Полукопия современного планера

Olegss

Меня тут слегка занесло при посадке. Не могу нормально рулить с хвостовым колесиком, соединенным с рудером.
Слишком маневренный получается, чуть дернул стиками и в канаве. На укатанной дороге аппаратик идет юзом, с заносом.
Думаю тележку нужно сделать по “тупее” в управлении, чтобы лучше держала прямое направление. И следовательно длинее.

Но если маленький снежок вполне нормально.

Правда у нас в Вами размеры маленько разные.😃
Может поискать озеро или поле, с лыжами лучше будет держать направление по снегу.
Или как вариант- ставим по прямой, держим за хвостик, даем полный газ и отпускаем. Делал так на площадке ограниченных размеров. Вставать не упевал, так и взлетал на корточках.😃

К стати видел тележку с тормозом.
Принцип такой, когда самолет ложится на телегу он прижимает рычаг и тормозная штука поднимается, когда взлетает рычаг освобождается и опускает тормоз.
Ход рычага длинный, при скачках и подпрыгивании он не реагирует, только когда самолет полностью взлетает, срабатывает система.

Евгений_Николаевич

Хочу обратить внимание на два взаимосвязанных момента:
Энерговооруженность планера не позволяет разбег по снегу - слишком большое сопротивление движению.
Это и вес самого планера и вес саней и сопротивление снега скольжению, которым в сумме, надо придать скорость взлета, разогнать.
А вот на укатанной дороге лыжи скользят легко, сопротивления практически нет, поэтому так же как легко планер разгоняется, так же легко и рулится исключительно рулем направления.
Проблема взлета с тележки как раз в том, что вес тележки еще больше, а сопротивление качению колес больше чем сопротивление скольжению лыж и нужен очень большой и ровный участок для разгона.
Поскольку тележку труднее разогнать чем сани.
Здесь возникает вопрос об усилении энерговооруженности. Но с другой стороны - она, как бы достаточна, поскольку планер легко набирает высоту под 40-45 градусов к горизонту.
Кроме того, неизвестна возможность корректировки направления разгона на тележке.

Lazy
Евгений_Николаевич:

Хочу обратить внимание на два взаимосвязанных момента:

Резина вас спасёт…

Евгений_Николаевич

Добрый день. С праздником.
Резина то готова. Но и с резиной то же не все просто.
Во первых страшно.
Во вторых между резиной и землей всего 5-6 сантиметров. Поскольку между винтом и резиной (шнуром) нет зазора, двигатель можно включать только когда шнур отцепился и уже не сможет попасть в винт.
Степень растяжения можно рассчитать (это уже не вызывает вопросов), а вот момент включения двигателя надо увидеть, угадать. Усложняется тем, что в этот момент планер уже далеко.

По поводу покататься на тележке.
Сегодня сделал несколько попыток пробежки только фюзеляжем.
Вот такие выводы можно сделать.
Похоже, разогнать по ровной полосе возможно.
Два момента: рулится иногда нормально, а иногда с большим трудом (как автомобиль в заносе). Для улучшения стоит отодвинуть точку третьей опоры дальше назад - это придаст большую устойчивость по направлению.
И второй момент, если лыжа наезжает на камешек, которых полно на дороге, то хвост подбрасывает вверх так, что пару раз даже чиркнул винтом по полосе. Нужна амортизация задней опоры.

Lazy
Евгений_Николаевич:

а вот момент включения двигателя надо увидеть, угадать.

Слетел с крюка парашютик - включайте. Всяко резина не слабее двигателя тянет.

