Тяги управления для металки
Потребную площадь вертикального оперени можно найти по формуле:
Sво=0,045*lкр*S/Lво
Где: lкр- размах крыла
Lво- плечо от ЦТ до 1/4хорды ВО
При броске надо стараться сделать небольшое ускорение рукой в самом конце броска, так чтобы левая консоль начала догонять правую и планер не закручивался. Кроме прямолинейности это увеличивает и скорость броска.
Какой угол V ?
Удачи
Согласно приведенной формуле потребная площадь ВО в моем случае должна быть 1,73 кв.дм. Вчера после полетов занялся переделкой. На фотке видно что было и что стало. Площадь нового ВО получилась 1,97 кв.дм. На практике результат проверить не успел - стемнело. Так что, видимо, придется ждать до следующих выходных.
Кстати, поставил пружинку (торсион), как делает Buerger. Длина торсиона около 40мм, использовал кусок все той же гитарной струны №2. Результат очень радует - руль охотно поворачивается под действием пружинки, но дребезга машинки нет.
Увеличение массы киля привело к тому, что нос пришлось догрузить. К тому же решил пока сдвинуть центровку ближе к 25-27%. В итоге в носу сейчас около 40г лишнего веса… Итого полетная масса стала 360г, нагрузка на крыло 19,4 г/кв.дм (до переделки было 320г и 17,2 г/кв.дм соответственно). Начинают глодать сомнения по поводу возможности выпаривать в слабых (и не только) потоках, а ведь это было основной целью - летать недалеко от дома, на мало-мальски пригодных площадках.
Что касается элеронов 😋, то не в этот раз. Вообще этот аппарат изначально задумывался, как “бюджетный”, без использования сколь-нибудь сложных технологий и дефицитных материалов. Он таким и получился. Я еще не подсчитал во что он обходится, но уверяю, что по материалам очень недорого. Если будет интересно - сделаю выкладки. Самое большое вложение - две машинки и приемник. Еще две машинки полностью растопят его “бюджетность”. А полное управление будет следующим шагом, и по всей вероятности не доморощенным, а покупным.
Я прицепил эскиз своего “чуда”, может усмотрите что-нибудь подлежащее критике. V крыла составляет 3 градуса на консоль.
Хорошо бы узнать основные параметры Ваших аппаратов, прежде всего удельную нагрузку. И какое время удается вылетывать в “мертвую” погоду.
Спасибо.
40г в носу действительно многовато у меня чуть поменьше планерок и нос загружен 15г. Может слишком тяжёлое оперение? Я своё делал из бальзы 2,5мм очень боялся за прочность (ГО сделал с малым удлинением), но напрасно, все получилось с запасом. Мго=10гр.
Насчёт центровки сильно назад не сдвигайте, Аго маленькое и аппарат может стать неустойчивым. Вообще, как я понял из DLG форумов и собственного крошечного опыта с помощью ЦТ регулируют характер траектории после броска. Планер с более задней центровкой должен не так круто брать вверх после сильного броска.
Угол V на металках без элеронов обычно делают больше (у меня 9,5 град) даже с флаперонами на американских DLG V=6-7 град (в европе любят поменьше) Я читал интересную статью. www.geocities.com/pipeline/…/supergee.html Автор не поленился сделал три, помоему крыла с разным V к своему SuperGee и в итоге признал что рекомендованные 7 град оптимальны.
Строго говоря лучше чтобы V, Аго и Вво были бы увеличены вместе. Иначе может быть спиральная неустойчивость. Хорошая пропорция из статистики:
V=9.5
Аго=0,37
Вво=0,04-0,045
На моём планере нагрузка на крыло 14-15 гр/кв.дм а хотелось бы 12-13.
Уголок V конечно маловат, у меня с элеронами такой, а была у меня противоположная ошибка: на крыле с элеронами и совмещенным РП (кстати от одной машинки) сделал “ушки” градусов 15 😂 , в итоге - развороты “блинчиком” и с бешеным запаздыванием 😵 . Когда одно ухо сломалось, оторвал и второе,а потом приклеил как продолжение консолей, и 3 года летаю… 😃
Вчера и сегодня отличная погодка – около нуля, без ветра. Прямо за окнами у меня замерзшая речка – отличное место для полетов. Практиковался по два с лишним часа оба дня.
