Плексар DLG - сборка,настройка,облет.

MobyDick1

Доброго времени коллеги. С небольшим опозданием выношу на всеобщее обозрение свой опыт по сборке и облету метательного планера Плексар от Евгения Кондратова, ака Udjin.
Цель моей темы - обмен опытом по сборке и настройке этого планера. DLG в Приморском крае только зарождается, и обмен опытом по конкретному планеру был бы кстати.
Важно так же отметить что это вообще мой первый планер и потому я не готов ответить на некоторые “взрослые” вопросы,например об угле деградации =)
В настоящее время Плексар уже собран,облетан и продолжает меня радовать.
Не редактированый оригинал темы здесь www.fasprim.ru/forum/index.php?showtopic=3207

Итак,как все начиналось…

Мечты сбываются(с) Газпром=)
После недолгого путешествия с супругой в город Находка Приморского края, побывал я в мастерской “великого и ужасного” Udjin. =) Цель,приобретение его нового детища,метательного композитного планера Плексар. Всегда интересно не просто получить изделие,но и ознакомиться воочию с процессом и местом его появления на свет. Другая положительная сторона личного присутствия-это целая куча полезных наставлений и оговорка нюансов по сборке планера.Правда на обратном пути, от щенячьего восторга по поводу приобретения Плексара,половину информации выдуло из головы в открытую форточку авто.
Ну и небольшой фото обзор приобретенного набора (на фото нет гака,шайбочек для консоли и кабанчиков на элероны)появятся в процессе сборки.

Первое впечатление от набора - все детали невероятно легкие,впервые взяв в руки крыло, боялся его “продавить” пальцами,да не тут то было,национальное индейское жилище,- фиг вам называется.Не продавливается оно. Не…,с дуру можно и йух сломать,но я уже не на столько глуп и молод что бы попробовать это сделать.
Фюз и балка при постукивании по ним ногтем издают приятный звонкий звук,это говорит о монолитности композита.
Все кабанчики карбоновые,тонюсенькие и ажурные.
Видно что этот планер - снаряд(спортивный конечно),ничего лишнего,все лаконично и по факту.

kompmen

балочку - как отдельный элемент эт правельно- а то у Карамельки на 4 полёта тока хватило.

Retif

Интересен вес всех элементов по отдельности.

kompmen

Денис давая ссылку на не редактированый оригинал … там не видно фото пока не зарегишься.

MobyDick1
kompmen:

Денис давая ссылку на не редактированый оригинал … там не видно фото пока не зарегишься.

Ммм,не подумал. Фото обещаю все те же. И вообще максимально близко к оригиналу.

Retif:

Интересен вес всех элементов по отдельности.

Александр, к сожалению во время сборки у меня отсутствовали весы. Есть только вес не обработанных балки и фюза моего второго комплекта. Позже смогу ответить на этот вопрос максимально полно.

MobyDick1

По рекомендации Евгения,сборку начал с вырезаний отверстий для тяг в балке и пилоне стаба. Очень здорово в этом деле помогла бор машинка с конусной микрошарожкой. Все резалось по разметке,так меньше шансов запороть изделие.

В пилоне сверлом 2мм просверлил отверстие под карбоновый шпенек 2мм,он будет служить фиксатором от смещения стаба. Соответственно выбрал в стабилизаторе ответное углубление Ф2мм.

Ну и “кощунственная” операция с балкой. Так как отверстие в киле, куда вставляется балка имеет конусность в глубину,то решил подрезать балку в форме “ласточкин хвост” так она намного глубже и как влитая садится на свое место.

Udjin

Толя, ты склеил балку? Или так и не дошли руки?

Карбон не держит боковых ударов. Увы.
Я сейчас ввел дополнительно слой кевлара изнутри, но это всё одно не панацея.
Фюзы есть в наличии, ты о том знаешь.

kompmen

нет не делал. Если буду делать так- балку вырежу.

PS смысла не вижу покупать новый фюз- с такими же косяками.

MobyDick1

Вообще рекомендованный и логически правильный порядок сборки такой:
1 Пропил отверстий в балке и пилоне для тросов
2 Нивелировка и вклейка пилона, киля
И лишь затем,всю балку с выставленным хвостовым оперением буду ляпать к фюзу.

Притирка пилона велась “по месту”, известным любому моделисту методом.
Шкурка у меня Р400,мелковата,но по мне,лучше медленней и аккуратней,чем “пролететь”.

Примерка пилона к месту установки на балке

Ну и приклейка пилона к балке. Шпенек для фиксации стабильника уже предварительно(день назад) вклеен в пилон.
Замесил “кашку”(аэросил,смола),добавил совсем чуток черного колера(очень хороший германский,120руб малюсенький тюбик,но “концентрированный”) Фото в этот момент не делал. Доза кашки маленькая(экономия и веса и материала),нужно совсем чуток. Балку в месте приклейки пилона сначала аккуратно пошкрябал 400 шкуркой для придания ей шершавости и лучшей адгезии,обезжирил, и приляпал пилон, зафиксировав его резинкой для денег. Выступающие излишки каши тут же удалил ватным тампоном для снятия макияжа(у жены спёр) =) Получилось аккуратно.

