

Этот планер не будет очень легким. Значит, угол можно особо не задирать. Но и 0 градусов по нижней плоской кромке я посчитал маловатым. Это менее двух градусов по хорде.

Что делать.

Здесь V-хвост, причем направляющие штырьки уже вклеены.
Угол надо подбирать по крылу в полетах при триммировании. Сходу не скажешь.

В какую сторону настраивать угол.

Если выставить пилон на малый угол, например менее двух, как сейчас, то при необходимости его увеличения прийдется делать подкладку на переднюю часть площадки. А это нехорошо по аэродинамике. Передок должен быть чистым и прилегать плотно к крылу. Тогда можно заложиться на варьирование угла по заду площадки. Для этого угол надо сразу увеличить, например 3 градуса, и при необходимости наращивать заднюю часть пилона, где с аэродинамикой уже полегче - плоская и узкая часть. Это сведет необходимость что-то менять к минимуму.

Разметка угла установки крыла под 3 градуса.

Примерил площадочку, вживую оказалась великовата, надо сточить.

Фанерные накладки для снижения давления на болты.

Подбор толщины вставки для изгиба по профилю.

Еще поменьше.

Готовим к склейке.

cashin

Лоб центросекции закрывается бальзой, 1.5 мм

Передняя кромка и шпаклевка.

Стекляшка для жесткости.

Угольные полоски на торцы, и готово.

Площадка пилона — на тайтбонд.

Прилажена, сверху прижата прикрученным крылом.

barsx

Обязательно снимите на видео первый полёт!!! Ждём с нетерпением.

cashin

Зализы пилона:

От рулона пакетиков отпиливаю “полоску” длиной несколько метров на обмотку по смоле:

Стекло на усиления пилона и фюза:

Застекление фюза с пилоном:

Масса немалая, около 400 грамм. Но чертовски аэродинамично, и достигнута желаемая прочность во всех местах.
Под конец я решил не гнаться за граммами: судя по всему, нагрузка на крыло не превысит 28 г/м2.

Перед зачисткой.

Днище центросекции: два слоя бальзы 1.5 мм, склейка на циакрине, волокна +/- 45 град.

Коробочка для пленки в районе отверстия второго болта, и дырка в днище для проводов:

Законцовочки крыла покрываются слоем стекла 25 г/м2:

cashin

Надо напаять много проводов и разъемов.

Проверочное включение. Ок, все работает.

Удлинители в центральную секцию крыла на 4 сервы:

Удлинители на крыльевые сервы в фюзеляж, к приемнику:

Хвостовые на 2 сервы:

Все вместе 58 грамм:

Следуя совету Евгения (Udjin), оставляю пока одну часть крыльевого разъема свободным:
в консоли приклеивается, в центросекции будет сидеть свободно.

cashin

Установка трубы хвостовой балки в фюзеляж.

Из обрезков бальзы собираются рамки для выравнивания фюзеляжа и балки таким образом, чтобы ось деталей была строго параллельна столу.

Два стола сдвигаются вместе, примеряем балку к фюзу.
Натягиваются нитки для контроля осей.
По горизонтали:

И по вертикали:

Трубу примеряем к балке, предварительно смазав вазелином.
Балка и место стыка плотно обматываются пищевой пленкой.

VVS2

Красота!
Вопросы:
1.Что будет если переднюю кромку зашить фанерой 0.7 так же под стекло? Будет ли лучше бальзы на кручение?
2.Поворотный узел при стыковке фюза и крыла. У меня на планере не разборное крыло, в центроплане тоже два лонжерона, основной и задний. Они прижимаются текстолитовой накладкой-пружиной сверху к фюзеляжу одним болтом(на фюзеляже площадка). Крыло фиксируется на трении, в полете все норм, при падениях крыло может провернуться относительно фюза. Планер размахом 1.7м. реально ли применить такое на 4м? Тогда можно не усиливать узел соединения с т.з. прочности на кручение.

cashin

Вадим, если можно было бы взглянуть на фотографии или рисунок, то стало бы более понятно, как ответить.

Что было дальше:

Готовим длинную палочку для заливания смолы в шпангоут:

Заливается смола, вставляется труба, всё выравнивается по ниткам, деревянные рамки фиксируются на столе булавками.