Первое впечатление от увеличения площади киля было весьма положительное. Дискусные броски стали ровными. Высоту заброса оценить очень сложно, но на глаз это высота пятого-шестого этажа жилого дома. Правда при этом планер практически теряет скорость и затем валится и теряет много высоты. Поэтому отдавал ручку от себя на меньшей высоте, но при наличии скорости, переводя планер в горизонтальный полет. А вот дальше начиналась борьба. Очень небольшие отклонения РВ заставляли планер скакать как конек-горбунок, и это при том, что расходы очень зажаты и включена экспонента. В результате планер либо зависал, либо быстро разгонялся. Я это связал с малой площадью ГО. Вечером сваял новый стабилизатор с площадью 2,15 кв.дм (против бывшего1,38). В цифрах Аг.о. стало равно 0,4. Сегодняшние полеты показали, что это сделало управляемость по тангажу более плавной, но все еще неудовлетворительной.
Однако продолжает удручать управляемость по курсу. С одной стороны хвост быстро реагирует на отклонение РП (отчетливо виляет), с другой стороны планер неохотно входит в крен и продолжает лететь как бы боком (с заносом). Было даже такое, что планер шел в развороте с креном влево на довольно большой скорости, я выворачиваю РП вправо на полную, а он практически не реагирует. Тогда я быстро переложил руль влево и закончил разворот, привел аппарат к себе. Одним словом все полеты проходят по размашистой дуге в один круг. О каких-либо «термических» спиралях речь вообще не идет (читал на зарубежных форумах о спиралях диаметром 6 метров). Тут надо сказать, что к новичкам-планеристам отнести себя уже не могу. Учиться летать начинал на планерах, потом сделал электропланер (на нем же и личный рекорд длительности в 42 минуты), два сезона летаю на мотопланере Seagull 2000 и полеты по 20 минут не такая редкость. А вот с этой малюткой никак не могу освоиться. Что-то с конструкцией напортачил видимо. Во-первых, зря зашил крыло на концах. Вкупе с бальзовыми законцовками получилась лишняя разнесенная масса, увеличившая инертность. Во-вторых, как многие указали, похоже промахнулся с V крыла. Только непонятно почему малый угол не дает планеру быстро входить в крен, ведь по идее меньше угол – меньшая поперечная устойчивость…
Итого: на сегодняшний день полного удовлетворения нет. «Ёрзанье» и потеря высоты – два моих врага 😠 .
Вот думаю не сделать ли для сравнения крылышко с ушками и более толстым профилем…
Что скажет Форум?
По поводу замера высоты, я перед броском прошу сына отойти в сторону и сфотографировать так, чтобы в кадр вошли взлетевший на полную высоту планер и я. Потом, зная свой рост, я измеряю высоту в какой-нибудь графической программе.
Если требуется увеличить продольную устоичивость планера, надо сдвинуть ЦТ вперёд и управление по тангажу должно стать более толерантным. Мне кажется, что во влиянии угла V на крен при повороте нет ничего необычного. Устойчивость это одно, а то как кралья с разным V ведут себя при косой обдувке другое. Закономерность такая: увеличение угла V вызывает крен в ту сторону в которую отклонён РП и наоборот. Так например регулирут пилотажки F3A добиваясь поворота блинчиком. В нашем случае надо добиваться крутого поворота.
Если решено строить металку непременно без элеронов, то имхо ушастый планер (особенно с узломом посередине) должен иметь хорошие шансы. Вот только толстый профиль зачем???
По поводу замера высоты, я перед броском прошу сына отойти в сторону и сфотографировать так, чтобы в кадр вошли взлетевший на полную высоту планер и я. Потом, зная свой рост, я измеряю высоту в какой-нибудь графической программе.
Я использую аналогичный способ измерения высоты. Только вместо фотика - линейка на вытянутой руке. Помошник отходит на такое расстояние, чтобы двум метрам соответствовал 1см. Приговор оглашается немедленно!!!
