Лёгкий слопер "Караван" из потолочки

kompmen

он и так 335 грамм весит- попробую догрузить- но такие ветра редкость, перед грозой только, как в этом случае.

VVS2

335 при метровом размахе это рабочий ветер до 7 м/с. Дальше уже балкой вверх летает и набирает хуже чем в ветер 4-5 м/с. т.к. угол планирования направлен круто к земле и глайд испорчен. У меня был потолочный слопер такого размаха, пустой вес 300, догружал до 600, чтобы летать в 12-15 метров. Летать было вкусно, но на посадке крэшэопасно. Поэтому все посадки строго перед перегибом в режиме торможения элероны вверх, но в этот момнет теряется контроль по крену, так что режим торможения на тумблере. Когда можно притормозил, надо подрулить - отпустил тумблер.
Сейчас слопер размаха 125 вес 400. Крыло пенорезное под стеклом на аквалаке. Профиль в корне AG24 в конце S3021 Рабочий ветер без догруза 2-10 мс, можно пробивать в режиме “балкой вверх” до 15 м/с. Падения и морковки не терпит, хрупкий, так что догружать ссу. Летаю в указанном диапазоне погоды. Благо качественный профиль позволяет выскребать в полный дохляк и крутить термики как по рельсам. Так что рекомендую для каравана изготовить такое крылышко, можно еще и как металку юзать если ветер слабый.

VVS2

Мой ответ Каравану. Размах 125, вес 400г. На имеющейся под боком горе (70метров) начинает летать в ветер от 2 метров, часто бывает нуль метров на старте, а в воздухе термодинама держит, в любой теплый термичный вечерок. Потоки крутит как по рельсам с очень малым радиусом. Без догруза пробивает 15 м/с, что очень кстати в летние термично-порывистые будни.
Профиль в центре AG24 на конце S3021 хорда в центре 190 в конце 160.
Угол V, 2 градуса. Крыло пенорезное под стеклом на аквалаке.
Абсолютная высота профиля крыла одинакова по размаху, 3021 срывается на 2 градуса позже, поэтому оно так шикарно крутится в спирали и не срывается. V-хвост, чтобы подальше от земли на посадке… ну и субъективно он не затеняется при подсрывах, по тангажу аппарат вообще не клюет и не дергает.
Половинки стаба пенорезные, профиль Nаca 006 под бумагой на ПВА-момент.
Фюз наборный, потолочка под стеклом с деревянными шпангоутами и стингерами, внизу оклеен ПЭТ.

EHOT

Вадим, а а можно фото фюза покрупнее? кагбе изнутри… Каков узел крепления крыла к фюзу?

VVS2

Различные ключевые моменты из архива по постройке.
В крыле два лонжерона которые ложатся на плоскость фюзеляжа прямо на резинки (наклеен Номакон), лонжероны прижимаются тектолитовой накладкой и одним болтом (отверстие по центру видно). В лонжеронах есть полости на половине высоты где закреплена накладка(имеет небольшую степень свободы),

Основная цель - создать степень свободы на вращение для крыла, при падениях помогает сохранить аппарат (аналог резинкам, только жесче).
Текстолитовая накладка из двойного текстолита, склеенного циакрином. Лучше делать из тройного и ставить болт М4, затягивать от души.
Еще лучше два болта и накладка через главный лонжерон с язычком на задний лонжерон. То что есть сейчас, этого достаточно для кульбитов в воздухе, но хотелось бы более сильного трения на прижиме, а то рукой за крыло бросить вообще нельзя. Так что не повторяйте моих ошибок, ставьте два болта или накладку жирнее. На старых планерах у меня было три болта(перед главным, в центре, после заднего) и накладка из одинарного текстолита. Держало очень хорошо, при падениях отрбатывало как положено, но крутить три болта при сборке напрягало.

Еще один мотив выбора V хвоста. Удобро протаскивать тяги и они при этом хорошо защищены от ударов (спрятаны внутри балки).

Рули навешаны на кусочки зашкуренного лавсана (изоляция на дне комповых БП), вклеено на клей “Мартин класс” в прорезь. На тот же самый клей приклеена бумага на РВ. Клей похож на титан, придает исключительную жесткость кромкам и самим рулям, намертво держит кабанчики, но весьма тяжелый… поэтому основные площади тянуть только на ПВА-момент или стеклом.

Аппарат жесткий но хрупкий, морковки не терпит. Была уже морковка в асфальт по дурости, полофину фюза пересобрать пришлось. Пеноплексовый нос-отбойник мало помог. Зато деревянный набор всего лишь расклеился, без повреждений. Починил и перетянул все за вечер. Так что культура посадок на тормозах и никак иначе.

PABAH

Вадим, спасибо за описание. Планер получился прикольный. Я бы с удовольствием его повторил по Вашим чертежам и подробному описанию. Но в этой теме это, действительно, оффтоп. Не будем нарушать правила форума.
Ждём здесь только от Вас ссылку на тему по планеру (кстати, как он называется? 😃 ) и сейчас уже не модно стало не выкладывать видео полётов.
Хорошей Вам динамы!

12 days later
kompmen

сегодня на склоне интэресный случай получился- ветер есть а Караван чот не летит, только по кромке склона . Потозаметит что стаб вверх - отримировал- субтример закончился. Попробовал стал получше . Разобрался сам стаб на конце потолочка прорвалась- шепочку нашол сколько можно раскрепил- стало прямее. В аппе настроил центр сервы , что бы РВ точно по центру был. И Караван стало не узнать - стал летать и против ветра стал ходить отлично. Может каму поможет на будущее.