Печка на 60 градусов на час:

Через 12 часов: ура, получилось. Жесткая, ровная туша.

VVS2

Картинка вот. Прижим лонжеронов текстолитовой накладкой, все спрятано под обшивкой вровень. на лонжеронах снизу накладочки, которые торчат выше обшивки. Провода серв имеют степень свободы на вращение крыла.
Накладка закреплена к силовому лонжерону и никуда уехать не может.

Что на счет фанеры на лобике?

cashin
VVS2:

1.Что будет если переднюю кромку зашить фанерой 0.7 так же под стекло? Будет ли лучше бальзы на кручение?

Вряд ли сильно эффективнее:
удельный вес фанеры выше чем у бальзы, а удельная прочность ниже чем у стекла.
Чуть лучше будет, но не настолько лучше, насколько тяжелее, мне кажется.

VVS2:

2.Поворотный узел при стыковке фюза и крыла. У меня на планере не разборное крыло, в центроплане тоже два лонжерона, основной и задний. Они прижимаются текстолитовой накладкой-пружиной сверху к фюзеляжу одним болтом(на фюзеляже площадка). Крыло фиксируется на трении, в полете все норм, при падениях крыло может провернуться относительно фюза. Планер размахом 1.7м. реально ли применить такое на 4м? Тогда можно не усиливать узел соединения с т.з. прочности на кручение.

Размах тут не играет особой роли, кроме размеров и прочности деталей, разумеется.
Больше размах - значит надо прочнее на определенную величину.

Пружинистость пластины (зачем, кстати?), прочность на кручение и т.д. - надо просто брать и рассчитывать.
Возможно, ваш вариант не самый эффективный, но работал на 1.7 благодаря тому, что его прочность в жизни оказалась выше требуемой по вашим реальным нагрузкам. На более тяжелый планер везения может и не хватить ) Надо считать. Или ориентироваться на проверенные решения.

VVS2

Ну… сама прочность пластины избыточна. Вес фюзеляжа даже при 10G выдержит с запасом.
Прочность на сдвиг определяется силой трения фюзеляж-лонжерон и тем как затянут центральный болт.
Но как бы сильно он не был затянут, при плохих посадках крыло смещалось, уберегая конструкцию от…
Пружинистость пластины, для того чтобы уменьшить вероятность раскручивания болта от вибраций т.к. для ослабления натяга болт должен совершить несколько полных оборотов, что в жизни никогда не случается.
Если бы пластина была жесткой, для прослабления узла могло бы хватить и половины оборота. Но можно пойти и по этому пути, сделав резиновые прокладки под лонжероны.
Еще один плюс, быстрая установка крыла, всего 1 болт.

Надо посчитать каков момент может создать киль+РН на скорости в незапланированном скольжении при неудачных кульбитах пилотажного характера. На планере 1.7 никакая воздушная недоакробатика не могла сдвинуть крыло, но что будет на 4М не могу предположить, но от крэшей предостеречься хочется. С другой стороны, “планер новичка” вообще на резинках и вроде все норм.

Letun007

Заствуйте. Бегло ознакомился с темой. Поражает длинна дискуссии. По планеру, зачем нужно было городить такую трудоемкую конструкцию.
За это время можно приличную матрицу фюзеляжа сделать. На мой взгляд фюзеляж явно хилый а его укрепление только веса добавит. Крылья узкие
и при таком размахе только блинчиком летать. А если не дай бог хорошо подсосет в потоке то спустить его без флатера будет трудно.
Извеняюсь за критику но есть опыт, я на эти грабли наступал.

cashin
VVS2:

Надо посчитать каков момент может создать киль+РН на скорости в незапланированном скольжении при неудачных кульбитах пилотажного характера.

В описании расчетов супры есть как раз пример с моментом полностью отклоненного руля на максимальной скорости, поищите.
Возможно, даже прямо в чертеже фюза, если я правильно помню.