Сергей
Вот думаю не сделать ли для сравнения крылышко с ушками и более толстым профилем…
Чем толще профиль, тем меньше высота запуска!
Сергей
С методами оценки высоты запуска понятно. А каковы всетаки Ваши достижения в абсолютных цифрах?
Кстати вот на этой ветке www.rcgroups.com/forums/showthread.php?t=286580&pa… есть два интересных графика высоты полета метательных планеров. Видно, что броски на высоту 90 футов (27,4 метра) вполне реальны. А еще мне знакомый давал почитать ноябрьский (по-моему) номер журнала FLY RC. Там был отчет об одном из соревнований, проходивших в Калифорнии. Так вот там упоминалась высота запуска в 120 футов (36,5 метра), правда с оговоркой, что эти результаты показывали топ-пилоты. Там же, кстати, были две фотки одного и того же планера с изменяемым улом V крыла (почти ноль во время броска и довольно большой угол V при переходе к горизонтальному полету), правда без технических подробностей.
Что касается моего аппарата, то грядут некоторые переделки. Вчера пробовал полетать при ощутимом ветре, в результате его развернуло боком и опрокинуло. Крыло целое, вырвало кабанчик на киле, в нескольких местах разошлись клеевые швы на фюзеляже. Так что есть возможность при ремонте перекомпоновать слегка, чтобы убрать балласт из носа. Заодно наверное сделаю-таки новое крыло. А вот с толстым профилем я, пожалуй, погорячился 😊
А еще мне знакомый давал почитать ноябрьский (по-моему) номер журнала FLY RC. Там был отчет об одном из соревнований, проходивших в Калифорнии. Так вот там упоминалась высота запуска в 120 футов (36,5 метра), правда с оговоркой, что эти результаты показывали топ-пилоты.
Хмм… 36 метров это конечно круто 😅
А как вам такое?
Средненькую металку я забрасываю на метров 50. Металку с сильно изогнутым профилем на 40, что не мешает в неитральную погоду лететь полторы минуты.
Сергей
Американцы кидают ниже, чем европейцы. Они южнее - у них потоков больше
Средненькую металку я забрасываю на метров 50. Металку с сильно изогнутым профилем на 40, что не мешает в неитральную погоду лететь полторы минуты.
Сергей
Интересуюсь эти цифры с ветром или без? У меня пока много скромней результаты.
Интересуюсь эти цифры с ветром или без?
Где-то видел, мужик набрал статистику высоты броска от кучи параметров, в том числе и от ветра. У него получилось, что максимальная высота при скорости ветра 6 м/с. Я думаю он прав. Поскольку я написал очень округленые цифры, то будем считать, что они при ветре 6 м/с. Вот куплю высотомер, цифры будут точнее.
PS
Когда-то я активно тренировал бросок. Время полета в неитральную погоду вдруг увеличилось на 20%…
Есть вопрос по установке штыря для запуска, подскажите где есть такая информация, а то ставил почти наугад - планер кувыркается и не летит 😵 , нет высоты даже чтобы выровняться 😕
Есть вопрос по установке штыря для запуска, подскажите где есть такая информация, а то ставил почти наугад - планер кувыркается и не летит 😵 , нет высоты даже чтобы выровняться 😕
Надо обратить внимание на две вещи:
на площадь киля
на запуск
Расположение штыря не так критично, по сравнению с первыми пунктами. Штырь должен стоять, очень примерно, на 1см впереди ЦТ.
Сергей
Спасибо за информацию. Вроде делал все как на фотках, с большим килем я еще в детстве попал в спиральную неустойчивость, и, после того как прямо на поле треть киля отрезать пришлось, всегда считаю. Может на металках как-то по другому?
вот еще пример, как делать тяги:
smc.emptysoft.net/Technik/HLG_Anlenkung/
Из всего выше прочитаного могу рассказать и поправить следуещие.
Начну с поправок. Там выше писали что типа можно засунуть антену в карбонавую балку или обмотать вокруг нее, так вот этого как раз делать и нельзя, потому что карбон не радиопрозрачный материал.
