Полеты на радиопланере F5J с лимиттером

karmann
Paladin:

На соотечественников особо не рассчитываем, но если кто приедет - будем рады.

Приедем точно, лимитеры есть свои. В каком месяце планируете?

voparko

Не разделяю радости по поводу применения лимиттера. Это - не панацея.

Lёlik:

И вот появились лимиттеры. Устройство размерчиком с бортовой индикатор заряда. Установить в модель проще, чем серво.
И что же? Неописуемая легкость и безопасность старта (30 сек. позволяют) - включил и полетел. Ни тебе лееров, лебёдок, коней, площадок с два футбольных поля не надо, не нужна отладка страшного динамостарта. После четких отсечений на 200 мет

Т.е. лимиттер сам затаскивает модель на высоту, без мотора и аккумуляторов? )))

iurka:

. Лимитер способен привлечь многих в, пусть любительские, но сор-я.

Лимиттер - это конечно хорошо, но для личных тренировок (для души - не для соревнований) я предпочел бы вариометр - для вдумчивого анализа лога полета, а еще лучше - пару комплектов аккумуляторов, чтобы была возможность не ждать, когда зарядится очередной пак.

FVA
voparko:

Лимиттер - это конечно хорошо, но для личных тренировок (для души - не для соревнований) я предпочел бы вариометр - для вдумчивого анализа лога полета, а еще лучше - пару комплектов аккумуляторов, чтобы была возможность не ждать, когда зарядится очередной пак.

Есть всё в одном в флаконе: и лимиттер и вариометр и GPS c записью для вдумчивого анализа прям на карту Гугл можно наложить. www.rc-electronics.org

А пару батареек на поле и так как само собой. 😃
PS После использования отстрела на 200 м приходит желание полётов с меньшей высоты. У меня сейчас тренировки метров с 50-70 и обязаловкой 10 минут.

FVA

Вы не путайте хобби из китая и спорт. 😃
Цена хорошего планера уползает за килобакс и всё нормально. Потому и прибамбасы к нему не могут стоить 3 доллара.

Lёlik

Конечно, планер с мотоустановкой чуть подороже обойдется, чем например тот же в варианте F3J. Законы природы никто не отменял, за доставку наверх надо платить в любом случае. Хорошие планера вообще стоят дорого, но расходы на мотор с лимиттером можно на этом фоне и не заметить.

wws

А я не согласен… Может и должно стоить дешевле! Просто цена определяется спросом, а он не слишком велик. Китаезы вон, за 170 баксов сделали стаб(гиро+аксель)+микшер для квадриков в одном корпусе. Ибо спрос есть. Обычная цена более простого комплекта мозгов на квадрик вылезала под 300-400.

На альтиметры/вариометры спроса особого пока нет, вот и цена ломовая. Имхо, за такие деньги Altimetr v3 PRO должен в комплексте с GPS модулем сразу идти. Сейчас в мире ценник примерно таков. Т.е. у rc-electronics он имхо долларов на 40 выше, чем у производителей делающих в чем-то подобные изделия. Добавь сюда еще стоимость рации и выходит уже цена телеметрии, которая за эти деньги (игл например) уже может быть приобретена с большим количеством нужных фишек, фенечек и датчиков.

MihaD

Цены на голый лимитер у украинцев нет, но думаю, не очень дорого.
www.rc-electronics.org/…/RC_HLS_Manual_v1.0.pdf
Аналогичный у Михаила из Зеленограда точно вполне приемлимо.
Но глаза ж сразу разгорелись! 😃 Все ж сразу захотелось! 😃

Lёlik

Да, мы ставим лимиттеры от Михаила (Tumbzik), г. Зеленоград. Цена чуть больше тыщи. Насколько я знаю, они соответствуют европейским, если не лучше. Ну и само собой, можно летать и вовсе без лимиттеров, только это будет тренировочный режим или хобби.

