Постройка планера, 4 метра.

cashin

5 часов за рулем, слегка окосел.

Видео не покажу - снимать было некому. Надо с кем-то совместно полетать под Москвой и снять.

Как было дело.
Отрегулировал рули уже в поле.
Накрапывал мелкий дождик, изредка. Небо затянуто. Но нас этим не напугаешь - и не так летали )
До самого старта не верилось, что эти 3 кг могут полететь. В голове было и то, что по расчетам двигатель не самый мощный.

Запускаю, полный газ, полетел! Резкий крен влево. Удалось вовремя компенсировать. Двигатель тянет планер градусов под 40, достаточно. Надо триммировать. Но для начала набрать высоту и посмотреть более спокойно. Лететь начал сначала, задирая нос вверх, как на волнах. То-ли что-то с центровкой, то-ли оттриммировать рули, то-ли просто порывы ветра словил. Полетал, в общем, посмотрел на поведение, запомнил что проверить, и пошел на посадку.

Летаю на этом поле давно, захожу на посадку по привычной траектории, с разворотом у деревцев метрах в ста. И тут дал о себе знать большой размер. Я неправильно оценил масштаб планера относительно деревьев! ) Непривычный размер, черт! Я-то думал, что он уже близко, а он у тех деревьев! Влетел в дерево левой консолью. Но тот же размер сразу и спас: разворот от удара консолью происходил настолько плавно и вальяжно, что я успел взвесить два решения - упасть там же с высоты нескольких метров абы как, или дать газу - выбрал второй вариант. Развернувшись, планерочек с ревом вылетел из дерева, и нормально сел. Без повреждений )

Так-так, думаю. Просторы, говорите… Огляделся, где домики, где провода, теперь надо типа повнимательнее )

Оттриммировал элероны и закрылки еще раз, дал больше подъемной силы на левую консоль. Хвостик чуть вниз. Домиксовал элероны и на закрылки - пусть помогают по крену инертному крылу.

Сразу второй взлет, уже ровнее. Стало понятно, что планер легкий.
Попробовал полетные режимы, хорошо. Полезно. Но в целом планер хочется ускорить, то есть поднять кромку. Опускать кромку специально не пришлось - парит хорошо на нулевой настройке. Термик словил очень приятно. Полностью оттриммировав, понял, что планер летит хорошо, и управляется чудовищно легко. Чрезвычайно рад тому, что получилось, и жаль, что погода не позволила полетать полноценно. Под конец батарейки поймал термик, добавивший по высотомеру метров 200, но было пора на землю.

Начал экспериментировать с закрылками, сажаю, поведение не такое как со спойлером. Надо тренироваться и привыкать.

Окраска крыла - что надо. Рекомендую. Очень хорошо видно и низ, и верх.

Теперь надо сделать крышечку фонаря, потому что каждый раз заклеивать скотчем по периметру - не вариант.

cashin

Всем спасибо за поддержку, критику, советы и прочее, это было круто.
Но крышечку еще надо доделать )

Lazy

16.09.2009 - 17.06.2012

991 день. Я бы подождал с облётом до круглой, юбилейной даты.

Поздравляю. 😃

Letun007

Присоеденяюсь к поздравлениям. Надеюсь на продолжение мемуара. Интересует практическая сторона эксплуотации т. к. сам начал строить подобный планер. Интересна ваша самооценка прочности изделия. Было много критики и я непременул. Также хочу вашу оценку по нагрузке.
Свой будет помассивнее с нагрузкой 35-40гр.

cashin

Спасибо!
Нагрузку на крыло делать меньше явно не стоит. По данной технологии делать легче неэффективно.
А вот догружать попробую. Подберу более тяжелую батарею, сделаю место для балласта. И поэтому заложенная прочность пригодится - масса будет более 3 кг в догруженном варианте.
По прочности, ну вот влетел в дерево, вылетел без последствий )
Последняя посадка вышла кривая, с зацепом крыла, в место без травы, также без последствий.
Ни лобик, ни болты крыла, ни пилон, пока ничего не пострадало.

Letun007

Будет мне еще интересно ваше мнение, что лучше, щитки или закрылки. Пологаю закрылки эфективнее но нехотелось бы снижать прочность крыла и
щели не есть хорошо. С щитками я летаю давно и привык. Вот в раздумье.

cashin
Letun007:

что лучше, щитки или закрылки

Лучше для чего?

