Supra Competition тонкости

Supra

Цель этой темы: структурировать информацию о настройках модели и тонкостях полета.
У Меня есть масса собранной и обработанной информации за сезоны 2009-10годов.
Образец, я выложу сейчас.
Если кому не жалко, поделитесь своими знаниями.

Часть 1
Установочные углы закрылок и элеронов в полетных режимах
* означает градусы (мерить относительно нижнего обвода профиля крыла)

  1. полетный режим КРУИЗ (нормальный полет)
    Установочный угол закрылков и элеронов 2*
  2. полетный режим скоростной (наилучшее отношение ветропроницаемость качество)
    Положение элеронов и закрылков +0,5*
  3. полетный режим СКОРОСТНОЙ 2 (для прострела после f3j старта)
    Положение элеронов и закрылков -0,5*
  4. отклонения для режима ТЕРМИК
    Рекомендую управление парящим режимом назначить на джойстик газа. Это вам даст огромное преимущество в скорости и точности его использования.

В штилевую погоду крайнее положение элеронов и закрылков может достигать 10*

  1. стартовый режим f3j (быстрый старт 0,5-2,5сек; средний старт2,5-5сек; длинный старт5-…сек)

Быстрый старт 0,5-2,5 сек

  1. весь старт производится в режиме прострел, положение элеронов и закрылков -0,5*
    При абсолютном штиле положение элеронов и закрылков можно выставить на значение0,0*
  2. желательно ввести микширование элеронов с закрылками в режиме прострела. При старте до 1сек., часто придется крутить бочки (уход из зоны лееров при таком старте практически всегда производятся через спину)
  3. положение крючка затяжки смещается максимально назад, модель должна балансировать на грани срыва.
  4. леер должен быть вытянут до предела ваших физических возможностей

При старте до 1сек. - кивок минимальный и резкий, задача быстро сбросить парашют.
При более длинном старте, глубина кивка определяется силой натяжения леера. Натяжение леера можно увеличить с помощью руля высоты около точки начала кивка. Чем эластичнее леер и чем больше его натяжение, тем глубже кивок.

Средний старт 2.5-5 сек

Максимальное отклонение элеронов и закрылков 8*
Положение крючка немного впереди, относительно его положения при быстром старте.
Желательно ввести 0,5секундную задержку на убор стартового режима

  1. перед стартом включаем стартовый режим, натяжение леера выше среднего.
  2. После выпуска модели из руки, в момент достижения моделью 20 метровой высоты выключить стартовый режим и приблизительно через 0,5 сек, включить режим простел.
  3. натяжение леера можно регулировать рулем высоты, но будьте осторожны, не перестарайтесь.
  4. сделайте кивок и практически вертикально набирайте высоту. Глубина кивка определяется натяжением леера.
  5. выведите планер в горизонтальный полет на высоте, которую может набрать пленер не свалившись.

Длинный (затяжной) старт 5-… сек

Применяется при старте в штилевую нетермичную погоду, при старте по ветру, при старте под большим углом к ветру…
Максимальное отклонение закрылок и элеронов 15*
Положение крючка такое же, как и при “среднем” старте.

  1. модель взлетает до места начала кивка на закрылках
  2. в максимальной точке набора высоты на леере, не выключая закрылок, обязательно увеличить натяжение леера рулем высоты
  3. резко переключится в простлелочный режим, довольно глубоко, но резко кивнуть и сойти с леера
  4. при “простреле” набирать высоту, разворачивая планер строго против ветра
  5. выводить планер нужно резко, это позволит вам выиграть несколько метров высоты.
NIV

Очень интересная тема.😒
Есть вопросы:
Как рулить в термике?(Только элероны или мешать с закрылками.)
Какие расходы по элеронам и закрылкам когда включён микс?
Нужен ли дифференциал по элеронам?
Какие расходы при миксе руль высоты-камбер, если используется? (В какой ситуации его применение оправдано.)

13 days later
concord08

Решил поддержать тему, жалко если зачахнет. Давно была мысль организовать некий семинар с участием ведущих
суправодов, некоторые из них так или иначе засветились на этом форуме (Volkov, ASW, mity, Chekh, MVP,…). Было бы крайне интересно и поучительно познакомиться с наработками украинских, литовских, российских пилотов по настройкам и опыту эксплуатации популярной модели. Боятся открыть секреты массовой публике им не стоит, уверен любой из них легко сделает меня и таких как я на моей же модели (вывод традиционный - надо больше летать, увы…работа…). Меня интересуют чисто инженерные вопросы. На rcgroups много информации, но сидеть выуживать ценное из нескольких тысяч постов на тарабарском языке… кпд никакой. Отдельное спасибо коллеге Supra за эту тему и первую информацию, хотя далеко неполную, как справедливо заметил коллега NIV. Хотелось бы послушать мнение авторитетов, почему немецкие и литовские пилоты имели на Вильге 2010 имели видимое преимущество над украинцами, летающими на родном поле? Господа, присоединяйтесь!

wws
concord08:

почему немецкие и литовские пилоты имели на Вильге 2010 имели видимое преимущество над украинцами, летающими на родном поле?

