Затягивание планера буксировщиком - делимся опытом

server28
Komandante:

Вот только вопрос - усилие на расцепку какое? Какую мафинку нужно ставить?

Считать оч. просто. Узнаем качество. Вес планера делим на качество = получаем оценку натяжения фала. Натяжение=сила нормального давления. Усилие вытягивания штока в замке= сила нормального давления, помноженная на коэффициент трения пары “метериал штока - материал петли (или материал поперечной планки)” . Выбираем большее из усилий и делим на длину плеча РМ. Получаем оценку минимального момента РМ, который откроет замок. Для надеги выбора РМ минимальный момент можно помножить на два (не спрашивайте, почему не полтора - не отвечу)

SAN

С парой капроновый шнур-сталь ОВС, полагаю, справится любая микромашинка.
Кстати, там ещё пара пар (в смысле - две:)) трения: шток-направляющая и шток-опорная поверхность перед петлёй.

server28

Александр, коэффициент трение в паре мы определяли в 8-м классе. В школе с гуманитарным уклоном. В направляющей - нафик пренебрегаем всем, что там есть, там плечо силы в разы больше, петля ведь затянута вокруг штока вблизи упора (поперечная планка).

valera#

Использованная нами конструкция расцепного устройства очень проста – трубка(от стержня) в которой проходит тяга соединенная сервомашинкой, в разрез вставляется кольцо из тонкой проволоки, за которое привязан леер.

Евгений_Маслов
valera#:

Использованная нами конструкция расцепного устройства очень проста – трубка(от стержня) в которой проходит тяга соединенная сервомашинкой, в разрез вставляется кольцо из тонкой проволоки, за которое привязан леер.

А у нас ещё проще 😁
radiopilot.ru/project.php?prid=14

Komandante
valera#:

за которое привязан леер

А что применяете в качестве леера?

Летчиг

Пробывал в прошлом году затягивать пилотажевским яком 12м пилотажевский дг 1000, первый взлет - пилот планера слишком резко ушел вверх, в результате як скапотировал, вторая попытка была чуть удачнее, после отрыва на высоте метров 4 начался расколбас по высотам, как следствие як в штопоре из которого я его вывел в метре над землей- упал плашмя успев каким то чудом выпустить закрылки перед падением, что видимо и спасло самолет, из повреждений стойки шасси и мятый капот, с планером куда печальнее из за того что отцепился не сразу была потеряна высота и скорость, результат - штопор с приземлением на крыло колесом…восстановлению не подлежит… потом анализируя ситуацию, пришли к выводу что леер был недостаточно длинный (был 7 метров) что не позволило уменьшить влияния расколбаса, вторая причина возможно неверноекрепление троса на буксировщике( трос крепился за хвостовое шасси и при рывке хвост моталуло в сторону и самолет сорвался… возможно крепление под центром тяжести решит эту проблему) и наконец отсуствие опыта…

вот лежит у меня як-54 бензиныч 2х метровый и планер от топмоделс 4,5 м размахом, летом в планах либо затянуть планер в небо яком, либо оснащать планер мотором… трос наверное будем брать метров 20 минимум…

valera#
Komandante:

А что применяете в качестве леера?

Обычную капроновую нить

Летчиг:

потом анализируя ситуацию, пришли к выводу что леер был недостаточно длинный (был 7 метров) что не позволило уменьшить влияния расколбаса, вторая причина возможно неверное крепление троса на буксировщике( трос крепился за хвостовое шасси и при рывке хвост моталуло в сторону и самолет сорвался… возможно крепление под центром тяжести решит эту проблему)

почитайте здесь lismoremodelflyingclub.org.au/…/aerotowing2.html , если непонимаем по иностранному, гугля поможет с переводчиком.
длинна леера должна быть не менее 30 метров, а крепление леера к буксировщику - в районе задней кромки крыла СВЕРХУ, не иначе.

Alfa3

У меня дома есть большая статья в импортном журнале. Попробую тезисно попозже выложить.

Летчиг:

потом анализируя ситуацию, пришли к выводу что леер был недостаточно длинный (был 7 метров) что не позволило уменьшить влияния расколбаса, вторая причина возможно неверноекрепление троса на буксировщике( трос крепился за хвостовое шасси и при рывке хвост моталуло в сторону и

Совершенно верно. Имею такой же опыт.

Реально нужно цеплять к самолету близко к ЦТ веревку, ее - по длиннее.

А пилоту планера вообще рулить и резких телодвижений делать не нужно. За него рулит тракторист (и по тангажу и по курсу). Затяжка - плавными кругами в одну сторону.

Кстати, мы с Андреем Зиминым имеем опыт затяжки планера ЛК на спине самолета. Очень забавно и интерестно.

server28

Дима, а у тебя трактор найдеццо? Или уедешь куда? Готов прицепиться планером. Давай после НГ замутим чего-нить в Строгине. Там, кстати, лед стал?

Oleg_Ox
server28:

Там, кстати, лед стал?

в поймах давно стал
с 39й секунды

valera#
Alfa3:

Реально нужно цеплять к самолету близко к ЦТ веревку, ее - по длиннее.

Леер крепить в этом месте

если буксир верхнеплан - тренер - то леер крепить прямо под болты крепящие крыло.

Евгений_Маслов
Alfa3:

Реально нужно цеплять к самолету близко к ЦТ веревку

А мы за хвост цепляем, и всё путём. Даже воздушный змей так затягивали. От тягача много зависит, рулей должно быть достаточно.

Alfa3
server28:

Дима, а у тебя трактор найдеццо? Или уедешь куда? Готов прицепиться планером. Давай после НГ замутим чего-нить в Строгине. Там, кстати, лед стал?

Для вас - хоть экскаватор! 😃

В строгине - супер! Созвонимся.

Огласите ттх планера, пжласта

server28

Фокс, вот такой. Вес где-то 670 грамм. Отцеп спереди. Два колеса как на лисапеде. Леер сделаю из лески. маркеры повешу и вертлюг для леера тоже нашел. Длина думаю метров 20.

Oleg_Ox:

в поймах давно стал с 39й секунды

А кто там “каталися на бронекатере”?

Komandante
server28:

Фокс, вот такой. Вес где-то 670 грамм.

Андрей в статье, ссылку на которую Вы дали на форуме, пишут что буксировка планеров весом менее 2 кг и размахом менее 3-х метров может оказаться не комфортной и приводят аналогию маленького зверька уцепившегося за хвост тигра. Очень интересно узнать о результатах. Ждем отчет. 😃 С наступающим НГ.

Oleg_Ox
server28:

А кто там “каталися на бронекатере”?

спасатели постоянно катаются, так что “полоса” всю зиму укатана слегка

Alfa3

Короче, освежил в памяти статью.

Основные моменты:

  • запаса по тяге у трактора д.б много.
  • фал для больших планеров (4 м) - 30-40 метров.
  • пилоту планера особо рулить не надо, только по крену.
  • пилот тага (трактора) должен информировать пилота планера о каждом своем движении.
SAN
Alfa3:
  • запаса по тяге у трактора д.б много.

Андрей, предлагаю свою ДВСину в качестве буксировщика.

Alfa3

ДВС не лучший вариант на такой погоде.

И желательно че нить из епп. Варианты всякие возможны при букировке.

У меня есть як епп с тягой 1 кг. Я думаю, поятнет.

Oleg_Ox
Alfa3:

ДВС не лучший вариант на такой погоде

и если на пойме - рыбаки мотыля в опу напихают