Летаем высоко.

vitalii21

Добрый день. Не нашел такой темы вот пишу, некогда не относил себя к планеристам, но! Все в основном летают на расстоянии видимости, а я немного выше.

На днях летая на планере с мотором на высоте 300 метров, почувствовал, что планер стало тянуть вверх, выключив мотор и не придав этому значения стал нарезать круги, через несколько минут планер набрал еще пару сотен метров и его потянуло вверх сильнее. На высоте 750 метров я немного испугался и попытался сбросить высоту, но при наклоне носа в низ на, примерно, 20 градусов, он все равно шел вверх, испуг перешел в панику, стик до отказа и планер начал практически падать, с высоты 800 метров. В пикировании скорость переваливала за 130 км/ч. Причем попытки сбросить скорость, на высоте 400 метров, приводили к подъему планера.

Вопрос: до какой высоты меня могло тянуть в верх, что делать с облаками, как сильно будет тянуть вверх с увеличением высоты, какой силы там будет ветер (если на земле 2-3 м/с), как сбрасывать высоту (нет тормоза и т.д. только элероны), есть ли термик выше облаков и т.д. Кто летает высоко поделитесь опытом (теорию изучил, на форумах планеристов лазил, они в основном ссылаются на прибор- жопомер :, у меня такого нет) и летают не выше 300-400 метров). Может полетаем вместе? Год теории заменяет день практики.

Прошу понять, простить и не пинать!

Jimm

Виталий, добрый день) подскажите, такая точность в определении высоты, на глаз или высотомер стоит?
По Вашим вопросам: с увеличением высоты, как правило, интенсивность термического потока возрастает, а именно вертикальная составляющая скорости. Горизонтальная то же растет, но она является вымпельной составляющей( в общем случае не совпадает с направлением истинного ветра). по поводу высоты потоков- лучше у классиков метеорологов прочитать. В практике выше границы облаков не актуально) все равно не видно.
А по жизни считайте что Вам крупно повезло. Попытка вывести пикированием модель на это не рассчитанную с вероятностью 90% краш( формованные композитные планера этот фокус позволяют. И то в j стараются на тормозе падать) В случае хоббийной модели варианты: сместится к периферии потока и снижаться галсами, выйти в реверс и пологой спиралью или галсами снизиться, штопор. Хотя должен заметить, что бывают потоки такой интенсивность, что все вышесказанное не помогает) Найдите в сети статью Вурдса про потоки. Очень доходчиво и ясно написано конкретно для моделистов. Удачи)

vitalii21
Jimm:

такая точность в определении высоты, на глаз или высотомер стоит?

С точностью определения высоты проблем нет. А вот хотелось бы выше облаков по максимуму, тем более все позволяет, а вот модель ИЗИК, пенопласт, боюсь, что развалится! Мой личный рекорд 1,5 км, но на батарейке, при этом отсутствие термиков, что позволило довольно легко спуститься.

Jimm

Да смысл вопроса был- не всякую модель на 800 метрах разглядеть можно… Какой размах у планера? Если не секрет конечно.

Хм… Изик на 1,5 км… Ну у Вас и зрение… Или это вариант фпв?

vitalii21
Jimm:

Да смысл вопроса был- не всякую модель на 800 метрах разглядеть можно… Какой размах у планера? Если не секрет конечно.

А извиняюсь, до 350 метров визуально, а потом надел очки и просто кружил. У меня аппаратура для полетов с ФПВ. Планер ИЗИК, размах 140 см. 😁 его на 350 метрах уже не видно.

Jimm

А чего испугались то? Контроль же не терялся… Хотя с учетом того что Вы написали, планер через облако не прошел бы скорее всего. Интенсивность вихря высокая судя по скороподъемности была… За то какие кадры можно было бы посмотреть…)))

vitalii21

Испугался того, что скорость подъема сильно росла, а сбросить высоту потихоньку не получалось, тем более планер не рассчитан на сильные нагрузки, мог развалиться! И пока нагрузки не стали запредельные решил не рисковать. Я вычитал что скорость термика растет до 2,5 км вверх и в купе с горизонтальным ветром, планер может сильно трепать. Планеристы на такую высоту не прут, ФПВшники редко и не в термиках, вот и хотел найти первопроходца.

Jimm

Да правильно все сообразили… Чудом модель спасли.
Что бы этим “лифтом” воспользоваться нужно что то попрочнее Изика… Big qlider то же не подойдет… Из известных мне планеров, под фпв фюзеляжа нет ни у кого…
Хотя… Делают big gliders под гонки с gps. У них крылья усиленные и профиль другой. В такой можно мотор и фпв запихнуть. Только стоить будет…

VVS2

Пена на изиках уникальна тем что обладает малой собственной добротностью, хорошо гасит флаттер, не позволяя ему лавинообразно нарастать. Та же ерунда у потолочно-скотчевых крыльев, будут “махать” но лететь до последнего.

Можно просто ручку в сторону до отказа, планер будет отвесно пикировать в непрерывной бочке. Низкоскоростной флаттер не возникнет потому что уже закручивающая сила “уши” накрутит на определенный угол благодаря элеронам и нейтральную точку Cm они не будут пересекать. Главное чтобы консоли не отстегнулись:) Сама по себе бочка будет притормаживать достаточно, но любой термик пробить хватит. Только в грозу не летайте 😃
Я такое делал на планере с цельным неразборным крылом 1.7м. Впрочем он выдерживал и просто отвесные пикирования неограничено долго. Не идеальная аэродинамика все же была, зато противофлаттерные грузы в консолях стояли:)

Jimm

Скорость 130 была. Если бы до флаттера дело дошло разобрало бы крыло нафиг. Я об воздух мультиплексовское крыло ломал.

