Вариометр
Пару недель летаю с вариометром. Дааа… Прежние оценки высоты и скороподъемности были далеки от истины. И что обидно, двадцать метров высоты от тридцати легко и на глаз отличить. А 150 метров от 250 метров почти не отличаются. На высоте выше 150 метров без вариометра плавный набор или потеря высоты вообще не видны на глаз.
Учусь центрировать термик по приборам. Пока навыки не очень. Стержень потока определяется легко. Но пока развернешь и приведешь планер назад ориентация чуть-чуть уходит. Глазу в небе не за что зацепится - облаков нет. Сами полеты в поисках потоков стали более осмысленными и более результативными. Ухо быстро привыкло к немецкой речи. Высоту и напряжение борта воспринимает уже как на родном языке.
Из минусов пока заметил один, - при выключении в полете вариометра приемник дает сильный шум. Чтобы не глушить себя, надо перед выключением сначала вырубить приемник, или уменьшить его громкость.
А в остальном - прибор стоит своих денег. ☕
А можно поподробнее, что за девайс? Вариометр - это прибор для определения вертикальной скорости. В моделизме ничего подобного не встречал.
Вариометр - Picolario talk , куплен у www.thommys.com
Есть на английском и немецком языках. Отображает вертикальную скорость тонально, а высоту и напряжение борта говорит приятным женским голосом. Набор высоты - высокий прерывистый тон, высота его зависит от скорости набора высоты. Потеря высоты - низкий непрерывный тон. Его высота тоже зависит от скорости потери высоты. Контролирует качество сигнала передатчика, при помехах сообщает пилоту Achtung! в очень тревожной интонации. Управляется с передатчика по отдельному каналу. Работает в диапазоне 433 МГц на LPD приемник. Я в приемник вставляю наушник, чтобы хорошо слышать сигнал в сильный ветер. Внутри вариометра синтезатор на 64 канала. В LPD приемнике тоже синтезатор. Так что вопрос с мешанием на поле друг-другу не стоит. ☕
Возможно вариометр сделать самому? Конечно что нибудь по проще…
А я купил Alti2. Он пишет в память. Абсолютно согласен с vovic в точности определения высоты глазом. Высота броска металки (35 – 50 метров) глазом определяется с точностью 2 метра. А в F3J все оказалось не так, как я себе представлял.
А вообще, весчтъ замечательная. Даже видно как взял модель перед стартом и после посадки.
Сергей
сколько всего напридумывали, были-бы денежки 😒
Возможно вариометр сделать самому? Конечно что нибудь по проще…
Легко. Он не сложнее RC-приемника. Но вопрос в другом, а надо ли делать самому то, что можно взять готовым? Кстати, изготовитель вариометра Пиколарио сам НЕ делает ВЧ-часть, а покупает ее у другого изготовителя.
Специализация и разделение труда. Ничего не попишешь.
Глупо самому делать стержень к шариковой ручке. 😁
Легко. Он не сложнее RC-приемника. Но вопрос в другом, а надо ли делать самому то, что можно взять готовым? Кстати, изготовитель вариометра Пиколарио сам НЕ делает ВЧ-часть, а покупает ее у другого изготовителя.
Специализация и разделение труда. Ничего не попишешь.
Глупо самому делать стержень к шариковой ручке. 😁
Vovic, чесно скажи не скучно с этим чудом летать? Вот думаю себе 3х метровый Гибрид в электроварианте собрать, может и до вариометра доросту…
Понимаешь, если бы я умел часами летать в термиках - может было бы и скучно. Но пока я безмерно далек от этого. Каждый термик пока - как подаяние на паперти, - есть - ура, а нету, - ну и тю-тю. Врубиться в закономерности и научиться понимать, как они включаются и выключаются, эти термики - тогда, возможно, и не понадобится вариометр. В динамах, вроде за прошлый год научился летать часами. А термики - пока загадка. Вся прочитанная литература, особенно из большого планеризма - для меня мало полезна. А мастера, который бы научил небу - у нас нету.
У немцев, кстати, моего возраста и старше, весьма распространены неформальные состязания - кто дольше остается наверху. И летают часами.
Я тоже хочу. 😇
Легко. Он не сложнее RC-приемника. Но вопрос в другом, а надо ли делать самому то, что можно взять готовым? Кстати, изготовитель вариометра Пиколарио сам НЕ делает ВЧ-часть, а покупает ее у другого изготовителя.
Специализация и разделение труда. Ничего не попишешь.
Глупо самому делать стержень к шариковой ручке. 😁
Ну цена у него не очень…
С ВЧ все понятно, меня интересует та часть, которая измеряет высоту. Схемку какую нибудь увидеть бы…
Ну цена у него не очень…
С ВЧ все понятно, меня интересует та часть, которая измеряет высоту. Схемку какую нибудь увидеть бы…
Схемки то тама нету. Стоит датчик МАР мотороловский и микроконтроллер к нему. Отдельная БИС синтезатора речи. ВЧ-блочок с синтезатором на платке размером 1,5 на 1,5 см. и дип-переключателем для выбора канала. Кнопка активизации речевого бортжурнала. Все.
Кстати, этот МАР-датчик аналогичен МАР-датчику с моего Хонды-Сивика. Только корпус поменьше, а измерительная капсула та же.
