Еще одна вариация металки QFII

DeN_666

Вот и я решил приобщиться к классу метальщиков. Давно присматривался, присматривался, в итоге решил построить QFII. Вдохновила меня на это дело тема Бауманца " А Вам слабо и так далее…" Но конструктив я решил немного изменить под свои предпочтения и привычки. Думаю, что сразу лучше делать планер с элеронами. Насколько я понял из прочтения разных тем от жесткости конструкции в металках зависит высота заброса. Поэтому к этому и буду стремиться. Чертежи брал в той же теме. Оттуда распечатал профили крыла, контуры стабилизатора и киля.
Начать думаю лучше с крыла - самая трудоемкая и ответсвенная часть.
Думал, из чего сделать лонжероны - сосна или уголь, в итоге остановился на угле. Хорошие рейки еще найти надо, а угольных пластинок сейчас везде навалом. И потом, прочность и жесткость крыла на изгиб при той же массе получается куда выше, чем при сосновых полках. Заднюю кромку решил тоже окантовать угольными полосками - гарант того что она будет жесткой и ровной, и останется такой надолго. Для лонжерона применяются рейки 5х0,5мм, для задней кромки - 0,4х3 мм. Стенка - бальза. Думал - обматывать лонжерон-не обматывать ниткой, в тоге решил не обматывать. Все таки здесь нет динамического старта и огромной нагрузки на изгиб.

Зашкурил уголь и хватит. Все собирается на густом циакрине. Нервюры - классический способ по шаблонам.

Сборка крыла проходит следующим образом: сначала к лонжерону приклеивается нижняя обшивка кессона (плотная бальза 1 мм). Затем ставятся носики, потом хвостовые части нервюр.

Потом уже к ним заднюю кромку. Разумеется все это на стапеле. В итоге вот такая кракозябра получилась:

Две кракозябры:

бауманец

Классно выглядит! 😃 У меня следующее крыло тож с угольными лонжеронами 5*0,5мм. Только конструкция более извращенная, как обычно разборное и наборная конструкция элеронов 😒 Уже все начерчено, куплен материал, а найти времени никак не могу, вот сезон роликов на спад пойдет - за 2-3 дня сделаю новое крыло 😃

Вопрос про конструкцию лонжерона. я так понимаю лонжерон - это сэндвич из угля и бальзы? Если да, то с сужением прослойка бальзы или нет?

EHOT

как сделана стенка лонжерона -
а) слошная бальзовая рейка
или
б) “коробочка” сверху-снизу угольная пластина и полки из бальзовых реек.
какое направление волокон в случае б)?

DeN_666

между двумя угольными пластинками сплошная стенка из 5мм бальзы, сужающаяся по высоте согласно профилю. Собственно это и есть самый сложный момент-сделать эту рейку точно, чтобы потом нервюры подходили…

Саня, а цельный элерон из бальзы сколько у тебя весил? Почему переходишь на наборные?

бауманец
DeN_666:

Саня, а цельный элерон из бальзы сколько у тебя весил? Почему переходишь на наборные?

Хорошо, что веду книжечку по постройкам😒
Элероны (2шт) после вырезания облегчений и вклейки поперечных нервюрок - 9,2 г
Конструкция, как на фото:

DeN_666

Строительство продолжается. Очередь дошла до тавриврования нервюр полосками угля. Процеесс доолгий и муторный, но повышает таки устойчивость нервюр что хорошо влияет на жесткость крыла вцелом. Сначала сзготовил угольную пластинку (один слой однонаправленного угля на КДА) а потом нашинковал ее ножом на полосочки. Результат:

Далее те жи вариации с верхней стороной крыла. Сначала кессон, потом таврики:
Законцовка из двух бальховых пластин 6 мм.
Наверно слабовата, думаю стоит чем нибудь усилить…
Два крыла в сборе:

Вес каждой консоли 30 грамм. Многовато, но зато жесткость приличная, что на изгиб, что на кручение.
Теперь вопрос еще есть: Как лучше оперение сделать - цельноповоротным или нет, из тонкой бальзы с усилениями или спрофилировать из бальзы 5-6 мм?

DeN_666

Народ, подскажите пожалуйста, как лучше просверлить отверстия большого диаметра в цельнобальзовом элероне для облегчения? И шоб ровные были…😃

бауманец
DeN_666:

Народ, подскажите пожалуйста, как лучше просверлить отверстия большого диаметра в цельнобальзовом элероне для облегчения? И шоб ровные были…😃

Сверлишь много маленьких отверстий в месте большого отверстия, потом вырезаешь все лишнее ножом и доводишь наждачкой каждое до круглой формы. Выглядит достаточно ровно. 😃

Udjin

Циркуль.
В ногу заместо карандаша - рейсфедер.
И в него зажать лезвие. Я зажимал от НЕВЫ. Но от модельного ножа тож годится 😃)

DeN_666

Потихоньку дощел до соединения консолей крыла. У меня крыло будет неразборное, все таки не такой уж у него размах, да и веса нагонять не хочется. СНачала подгоняю две консоли друг к другу (там для этого две 5 мм бальзовые нервюры в лобике. На стапиле (благо низ плоский) склеиваю половинки крыльев. Потом лонжероны соединяются вот такой фанерной накладкой:

Затем такой же фанеркой соединяются задние кромки. ТАкого скрепления консолей, думаю, будет достаточно для металки…

Вес крыла 62 грамма…
Кстати, вопрос к Саше, сколько готовое крыло должно весить?