3 months later
2 months later
4 months later
Евгений_Николаевич

Добрый день коллеги.
Всегда получается так, что все решения по полетам большого планера реализуются зимой.
Вот и в этот раз.
Как то так получилось, что последнее время использовал через чур тяжелый винт 15*10, что вызывало не критичный нагрев двигателя при работе более минуты на полных оборотах, но разбег оставался очень длинным с предельной дальностью по управлению направлением движения саней с планером. Это видно на этом старом ролике:

По субъективным ощущениям, казалось что этот винт дает максимальную тягу.
Но как выяснилось, в результате натурных измерений, проводимых на новой тележке, фото: Винт 15*10 тяга 4,8 кг; А винт 16*8 - тяга 6,8 кг. При весе планера 5,9 кг.
Занимаясь конструкцией колесной тележке для запуска планера летом. Возможно даже с помощью катапульты. Провел вот такие сравнительные запуски с винтом 16*8.
На лыжных санях:

То же вид с борта:

И взлет с новой, трехколесной тележки. Вес ее меньше килограмма. Но она немного низковата. У нас целый день шел снег и на ролике видно и скорее слышно, как винт зацепил этот свежий снежок, только благодаря достаточной мощности ВМГ удалось, хоть коряво, но взлететь:

Вот думаю, что этот вариант тележки можно попробовать при запуске планера с катапульты. А возможно и с помощью двигателя, если летом найду возможность использовать ВВП метров 30- 40.

самоделкин

Здравствуйте Евгений Николаевич. А при каких оборотах у вас винт16*8 работает на планерочке?

Vladi-mir
Евгений_Николаевич:

Энерговооруженность планера не позволяет разбег по снегу - слишком большое сопротивление движению. Это и вес самого планера и вес саней и сопротивление снега скольжению, которым в сумме, надо придать скорость взлета, разогнать.

Добавьте еще аэродинамическое сопротивление. Чтобы его уменьшить, надо стояночный угол тележки принять 0 или минус 1-2, от поляры зависит. Это в режиме разгона. А при взлете тележка должна позволять увеличение угла атаки без чиркания хвостом о полосу.

Евгений_Николаевич

Добрый день.
Конечно: планер опирается на тележку консолями, расположение опорных частей около - 2 градуса от горизонтали.
Высота передних упоров должна обеспечивать фиксацию планера на тележке во время разгона,
в то же время позволять легкий сход планера с тележки во время взлета.
Учитывая профиль крыла, небольшую подложку для амортизации, высота упоров составляет 40 - 45 мм.
По поводу чиркания хвостом во время взлета: колесная тележка ниже лыжных саней, высота колесной тележки позволяет обеспечивать расстояние между крутящимся винтом и полосой 70 - 80 мм. Я считаю это минимальная высота тележки, при разгоне винтом зацепился за снежный гребешок (слышно на ролике).
На ролике видно , что в момент взлета расстояние между хвостом и полосой не менее 150 мм. (заднее колесо диаметром 130 мм).
По поводу взлета со снега: возможно, с такой мощной ВМГ, взлететь на лыжных санях и удастся, только везде на доступных полянах, такой мощный бурьян, который даже снегом не закрывает. Да и лазить по пояс в снегу не хочется.

лерыч

Евгений Николаевич, хочу сказать о своём мнении по поводу положения пданера относительно плоскости опоры тележки.
Ваш планер судя по видео отрывается от тележки в момент когда пилот задаёт ему тангаж рулём высоты посчитав, что скорости движения во время разбега уже достаточна. Заметно, что при этом дистанция оцененная пилотом разная.
Предлагаю доработать угол опоры крыла на тележке в сторону увеличения. Например задать угол установки (планера) крыла на тележке 12-15 градусов. Это предварительное положение модели уже и создаст необходимый угол для отрыва модели в момент когда она на разбеге сама достигнет скорости отрыва. Это облегчит взлёт - значительно. Опущеные флапы и флапероны ускорят отрыв и устойчивость по крену при отрыве. При этом если у Вас не настроен на передатчике взлётный режим облегчающий управление планером, то Вам поможет следующая полётная настройка планера по тангажу отклонением оси двигателя: при установке тяги (оборотами) на среднее положение планер должен лететь в горизонте, при увеличении тяги до максимума планер должен переходить в набор высоты с тангажом в диапазоне примерно 10-15 градусов… это тоже очень упростит и облегчит взлёт.
Возможно Вам это всё известно и без меня… я написал только потому, что заметил в видео при взлётах.
С уважением…

1 month later
Евгений_Николаевич

Добрый день.
Валерий, на самом деле расположение планера на тележке должно быть с минимальным отрицательным углом крыла, в крайнем случае горизонтальным. Чтобы исключить самопроизвольное спрыгивание с тележки, пока еще планер не набрал необходимой скорости.
Очень интересные кадры взлета больших моторных планеров - копий (думаю масштаб 1:3 - не меньше):

лерыч
Евгений_Николаевич:

Добрый день.
Валерий, на самом деле расположение планера на тележке должно быть с минимальным отрицательным углом крыла, в крайнем случае горизонтальным. Чтобы исключить самопроизвольное спрыгивание с тележки, пока еще планер не набрал необходимой скорости.

