Grunau-baby 3600 мм
У нас есть копия этой “малышки” с небольшим размахом 5 метров. Могу пофоткать, если интересно. Строилась по оригинальным чертежам отмасштабированных. Планер весит около 12кг. За буксиром летит прекрасно. Летает хорошо в штиль и слабый ветер. Ветер более 5м/сек.в нашем случае был очень критичным. Модель сильно кидает во время порывов. Конечно в воздухе огромный реализм и полное наслаждение…
Владимир приветствую!
Расскажи пожалуйста диапазон скоростей (близких к 3,6метра размахом) моделей подобных, если есть такие наблюдения: скорость буксировки, скорость планирования, посадочная скорость?
Модель с размахом около 4 метров вполне пригодна для буксировки. Конечно моё мнение чем больше - тем лучше… Мы буксируем все наши модели примерно со скоростью 60км/ч. Этого вполне достаточно. Тут главное, чтобы между буксиром и планером была ясно видна их связь. Нужно почувствовать обе модели в воздухе. Ведь у каждого самолёта свой характер…Я напишу в теме о правилах буксировки более подробно, коль это интересно. НО!! Запомните самую важную вещь. Планер во время взлёта за буксиром может управляться только рулём поворота и то немного подруливая на виражах. Если пилот планера начнёт рулить самостоятельно…всё планер вылетит с глиссады и начнётся воздушный танец. Итог может быть печальным. Нужно понять, что буксир тащит груз(планер) и он не должен ему мешать!! Буксировщик плавно входит в вираж и планер - поверьте! - сам за ним полетит.
Скорость планирования у копийных планеров очень низкая, где-то около 30 км.ч. Разогнать их можно только немного пикируя. Посадочная скорость также низкая. Тормозные щитки нужно применять только для корректировки высоты захода и сразу после касания земли. Садится на копийном планере с полностью выпущенными щитками опасно. Модель резко теряет высоту и скорость.
Полностью не соглашусь с мнением автора по поводу некопийного изготовления. На мой взгляд - это и есть вершина блаженства при работе. Ведь ты строишь практически настоящий планер, только чуть меньше. Не знаю. но , мы всегда копируем модели, порой даже не начинаем строить не имея в достаточном количестве информации. Я-бы вам очень рекомендовал попробовать именно так сделать свою модель. И не нужно тратить много времени на работу с теми-же нервюрами. Начните делать по копийному фюзеляж и вечером пару-тройку нервюр из реек. Ведь это так просто! Очень прочно и очень легко!! К тому моменту, когда вы соберёте фюзеляж, все нервюры уже будут готовы. А ведь на две-три нервюры собранные на стапеле примитивном у вас уйдёт не более получаса жизни.
Я постараюсь расчехлить ( уже упакованы в зиму) и сделать вам фотки нашего планера…Может вдохновит…
Владимир спасибо, жду подробностей в твоей теме про буксировку.
Копию делать не хочу. Это мой первый планер такого размера и способа затяжки, так что и без копийных заморочек будет не просто:)
В дальнейшем можно будет усложнять задачу:) Автор темы, ссылку на которую я выложил в первом посте, строит свой планер больше года.
Владимир, прошу рассказать про установочный угол крыла.
Ну, как говорят в России - “Хозяин барин”…Это я по поводу копийного изготовления. Значит не время ещё, значит это ещё придёт.
Строить планер можно не только год а гораздо дольше. Тут уж кому как хочется. По опыту наших построек знаю, что в среднем на модель такого плана должно хватить трёх месяцев. Это-же классическая деревянная конструкция, без всяких хитростей. Тем более без копийных “заморочек”. Бог с ним, с копийным изготовлением…Вы хоть обтяните модель Оратексом, тода уж хоть внешность напомнит об оригинале. Шутка…
У вас наверняка есть рабочие чертежи этого планера в оригинале. Их много в сети. Не стоит мудрить, делайте все по чертежам. У этого планера есть возможность корректировки угла установки стабилизатора. так что у вас всегда есть возможность внести изменения. Центровка также важна. Лучше иметь немного переднюю, пока опыта маловато. Мы летаем с центровкой 32%. Для первых стартов лучше сделать 25%. Это повысит его устойчивость и немного прибавит скорости.
Немного не в тему. но по теме… Посмотрите - настоящая классная работа! Я видел его на шоу. очень красивое исполнение.
rc-network.de/…/302867-Schleicher-Ka3-mit-Stahlroh…
Значит не время ещё, значит это ещё придёт.
Вот и я о том:) для первого опыта можно начать с простой, не копийной, конструкции 😃
Про угол крыла. Насколько я понимаю крыло само встанет на нужный угол в полете и фюзеляж последует за ним. Если угол не правильный то модель (визуально) будет планировать носом вверх или носом вниз. У меня такое было, делал планер 3 метра под леер, летал отлично - но носом вниз… Крыло было установлено в +3 кажется…
Вот сейчас надо принять решение - жесткое крепление на определенном угле либо возможность регулировки.
Перекладывать угол стабилизатора конечно можно, собственно я так и делал на своем планере, но фюзеляж во время планирования не в горизонте 😦
Крыло должно быть жёстко закреплено. В оригинале проушины и штифты. Этого вполне достаточно.
Стабилизатор должен иметь возможность регулировки. Положение фюзеляжа в воздухе не критично.
Ясно, то что я считал проблемой (положение фюзеляжа в полете) - проблемой не является 😁
И все же, Владимир, какая нибудь статистика по установочным углам есть? Несмотря на регулируемый установочные угол стабилизатора и различную центровку - крыло же установлено на фюзеляже, следовательно под каким то углом или в 0 или вообще в минус?
Прошу освятить этот момент, есть ли известное значение?