VVS2

Противофлаттерные грузы в переднюю кромку консолей… Помогает. Я на своем 1.7м пикирую отвесно с любой высоты, до естественного ограничения скорости, без спойлеров.
И при этом он из потолочки+дерево сделан 😃 Грузы по 25 грамм на консоль.
После чего думаю что без противофлаттерных грузов я свой новый 4 метровик делать не буду. Прочностью тут ничего не решить. Резонансная добротность на кручение у наборной конструкции будет выше чем у пены и скотча, так что обязательно грузы. Да, планер будет тяжелый, но скорость снижения будет на уровне за счет глайда.
Аппарат стоит того чтобы его делать. Сергей молодец, вдохновляет!
4 метровик нужен для того чтобы расширить зону визуального контакта и летать далеко. Уменьшать удлинение вовсе не обязательно.

cashin:

В описании расчетов супры есть как раз пример с моментом полностью отклоненного руля на максимальной скорости

Не знаю где искать, я делаю планер аналогичный вашему. Поделитесь вашей цифрой пожалуйста, если считали.

cashin
Letun007:

Заствуйте. Бегло ознакомился с темой. Поражает длинна дискуссии.

Здравствуйте.
Тут строили и другие ребята (отстроились, правда, куда быстрее меня), но я строю урывками - не так много свободного времени, и не самые подходящие условия.
Кроме того, я многое делаю в первый раз и экспериментирую, о чем и рассказываю.
Вследствие всего этого может показаться, что строить планер очень трудоемко. Это не совсем так.

Letun007:

По планеру, зачем нужно было городить такую трудоемкую конструкцию. За это время можно приличную матрицу фюзеляжа сделать.

Теоретически да.
Но - опять же - что такое матрица я знаю пока только на словах.
И еще неизвестно, сколько материалов, времени и денег ушло бы на тренировки по созданию матриц 😃
А потом на попытки что-то в этих матрицах выклеить.
Это тоже некоторый барьер перед тем, чтобы за это взяться.

Пользуясь случаем, еще раз скажу, если кто-то читает и хочет вдруг повторить мой вариант - этого делать не стоит 😃
Разве что некоторые отдельные ходы, и всегда думать своей головой при создании собственной модели.
Но в целом эта тема - не то, как надо строить планер, это больше набор экспериментов.

После окончания постройки я опишу, какие приемы оказались полезными и сработали, а что лучше не применять.

Тем не менее, сам планер в результате этих экспериментов все-таки получился, и будет летать, как планировалось, надеюсь, через несколько дней 😃

VVS2:

Противофлаттерные грузы в переднюю кромку консолей…

Как конкретно реализовали?

Рулевые поверхности тоже балансируете?

VVS2
cashin:

Как конкретно реализовали? Рулевые поверхности тоже балансируете?

Заполнил полость ПК отрезками линеек, вклеил стопками. Заодно и как усиления ПК сошли. Сделал это на “ушах” там где у меня элероны.
Сами элероны короткие но широкие. Специально их не баналсировал, но т.к. они из потолочки, а внутри по ПК у них проходит угольная трубка (импровизированный шарнир), внутри трубки проходит еще и стержень 1.5 мм, балансировка вышла сама собой. Форма у них конусом, в два слоя потолочки с усилениями спереди. Кабан стоит крепко, люфтов нет. Но весь планер весит 800 грамм и хорошо набирает только в сильную термичку. Но как скоростная торпеда имеет некий фан эффект, заходы на посадку впечатляющие, долго прет, не снижаясь. Свою задачу планера для отдыха выполняет т.к. на одной батарее можно летать 40 минут в почти атермальных условиях, а в нормальную терму 2 часа не проблема.

Один из способов проверить балансировку уха, привязать его за передний лонжерон и раскрутить на веревке над головой. Крыло должно держать траекторию и не уходить в “эффект магнуса”. Профиль при этом д.б. низом кверху, крылышко будет стараться набирать высоту, но будет устойчивым.
Центроплан балансировать нет смысла, пусть он будет предельно жестким. В своем варианте я решил шить его бальзой вкруговую вообще, без окошек.
Мой 4 метровик так же будет ориентирован на бодрые проходы со свистом и смачные пикирования. Ну а в термичку наверное договоримся, уж не хуже параплана будет точно, надеюсь на 0.8 м/с сойтись.