Затягивание планера буксировщиком - делимся опытом

Komandante

На открытие темы толкнуло желание попробовать затягивать Cularis другой моделью-буксировщиком. И так как нас оказалось как минимум двое - спс Андрею Буракевич ака server28 решил открыть темку.
Вопросы пока простые - устройство для буксировки на планере и на буксировщике, длина и материал леера и если у кого-то есть - взлетные настройки для планера.
Вот что удалось найти на русскоязычных ресурсах - вот здесь, и здесь хорошо видно устройство для буксировки со стороны планера, НО а каков должен быть диаметр трубки? Ведь это собственно воздухозаборник можно получить (?) На НК для устройства указан внешний диаметр 11,7 мм. Не думаю, что для Cularus это будет нормально, наверняка меньше.
Вообщем предлагаю делиться опытом и впечатлениями.
З.Ы. Ответы типа “А нафига оно нужно если есть - динамостарт, кони …” Просьба не постить дабы не засорять тему.

А-50

Так Мультиплексовский Ментор рассчитан на буксировку этого планера.
Замок для буксировщика можно взять от него за основу.
Были бы в Питере, отдал бы от своего.
Для планера у них тоже должен быть замок, в инструкции на ИзиГлайдер есть ссылка.
А за “воздухозаборник” можно не бояться, отверстие практически глухое.
Через него сквозняка не будет.

Komandante
А-50:

Через него сквозняка не будет.

Сквозняк как раз не страшен, а вот лобовое сопротивление…

А-50:

Для планера у них тоже должен быть замок, в инструкции на ИзиГлайдер есть ссылка

Заказать - да можно, но учитывая что сроки доставки (сейчас) никак не вяжутся с зудом в известном месте - проще сделать. Идея уже появилась - на днях выложу фото.

Wasily

Всем привет, а если взять устройство от механического карандаша (ностальгия по СССР, помните такие были “техник” и “механик” с грифельным стержнем 1,5мм и 2мм) цапфа держать будет… будь здоров и никакого воздухозаборника!

А-50
Komandante:

Сквозняк как раз не страшен, а вот лобовое сопротивление…

Так замок же в носу, практически в точе торможения потока. Диаметр отверстия, по сравнению с размером носика самого планера, маленький. Если через него не протекает поток, можно сказать этой дырки нет.

Komandante:

Заказать - да можно, но учитывая что сроки доставки (сейчас) никак не вяжутся с зудом в известном месте - проще сделать. Идея уже появилась - на днях выложу фото.

Да заказывать смысла нет, он простой. С размером определиться.

Евгений_Маслов

radiopilot.ru/project.php?prid=149
Замок на планере простейший - согнута проволочка в виде петли, сквозь неё прямая проволочка от машинки, между ними петля леера вставляется. Машинка выдергивает прямую чеку и леер освобождается. Минут 30 на изгоовление и крепление, ни разу не отказывал.

Komandante

Ну вообщем достал я “нос” от Cularis - в отверстие для леера прекрасно входит 10 мм карбоновая трубка. Вот из нее я и буду делать механизм отцепки. Фото в процессе изготовления буду выкладывать. За основу возьму конструкцию с НК.

Komandante
server28:

делать стакан

К Новому году стакан это актуально 😃
А если по теме - мне больше понравилось решение с моделки (такое же на НК). Вот только вопрос - усилие на расцепку какое? Какую мафинку нужно ставить?

server28
Komandante:

Вот только вопрос - усилие на расцепку какое? Какую мафинку нужно ставить?

Считать оч. просто. Узнаем качество. Вес планера делим на качество = получаем оценку натяжения фала. Натяжение=сила нормального давления. Усилие вытягивания штока в замке= сила нормального давления, помноженная на коэффициент трения пары “метериал штока - материал петли (или материал поперечной планки)” . Выбираем большее из усилий и делим на длину плеча РМ. Получаем оценку минимального момента РМ, который откроет замок. Для надеги выбора РМ минимальный момент можно помножить на два (не спрашивайте, почему не полтора - не отвечу)

SAN

С парой капроновый шнур-сталь ОВС, полагаю, справится любая микромашинка.
Кстати, там ещё пара пар (в смысле - две:)) трения: шток-направляющая и шток-опорная поверхность перед петлёй.

server28

Александр, коэффициент трение в паре мы определяли в 8-м классе. В школе с гуманитарным уклоном. В направляющей - нафик пренебрегаем всем, что там есть, там плечо силы в разы больше, петля ведь затянута вокруг штока вблизи упора (поперечная планка).

valera#

Использованная нами конструкция расцепного устройства очень проста – трубка(от стержня) в которой проходит тяга соединенная сервомашинкой, в разрез вставляется кольцо из тонкой проволоки, за которое привязан леер.

Евгений_Маслов
valera#:

Использованная нами конструкция расцепного устройства очень проста – трубка(от стержня) в которой проходит тяга соединенная сервомашинкой, в разрез вставляется кольцо из тонкой проволоки, за которое привязан леер.

А у нас ещё проще 😁
radiopilot.ru/project.php?prid=14

Komandante
valera#:

за которое привязан леер

А что применяете в качестве леера?

Летчиг

Пробывал в прошлом году затягивать пилотажевским яком 12м пилотажевский дг 1000, первый взлет - пилот планера слишком резко ушел вверх, в результате як скапотировал, вторая попытка была чуть удачнее, после отрыва на высоте метров 4 начался расколбас по высотам, как следствие як в штопоре из которого я его вывел в метре над землей- упал плашмя успев каким то чудом выпустить закрылки перед падением, что видимо и спасло самолет, из повреждений стойки шасси и мятый капот, с планером куда печальнее из за того что отцепился не сразу была потеряна высота и скорость, результат - штопор с приземлением на крыло колесом…восстановлению не подлежит… потом анализируя ситуацию, пришли к выводу что леер был недостаточно длинный (был 7 метров) что не позволило уменьшить влияния расколбаса, вторая причина возможно неверноекрепление троса на буксировщике( трос крепился за хвостовое шасси и при рывке хвост моталуло в сторону и самолет сорвался… возможно крепление под центром тяжести решит эту проблему) и наконец отсуствие опыта…

вот лежит у меня як-54 бензиныч 2х метровый и планер от топмоделс 4,5 м размахом, летом в планах либо затянуть планер в небо яком, либо оснащать планер мотором… трос наверное будем брать метров 20 минимум…

valera#
Komandante:

А что применяете в качестве леера?

Обычную капроновую нить

Летчиг:

потом анализируя ситуацию, пришли к выводу что леер был недостаточно длинный (был 7 метров) что не позволило уменьшить влияния расколбаса, вторая причина возможно неверное крепление троса на буксировщике( трос крепился за хвостовое шасси и при рывке хвост моталуло в сторону и самолет сорвался… возможно крепление под центром тяжести решит эту проблему)

почитайте здесь lismoremodelflyingclub.org.au/…/aerotowing2.html , если непонимаем по иностранному, гугля поможет с переводчиком.
длинна леера должна быть не менее 30 метров, а крепление леера к буксировщику - в районе задней кромки крыла СВЕРХУ, не иначе.