есть ли какой нибудь опыт сравнения разных углов?
Заранее спасибо 😃
Статистики у меня нет… Тут ведь надо понять, углы зависят от применяемого профиля или профилей. Не возможно дать конкретной рекомендации. Для начала крыло +2 а стабилизатор в ноль. Дальше пробовать.
Если крыло уже в нуле, то стабилизатор - 2 градуса. В любом случае суммарная деградация равна двум градусам.
Владимир спасибо, вот я как раз и думал на +2 установочный делать, хотел узнать мнение бывалых 😃
Значит решено, установочный +2, стабилизатор в ноль.
Владимир каким должен быть диапазон регулировки угла стабилизатора?
Точно трудно сказать. У нас это обычно в пределах градуса… Пробовать надо.
Ясно, диапазон не большой 😃
Теперь необходимо решить какие отклонения рулевых поверхностей закладывать в конструкцию 😃 Я прикинул так:
Элероны 15 град. Руль высоты 20 град. Руль направления 30 град. Я так понимаю больше уже не используются на таких планерах.
Прошу рассказать кто что думает 😉
Элероны дифференциальные + 30 - - 20 градусов, руль высоты + 30 - -30 градусов, руль направления плюс-минус 45 градусов. Модель очень инертная, скорость маленькая и рулить приходится как на пароходе… Это наши настройки. Причём ещё подстроены экспоненты, но тут надо смотреть по полёту уже.
Владимир спасибо очередной раз 😃 На счет скорости я понял, большие модели инертны - я об этом не знал, теперь буду знать.
Еще вопрос. На таких отклонениях стики на всю приходиться выворачивать или это с запасом данные?
Насколько я понимаю есть полетные расходы + запас на экстренные ситуации?
Сергей, большие планера ну о-о-очень тормознутые. Особенно, если до этого летал на пилотагах, то при рулении постоянно думаешь, что связи с моделью нет. Настолько оно медленно реагирует на стики. Это заметно уже на трехметровых планерах. У меня был четырехметровый без элеронов. Можно было уснуть. А отклонения- это с запасом. Просто, чем больше машешь рулями- тем большее сопротивление они создают, тем больше скорость снижения. Просто нужно шевелить по чуть- чуть и закладывать более широкий вираж. Ну и конечно- это зависит от текущей скорости. Разогнав в пикировании модель будет более чуткая и управляемая, в крейсерском полете “пешком”- более инертная. К этому привыкать нужно. Но удовольствия от больших моделей- просто немеряно…
Мой пионер как- то заложил двухметровый Груно, но потом кружок забросил, заготовки так и лежат. А планер очень красивый, удачи в постройке!
По поводу полётных расходов. Я программирую мой передатчик Futaba FX 40 на два полётных режима. Первый с нормальными расходами и второй с двойными. Это очень удобно, когда возникают экстримальные ситуации и требуется экстренное вмешательство пилота. Потом экспоненты настроены так, что при отклонении стика в приделах 20 градусов они имеют обычную линейную кривую, а затем идёт увеличение экспонеты в плюс , что увеличивает скорость отработки команды. С вида это обычная вогнутая синусоида. Затем необходимо настроить пару миксеров, подключаемых тумблером на стике. Я програмирую один миксер на элероны и руль поворота и второй руль поворота тормозной щиток. Также запрограммирован посадочный режим на тумблер. Оба элерона вверх, руль высоты вниз. Этот режим приняется также в комбинации с тормозными щитками, причём их действие лучше активировать тем-же посадочным тумблером и сделать не фиксированным. а плавным. У меня это правый стик, который используется для газа мотора. Удобно регулировать положение щитком то притормаживая, то позволяя разгонятся модели.
По поводу разгона и плавных поворотов. Я советую вам разгонять модель небольшим пикированием по прямой. Затем на вираже модель наберёт высоту, компенсируя пикировние т.к. угловая скорость в вираже её ещё больше разгонит и возникнет ещё большая подъёмная сила. Для этого планера лучше применять плоский вираж. Задали небольшой крен, затем рулим рулём поворота, а элероны немного в противоположную сторону. Посмотрите, привыкните, тут уж кому как удобно…
Владимир, а зачем миксовать тормозные щитки с рулем поворота?
На каждом щитке по отдельной машинке. При повороте к примеру направо, поднимается правый щиток, модель кренится на крыло и совершает вираж очень быстро. Подъём щитка подбирается, он управляется дифференцировано с каналом руля поворота. На скорости вполне возможно развернуть модель с очень небольшим радиусом.
Нашел вот такую картинку про интерцепторы.
Когда то строил планер 3 метра, под леер. На этом планере интерцепторы были как Doppelraab на картинке.
Модель реагировала на них отчетливо, при полном поднятии глиссада резко уменьшалась, посадка была очень простой - без затяжных вспуханий:)
И вот увидел я другой вариант Bergfalke li55, его тоже не сложно реализовать, вопрос лишь в том - надо ли? Какая разница в аэродинамическом эффекте?
Предлагаю обсудить 😉
А что обсуждать-то? В любом случае интерцептор является ни чем иным, как тормозом. Эффективность такого тормоза полностью зависит от его площади. Чем больше площадь, тем быстрее реализуется тормозной эффект. Модели ретро-планеров лучше повторять по технологии оригинала. Во всяком случае у нас всегда всё работало очень хорошо.
Вы знаете перевод дословный Бергфалке? Получается горный ФАЛКЕ, т.е. планер для полётов в горах. Зачастую такие планера были вынуждены садится по ветру или под углом к ветру на склон. Поэтому у них и появились системы двойного торможения. Вполне очевидно, что при полёте по ветру эффективность торможения снижается и наоборот. Если вы летали на планере в горах, то знакомы с таким эффектом…