Еще там писали что самый грамотный вариант это карбоновые тяги - так вот у на с в Киеве и в Харькове один раз попробовали и отказались. Сначало все думали о круто - карбон, веса почти никакого, но есть одно НО. Если эта тяга
сломается например возле кабанчика или гдето в другом месте, то починить этот крутой карбон, особенно на поле во время соревнований очень не просто. Я это пишу не просто так, такие случаи били, и народ сильно матерился. Да и на бюджетный вариант это всовсем не тянет.
Дальше собственнно по теме, из всего моего трьохлетнего опыта (именно стоко я занимаюсь металками), я для себя опредилил одно - что самое надежное, точное, простое и практичное управление - это тонкий боуден с сталькой 0,7мм. Здесь только один минус - это немного больший вес по сравнению с тросиками, все остальное абсолютные плюсы. Я както пробывал делать троссовое управление на тоненький стальках с резинкой - както летать можно, ну а если по нормальному то ну ни как не катит. Вообщем только боуден со сталькой!
По модели. Там я шото читал про коеффициент 0,4 , могу сказать одно что для полутораметровой металки это многовато, норма 0,32-0,34 , я летал с таким коеффициентом - все классно, хотя для метровой металки может и и нормально.
Шоб сильно не грузить нос, и тем самым бесполезно утяжилять модель, могу посоветывать хвост делать наборным. Но!!! В киле надо обязательно делать угольные усиления (в передней и задней кромке киля врезаются и вклеевуются тонкие угольные рейки), если этого не сделать то киль сламается.
Еще. Вы выбрали изначально руль поворота а не элероны, почему же это??? На сколько я понял у Вас уже есть хороший опыт пилотирования различными моделями, и вы прекрасно знаете насколько ефективнее работают элероны, так заем же лепить лепить этот маленький РП, если можно спокойно сделать элерон на одной машынке.
Вообще в 2003 году я собрал подобную металку, результат превзошел все ожидания. Если вам хочется сделать маленький практичный, удобный в траспортировке планерок, который бы взлетал как DLG, летал и в термиках и в динамиках и еще был маневреным, крутил неплохой пилотаж, то моя металка это определенно оно! Это получилась офигительная игрушка, с очень даже достойными летными качествами. Ниже фотки.
To jeti
Ну вообще-то планер без элеронов не мной придуман. Мой самый первый планер (кит “2х4” пр-ва американской компании House Of Balsa) имел руль поворота, руль высоты только на одной половине стабилизатора, крыло с ушами и при этом имел (верней имеет, т.к. по сей день жив) удивительную маневренность. Я на нем в Крыму на горе Клементьева отрывался по полной программе. Мотопланер Seagull 2200 тоже элеронов не имеет и вполне удовлетворительно летает. Поэтому, затевая металку, я не сомневался, что имея только две микромашинки их надо задействовать на РП и РВ. На фотках на форумах RCgroups можно видеть довольно много аппаратов, которые управляются так же. Так что не думаю, что здесь я промахнулся очень сильно.
To AS:)
После увеличения площади киля запуск кардинально улучшился. Еще, как здесь писали, надо вовремя отпускать штырь, не затягивать, а то планер начинает закручивать. Я не придаю какого-либо ускорения левой консоли в последний момент, просто приноровился пальцы разжимать вовремя 😃 .
To buerger
Спасибо за линки. Мотаю на ус, да и не я один, видимо.
Сегодня удалось полетать довольно много - погода весьма способствовала. Отрабатывал спирали и старался как можно меньше терять высоту по глупости, то бишь из-за потери скорости. Итоговое впечатление, что планер может-таки летать более-менее прилично, если ему пилота приделать нормального 😅 (это я про себя).
Попробовал использовать метод фотоконтроля для оценки высоты запуска, привлек жену. К сожалению не получилось ни одного снимка, когда затвор щелкнул бы во время прохождения планером самой высокой точки, так что относительно высоты я до сих пор в неведении. А вот продолжительность полета засекали - стабильно 30-40 секунд.
А я на леере затягиваю 😃 Время полета около 1 мин. ☕