Как правильно летать на планере.

Taboo
flysnake:

Сначала “чистая теория”.

Это Вы придумали, или так в книжке написано?

flysnake
Taboo:

Это Вы придумали, или так в книжке написано

Что-то в книжках, что-то сам.
п1. - вообще “задачка по физике”
п2, п3 - до “достигнет максимальной скорости” - в любой книжке по термикам + чуть-чуть физики.
Рост пузыря от размера - следствия (книжки + физика и геометрия).
Все, что дальше - чуть-чуть из книг + мои выводы (опять же; в приличной степени - физика)
Конкретно “фонтан” - опыт (“проведен” неоднократно с вариациями) + “книга” (термики на склоне) + попытка объяснения на основе всего вышенаписанного.
Единственное, что могу сказать, нет противоречия “классике термиков” и не вижу в своих рассуждениях внутренних противоречий. И нет противоречий тому, что читал о низкой терме - опыт моделистов; бывают пузыри, бывает терма (в виде столбов) все это нестабильно… В общем, на форуме, книжках и статьях о моделизме написано много (и практически одно и тоже - общие слова и ссылки на “Классическую терму”.

Sergey_BSB

😃 Ну и бурная у вас фантазия, Сергей с вашими подсосами воздуха! 😃
А помогите мне и подведите физику под мою трактовку.

  1. Воздух плохо нагревается и соотв. плохо передает тепло соседней возд. массе.
  2. Пузырь не всасывает хол. воздух в себя, а это идет заполнение места поднимающегося пузыря.(пустот в природе не бывает)
  3. Скорость пузыря или скорость в потоке с высотой растет(не всегда знатительно), т.к. темпер окруж воздуха падает, а температура пузыря(потока) падает медленней(согл пункта 1). При этом диаметр потока уменьшается, а скорость в нем увеличивается. (вспомните физику с диаметрами трубок)
    С высотой происходит постепенное смешивание воздушных масс и падение температуры потока и его расширение в диаметре.

Там вроде доходчиво написано, зачем придумывать!?

v-romashin921
Sergey_BSB:

Пузырь не всасывает хол. воздух в себя, а это идет заполнение места поднимающегося пузыря

я бы сказал, оторвавшегося от земли теплого воздуха, после приобретения им критического объема ,

flysnake:

Что-то в книжках, что-то сам

обратите внимание на медленное кипение молока, там все наглядно

в этот момент , так называемого сдува, самое классное стартовать на свободном лете, в потоке будешь % 90, 10% на суету и мешканье_ обдумывание (может будет лучше) ))))))) у нас один старый таймерист, становился голой спиной к ветру и как он говорил по разнице температур на спине и ушах(Шутка конечно) , взлетал,но его барометр его не подводилл, при чем в ветренную погоду лучше стартовать в затишок, а в тихую в сдув после прогрева, бывает еще сдув после тени, тут можно проколоться

flysnake:

бывают пузыри, бывает терма

терма- это сленг, термический поток воздуха, он же на другом сленге пузырь, еще его называют ТРУБА, а нисходняк жо…па, назглядное и форсированное явление это смерч, только в сильно увеличенных параметрах, воздух не поднимается вверх в форме капли или мыльного пузыря, а вращается, оставляя за собой хвост, пример слив воды в ванной, но только в другую , сторону. а динама- это динамический вызванный препятствием(деревья, положительный склон, гора) на пути движения воздушных масс, и не обязатнльно теплых, здесь и кроется подвох, что в результате его турбулентности он может, так же как поднимался вверх, так же резко пойти вниз выйдя на равнину или противоположный отрицательный склон

Sergey_BSB

Народ, я думаю надо прекращать наше словоблудие и обсуждение запятых в умных книжках, т.к. уплыли от темы в никуда. 😃
Я умолкаю.

flysnake
Sergey_BSB:

Ну и бурная у вас фантазия, Сергей с вашими подсосами воздуха

Накакой фантазии; голые факты. Вы постоянно отрицали “масштабный коэффициент”. Именно этим я воспользуюсь.
Зажгите свечку. Поставьте ее на пол. Измерьте температуру и ширину потока на высоте 10см (можно просто пальцем). Сделайте это же на высоте 1 метр. Вопросы есть?
Вот то же самое на языке науки. Поток (пузырь) турбулентен (во всех книгах написано). На границе потока (пузыря) турбулентность максимальна (из тех же книжек). Турбулентность - вихри. То есть воздух на поверхности потока и и внутри все время перемешивается. Следствие - в поток постоянно подмешивается холодный воздух (объем потока увеличивается). Это я называл подсасыванием поздуха поверхностью потока, пузыря.