Повидал уже Караван своего- пора на покой.
Заломы на хвосте появились на месте где прорезь- буду пробовать без них делать.

kompmen

при постройке толкнулся с отсутствием обозначения расположением центра тяжести на Караване. Вроде 4 мм от передней кромки.
PS надо обозначить в первом посту )))

VVS2

Не слишком передняя? Я обычно САХ считал с программульке просто по фотке крыла в плане. При любой стреловидности и сужениях центровка попадала в 33-35% и летало нормально. Если менее 30% сделать, совсем глайда не будет и полет в инверте пострадает.

kompmen

посчитал



34,8 мм или 58.7- какой правельный?

kompmen

Северный склон при южном 3-4 мс ветре

вдоль склоно можно ходить очень далеко- не зря тут птички постоянно летают.
а вот видеообзор самого склона

хошь летай- хошь отдыхай - за лэп поле с небольшим уклоном- можно планеры гонять

VVS2

Чета слишком он легкий… если 3-4 метра его так запирают. При таком крутом склоне он должен летать как будь-то ветра нет вовсе… что вперед, что вбок почти с одной скоростью. Валом энергии для пилотажа в таких условиях… Петли без снижения и без сноса можно делать

kompmen

ну эт не склон всё равно- а карьер, считай ковш - при западном ветре лучше летает. И весу 340 грамм- не так и лёгкий он.

VVS2

340 нормально. А профиль сколько % ?

2 months later
Hight

Здравствуйте, сделал тоже решил сделал себе слопер из потолочки на подобии этого (поэтому тему решил не создавать отдельную, тем более что уже все готово).
Вопрос такой, как у вас с повторяемостью профиля? У меня возникли большие проблемы при оклкейке нервюр потолочкой, профиль HN-1033A. Особенно с носиком. Нервюры бальзовые.

Вобще непривычно, крыло получается относительно мягкое на изгиб (несмотря на то что лонжерон я сделал “бальзовый короб”), не знаю насколько это критично будет в динаме при малом весе.

Если кому интересно вот фотки моего потолочного слопера.

ТТХ:
размах 1250мм
прощадь 19.4
профиль типа HN-1033A
Вес 310г (с догрузом 55г 😦 )
Нагрузка соотв 16
РВ, РН, Элероны

Материалы: потолчка, бальза, немного угля и стекла, скотч.

Сheko

Вот если бы крыло вместо скотча обтянул бы органзой на аквалаке, то на счёт мягкости вопросов бы небыло, да и прибавило раза в 1,5 (2 максимум) больше чем скотч, всё равно догружаешь, одна выгода. Сам опробовал эту технологию, правда побоялся сильно лакировать, чтобы закрыть структуру ткани. Получилась впитывающая воду сеточка, там где не пролачено, на дождь не расчитывал так, что пофиг )

правда из за цвета органзы, персикого, видны нахлёсты, была бы белой этого бы небыло, в полёте просвечивается солнцем и ничего не заметно. Зато как дерево по ощущениям.

VVS2

В теме про постройку планера А7 утверждается, что бумага на ПВА легче и жесче чем стекло на аквалаке.
Я пока почему-то интуитивно бумагой зашиваю только стабилизаторы, а крыло стеклом. Не пробовал делать сравнительных заготовок… Но одно ясно точно. 1 слой бумаги дает жесткость во всех направлениях, а стекла придется укладывать 2 слоя под 90 и 45 градусов. То же с органзой и любой иной тканью.
Качество поверхности у бумаги лучше. Покрасил глянцевым акрилом и блестит.
Еще утверждается, что если утянутый бумагой сертечник “скрутило” при высыхании, можно слегка смочить, выправить и дать высохнуть, и все вроде как замечательно становится.
Сам проверял только способность к высыханию-восстановлению, крутки не пробовал компенсировать. Действительно высыхает и все морщины уходят.
БУмага под акрилом полностью защищена от влаги. Красить самолет в любом случае необходимо, т.к. это улучшает распознавание ориентации.

Ну и… замаился ремонтировать переднюю кромку слопера со стеклом на аквалаке. Стекло не панацея, надо пруток в ПК укладывать, желательно угольный.
Крыло зашито стеклом в 2 слоя 90 и 45, всеравно жесткие палки от стеблевой травы оставляют вмятины.

kompmen

крыло вырезанное из пеноплекса и клееное бумагой ломается быстрее ,ежли обтянутое скотчем - это уже проверенно на “кошках”
Да жосткости больше - но тока нагрузка- порвалась бумага и в этом месте излом.
Вот крыло вырезанное из пеноплекса как работает.

каравану надо усиливать хвост - один два падения и в местах где шипы шпангоутов появляются замины - усиливал пвх уголками )))

VVS2
kompmen:

и клееное бумагой ломается быстрее ,ежли обтянутое скотчем

Факт! Не слоперные технологии, но жесткость хорошую хочется! Если уровень пилота гуд и 99% посадок очень мягкие без ударов… то пойдет. Но иногда бывают невезения.
У меня пока на застекленном пенорезном крыле минус 1 законцовка и пробои по передней кромке. С тех пор приноровился… пробои все реже и реже. Да и погодку выбираю с почти штилем. Летаю в термиках около горы, динама практически не нужна, только стартовую высоту набрать а дальше в терме.

Режим торможения, элероны вверх 45-90град. (назначиь на тумблер) - обязательная штука для хороших посадок на слопере.