Патамушта 😃

А если серьезно, они же не только в J, они в К и в других планерных классах выходцев из экс-СССР облётывают. Имхо, все дело в традициях. У них они глубже и сильнее. Соответственно суммарный национальный опыт выше! Выше и уровень мастерства на внутренних соревнованиях. Чем с более компетентными соперниками ты соревнуешься, тем больше растёт и твоё мастерство. Вот поэтому некоторые страны и имеют выраженное преимущество. Кстати, этим же, имхо, обусловлено и преимущество украинских пилотов перед россиянами.

Так что к Супрам это не имеет никакого отношения.

LapanovAA

В кубке СССР в прошлом году Новоселов украинцев облетал.

Chekh

Ну это был не совсем кубок СССР,но правила были ооооочень интересные,поэтому он и облетал.

Chekh

Просто я за честный спорт))))))))))) да и все))))

FVA
concord08:

Было бы крайне интересно и поучительно познакомиться с наработками украинских, литовских, российских пилотов по настройкам и опыту эксплуатации популярной модели. Боятся открыть секреты массовой публике им не стоит, уверен любой из них легко сделает меня и таких как я на моей же модели (вывод традиционный - надо больше летать, увы…работа…). Меня интересуют чисто инженерные вопросы. На rcgroups много информации, но сидеть выуживать ценное из нескольких тысяч постов на тарабарском языке… кпд никакой.

Мне кажется, что из ведущих спортсменов никто не поделится своими секретами и не потому что жалко, а потому что всё настолько индивидуально и то что приемлемо одному не подойдёт другому.
P.S. Примерно с такими же расспросами “приставали” к забугорному известному супроводу о его секретах, настройке, тактике. Всё-таки чемпион мира и не единожды. Ничего конкретного не выяснили, посоветовал посмотреть фильм radiocarbonart.com/…/Soaring-Master-Class-3.html и больше изучать погоду. Лично я посмотрел кин. И не единожды. Явно умнее не стал, но кой какие выводы сделал. А стал ли лучше летать ? - соревнования покажут.

Lёlik

Если бы у поэта А.С. Пушкина спросили, как это ему удается такие стихи писать, то он бы наверное ответил: “А черт его знает…”
Вот и соревнуйся потом с такими…

Oleg_Ox
FVA:

Мне кажется, что из ведущих спортсменов никто не поделится своими секретами и не потому что жалко, а потому что всё настолько индивидуально и то что приемлемо одному не подойдёт другому.

я думаю еще и потому не делятся, что уже наслушались от вертуалов как оно правильнее
кстати на днях Сашу отпускают, главное шоб как Ходорковского за день до освобождения на 2й срок не отправили 😃

по теме - в прошлом году получил по наследству супру от Саши В., полетал немного с его центровкой, потом сдвинул назад на пару мм и настроил по шаблонам производителя (цт тоже как там написано) - видимо эти настройки под мои дерганья, неопытным глазом заметил положительную разницу, жаль сразился всего раз, в Дзержинске, не официально 😃

concord08

[QUOTE=Supra;2281976]Цель этой темы: структурировать информацию о настройках модели и тонкостях полета.
У Меня есть масса собранной и обработанной информации за сезоны 2009-10годов.
Образец, я выложу сейчас.
Если кому не жалко, поделитесь своими знаниями.