Sergey_BSB:

С высотой происходит постепенное смешивание воздушных масс и падение температуры потока и его расширение в диаметре

Вот Вы сами написали про подсасывание воздуха поверхностью потока 😃

v-romashin921:

терма- это сленг, термический поток воздуха, он же на другом сленге пузырь, еще его называют ТРУБА

Согласен; неправильно написал. Что же касается пузыря и трубы, то это - разные понятия. Труба - штука длинная; в пределе - от земли до облака или инверсии (не обязательно от земли и до облака, но длинная); если одна модель его нашла, то и другую поднимет там же (с учетом сноса ветром). А пузырь… Как пузырь в кипящей воде. Оторвался, сформировался (какой-то условный шарик) и поднимается. Поднимет одну модель, а другая в этом же месте уже потока не заметит.
Картинка динамы абсолютно неверная. И название тоже сленговое. Настоящее название - динамические потоки обтекания (вызываются ветром; естественно бывают и восходящими и нисходящими), что определяется рельефом местности и препятствиями (это Вы правильно написали). Прочтите рекомендованную книгу - там описано громадное количество потоков разного происхождения. И более-менее точно (если сравнивать с “научными книгами” по метео).

wws

Не собираюсь никого ни в чём переубеждать, пусть все будут при своих замечательных мнениях, однако замечу 😃

  • На сегодня, еще пока не открыты силы, заставляющие т.н. “пузыри” скапливаться, сливаться, отрываться и улетать аналогично конденсировавшимся каплям пара на потолке. Если кто их откроет - может претендовать на Нобелевскую премию.

  • Поскольку я уже приличное число жопочасов на металках налетал, то отрицание существования т.н. “пузырей” с моей стороны было бы глупым. Они есть, но они как бы сказать не совсем пузыри. Я бы даже сказал, что они и не совсем круглые 😃

Причина нестыковки в нашем уме теории и практики часто кроется в том, что исходные постулаты ошибочны.

Удачи!

Я могу лишь показать дверь, но войти в неё ты должен сам (с) Morpheus 😃

v-romashin921
wws:

пусть все будут при своих замечательных мнениях

как сказал один старый таймерист: старты покажут, а стартовый протокол объединит и суммирует результаты, всем удачи в словоблудии, делать надо и летать,делать надо и летать,делать надо и летать,делать надо и летать,делать надо и летать, и опыт сам проявит правоту

flysnake
wws:

заставляющие т.н. “пузыри” скапливаться, сливаться, отрываться и улетать

Рождение “пузыря” я могу довольно легко представить (по крайней мере, какой-то части пузырей). Например, штиль, есть яма на земле (лес, заросли бурьяна…), в которых накопился теплый воздух. Есть такие места? Есть, я лично на своей шкуре чувствовал. Прилетел приблудный вихрь и выдул этот кусок теплого воздуха. И этот воздух начал подниматься.
Форма, а хрен его знает какая… Может большие спецы и могут предсказать ее вид. Знаю точно, что форму клубов дыма из трубы можно рассчитать (но для меня это запредельно - не понимаю этой математики). Слияние. Вопрос и простой и неоднозначный. Теория гласит: если рядом в воде или в воздухе движутся два тела (а “кусок воздуха”, движущийся в воздухе, тоже “тело”), то они притягиваются. То есть, пузыри “в принципе” сливаться могут. А сливаются или нет на самом деле - не знаю; и не собираюсь забивать этим голову.
Сознаюсь, что я тоже скорее практик, чем теоретик. Не люблю заниматься теорией ради теории. Но на полетах в “московской динаме” столько всяких “нестандартных потоков”, что хочется в них разобраться (тем более, что погода в МСК сейчас “нелётная”).

v-romashin921:

