Планер "Эйфория".

karmann
soar:

У моей Эйфории выглядит так…

А у моих выглядят так

слева штырь старого образца

taim

На Эйфории EL стоит облегчённый штырь, на весии F3J стандартный под коней и лебёдку, не думаю что применение стандартного штыря спасло бы модель. Мы с Дмитрием Волковым въежали на поле в момент когда сломался 1 штырь посадка была жёсткая, моделе повезло за счёт высокой травы и мягкой земли . Не забывайте конструция EL модели отличается от парителя кординально.

Lёlik
karmann:

А у моих выглядят так

Александр, восхищаюсь твоим здоровьем и силой воли, после празднования юбилея и еще какого празднования, найти в себе силы встать в семь утра и писать пост по планерам, и не просто писать, а по делу, с фотографиями, может только истинный профессионал и фанатик!..

Udjin
IRV:

Также удивляет чистый слом штыря - нет силовой основы (ровинга или ленты, воспринимающих нагрузку на растяжение - разрыв) возможно у нас бракованные штыри

В догонку.
Роман, вы судя по всему не имели дела с высокомодульным углём.
Штыри из UD материала имеют именно такой слом, как на фото, которое вы предоставили.

Вот фото слома штыря (тестирование), который выдерживает вес мой и супруги, при защемлении одного конца, если в попугаях, а если в цифрах - рассчитан для F5B планера (скорость 150 м/с с коэф без 1,5).

My_friend
IRV:

Фотографии штырей, последовательно сломанных в одном самолете, оба раза самолет не повредился при ударе от которого срезало штырь по линии стыка фюзеляж-крыло. Также удивляет чистый слом штыря - нет силовой основы (ровинга или ленты, воспринимающих нагрузку на растяжение - разрыв) возможно у нас бракованные штыри, но тогда их еще 2 шт в новых не собранных моделях из нашей партии, и вопрос открытый по рекламации на зеленую Эйфорию.

Уважаемый Роман ,не упускайте всех моментов, при каких условиях был поврежден центральный штырь,От такого лобового столкновения ни то что усиленный а и монолитный штырь не спас бы Вас Этот штырь срезан от катастрофически сильного удара!
Если даже Жесткость штыря была недостаточная он успел бы сложится в момент жёсткой посадки ,которую модель пережила на кануне случившегося и не в плоскости корневой нервюры фюзеляжа а в центе!
Проблема каждой модели ,независимо от класса и жесткости ее исполнения,это отсутствие опции " пока ёкэ"!

IRV:

нет силовой основы (ровинга или ленты, воспринимающих нагрузку на растяжение - разрыв)

В дополнение к словам Евгений Кондратов,если очень интересно ,отожгите край ломаной части …
Относительно брака при изготовлении , в теории есть варианты а в практике отсутствуют, конструктивно матрица построена так что недостаточная пропитка нити невозможна!



soar
My_friend:

Уважаемый Роман ,не упускайте всех моментов, при каких условиях был поврежден центральный штырь

Кстати, ударные нагрузки карбон держит заметно хуже, чем все остальные…это известно давно.

lyoha
My_friend:

Этот штырь срезан от катастрофически сильного удара!

Рычаг от длинной консоли сильно больше рычага, от отдельного уха. Да и вес половинки крыла сильно больше веса уха. Так что такая поломка совершенно закономерна. Если усилить штырь - начнет рвать фюзеляж.

lyoha

Да, могу еще добавить, что при 3-джишной посадке классической морквой, при достаточной жесткости корня консоли и зализа фюзеляжа получится классическая гильотина. Если уж березовой фанерой алюминиевые трубы рубит как гидравлическим труборезом, то что уж тут говорить.

IRV

Коллеги, спасибо за подробное обсуждение моей проблемы.
Я не преследую цели “найти стрелочника”.
Мой интерес гораздо проще, мне нравится красивая, хорошо летающая и надежная техника.
В начале 2000 годов сам клеил композитные планера 3бшные и 3джишные, и просто хоббийные.
Покупая “фирменную” птицу рассчитывал на отсутствие в ней “детских” болезней, которые должны были пройти с возрастом производителя (не первый же планер их производства мне достался).
По моему разумению, самолет после посадки (“жесткой”-“очень жесткой”-“катастрофически жесткой”-“повезло модели”-“УПС” и тому подобной), при которой ни одна деталь модели, как то пластиковый кок, законцовки крыла, складные лопасти и резинки на них, сверх слабая “легкая” балка, и ранее сложенный нос фюзеляжа не пострадали (даже малой вмятинки-царапинки нет), теряет самый силовой элемент конструкции - главный штырь крыла, вызывает подозрение. А когда в столкновении эта же модель с другим таким штырем разлетается на 2 куска в воздухе и эти куски ломаются далее об землю а не при "катастрофическом " ударе, ну тоже как то странно получается, и опять на модели при столкновении никаких повреждений от удара.
Хочу привлечь экспертов для анализа и возможной оценки ситуации по штырю.
для этого распилил ломанные штыри вдоль и сделал фотографии. могу показать их живьем на Московском этапе.
Мои пожелания:

  1. материал полок имеет явную неравномерность по толщине, вероятно и по степени пропитки и соотношению основа-связующее сильно неоднороден.
  2. ломается по самому нагруженному месту, между корневых нервюр консолей, где ему и положено и нет разницы по краю или в центре (не срезается а именно ломается - надеюсь разницу здесь понимают).
  3. технологический заполнитель пенопластовый не обеспечивает гладкой поверхности внутри штыря, что приводит к наличию массы концентраторов напряжения и резкому снижению прочности этого элемента в целом. (достаточно обернуть его скотчем и прочность вырастет в разы), но если сделать его прочным - дюралевым - то получится избежать неравномерностей по толщине полки, которые сейчас до 1.5-2 раза встречаются, и если клиновидным и подложить уголька "высокомодульного " из краев к центру, то еще и прочность вырастет там где ей положено быть, а не внутри кармана крыла, где ее совсем не надо.
  4. отсутствует усиление центральной части - приблизительно на 2 ширины фюзеляжа- в самом нагруженном месте (по центру) что приводит к его поломке при первой же заметной нагрузке.