Друзья! А ведь автор темы выступил с абсолютно конкретным предложением. Слова…слова… Это болезнь этого
форума. 😦 Я - инженер со стрессом в груди (цитата из старой песни БГ), закончил соответствующий ВУЗ (МАТИ), по работе частенько приходиться заниматься анализом различных процессов, знаю какую пользу это может принести. Результаты можно свести в некую итоговую таблицу, кто-то идивиться, кто-то воспользуется. Вам что жалко поделиться информацией о центровках под погоду, миксами, расходами по режимам, положением крюка под разный старт? Вам NIV задал конкретные вопросы, никто даже не попытался ответить. Тему про иностранцев я
поднял специально. Виктор (WWS), я на Вильге 2010 в день металок внимательно смотрел за полетами Эдера с резинки чуть в сторонке от старта, он стабильно улетал метров с 30-50 очень маленькими и очень плоскими кругами, метров с 25-ти я в хороший бинокль смотрел за его руками, я вообще движений стиками не заметил, ему что национальные традиции или менталитет позволяют держать планер в такой стабильной спирали? Я в Орле смотрел подлеты с руки молодого Сахно, он временами проделывал фишку с улетом с 5-ти метров, но стиль совсем другой (дерганый), но ломовые потоки позволяли ему это делать. Всему есть разумное обЪяснение, при этом доводы о налетанности, умению разбираться в воздухе и индивидуальном подходе я тоже принимаю. Ребята - это технический вид спорта. Простой пример: формула 1, сезон 2010, парень Петров из страны с “богатейшими гоночными традициями” стабильно делает представителя “отстойной и некультурной” Италии Ярно Трулли (кстати
неоднократного чемпиона мира по картингу", может дело в технике и технологии? Думаю, что Макаров и Петренко тренируются не меньше Эдера. Соревнований меньше - согласен. Предлагаю поддержать начинание Supra конкретной информацией, а не обычным для этой поляны колебанием эфира.
P.S. Прошу простить за упоминание фамилий, всех очень уважаю.

NIV

До кучи. Какие штыри использовать для какой погоды? Интуитивно понятно, что штыри с самым большим углом для слаботермичной штилевой погоды, когда приходится рулить очень аккуратно в основном рулём направления. Прямые штыри видимо для ветренной погоды с загрузкой балластом.
По центровке: для штиля передняя, для ветреной погоды задняя.

P.S. Никто не просит открывать профессиональные секреты: как вкрутиться в узкий поток у земли, как выпаривать галсами в сильный ветер и т.д. С этим сами разберёмся. Вопрос о базовых настройках планера, которых летает уже наверное 1000 штук.

PVA
NIV:

До кучи.
По центровке: для штиля передняя, для ветреной погоды задняя.

Вот очень правильно! 😃

FVA
NIV:

До кучи. Какие штыри использовать для какой погоды? Интуитивно понятно, что штыри с самым большим углом для слаботермичной штилевой погоды, когда приходится рулить очень аккуратно в основном рулём направления. Прямые штыри видимо для ветренной погоды с загрузкой балластом. По центровке: для штиля передняя, для ветреной погоды задняя.

Начну с себя.
Супра-электро, вес 1700 гр, груженая 2200.
В ветер передняя центровка, в штиль заднее уводим. (как наоборот:), даже не представляю. Планер будет просто завешиваться против ветра).
Аппаратура Футаба 12FG.
Настройки как в первом посте.Плюс минус по ощущениям.
Cтарт на моторе из режима Normal. Чтобы планер не упиливал вертикально вверх, Кромка крыла поднимается вверх на 1-1.5 мм, стаб вниз.
Набор достаточно полого, задача уйти против ветра за 30 сек. дальше от себя, а не над головой, т.к. после остановки мотора вираж чтоб не сорвался и по ветру либо с боковым.
Режимы Normal
Дифф - 55%
Экспонента РВ-50%, РП-70%, Элероны-45-50%
Микс Эл-РП -40% через тумблер
Профиль подогнуть-разогнуть крутилкой

Thermal
дифф-40%
Экспонент РВ-60%, РП-80%, эл - 50-60%
Микс Эл-РП -100% через тумблер
Ручкой “газа” гнётся профиль через 3-х позиционный тумблер
1- около 8градусов
2- вполовину меньше
3- только закрылки до 10 градусов

Speed
дифф-80%
Экспонента РВ-40%, РП-50%, эл-35-40%
Профиль подогнуть-разогнуть крутилкой

Land
дифф-85%
Экспонента РВ-40%, РП-50%, эл-35-40%
Микс эл-РП 200%

В режимах Normal (для узких и неустойчивых терм) и Speed(пилотаж и побаловаться) через тумблер микс элероны-закрылки 50%.

Какая центровка - не знаю. Думаю где-то 100-102 мм.
Штыри -максимальный угол на любую погоду.
P/S На правоту не претендую по настройкам, но мне комфортно. Перепробовал всякие: и рекомендуемые, и с “потолка” и сейчас эксперементирую.

Oleg_Ox
FVA:

В ветер передняя центровка, в штиль заднее уводим. (как наоборот, даже не представляю. Планер будет просто завешиваться против ветра).