Евгений, в видео по Вашей ссылке, все планеры взлетают из стартового положения с углом крыла к горизонту примерно от 10 до 15 градусов, и при достижении скорости отрыва на этих углах взлетают равномерно и прямолинейно с набором скорости и высоты.
Просмотрел, и нигде не заметил “самопроизвольное спрыгивание”-подпрыгивание планеров ДО набора “необходимой скорости”… я так понял - скорости для отрыва от земли. Все планеры разгонялись с положительными углами крыла по отношению к набегающему воздушному потоку воздуха, и при достижении скорости при которой на этих углах возникала подъёмная сила больше веса модели… он отрывался с этим же углом и продолжал набор высоты, как и задумано конструктором.
Для такого варианта положения планера на тележке как у Вас, в настоящей авиации и в моделях, применяется конструкция шасси с передней стойкой, и самолет и модель при разгоне ПИЛОТОМ переводится в положение положительных углов относительно векторов набегающего воздуха при достижении уже ИЗВЕСТНОЙ скорости отрыва по приборам в кабине… как пилот модели контролирует скорость модели? чтоб вовремя переводить модель во взлётное положение?.. не исключен, и перебор, и недобор скорости - ошибки… Вам это надо?
Вы конечно можете строить и взлетать как Вам нравится… но даже самолёты с передней стойкой такие как Ил-14, Ан-24-26, при разбеге отрывают переднюю ногу до скорости отрыва самолёта и самолёт продолжает разбег до отрыва с положительными углами и самолёт отрывается сам при достижении подъёмной силы более веса самолёта… нормальный взлёт. Но, повторяю, Вы, конечно, можете делать как считаете нужным. С уважением.

Евгений_Николаевич

Добрый день. Здесь не откуда спрыгивать. Взлетают со своих шасси (масштаб позволяет). Но тем не менее, иногда видна серьезная просадка после взлета.
На форуме было всего два больших планера. У меня ролика нет, где я пытался взлетать не набрав скорости. Планер сходит с тележки, а подняться еще не может и падает ломая винт - это закончилось не мелким ремонтом.
Второй же планер, тема rcopen.com/forum/f37/topic313525/241 Есть ролик.

.
Тогда Антону кроме ремонта, пришлось и глубокую модернизацию провести.
Кроме того, думаю никто не будет возражать против того, что решение о моменте взлета принимает пилот, а не планер.

лерыч

… пример попытки взлёта большого планера с четырёхопорной телеги только и говорит о том, что конструктор и пилот очень сильно хотели запустить планер, и пренебрегли всеми ограничениями для такой неуправляемой телеги. Узкая полоса-дорога для неуправляемого по направлению разбега на такой телеге, да еще наверное дорога с покатыми краями, и толкнул планер запускающий сразу не по центру… хороший пример того, что если чем-то пренебрегаешь, то получится вот так.
Я бы сделал так: тележку трёхстоечную с задним колесом на штанге до самого хвоста, чтоб руль направления ложился в ложемент связаный с управляемым задним колесом телеги… повернул РН - повернулось подруливающее колесо телеги… и взлёт на такой дороге был-бы - управляемым по направлению разбега с пульта. Размер телеги не лимитируется особо как наверное и вес, при таких размерах планера… безопасность матчасти в этом случае важней.
И еще, если модель разбегается с положительными углами тангажа, и пилот решил САМ оторвать модель от земли, решив, что скорости для отрыва уже достаточно… определив это своим указателем скорости в голове, дал больше РВ на кабрирование…, то вероятность недобора скорости и даст подпрыгивание модели, спрыгивание с тележки с увеличением её сопротивления с падением скорости… модель или опустит нос или свалится на крыло, если ветер чуть боковой. Без участия пилота в оценке скорости отрыва модели, она оторвётся, при увеличении скорости разбега, САМА в момент описаный мной ранее на тех положительных углах на которых разбегалась… и на них продолжит набор высоты… это хорошо прослеживается на первом видео со взлётами планеров. С уважением.