MihaD

Без лимиттеров соревноваться можно. Электроавтономия называется. Лично мне очень нравится, тактически сложнее и интересней.
Но народ не понимает. 😦

FVA

Cкажу по секрету, что стоимость лимиттеров от производителя www.rc-electronics.org значительно дешевле. Это если вдруг надо не один штука.
По поводу других, того же Тумбзика, один недостаток - нельзя проверить. Какая высота “отстрела” была, повторное включение мотора и т.п. Согласно правилам (да и на соревнованиях увы случается) нельзя доказать честность-нечестность пилота. Тумбзиковские лимиттеры хороши, но увы. В следующем году на Украине будут только “полноценные” лимиттеры. Когда доходит до спортивной борьбы у некоторых срабатывает мухлёж к сожалёнию. Неприятно однако. Так шо хай Миша доводит до ума свой девайс. И если сможет, перебивает ценой “негуманные” лимиттеры.

Lёlik

Да уж, есть такая поговорка - “в честной борьбе всегда побеждает жулик”. На соревнованиях есть такие людишки и будут всегда. А производители должны совершенствовать свои девайсы, лимиттеры в том числе.

daring

FVA, поясните пожалуйста как Тумбзиковские лимитеры позволяют жульничать? Что значит “нельзя проверить”? Вполне можно. Высота отстрела зафиксированная лимитером, была 200 (150,100), ну или по времени. Повторных включений не было. Это обеспечивается самой сутью лимитера. И способность после полета помигать, или выдать график на компьютер никак на это не влияют.
Или вы считаете что если лимитер после полета график выдал, который можно глазками посмотреть, то он мухлевать не позволяет?
Кстати, насколько я знаю, у Михаила есть версии лимитера с записью максимальной/графика за полет высоты.

DWS
daring:

FVA, поясните пожалуйста как Тумбзиковские лимитеры позволяют жульничать? Что значит “нельзя проверить”? Вполне можно. Высота отстрела зафиксированная лимитером, была 200 (150,100), ну или по времени. Повторных включений не было. Это обеспечивается самой сутью лимитера. И способность после полета помигать, или выдать график на компьютер никак на это не влияют.
Или вы считаете что если лимитер после полета график выдал, который можно глазками посмотреть, то он мухлевать не позволяет?
Кстати, насколько я знаю, у Михаила есть версии лимитера с записью максимальной/графика за полет высоты.

Мухлежа в большом спорте всегда было предостаточно. Одни придумывают “допинг”, другие используют, так что бы никто не узнал, третьи ищут. Лидеры всегда под очень пристальным наблюдением, и использовать “допинг” им очень непросто.

Lёlik

Резонно, daring! У меня на лимиттерах Тумбзика ок.100 полетов, никаких замечаний. Время четко, а высота (на глаз конечно) всегда одна и та же.
А смухлевать можно как угодно - обойти второй цепью лимиттер и включать втихаря мотор на удалении. Он потом покажет на индикаторе одно включение. Да, индикация после полета - не факт истины, можно так настроить, что всегда вам покажет меньше. Наверное, необходим внешний контроль судьей - биноклем присматривать за винтом во время полета (это несложно) и использовать при старте дальномер (не пользовался, а пишу, ха-ха). А как можно измерить высоту внешним приборчиком? Кто-нибудь пользовался дальномером? Только один раз при мне мой знакомый в поле до коровы измерил расстояние, точность высокая, до метра.

karmann
Lёlik:

использовать при старте дальномер (не пользовался, а пишу, ха-ха). А как можно измерить высоту внешним приборчиком?

Тогда можно ставить дополнительно альтиметр или тот же Multilog от Тумбзика.
Хотя и тут найдутся любители помухлевать…

FVA
Lёlik:

А смухлевать можно как угодно - обойти второй цепью лимиттер и включать втихаря мотор на удалении. Он потом покажет на индикаторе одно включение. Да, индикация после полета - не факт истины, можно так настроить, что всегда вам покажет меньше. Наверное, необходим внешний контроль судьей - биноклем присматривать за винтом во время полета (это несложно) и использовать при старте дальномер (не пользовался, а пишу, ха-ха). А как можно измерить высоту внешним приборчиком?

