Геометрические пропорции классического планера?

alexsss

Подскажите, существуют-ли оптимальные пропорции классического планера?
Что-то типа таких формул (если они существуют):
x - размах крыла. Придумывается.
Ширина крыла: 0.1-0.25 * Х
Длинна фюзеляжа: 0.5-0.7 * Х
Площадь стабилизатора: 0.1 - 0.15 * Х
Площадь киля: 0.1 - 0.2 * Х
Площадь элеронов: 0.1 * площадь крыла
Площадь РН: 0.1 * площадь киля
Площадь РВ: 0.1 * площадь стабилизатора

iurka

увы, такого нет и быть не может. Планера существуют под разные применения и в каждом случае они разные. Каждый вариант- компромисс. Что то у него больше и длиннее, что то- меньше и короче…

NIV
alexsss:

Подскажите, существуют-ли оптимальные пропорции классического планера?

У классического планера вот такие пропорции:

DWS

Удлинение крыла 12-16
Площадь стабилизатора 8-10% от площади крыла
Площадь элеронов 8-10% площади крыла.
Примерно так.

Олег_Олегович

А почему бы в книге В.Е. Мерзликина “Радиоуправляемые модели планеров” не почитать, очень интересная книжица, советую всем.

Lёlik

Оптимальных пропорций в прямом понимании нет и не будет никогда в авиамоделестроении, да и в других творческих сферах тоже.
Как было бы тогда просто - скрипок Страдивари, например, наштамповали бы не один вагон…
С классными современными планерами еще сложнее. Одними пропорциями не обойдешься. Очень много значит в совокупности умение использовать правильно современные материалы, их прочностные характеристики. При их помощи можно сейчас позволить на модели то, что 20 лет назад и в формулы и пропорции не влазило по понятиям. Потому сейчас дико разнятся планера известных суперпроизводителей и домашних наколенных самоучек, хотя они применяют вроде бы одни и те же пропорции, профили, размеры.
Предлагаю почитать еще одну хорошую старую книжку Э. Смирнова “Как сконструировать и построить летающую модель”, особенно в части разъяснений по аэродинамике. Если с этой авиамодельной аэродинамикой как следует подразобраться, жить и творить будет интересней!

Олег_Олегович

Книги, которые упомянуты мной и Алексеем я бы назвал “золотой коллекцией авиамоделиста”, в них много полезного и по проектированию и по технологии постройки и по аэродинамике, к сожалению подобной литературы, применительно к современным материалам и технологиям нет, и видимо не предвидется. А для авиамоделистов самодельщиков подобная литература очень полезна.

VVS2

Тем и хорош авиамоделизм, что закладывая нужные пропорции мы закладываем нужное нам поведение планера. Если знать как пропорции влияют на поведение/управляемость можно построить планер под себя со своим характером для конкрентых применений.
Литература - хорошо, личный опыт еще лучше.
Из личного опыта могу сказать, допустим берем за основу известный планер и делаем свой. Если хорду крыла уменьшаем, то и площадь стаба можно уменьшить, либо при сохранении площади стаба укоротить балку, но при укорачивании балки площадь киля придется существенно увеличить.
Если отступаем от прототипа в сторону увеличения размаха, это тянет за собой существенное увеличение киля или удлиннение хвостовой балки.
При этом существуют планеры в виде ЛК вообще не имеющие хвостовой балки, они тоже имею право на жизнь и летают, но их поведение будет более дерганое и не комфортное относительно классики.
В общем пропорции это дело вкуса и предпочтений в управляемости

iurka

Вообще, если стоит задача- чтобы просто летело, то соотношения площадей-размеров крайне широки.

Но дело в том, что планера- особый класс. Тут идет постоянная борьба за нюансы поведения модели в воздухе. Так как мотора нету, приходится крайне бережно относиться к потерям енергии в полете. А то же руление- это всегда потери и слив высоты. И ради этих мелких нюансов конструкторы и ломают копья.
Вот, например, чтобы сделать разворот на пилотажке, просто крутишь руль 😃 и подбавляешь газку. А у планера нужно так развернуться, чтобы при этом не потерять лишнего сантиметра высоты. А это не только опыт управления- но и оптимальность конструкции самого планера. Потому, все эти аэродинамические и моментные соотношения еще как важны.

Лично мне помогает проводить анализ программка, давно выложенная кем то на rc groups. В нее вбиваешь параметры модели (если доступны чертежи), и глядя на летящую модель, потихоньку начинаешь въезжать что там от чего зависит. И по итогу- сам себе чего то проектируешь…

Но прежде надо таки книжек начитаться. Бо иначе- очень непонятно все.

зы- можно конечно же, не изучая теорию, просто сделать хороший планер по уже существующим чертежам. Но это не так интересно, как делать все самому.