делать надо и летать

Именно это и заставило меня задуматься. Когда летал на дельтаплане (в динаме), прочел несколько книжек, прихожу на склон и мне понятно, насколько хорошо будет летать.
А вот когда набралось до хрена жопочасов в “московской динаме” (личных более 200 в воздухе), группового опыта сильно за тысячу, решил задуматься. Уж очень все “нестандартно”. Бывают, конечно, и стандартные ситуации - стандартная динама, стандартная терма, но чаще - полная хрень.
Чтобы было понятно, сначала о “организации полетов”. Есть планер -металка 1.5м (Бауманец). Есть несколько Алул и Весселов. Есть мой “Листик” - классика размахом 60-70см. Всего бывает от 3-х до 15-ти человек.
В хорошую лётную погоду почти все модели могут быть в воздухе одновременно.
Если кто-то нашел “интересный поток”, то туда же летит еще несколько моделей.
Достаточно часто бывает поток вида “подушка” (название придумал только что). Обычно он далеко впереди (там, где динамы уже нет).
В зоне по горизонтали, например, 200м*200м, на высотах от 50м до 150м (от земли; мы выше) можно творить что хочешь: кувыркаться, делать петли, бочки… Все прекрасно. Поток держит. Опустишься ниже - рви когти к себе; выше поток тоже не поднимает.
Один или два раза такая “подушка” была “на все небо”. То есть можно было уйти почти на придел видимости…
О “фонтане” я уже писал. С него начал по причине того, что почти везде “фонтан” - основное наше средство подъема, не считая “классической динамы”.
В отличие от тех, кто летает в терме, у нас получается великолепный “экспериментальй материал” - в “подушке” одновременно летает много моделей и ее границы видны простым глазом. В одном и том же “фонтане” или по “цепочке фонтанов” летит одна модель за другой… Дохнет одна “цепочка” или “подушка” - находится другая…
2-3 жопочаса в воздухе у каждого из группы за один день - это очень до хрена.
P.S. На этом завершаю “словоблудие”. Читайте книги; набирайте жопочасы опыта. Если получится, выстройте в голове какую-нибудь логику, объясняющую опыт, чтобы, попав на новое место полетов, не тыкаться, как слепой щенок, а пытаться воспользоваться своим опытом.

9 months later
Skyglider

С вашего позволения, уважаемые профи, могу задать несколько вопросов про полеты на планере Blizzard от “Мультиплекс”. Особо не планировал уходить в “планеристы”, но решил купить данную модель так, для души и для съемок с борта. Собственно ,вопрос по запуску данной модели. Собрал все по инструкции, без всяких доработок, ВМГ поставил “Близзард Тюнинг” Мотор Himax C3516-1350Rpm/v . Вес модели с аккумулятором 3S 2200мАч 980гр (без винта).
При первой попытке взлета (был один) отпустил планер, а он сразу начал заваливаться в крен на левое крыло и в итоге ,пролетев 2-3 метра перевернулся “на спину” (хотя элероны все были в нейтралях естессно) и упал… хороший все-таки Элапор материал - реально все целое осталось, единственное - повело ПВХвинт ,которыми крепится крыло к фюзу. И ,после падения, обнаружил отпаявшиеся контакты от регуля к штекеру аккумулятора. Вот и назрел вопрос: либо причиной крена стали отошедшая пайка от контактов (хотя винт вращался, на стик газа реагировал в момент пуска), либо надо было поменьше газа давать (как мне кто-то подсказал ,якобы от винта крутящий момент сильный идет, что приводит к сваливанию), либо покруче и порезче бросок делать ему (я бросал его примерно градусов под 20-30 от горизонта).
Помогите советом, что не верно было… а то как-то боязно второй раз пытаться запускать, с рук не привык пускать модели, да и жалко если сильнее краш будет очередной (первый раз ,можно сказать, повезло!)

Евгений_Николаевич

А, вы запускали планер без включения двигателя горизонтально, просто, легкий бросок рукой?
Обычно, с этого начинается настройка.

Sputnik

Трудно кинуть его с руки без мотора - нагрузка больше 50г/дм2.
Кидать строго горизонтально, со всей силы как копьё, можно потренироваться на швабре аналогичного веса.
Упал самолёт не от момента винта (момент там порядка 10-15 грамм*метр), а от срыва в штопор на низкой скорости. Странно что не полетел, с этим мотором он должен как ракета вверх уносится, у него тяга же должна быть в 1,5-2 раза больше веса.
Какой именно разъем на регуляторе/аккумуляторе ? Отпаялся он однозначно от нагрева большим током места пайки, вот только в какой момент - сразу начал отпаиваться (из-за плохой пайки, что как раз и могло не дать мотору развить мощность) или когда ткнулся винтом в землю и мотор заклинило…
Надо измерить потребляемый ток и напряжение при этом, проверить есть ли нагрев мест пайки проводов, измерить тягу мотора хоть приблизительно…

Skyglider
Евгений_Николаевич:

А, вы запускали планер без включения двигателя горизонтально, просто, легкий бросок рукой?

