Нужен ли руль направления (эл.планер)?
Всем доброго времени суток!
Собираю электропланер ARF Thunder Tiger E-Hawk 1400 с V-хвостом.
В инструкции предлагается для хвостового оперения реализовать только руль высоты (одна серво и одна вилкообразная тяга на хвост).
Дополнительно по конструтиву аппарата - размах 1400, взлетный вес порядка 600 грамм, две консоли с поперечным V и небольшими ушами.
Внимание, вопрос 😃!
Насколько необходим руль направления на планере и стоит ли слегка заморочиться с доработкой и чуть побольше с деньгами-микросервы не очень дешевые 😦?
Опыта полета на электропланерах с элеронами и V-талом пока нет, но мне почему-то кажется, что плюсы у наличия руля высоты есть:
- в полете есть возможность маневрирования без крена и, как следсвие, потери высоты
- на посадках возможна коррекция курса (к примеру против ветра) без риска зацепить консолями землю при работе элеронами на низкой высоте.
- проще отриммировать аппарат по курсу
Минусов вижу только два - дополнительный вес (со всей требухой грамм 20-25 в плюсе) и деньги на серво (25 дополнительных убитых енотов).
Просьба имеющих опыт осудить/одобрить/высказать свое мнение по сему вопросу.
Заранее огромное спасибо.
Артемьев Дмитрий. Питер.
- в полете есть возможность маневрирования без крена и, как следсвие, потери высоты
- на посадках возможна коррекция курса (к примеру против ветра) без риска зацепить консолями землю при работе элеронами на низкой высоте.
- проще отриммировать аппарат по курсу
В принципе, “говорят”, что положительный эффект от руля направления имеется только на планерах больших размеров (от 2м размахом) и, в общем, помогает точно маневрировать в термиках.
Из личного опыта - пункты 1 и 2 в чистом виде не выполнялись, т.е. при повороте руля планера все равно кренились. Пункт 3 - ну, в чем-то верно, особенно если выкос движка неправильный и планер при моторном наборе высоты уводит в сторону.
В конце концов, на планере с элеронами и рулем я просто бросил использовать руль, но, скорее, из-за того, что не научился толком его использовать. По той же причине на самодельных планерах я его даже и не делаю.
Так что вывод может быть один - проще попробовать и решить. 20 грамм (а скорее меньше) - невелика прибавка.
Польза от руля направления есть. Действуя согласовано элеронами и рулем направления можно действительно реализовать поворот без дополнительной потери высоты.
У тебя, наверное, опечатка, хотел написать “руль направления”.
А вот все перечисленные тобой “преимущества” руля направления ошибочны.
Поворот модели всегда выполняется с креном. Физика простая: если нет крена, а модель повернуть, она будет просто скользить боком, так как сопротивление боковой составляющей встречного потока очень мало (вообще-то модель повернет, но очень нескоро, дополнительно потеряв прилично высоты за счет скольжения). Просто при боковом скольжении за счет V крыла модель наклоняется и выполняет поворот.
По второму пункту. Обычно управление рулем направления получается инерционнее, чем элеронами (задержка на выполнение дольше получается). Так что, здесь тоже лучше пользоваться элеронами.
Третий пункт: триммировал модели с управлением элеронами и модели с управлением рулем направления - разницы не заметил.
Если есть возможность - ставь и то и другое, заодно и сравнишь 😃
Зависит от цели полетов.
Для простого болтания по небу с целью релаксации - руль направления планеру не нужен. В левой руке при этом удобно держать банку пива. 😁
Если же пытаться осмысленно, напряженно ловить потоки и выжимать из планера максимум его возможностей - руль направления нужен. ☕
Зависит от цели полетов.
Для простого болтания по небу с целью релаксации - руль направления планеру не нужен. В левой руке при этом удобно держать банку пива. 😁
Если же пытаться осмысленно, напряженно ловить потоки и выжимать из планера максимум его возможностей - руль направления нужен. ☕
100% присоединяюсь.
Но когда и то и другое есть, релакс полнее 😛
100% присоединяюсь.
Приятно, когда взаимное понимание.
А вот Lazy пару лет назад меня с землей равнял за пиво на летном поле.
И, несмотря на его проживание за пределами исторической Родины, вишь, наш законодатель таки внял его чаяниям и урезал таки права пива! 😅
Приятно, когда взаимное понимание.
А вот Lazy пару лет назад меня с землей равнял за пиво на летном поле.