За сезон соревнований у нас примерно такой расклад:
перед началом соревнований ВСЕ со своими лимиттерами к компу. Обнулили память чтоб всё записывалось, установили параметры 200 м и 30 сек, скорость записи данных (помоему 3 раза в 1 сек).
На графике всё рисуется и время, высота, количество вкл\выкл мотора на какой высоте и по времени, скороподъёмность. Очень удобный анализатор полётов. Пишется не последний полёт, а все, на сколько хватит памяти. Примерно 15 полётов по 10 мин влазит в память.
Кто вышел в финал - лимиттеры на проверку. Просматриваются все графики, всё это занимает меньше минуты. Смухлевал - “баранка”. Был второй раз - дисквалификация.
Никто сразу после посадки не проверяет. Кто-то ремонтироваться побежал. другой штурманить и т.д. Смотреть как “глазиком” мигает лимиттер некогда и некому.
Если вызывает подозрение чей-то полёт - заявка судье чтоб проверили. 15 секунд времени на проверку и нет вопросов.

лерыч

FVА описал вполне логичный ненапряжный порядок проверок правильности выполнения участниками условий соревновательного процесса, который и участникам особо не втягость и организаторам т.к. не требует особых затрат времени и средств, но это при условии когда лимитер участника имеет функцию записи, а это уже может стать и ограничением, которое реально станет препятствием к участию в соревновании, если нет функции записи… т.е. не правила бы должны разрабатываться под оборудование, кто какое наклепает столько и правил появится, а лимитер под правила создаваться. Выработав единные современные правила и оборудование всё будет с единым для соревнований фунционалом, используй любое.
Вариант единых Российских правил может вполне родиться на этом форуме (может они уже и есть, то и прекрасно, повесил бы кто, обсудили бы, глядишь кто то и принял бы их в регионах и залетали бы и приглашать стали к себе посоревноваться).
В Архангельске мы уже начали обсуждать вариант положения Лёлика о соревнованиях F5J с лимитерами.
Вчера в субботу при -2 градусах попробовал своего эл.Бурана… можно летать и зимой, лимитер работает, модель отлетала 4 полета со взлетами по 30 сек. Вполне возможно запланировать соревнования на наши традиционные “Беломорские игры” в марте месяце 😃 на реке СевДвина в центре города Архангелов… а почему бы и ни полетать 😃 иногородних единомышленников пригласить?
Мы в своей тусовке пока не ставим вопрос об официальных соревнованиях по утвержденным только федерацией правилам, пока хотим популяризировать этот вид моделей, хотя есть желание соревноваться по близким к идеалу правилам, а пока лимитеры в наличии, как мне кажется, без функции записи у нас, то можно придумать какое то фиксирование джамперов чтоли колодочкой и её пломбирование на соревновательном режиме, чтобы исключить переключение в тренировочный режим для возможности повторного включения мотора, хотя я согласен FVA описал более цивилизованный подход.

Хочу только сказать, что просто летать на F5J, не на интерес, в итоге наскучивает и хочется померяться в соревновательных полетах… дальше больше… вот Лелик и пишет об этом, что есть такая возможность при появлении лимитеров, что даже те кони, которые таскали тебе F3J, уже сами могут соревноваться рядом, и летаем уже в соревновательном режиме троём… и хочется большего и не только ему… и как у кого где получается тоже хочется узнать (спасибо FVA рассказал как у них устроен процесс) будем свои правила совершенствовать, а будут лимитеры с памятью, то может и посоревноваться приедем.

Lёlik

На Украине создание правил “F5J - Limitter” идет в правильном направлении. Скорее всего, придется просто принять их формат правил.
Но на наших местных соревнованиях, конечно, можно и упрощать некоторые вещи - контроль лимиттера, например.
Хочу сказать, что многие со мной связываются через личку - летают оказывается уже вовсю в регионах. Правила разные, но тем не менее, процесс разворачивается.