Так что схема мало поможет. А на софт халявный рассчитывать не приходится. Самому же писать программу - это для радистов-программистов увлечение. Я этим уже переболел.
Ну цена у него не очень…
С ВЧ все понятно, меня интересует та часть, которая измеряет высоту. Схемку какую нибудь увидеть бы…
вот есть девайс подешевле, тоже ничего…
www.wstech.de
Да, я понял. Все от прошивки зависит.
paravia.ru/syn/greenvalt/
Ну цена у него не очень…
Цена высокая в т.ч. из-за синтезатора речи. Без него на 100 евро дешевле.
Но без него не будет точных данных о высоте и состоянии борта. А для меня это очень важно.
Добавлено
Из опыта работы: 10 мвт излучаемой вариометром мощности на 500 метров хватает легко. Правда заметил, что при эволюциях планера есть замирания сигнала. Приемник Stabo 400 вешал на поясной ремень. Попробовал перевесить его на нагрудный кармашек - замирания исчезли. Т.е. тело вблизи антенны на 433 МГц прилично ее экранирует. Надо учитывать. И антенну слегка наклонить, иначе когда планер в зените - она смотрит на него своим минимумом диаграммы направленности.
При размещении на нагрудном кармашке возможен вариант без наушника, сразу слушать с встроенного в приемник динамика. Это - когда ветер в уши не задувает. На сильном ветру - наушник лучше.
Настройки параметров измерения по умолчанию - для начала вполне устраивают. Я уменьшил только время между сообщениями о высоте и напряжении в простом режиме. И то, это поначалу, потом - верну назад. Остальные установки пока не трогал. Для очень атермичной погоды, возможно, буду уменьшать величину мертвой зоны. Но это - потом.
Настройкой порога шумоподавителя на Stabo избавился от сильного шума при выключении в полете передатчика вариометра. Хотя пока борт имеет лишний запас емкости, экономить на потреблении тока вариометром смысла нет. На другом планере - там серв больше, а емкость такая же. Там это может пригодиться.
Есть у буржуев штуковина до 100 гр. весом, которая помимо высоты и скорости ее изменения еще и координаты модели передает на землю. в самом облегченном варианте меньше 200 уе
Есть такие штуковины. И Пиколарио тоже есть вариант с GPS. Только зачем?
В полете эти данные пригодиться не могут. А послеполетный анализ траекторий - это уж совсем профессиональный подход.
К наушнику на ухе уже привык. Голос слышен в тишине замечательно. Вчера на луг приехали бойцы. Завели бойцовки кордовые, без глушака - и все. Весь кайф улетучился. Голос не слышно. Да и вообще, отвык я уже от рева моторов. Пришлось с поля уехать. 😦
…а надо ли делать самому то, что можно взять готовым?
Подскажите пожалуйста… где можно пиобрести готовый вариометр в Москве…
Может кто встречал в московских магазинах, или возит на заказ.
Импортые интернет-магазины не в счет… Может у кого есть предложения.
Спасибо.
Вряд ли это возможно. В Москве планеры не любят. Я объездил все магазины с попыткой купить парашутик фирменный к лееру, - продавцы даже не знают, что это такое. Привезти на заказ - наверное смогут. Но это - надо разговаривать.
За время полета набирается ошибка в определении высоты в 3 - 5 метров за час. Не понял почему. Всегда в минус. Ну, полтора метра - это я сообразил - включаю я планер над головой, - а садится он к ногам. Вот полтора метра в минус и набегает. Остальные метры, подозреваю связаны с обтеканием фюза воздухом, перед стартом я над головой держу - в фюзе чуть разряжение. А когда он на земле лежит - ветер его не обдувает.
В любом случае, такая погрешность - роли не играет.
За время полета набирается ошибка в определении высоты в 3 - 5 метров за час. Не понял почему.
Возможно, просто меняется давление.
Возможно, просто меняется давление.
Все время в минус? 😕
Еще эта дрянь чувствительна к перегрузкам.
Для чистоты эксперимента надо повключать на земле в неподвижном состояни.
С чего бы? Там датчик МАР - он к ускорениям безразличен вроде.
Да и включаю я в начале и конце полета в неподвижном состоянии, конечно.
В общем - это не критично.
Володя, привет.
По поводу ошибки в определении высоты.
Для вариометров есть специальная приблуда, Компенсатор. Которая компенсирует влияние скорости и давления на точность измерений.
Пара тркбочек сходится на одно трубочке с дырочками ( Сепер объяснение!!! 😊 , но думаю представляешь о чем я )
Точно не скажу как она работает, но изучив несколько вариантов схожих приборов, обнаружил что такая Приблуда идет как отдельная опция.
Незнаю нужна ли она, так как пару метров разницы роли особо не играют.
С Ув.
Для вариометров есть специальная приблуда, Компенсатор. Которая компенсирует влияние скорости и давления на точность измерений.
Пара тркбочек сходится на одно трубочке с дырочками ( Сепер объяснение!!! 😊 , но думаю представляешь о чем я )
Не, эт не компенсатор. Это система ТЕК - я про нее писал. Она обеспечивает интегральное представление сумм потенциальной и кинетической энергий планера. Мне это не нужно.
Да и об ошибке говорить - только к слову пришлось. Два-три метра - это разница высоты луга в десяти метрах. Фигня, короче.