VVS2
Jimm:

Если бы до флаттера дело дошло разобрало бы крыло нафиг

Может и дошло слегка… он на пенных крыльях плавнее начинается. А вот на наборных резко.
Вряд-ли консоли на изике отбалансированы противофлаттерными грузами.
Попробуйте пикировать в непрерывной бочке с некоторой высоты, если будет достигнута фиксированная скорость снижения без нарастания и без неприятностей, можно пользовать как метод экстренного снижения. Я думаю на перепаде высот в 100 метров это можно выяснить.

vitalii21

Флаттер, гасил, как я понял “игловский” хранитель, он у меня на элеронах и руле высоты, тем самым компенсирует раскачивание модели, остается только мелка тряска, но он же не дает планеру выходить на запредельные углы, то есть не дает модели опускать нос вертикально вниз и вверх и не дает делать крен свыше 30 градусов. Поэтому свалить в бочку модель не получается, хранитель выводит ее и приводит к горизонтальному полету, что в 90% случаев спасает планер от краша и отключать его страшно. Тем более если планер уйдет за радиус действия аппаратуры и даже если его не вернет автопилот, то модель будет планировать горизонтально земле, а не разовьет первую космическую в падении на чью то голову. Остается только выход за пределы термика, но не известно, насколько он большой на высоте, либо пикирование по спирали? Хотя насчет флаттера я могу ошибаться. Интересно до скольки Изик можно разогнать? И как определить, что он разваливается?

Vаno
VVS2:

Только в грозу не летайте

Почему? Что гроза?

VVS2
Vаno:

Почему? Что гроза?

Термик под грозовой тучкой может быть 25-30 м/с, бочка уже не поможет, а без бочки сильно разгонится.

vitalii21:

Тем более если планер уйдет за радиус действия аппаратуры

При не сильном ветре, отвесная бочка будет гарантировать отвесное снижение без значительного смещения куда-то в сторону. Если действо происходит прям у вас над головой, это гарантия, что планер летит к вам. Если происходит немного под углом, гарантия что летит в зону лучшей видимости как минимум.
Но самое главное - чтобы планер это выдерживал. Это требует поэтапной проверки.

oleshca

а разве нельзя вылететь из термика ? У человека носитель с мотором + фпв
вылететь из термика (за тучку) , начать штатное снижение или поискать нисходящий поток и начать снижение

VVS2
oleshca:

а разве нельзя вылететь из термика

Можно и нужно. Но если термик сильный… куда не сунься, везде будет хвостом вперед и быстро вверх. Сосет как в воронку со всех направлений. Ладно когда FPV есть, на 0.5 высоты базы это явление ослабнет и можно подождать, пытаться вперед пробиваться… А когда теряется драгоценный визуальный контроль мелкого планерка, ну его нафиг!
Сколько уже парапланеристов засосало так… Ничего хорошего. Пока универсальное решение одно - крутая спираль (для парапланов), ну а планера могут просто бочку (чуть меньше торможение и быстрее спускаться)

vitalii21
oleshca:

а разве нельзя вылететь из термика ?

Где он заканчивается? Насколько большой? Что делать если пропадает связь, а выше 1,5 км я лечу на 4 ваттах мощности передатчика, до 7 ватт кратковременно и только связь начинает пропадать у меня пару секунд, переключиться на 7 ватт и пока не перегрелся снизиться!

VVS2

…Элероны до отказа в сторону и можно не думать и рули не дергать, планер сам выйдет на отвесную траекторию как валанчик.

Ive

мощнейший восходящий поток потому что.

Это был ответ про грозу, но ответили быстрее 😃

T300

четырёх метровый планер, вполне сносно видно визуально на километровой высоте, можно даже немного рулить, пока он близко над головой.

Выше облаков, получится только на моторе или в динаме. ну или попробовать в грозовом облаке подняться над основной верхней кромкой, правда, туда даже самолётки 1:1 стараются по возможности не соваться.

Если научитесь выпаривать как грифы, то можете вместе с ними подниматься до 13000м 😃

vitalii21

Ладно, на выходных попробую на том же месте и в тоже время, может быть поймаю термик. Попробую забраться повыше, только на этот раз оставлю в батарейке побольше ампер, вдруг чего.

T300

смотрите на облака со стороны, и прикидывайте, соотношение высоты нижней кромки его высоты до макушки. Чем выше облако, и чем больше оно напоминает перевёрнутую пирамиду, тем сильнее под ним и в нём будет тащить планер в верх. Под плоскими облаками, или облаками с большим основанием и маленькой вершиной, ловить, как правило, особо нечего.
Бывают также термики и без образования облаков, но их, кроме как по приборам, или по парящим в них птицам, или дыму/пыли не распознать.

VVS2
T300:

Выше облаков, получится только на моторе или в динаме.

Получится и еще как. Выкинет ваш планер или то что останется на высоте 6-10 км и делов. Скорее всего его измельчит градом, который циркулирует внутри таких туч.
Вот приключения парапланеристки, которая там побывала (Эва Вишнерска)
www.airclub.kiev.ua/forum/viewtopic.php?f=3&t=1666

EHOT

VVS2, Что, достаточно элероны ножницами и РВ не направлять?

А штопор?

VVS2

Просто элероны - снижается быстро. Элероны + немного РВ на себя снижается медленнее, но надо чтобы лонжерон не сложился. Просто плоский штопор, снижается еще медленнее.
Когда тащит вверх со скоростью 30 м/с, и стремительно пропадает видимость выбор за вами:)
Строить хлипкие планера не выгодно. Мультиплексы лучше утянуть хоть чем-то и добавить противофлаттерных грузиков в виде стальных прутков по передней кромке на 10% размаха от законцовок. Да, вес прибавится, зато степень свободы увеличится.