GSL
Letun007:

Будет мне еще интересно ваше мнение, что лучше, щитки или закрылки. Пологаю закрылки эфективнее но нехотелось бы снижать прочность крыла и
щели не есть хорошо. С щитками я летаю давно и привык. Вот в раздумье.

Что такое щитки по вашему? В российской (советской) терминологии это совершенно определенный вид механизации крыла.

Вы случайно интерцепторы (спойлеры по буржуйски) со щитками не путаете? Интернет-образование создало такую путаницу в терминологии что иногда очень трудно понять о чем идет речь.

iurka

Имхо, из своей практики: интерцепторы лучше тем, что более эффективно сбрасывают высоту при гораздо меньшей площади. Но при этом они не меняют скорость на посадке. Большой их плюс- неповреждаемы при посадках, ибо торчат сверху . А закрылки- менее эффективно “сажают”, но способны производить посадку на медленной скорости. Мне хватает первых. Но если аппарат тяжелый или площадка маленькая- не факт что хватит только интерцепторов.

Letun007

Я извеняюсь за некоректную терминологию, но вы верно все поняли. А вот с тезисом, что спойлеры не гасят скорость я категорично не согласен.
Лобовое сопротивление возростает и модель проседает и от потери скорости и от ипорченого обтекания и в этом режиме невольно тянеш на себя
еще больше увеличивая угол атаки и с ним сопротивление. Это мои практические наблюдения. А в остальном с Юрой согласен на все сто. Просто
не доводилось строить планеров больше 2750мм, но не думаю, что отличия будут серьезными.

iurka

Ок. Соглашусь с Вами в том что интерцепторы в меньшей степени гасят посадочную скорость.

TPEHAK

А вот такой вопросец, достаточно ли эффективно будит сделать посадочный режим с помощью одних только элеронов? То есть включаем посадочный режим, оба элерона поднимаются вверх, скажем, на 45 градусов, и становятся как спойлеры, а чтобы не терять управление по крену они будут замикшированы в таком положении, то есть при работе ручкой крена элероны поворачиваются относительно своего нового положения в режиме посадки. Это хорошая альтернатива чисто спойлеру? Просто так можно реализовать торможение и сброс высоты на посадке не делая на крыле механизации в виде спойлера или закрылка. Так же можно на посадке оба элерона не вверх, а вниз отклонять, как закрылки.

111

элероны в верх+закрылки вниз=крокодил

faa-air

А если в большом планере поставить по два элерона на крыло. Машинки тогда подойдут от стандартного (2м) планера. Прогиб лонжерона и нагрузка на элерон упала. Крокодил для посадки сделать не проблема. Один минус вес чуть больше.

Letun007

Если оба элерона пднять то легко словить эффект реверса элеронов, который трудно компенсировать килем. Попросту модель пойдет в скольжение а на малой высоте и в болтанку эффект гарантирован. Поздно потом спрашивать, а что это было? Да и при опускании такое возможно. В этих режимах будет сильно влиять разное сопротивление отклоненных элеронов. Поэтому тормозить только элеронами я бы задумался. Большой риск
потери управляемости. А вот крокодил это уже лучше.

cashin
TPEHAK:

А вот такой вопросец, достаточно ли эффективно будит сделать посадочный режим с помощью одних только элеронов?

TPEHAK:

Это хорошая альтернатива чисто спойлеру?

У вас ответ в вопросе.
По-вашему выходит, что спойлер ставят чисто ради развлечения.
Как и закрылки:

TPEHAK:

Так же можно на посадке оба элерона не вверх, а вниз отклонять, как закрылки.

Если б можно было обойтись без этого, почему это существует? 😃

111
Letun007:

Если оба элерона пднять то легко словить эффект реверса элеронов,

вообще-то этот эффект наблюдается в сторону опущенного элерона, потому и название.😉

GSL
111:

вообще-то этот эффект наблюдается в сторону опущенного элерона, потому и название.😉

Реверс элеронов связан с низкой жесткостью крыла на кручения. Тогда начиная с определенной скорости отклоненный элерон настолько закрутит крыло что эффект от его закрутки превысит эффект от отклонения элерона. Ну например опущенный элерон закрутит крыло носком вниз и общая подъемная сила конца крыла уменьшится, хотя должна была увеличится.
Срыв потока на конце крыла из за опущенного элерона тоже приведет к крену в другую сторону, но этот эффект не называется реверсом элерона.