Нет, двигатель включил, дал газу почти на максимум (или полный газ - точно не вспомню).

Sputnik:

Какой именно разъем на регуляторе/аккумуляторе ? Отпаялся он однозначно от нагрева большим током места пайки, вот только в какой момент - сразу начал отпаиваться (из-за плохой пайки, что как раз и могло не дать мотору развить мощность) или когда ткнулся винтом в землю и мотор заклинило…

Разъем я сам перепаивал на регуле, менял на ХТ60 (желтенькие которые), под аккумулятор. Наверное, вы правы, в момент работы двигателя он начал отпаиваться, а не от удара. Иначе, он должен был полюбому его вытянуть вверх.
Сегодня-завтра попробую протестить токи и тягу через ампер/ватт метр. Посмотрю уже тогда, напишу что выдал.
Спасибо за советы!

Евгений_Николаевич

Да, похоже, если двигатель не выдавал достаточно тяги, то модель могла свалиться. Кроме того, бросать надо горизонтально - для разгона, затем уже переводить в набор высоты, если конечно тяга двигателя превышает вес планера раза полтора - то можно и под небольшим положительным углом.
Конечно планер получился сильно перетяжеленным. И все таки, попробуйте горизонтальный полет при броске с руки не включая двигатель. Это основной вид полета и модель должна быть настроена для безмоторного полета. Ведь двигатель - только для набора высоты 10-30 сек. и - на предел видимости. А, все реактивные моменты от двигателя, от сверх обдува рулевых поверхностей на взлете, можно компенсировать стиками. Или можно позднее на высоте понастраивать миксера (РВ от мощности двигателя и т.д.).

Skyglider

Делюсь результатами 😃 Итак ,перекинул движку (теперь проводами к днищу фюзеляжа поставил), замерил токи. На максимальном газу со штатным винтом показал 40 - 41 Ампер и 425-430 Вт на максимуме. Батарея 3S 2200мАч, 25С. На минимальном газе (самом-самом минимуме) выдал 0,6А и 7,3Вт. Думаю ,все в норме! Завтра , при наличии летной погоды - облетаю его, наконец-то!

Serpent

С такими токами Близзард можно (дОлжно!) выпускать из рук носом вверх, и он улетит.

P.S. А про бросок без мотора вам правильно говорили. Несмотря на нагрузку в 50г/дм2, Близзард - планер.
И он обязан лететь без мотора. Лететь ровно, плавно снижаясь по пологой траектории. Пока не настроите его и этому не научите - мотор включать не стоит.
Меньше ущерба!

MAX-65
flysnake:

Форма, а хрен его знает какая…

Вернёмся к нашим пузырям, думаю ни какой формы нет, просто можно говорить о радиусе всплывающей массы воздуха относительно центра, с наибольшей скоростью всплытия… Посмотрите на это видео…

www.youtube.com/watch?v=ziRsl1IbjIo&feature=relate…

Rasp
MAX-65:

Посмотрите на это видео…

Я бы не делал прямой аналогии. Температура внутри мыльного пузыря такая же как и снаружи. Мы же имеем дело с пузырями теплого воздуха. Вот если бы надуть мыльный пузырь теплым воздухом…
Тут более уместно будет сравнение с клубами дыма.

MAX-65
Rasp:

Тут более уместно будет сравнение с клубами дыма.

Тоже не уместно, так как в моём примере температурного градиента нет, в реальности он единицы если ни доли градуса, в вашем примере десятки и даже сотни, к тому же сам дым намного тяжелее при одинаковой температуре с окружающим воздухом… По этому быстро прекращает всплывать, и часто сразу после подъёма опускается…

Oleg_Ox
MAX-65:

По этому быстро прекращает всплывать, и часто сразу после подъёма опускается…

и накрывает

Rasp
MAX-65:

Тоже не уместно, так как в моём примере температурного градиента нет, в реальности он единицы если ни доли градуса, в вашем примере десятки и даже сотни, к тому же сам дым намного тяжелее при одинаковой температуре с окружающим воздухом… По этому быстро прекращает всплывать, и часто сразу после подъёма опускается…

Мы сейчас вообще о чем? О форме пузыря или о том что быстрее всплывает/опускается?