3 модели.rar

Lёlik

Если нужна модель для себя, для хобби, то можно заняться творческим проектированием, получить от этого удовольствие, самому сделать модель из чего душа пожелала и налетаться до звездочек - все прекрасно! Но когда рядом c вами полетит товарищ на планере, например от Vladimirs Model и при этом он будет примерно в 2 раза дольше находиться в полете - не расстраивайтесь, чего не бывает!

VVS2

Оптимизировать планер под разворот и варьировать нагрузку на крыло при помощи балласта, вот где залог успеха относительно времени парения.
Сделать разворот с минимальным сливом высоты сложно, особенно на планерах с нулевой V которые все более норовят скользить. Я на своем пилотажном планере выкручиваюсь через нечто похожее на иммельман-боевой разворот, размениваю высоту в скорость, совершаю маневр, восстанавливаю высоту из остатков скорости. Получается эффективнее по высоте и быстрее чем долго и нудно с малым креном-скольжением и РН “аккуратно” поворачивать. Была бы значительная V-образность или отогнутые вверх уши, можно было бы решить все рулем направления. Так что добавляем это в пропорции и обращаем внимание на этот важный фактор, планер должен уметь не только летать по прямой.
alexsss А что вы собираетесь строить?

alexsss

В мой предпоследний выезд на полетушки наблюдал полет планера, сделанного (по внешнему виду - с хозяином не разговаривал) по принципу “ПЛАНЕР НОВИЧКА”. Ну весьма завораживающе зрелище.
Сейчас летаю на ВЖИКЕ (уже навострился делать его за 2 дня, и то - из-за клея), в работе - БИПЛАН. Ну а потом охота попробовать “полетать” на планере. Планер новичка - наиболее вероятен. Хотя и ГУППИ рассматривается - как наиболее проработаная модель и не особо сложная (до этого - только покупное от ПЖ, и потолочка). А про пропорции - вопрос для общего развития.

SerBel
iurka:

Лично мне помогает проводить анализ программка, давно выложенная кем то на rc groups. В нее вбиваешь параметры модели (если доступны чертежи), и глядя на летящую модель, потихоньку начинаешь въезжать что там от чего зависит. И по итогу- сам себе чего то проектируешь…

А что за программка.
Если можно ссылку или саму программку.
Спасибо

iurka
SerBel:

А что за программка. Если можно ссылку или саму программку.

так в моем сообщении она и лежит в 3 экземплярах. Это просто экселевская таблица с зашитыми формулами.

iurka
Lёlik:

Если нужна модель для себя, для хобби, то можно заняться творческим проектированием, получить от этого удовольствие, самому сделать модель из чего душа пожелала и налетаться до звездочек - все прекрасно! Но когда рядом c вами полетит товарищ на планере, например от Vladimirs Model и при этом он будет примерно в 2 раза дольше находиться в полете - не расстраивайтесь, чего не бывает!

Не спорю, для конкурентоспособных спортивных полетов надо таки ПОКУПАТЬ. Это разумнее. Но то что грамотная самоделка летит в 2 раза меньше- сильное преувеличение, имхо. Она хуже, но ненамного. Другое дело, что это “ненамного” конкретно может не пустить на пъедестал соревнований. Там ведь секунды и сантиметры решают все.
Кроме того, чистому спортсмену неэффективно тратить свое время на постройку. Ему выгодней летать побольше. И это понятно.
Тем не менее, потенциал хорошей самоделки позволяет летать весьма достойно. Достойно- в том смысле, что на некотором уровне качества модели, начинаешь понимать что главное в этом деле- уже не сама модель. А- твои умения летать на ней. Именно они уже являются “слабым звеном”.

Lёlik

Ну это, я, так сказать, пошутил насчет 2-х раз. Каюсь… Делайте модели сами, не тратьте деньги! Делаешь, делаешь, а потом - бац и покупаешь все же.

iurka

Та то так 😃 Поначалу я не покупал, потому что очень дорого. Но когда стал делать сам и потихоньку спустил на это дело денег поболее чем просто купить, этот довод уже не канает 😃 Зато появился другой: если куплю, то перестану делать. А делать- интересно, даже очень. вот:)

Lёlik

Раньше тоже делал планеры F-1-A, продавал даже (и соревновался), было дело. В конце 90-х даже на эти деньги купил себе первую квартиру.
А сейчас вот обратный процесс - заказываю, покупаю модели в наборах, дорабатываю что-то, собираю, отладка… Работки хватает ровно настолько сколько надо, пока доволен. Для полетов время резко увеличилось. Зачем все это пишу? Так, делюсь опытом, может, кто-то почитает, сделает себе выводы.