5 months later
egunak95

Здравствуйте Евгений Николаевич! Как Ваши полёты на планере? Я свой наконец закончил, а конкретно закалил силу воли переделав фабричный.
Сегодня был первый, после радикальных регулировок радиоуправления, полёт планера DG-808S производитель Китай FlyFly Hobby. Ссылка: https://youtu.be/YGQixwBzV8k На видео показан результат доработки фабричной модели под версию электропланера. Использованы следующие компоненты: мотор DUALSKY EA Series XM4255EA-5, ESC MARKUS SL110, PROP CARBON 13x7, servo HS-70MG – 6 штук, два рулона ORACOVER red and white Germany, JR DSX 9 and Resiver R921 9 Channel DSM2. Успешный старт планера с рук выполнил мастер спорта Беляев Вячеслав Алексеевич, большое ему спасибо, а также за его присутствие на полётном поле - это моральная поддержка удачного полёта. В качестве радикальных мер для управления планером в передатчике DSX9 добавлен микс элероны-рудер 50%. В качестве радикальных мер для управления планером в передатчике DSX9 добавлен микс элероны-рудер 50%. Планер готовлю под полётный контроллер Holybro Pixhawk4, а пока тестовые полёты для изучения полётных характеристик.

Евгений_Николаевич

Добрый день. Полеты на этом планере закончились зимой. Поскольку летом не могу найти приличную взлетку.
А с рук, этот планер в одиночку не запустишь.
Успехов.
Очень рад что на форуме появился еще один большой планер.

egunak95

Здравствуйте, Евгений Николаевич! Если заметно было на видео мой планер был установлен на тележке, которая была изготовлена с задним рулевым колесом управляемая от отдельной сервомашинки. Сервомашинка подключается к разъёму планера и при взлёте провод выдёргивается. На том поле хоть трава подстрижена, но колёса сильно тормозят и планеру не разогнаться - проверил один раз и сломал лопасть так отчаянно хотел взлететь. Но на твёрдом покрытии разгон хороший, т.е. по-любому надо взлетать с асфальта или бетонки аэродрома, но на аэродром попасть возможность есть, но не в любое время а по предварительной записи, что не удобно. Вот хочу поделиться проблемой - не эффективно рулится элеронами, о только с миксом элероны-руль поворота. На форуме www.rcgroups.com/forums/showpost.php?p=16259275&po… товарищ из Канады поделился этой проблемой. Это так и будет с длинными тонкими крыльями и профилем HQ2512, переходящий к винглетам в симметричный. Сейчас приноровился к планерному стилю, но на кроссовом летал смело по пилотажному элероны руль высоты. Т.е. этот планер похоже чисто слоперный, любит скорость и хорошо ходит кругами. У Вас так же управляется? С каким профилем сделаны крылья? При выборе что купить был планер с таким же размахом и профилем Е 205 низ плоский (как у моего кроссового 80 годов), но фюзеляж не удобен для установки мотора и поэтому выбрал что имею.
У выше упомянутого канадца планер был переделан ближе к копии www.rcgroups.com/forums/showpost.php?p=16090551&po… он писал что хорошо бы переделать и крылья, вот я тоже думаю может сделать другие крылья с профилем Е205 10 % покороче до 3500 и хорда побольше тогда будет возможность с резинки запускать, а тонкие крылья с таким удлинением по прочности не подойдут и аэродинамика слабая на взлёте. Пробный запуск записал с GPS трекером на борту, который записал скорости полёта и высоту, по анализу графика я узнал минимальную скорость сваливания 35 км/ч и круизную 75 км/ч при которой комфортно рулится.