И, несмотря на его проживание за пределами исторической Родины, вишь, наш законодатель таки внял его чаяниям и урезал таки права пива! 😅
Главное - правильно выбрать коэффициент микширования: “пиво-руль направления -элероны”. Тогда скольжение минимально.
Рысканье, правда, возрастет. 😁
Приятно, когда взаимное понимание.
А вот Lazy пару лет назад меня с землей равнял за пиво на летном поле.
И, несмотря на его проживание за пределами исторической Родины, вишь, наш законодатель таки внял его чаяниям и урезал таки права пива! 😅
И не намерен останавливатся. 😛 Алкоголь и полёты так же несовместимы как автомобиль и алкоголь.
А руль направления в мелком планере нужен в случае отсутствия элеронов. Вопрос, который поднял коллега flysnake - coordinated turn - хорош, но эффект при размахах до 2,5 метра прощупывается с трудом. И ручками очень непросто реализовать подобное. Самолётчики включают постоянный миксер - элероны/руль направления.
P.S.
При повороте всегда будет потеря высоты, или Вам удасться нарушить права физики… 😁
Я рулем пользуюсь до кучи к элеронам для уменьшения радиуса поворота. Правда еще и высотой активно и точно шерудить надобно.
Итак, подведем итоги!
Мнения разделились на 3 основных варианта:
- Делать обязательно надо, НО! с таким размахом почувствовать пользу руля направления вряд ли удастся 😃!
- Руль направления - вещь абсолютно бесполезная, НО! без неё не удастся выжать все возможности аппарата при полетах в термиках 😃!
- Под пивом все равно 😃!
Учитывая желание посадить на пульт подрастающее поколение (5-ти летний сын) будем делать все по-взрослому по полной программе, с элеронами ему пока трудновато управляться будет.
Всем спасибо.
Удачи, Дмитрий.
Итак, подведем итоги!
Мнения разделились на 3 основных варианта:
- Делать обязательно надо, НО! с таким размахом почувствовать пользу руля направления вряд ли удастся 😃!
- Руль направления - вещь абсолютно бесполезная, НО! без неё не удастся выжать все возможности аппарата при полетах в термиках 😃!
- Под пивом все равно 😃!
Учитывая желание посадить на пульт подрастающее поколение (5-ти летний сын) будем делать все по-взрослому по полной программе, с элеронами ему пока трудновато управляться будет.
Всем спасибо.
Удачи, Дмитрий.
А я не согласен 😛 летаю на металках 1,5 м. Без руля поворота вообще не мыслю как можно летать. Разница коллосальная!!! Планер действительно парит. Спирали получаются просто чудо, особенно круто выпарить в нулевке.
Итак, подведем итоги!
Учитывая желание посадить на пульт подрастающее поколение (5-ти летний сын) будем делать все по-взрослому по полной программе, с элеронами ему пока трудновато управляться будет.
Всем спасибо.
Удачи, Дмитрий.
Правильное решение (в смысле делать все). И мне кажется, ошибочное с точки зрения обучения. Мой опыт говорит, что одними элеронами управлять легче, чем одним рулем направления - задержка на исполнение меньше. 😃
Правильное решение (в смысле делать все). И мне кажется, ошибочное с точки зрения обучения. Мой опыт говорит, что одними элеронами управлять легче, чем одним рулем направления - задержка на исполнение меньше. 😃
Поживем - увидим, я летал только на планерах без элеронов да немного на учебном 4-х кубовом высокоплане (элероны+высота ). Сам
ведь пока не попробуешь все равно ничего не узнаешь.
Не понравится - скину серво, да воткну родную тягу, это дело нескольких минут.
А мелкому скорость исполнения как раз не нужна, ему скорее сам факт управления интересен. Повзрослеет - там будем и про реакцию думать.
Дмитрий.
На планере руль обязательно нужен, если собираешься летать в термиках или динамиках, а если просто так то элеронов хватит, и вес не надо нагонять……. 😃
На планере руль обязательно нужен, если собираешься летать в термиках или динамиках, а если просто так то элеронов хватит, и вес не надо нагонять……. 😃
А гдеж ему тогда летать, ежели он планер? ❓ 😦
А гдеж ему тогда летать, ежели он планер? ❓ 😦
Это еже ему самому решать……… но для полётов в термиках и динамиках руль очень желателен………что та я повторяюсь…повторяюсь……….