Предположим на секунду:
Если автомобиль стукнулся об дерево и кузов у него как новый( без вмятин и царапин), а мотор внутри в салон приехал, думаю тоже сомнения возникнут… или нет - так и должно быть?
фюзеляж в месте установки штыря повреждений не имеет совсем, тоже могу привезти.

lyoha
IRV:

А когда в столкновении эта же модель с другим таким штырем разлетается на 2 куска в воздухе и эти куски ломаются далее об землю а не при "катастрофическом " ударе, ну тоже как то странно получается, и опять на модели при столкновении никаких повреждений от удара.

Разные векторы приложения сил к элементам конструкции. Неоднократно наблюдал, как менее прочный самолет при попадании в воздухе в более прочный оставался практически невредим, в то время как “дубовый” разбирался до состояния, близкого к молекулярному.

IRV:

но если сделать его прочным - дюралевым - то получится избежать неравномерностей

Лучше уж бальзовым. А так, по поводу пенопласта: в сэндвиче крыла тоже пенопласт. А если делать полистирол листовой, то будет прочнее? А если алюминий 5мм?
И, это, пусть лучше разбирается штырь и спасает остальное, чем останется целым один штырь.

Udjin

Напрасно распилили. Нужно было нагрузить, закрепить и сломать.
Нагрузку промерить. И станет понятно, на что именно это штырь был рассчитан.
Если штырь считался исходя из модуля упругости материала 600-800, то в него уже заложен коэф. 1,6-1,8 минимум.
Но, имея данные по толщине полок, вы и сами можете сейчас посчитать этот узел.

PS
А зачем скотч на пене? Вы имеете ввиду процесс формовки или что-то другое.

soar

Ну…я лично тоже склоняюсь к той мысли, что при ударе в воздухе лучше бы штырь выживал. Чаще всего после такого самолет остается летучим, пусть и с дырой в крыле. Но способным к посадке и дальнейшему ремонту. В данном случае результат определила схема модели. Немногие сейчас делают стык по фюзеляжу, силы там совсем иные, особенно при четырех метрах в размахе, чем у стандартного, трехсекционного. Отсюда и подход к изготовлению штыря тоже другой должен быть. Я бы не возводил борьбу за вес до уровня религии, оно того совершенно не стоит. Тем более, на таких узлах

yakav

Согласен полностью. Вспоминаю мое столкновение на Солиусе с Графитом. У Солиуса отстегнулось крыло и он рухнул полностью разбившись, а у Графита небольшая вмятина. Если бы у Солиуса крыло не отстегнулось то была бы вмятина на крыле , но целый планер

Serpent

Вообще то при лобовом ударе в первую очередь должно было прорубиться крыло как минимум на 1/5-1/4 хорды и только ПОСЛЕ этого должны начинаться структурные разрушения всего остального. Если это не так, то изготовителю стоит продумать на тему равнопрочности конструкции…

Udjin

И сделать из 5J планера слопер 😃) от соприкосновения с которым страдают скалы, но не он сам

Я могу порекомендовать коллегам только одно - разговаривать с производителем и внятно озвучивать свои хотелки.

IRV
Udjin:

PS А зачем скотч на пене? Вы имеете ввиду процесс формовки или что-то другое.

да при формовке конечно, его потом так легче и удалить из полости, и все будет гладкое и ровное, хотя правильно сделать металлический полированный конический закладной элемент

IRV

Получилась странная вещь, не все Эйфорийные штыри одинаково полезны. Нашлись 2 крыла и штырь у которых длина-глубина не позволяют сойтись консолям на 10 мм к фюзеляжу. Т е штырь на 10 мм длиннее чем можно. В прошлый раз сильно повезло что все сошлось.

soar
IRV:

Т е штырь на 10 мм длиннее чем можно. В прошлый раз сильно повезло что все сошлось.

Ну, длиннее - не короче) И скорее “повезло”, что не сошлось. У нас десять планеров, все сходится…)

У меня есть Эксплорер. Я совершенно случайно наткнулся на rcgroups, один чел жаловался, что пеналы в крыле длиннее штырей. Полез я мерять свой. Половинка штыря - 70 мм, глубина пенала - 140 мм. Хорошо, что не полетел. Нарезал бальзы вертикально, на смоле трах…лся вклеивал между полками лонжерона. Такая вот фигня бывает…))

karmann

Роман, а все штыри одинаковой длинны?

taim
soar:

Ну, длиннее - не короче) Половинка штыря - 70 мм, глубина пенала - 140 мм. Хорошо, что не полетел. Нарезал бальзы вертикально, на смоле трах…лся вклеивал между полками лонжерона. Такая вот фигня бывает…))

Леша в Церисе так специально сделано под балласт.

Эйфории шли с подписанными деталями у каждой модели.