+1

LapanovAA

Супра очень интересный самолет- его сколько не изучай он все равно приподнесет какой-то сюрприз. Последнее время мы перестали загружаться такими вопросами - просто получаем удовольствие от полетов. Про настройки которые рекомендует Володя могу сказать , что они на температуру примерно +15 и выше и давление до примерно 750 мм.рт.ст.

FVA
LapanovAA:

что они на температуру примерно +15 и выше и давление до примерно 750 мм.рт.ст.

А в более холодную погоду тогда как ? Сейчас у нас 0-4 градуса, ~760 мм.рт.ст.
Приходится делать более плоские виражи, уменьшая дифф и отказавшись от микса эл-РП в режиме Normal. При наличии явного пузырька приходится вкл микс эл-флап. Спираль получается размазанной, полёт более инертный, улететь сложней, но секундомер дольше тикает. Или как ?

Lёlik

Интересно, а зависят Настройки от Настроения пилота или все же зависят только от его давления и температуры?..

LapanovAA

Дело не в настроение пилота а в законах аэродиномики. Чем плотнее воздух - тем более легкое должно быть крыло в плане профиля. А по поводу угла штырей - чем меньше V и больше удлинение - тем больше качество, но обробатывать потоки сложнее.

NIV
FVA:

В ветер передняя центровка, в штиль заднее уводим. (как наоборот, даже не представляю. Планер будет просто завешиваться против ветра).

По поводу центровки. Делать переднюю на штиль, а заднюю на ветер мне посоветовал, человек который эксплуатирует Супру и довольно успешно. Разумеется надо триммировать после изменения центровки изменяя деградацию. (Возможно потребуется изменить профиль крыла.)
Мне самому интересно как это будет работать, определённая логика в этом безусловно есть…

wws
NIV:

Делать переднюю на штиль, а заднюю на ветер мне посоветовал, человек

Об этом Саша Василюк год-два назад писал, пересказывая слова сэра Волкова. Он еще тогда два раза у него специально переспрашивал, ничего ли тот не путает.

Tomas
wws:

Об этом Саша Василюк год-два назад писал, пересказывая слова сэра Волкова. Он еще тогда два раза у него специально переспрашивал, ничего ли тот не путает.

И David Hobby то же рассказывал…

Sergey_S

И Гаврилко мне в Коктебеле об этом говорил 😃.

wws

Только вот (сам себя):

Я тут по зиме был ошеломлен, насколько у меня сбился триммер РВ (щелчков на 25), а я всё продолжаю неплохо лететь. Тупо модель на ручке держал, не веря, что надо и дальше триммером щелкать. Потом через час полетов всё-таки пощелкал - офигел. Сделал дайв-тест (сто лет он мне нафик уже не нужен был) и вынул 6-7 грамм свинца из носа металки, которые там всё лето лежали и ни капли не мешали. Триммер почти вернулся на место и дайв-тест вдруг нормальным стал. Из этого стало ясно, что центровочка по холоду сбилась (местечковое обледенение и прочие радости). Но поразило меня другое! То, что ни сбитая центровка мне особо не мешала, и что после исправления координально лучше я не полетел. Да, стало проще ручками работать, но искать и обрабатывать потоки проще не стало, и время полётное не увеличилось.

3 months later
NIV
NIV:

По поводу центровки. Делать переднюю на штиль, а заднюю на ветер мне посоветовал, человек который эксплуатирует Супру и довольно успешно. Разумеется надо триммировать после изменения центровки изменяя деградацию. (Возможно потребуется изменить профиль крыла.)
Мне самому интересно как это будет работать, определённая логика в этом безусловно есть…

Пробовал центровку 100мм, на мой взгляд оптимально до ветра 5м/с.В штиль ставлю 95мм, очень комфортно управлять. В ветер 7-9м/с поставил центровку 105мм, задавил руль высоты, не понравилось.Планер всё время на ручке, не стабилен, кабрирует.Управлять сложно, завешивается. Пробовал микс элероны к закрылкам, вниз 8мм (элерон и закрылок) вверх элерон 16мм, закрылок 8мм. Очень удобно использовать в тихую погоду для узких спиралей вокруг законцовки. Пробовал микс руль высоты камбер. Руль высоты вверх-элероны и закрылки вниз до 6 градусов. Руль высоты вниз элероны и закрылки вверх на 0,5 градуса(верхнее положение режима скорость). В штиль бесполезен, в ветер ссыпался быстрее обычного. Может кому пригодится.😎