Киль буду клеить позже,после того как “встанет” пилон,дабы случайно не сдвинуть его с намеченного места. Можно бы конечно использовать смолу 5минутку для ускорения процесса,но что то я ей не доверяю

Пора установить киль. Евгений советует обмотать часть балки которая вставляется в киль кевларовой нитью,но где ж ее взять для пары виточков. Давно увидел на работе оптические пачкорды,а внутри армирующая нить ужасно похожа на кевларовую,на разрыв неимоверно прочная.Вот ее и использовал.

Дальше кашка,несколько витков чудо-нитью(кевлар) и в посадочное место киля,по самую …кромку.

Выровнял киль по отношению к стабилизатору 90град и оставил “сохнуть”.

MxM

судя по фоткам пилон должен был сесть глубже и плоскими частями опереться на балку.
правильно я понимаю что хочется ставить торсион? тогда почему стабилизатор сверху?
киль несимметричный профиль? тоже торсион или все таки тяга? если тяга то все нормально. если торсион то лучше было бы перевернуть
и я бы подрезал нижнюю поворотную часть киля, будут проблемы на посадках .

Udjin
kompmen:

PS смысла не вижу покупать новый фюз- с такими же косяками.

Фюзеляж держит втыкание в продольной плоскости. И даже по касательной к твердым поверхностям. Боковые удары - нет.
Такого я не предусматривал.
Увы 😦
Но могу и посчитать-предусмотреть, … поёдет центровка. Придется увеличивать догрузку в носовую часть балластом.
Есть вариант.
Вырезать полностью балку, и вмонтировать туда трубку из микса, слоев так шесть.
Если интересно - накручу, пришлю. А то непорядок, самолёт должен летать …

MobyDick1
MxM:

судя по фоткам пилон должен был сесть глубже и плоскими частями опереться на балку.
правильно я понимаю что хочется ставить торсион? тогда почему стабилизатор сверху?
киль несимметричный профиль? тоже торсион или все таки тяга? если тяга то все нормально. если торсион то лучше было бы перевернуть
и я бы подрезал нижнюю поворотную часть киля, будут проблемы на посадках .

Пилон можно было притереть к балке еще,но мне эстетически захотелось оставить его таким. Да, уже используется торсион. Почему стаб сверху не могу ответить,спросим у создателя планера. Киль ассиметричный профиль и тоже торсион на основе клея “аквасил”. Киль действительно страдает при грубых посадках, увы,такова расплата за бОльшую площадь ХО. За три месяца эксплуатации Плексара, киль еще “живой” помят,но живой.

MxM

Евгений, металка это спортивный снаряд, она должна держать рабочие и полетные нагрузки, быть ремонтнопригодной в случае аварий и не более. не надо идти на поводу у пользователей 😉

Денис, если на стабилизаторе используется торсион при забросе пружинка не может обеспечить нужное положение стабилизатора в результате взлет происходит не по расчетной траектории а “как смогла”. Это не правильно. Именно поэтому на снайпах стабилизатор принято ставить снизу балки хоть аэродинамически и практически это и не очень хорошо.
с килем это не расплата а просто небольшая недоработка. нижняя поворотная часть не должна сильно выступать и тереться по земле при посадке иначе можно и оторвать. прецеденты были

Udjin

Там другой момент, Максим. Не имеющий отношения к Плексару.
Планер не должен лежать, там делов не шибко много.
У Плексара с балкой всё хорошо, даже слишком, в плане прочности.
Есть другие интересные моменты, но мы их повылавливали на креш тестах прототипа 😈

Торсион.
У Плексара нет торсиона в классическом его понимании - на базе пружины.
Используется самоустанавливающаяся петля из аквасила.
При весе в районе 0,5-0,6 грамма она обеспечивает усилие возврата от 5 грамм до срезания пласт. редуктора на сервушках.
Тяга - стальная корда 0,25. Такое решение я считаю высокоэффективным и очень легким.
Кевлар внутри балки не дает стальке перепилить балку.
Люфты отсутствуют. Минус - повышенный расход энергии. Машинки в “тонусе”.

MxM
Udjin:

она обеспечивает усилие возврата от 5 грамм до срезания пласт. редуктора на сервушках

вот этой фразы не понял, насколько я знаю серва не может поломать сама себе редуктор. там полюбому большой запас… и проблему с торсионом описал выше. на забросе машинке надо просто удерживать стаб, никакая пружинка , ну или петля из клея, не обеспечит жесткости положения. в полете упругости хватает , все нормально и это не заметно.
естественно что проявляется эта проблема при забросе выше определенного порога, рискну предположить что примерно с 30м и выше

Udjin

Вейпойнт может.
Описанная проблема в данном случае не отмечена. Потребное усилие рассчитывается, исходя из скорости заброса и площади рулевых поверхностей.
Достаточно обеспечить усилие удержания 50 грамм на угле отклонения РВ 10 градусов (плечи 1:1).
Я получал до 150 грамм при экспериментах. Данный вариант киля у меня по сию пору летает.

MxM
Udjin:

Вейпойнт может

ничего себе, значит я бы такую не ставил

Udjin:

Данный вариант киля у меня по сию пору летает.

при аккуратном использовании опять же охотно верю.

50 грамм на тяге? у меня на киле на тяге сейчас обычно усилие около 80-100гр в нулевом положении, примерно похоже

И Евгений, я то ведь сужу на основе опыта использования, своего и чужого, В данном случае я просто сразу вижу где , не обязательно, но очень вероятно будет проблема, потому что это проходили уже 2-3-4 года назад. Не надо воспринимать мои слова как упрек 😃