DWS

Тут обсуждают все вопрос использования лимиттеров.Я не против. Я бы ещё с удовольствием посоревновался на электро планере не только в продолжительности полёта и точности посадки, но и хотя бы в скорости, как в F3B. Её судить организационно проще, чем дальность.
Соревнования и модели были бы значительно интереснее. Потом можно и дальность, но тут судей много надо.
Кстати, в F3B в своё время разрешался старт с помощью ДВС. Как помню время работы 45сек. Объём двигателя из расчёта 1см**3 на 1кг веса, но не более 2см**3. Но этим никто не пользовался, т.к. моторов небыло и на леере получалось стартовать выше. Потом про этот пункт правил забыли за неиспользованностью. А сейчас можно и вспомнить, но с электромотором. Разрешить скажем взлёт на 250м за определённое время. Думаю через несколько лет, многие откажуться от лебёдок. Ездить на соревнования проще и легче, в смысле веса и объёма богажа. Помощьников меньше нужно, можно в общем одному без команды обойтись. Всяких перехлёстов лееров нет. Направление старта легко перенести, тренироваться проще, я например в этом году налетал а планере с электростартом наверное больше чем за всю предыдущую карьеру будучи школьником и студентом.
В общем прогресс не остановишь. За последние 20 лет много вещей умерло, пишущие машинки, магнитные плёнки, плёночные фотоаппараты икинокамеры на бытовом уровне. Так же в прошлое могут уйти леера и лебётки. Вспомним, что лет пять назад нормальный планер с электростартом создать было практически невозможно технически. Сейчас технический прогресс опережает бюрократию.

MihaD

Хочется посоревноваться в F5B - посоревнуйтесь. Там давно с лимиттерами летают. Только они правильные - ограничена энергия, отдаваемая батареей.

Взято отсюда:
rc-club.kz/forum/index.php?showtopic=53&st=15

Для интересующихся:

F-5-B FAI это моторный планер выполняющий в течении одного полета три упражнения:
Полет на дальность, - за 200 секунд пройти как можно больше раз, между базами на расстоянии 150 метров. При этом мотор разрешается включать не более 10 раз и только за пределами базы.
Полет на продолжительность- Это 600 секунд парения с пенализацией за каждую секунду включения мотора.
Точность приземления в круг диаметром 10-20-30 метров.

При этом- площадь модели не должна быть менее 26.6 ДМ, вес модели без батареи не менее 1000 грамм. Вес батареи от 450 до 600 грамм и не более 6S.

На выполнение полета дается 1750 ватт в минуту. Это такое ограничение расходуемой мощности, которое позволяет мотору мощностью 1750 ватт работать одну минуту. Если моторы мощностью 3500 ватт, то работать он будет всего 30 сек. Современные моторы и контроллеры, позволяют летать с мощностями в пике до 6-7 киловатт. Предельно сокращая рабочее время мотора.

Собственно полет выглядит так:
Модель взлетает из рук помошника и за 2-3 секунды работы мотора, набирает скорость 250-280 км/ч. Мотор выключается и модель входит в базу на высоте 90-100 метров. После этого со снижением исполняются 4-е ходки с очень короткими разворотами в конце каждой базы, И следующий взлет… Можно взлетать повыше и выполнять 6 ходок, с одного взлета. При определенном мастерстве, это становится необходимо.
Пилоты европейского уровня за 200 секунд выполняют 46-48 ходок в базе 150 метров. Со средней скоростью более 200 км/ч.

Сразу же после окончания 200 секунд и упражнения дальность стартует рабочее время на продолжительность. Используя остатки электроэнергии пилот взлетает за 2-3секунды работы мотора на высоту 250-300 метров и парит используя термические потоки. Если ничего найти не удалось, то после 5-6 минут полета на качестве, делается повторная попытка моторного взлета. Если энергия ещё осталась, то пилоту удасться завершить 10 минут рабочего времени. Строго к окончанию рабочего времени самолет должен быть на посадочном кругу. Каждая секунда перелета штрафуется также, как и недолет.
За посадку начисляются очки, 30 за круг 10 метров и 20 и 10 за остальные.