Борода

Александру Гринько.
Добрый день. а что за ящичек очень симпатичный под металкой? Для перевозки планеров? интересуюсь как такой сделать?
подскажите пож-та.
Вадим

14 days later
EHOT

Александру Гринько
Кажется у тебя видел вариант QFII c разъемным крылом?
если да, то:

  1. где машинки размещаются?
  2. как реализован разъемный узел? (просто угольные штыри-трубки? а фиксация?)
  3. сразу собирал предположительно разъемное, или собрал а потом разрэзал?
  4. какие особенности у нервюр в месте стыка?
DeN_666

Ну вот вернулся я из Коктебеля и можно продолжать работу 😃
Теперь на очереди оперение. Думал как его сделать, решил, не морочась, сделать из цельной пластины 3 мм бальзы и спрофилировать насколько это возможно.
Для начала киль:

Вырезался целиком по распечатанному шаблону, затем разрезался надвое для вклейки шарниров. шарнир после вклеивания с дввух сторон закрывается бальзовыми пластинками 1 мм и все это сошкуривается до ровной поверхности.

Стабилизатор будет цельноповоротный, поэтому просто одним куском.

Вес стабилизатора получился 5 грамм, Киля -4, вроде немного.
Лежит у меня тут лет 6 самокрутка из двух слоев угля и одного слоя стекла - балка делалась для F-1-A еще в кружке. Длинная, жесткая, вес 20 грамм.

Подойдет для металки?

бауманец

Если при длине по чертежу (650 мм) будет весить 13-16 грамм, то пойдет 😃 Больше - будет хвост тяжелый. Придется грузить.

DeN_666

Пока приступаю к фюзеляжу. Два силовых шпангоута из тонкой 3 мм фанеры, носовой - из бальзы. Один из шпангоутов держит балку, второй - крыло. Крыло будет крепиться на двух штырьках к шпангоуту и одним винтом к фюзеляжу. Поэтому сначала были вклеены штырьки из 4 мм угольной трубочки, а затем по ним уже изготавливался шпангоут. С помощью угольника, транспортира и такой то матери удалось добиться одинаковых углов поперечного V крыла с каждой стороны.

Нижняя стенка фюзеляжа - практически основной силовой элемент. Поэтому - бальза 6 мм. На ней потом собирается все остальное. Боковины - бальза 3 мм. Реечки из бальзы сечением 5х5.

Рейки скошенные на угол нужны для того что бы с одной стороны создать ложемент под балку, с другой - что бы при скруглении граней фюзеляжа оставалось мясо…
Кстати балку я обрезал, вес получился 18 грамм…

Дальше на основании по угольнику выставляются шпангоуты и заливаются циакрином.

Далее по шпангоутам идут боковинки, а сверху еще одна пластина 6 мм бальзы.

Уже получается нечто похожее на нос планера…

EHOT

Собираюсь сделать Manta/
кто бы рассказал, как консоли у нее сращивал? В оригинали про это мало что сказано, в отличии от QFII где и сколько усилений.
можно не заморачиваться, а повторить как у QF.
Еще вопрос к тем кто делал разъемное наборное крыло для металки.
Как стык реализовали?

ElectricGlide

Фюзеляж желательно оклеить стеклом, примерно 0.025-0.03 мм в один/два слоя. Просто у них есть свойство лопаться рядом с клеевым швом!

бауманец
EHOT:

Александру Гринько
Кажется у тебя видел вариант QFII c разъемным крылом?
если да, то:

  1. где машинки размещаются?
  2. как реализован разъемный узел? (просто угольные штыри-трубки? а фиксация?)
  3. сразу собирал предположительно разъемное, или собрал а потом разрэзал?
  4. какие особенности у нервюр в месте стыка?
  1. Машинки каждая в отдельной консоли после лонжерона.
  2. Угольный штырь 4 мм + трубка из крафтбумаги на эпоксидке. Все установлено между полок лонжерона. Фиксация - пластинка от пластиковой карточки.
  3. Сначала собрал полуразьемное, то есть вклеил стенку тока сперед(угол выставил), вклеил штырь в одну и трубку в другую и втавил усиление с другой стороны, потом распилил.
  4. нервюры не 1,5, а 3 мм.

Фото:



DeN_666
ElectricGlide:

Фюзеляж желательно оклеить стеклом, примерно 0.025-0.03 мм в один/два слоя. Просто у них есть свойство лопаться рядом с клеевым швом!

Да я уже тоже подумывал об этом, а то он хлипкий какой то, особенно после обработки…

DeN_666

В балке сделан пропил под киль. Киль приклеен на циакрине. Вот думаю, стоит ли усилить стеклотканью это место?

После этого вклеил балку в заранее подготовленное место, выставил чтоб киль был строго вертикально посредством треугольника. Балка вклеивалась на эпоксидке.
Фюзеляж обточен наждачкой, рубанком, всем чем можно. Получился довольно таки круглый носик, но он теперь очень легкий и не сильно прочный. Поэтому тонкая стеклоткань наше все!