Grunau-baby 3600 мм

Waco

Элероны дифференциальные + 30 - - 20 градусов, руль высоты + 30 - -30 градусов, руль направления плюс-минус 45 градусов. Модель очень инертная, скорость маленькая и рулить приходится как на пароходе… Это наши настройки. Причём ещё подстроены экспоненты, но тут надо смотреть по полёту уже.

nazinss

Владимир спасибо очередной раз 😃 На счет скорости я понял, большие модели инертны - я об этом не знал, теперь буду знать.

Еще вопрос. На таких отклонениях стики на всю приходиться выворачивать или это с запасом данные?

Насколько я понимаю есть полетные расходы + запас на экстренные ситуации?

3DSMax

Сергей, большие планера ну о-о-очень тормознутые. Особенно, если до этого летал на пилотагах, то при рулении постоянно думаешь, что связи с моделью нет. Настолько оно медленно реагирует на стики. Это заметно уже на трехметровых планерах. У меня был четырехметровый без элеронов. Можно было уснуть. А отклонения- это с запасом. Просто, чем больше машешь рулями- тем большее сопротивление они создают, тем больше скорость снижения. Просто нужно шевелить по чуть- чуть и закладывать более широкий вираж. Ну и конечно- это зависит от текущей скорости. Разогнав в пикировании модель будет более чуткая и управляемая, в крейсерском полете “пешком”- более инертная. К этому привыкать нужно. Но удовольствия от больших моделей- просто немеряно…
Мой пионер как- то заложил двухметровый Груно, но потом кружок забросил, заготовки так и лежат. А планер очень красивый, удачи в постройке!

Waco

По поводу полётных расходов. Я программирую мой передатчик Futaba FX 40 на два полётных режима. Первый с нормальными расходами и второй с двойными. Это очень удобно, когда возникают экстримальные ситуации и требуется экстренное вмешательство пилота. Потом экспоненты настроены так, что при отклонении стика в приделах 20 градусов они имеют обычную линейную кривую, а затем идёт увеличение экспонеты в плюс , что увеличивает скорость отработки команды. С вида это обычная вогнутая синусоида. Затем необходимо настроить пару миксеров, подключаемых тумблером на стике. Я програмирую один миксер на элероны и руль поворота и второй руль поворота тормозной щиток. Также запрограммирован посадочный режим на тумблер. Оба элерона вверх, руль высоты вниз. Этот режим приняется также в комбинации с тормозными щитками, причём их действие лучше активировать тем-же посадочным тумблером и сделать не фиксированным. а плавным. У меня это правый стик, который используется для газа мотора. Удобно регулировать положение щитком то притормаживая, то позволяя разгонятся модели.
По поводу разгона и плавных поворотов. Я советую вам разгонять модель небольшим пикированием по прямой. Затем на вираже модель наберёт высоту, компенсируя пикировние т.к. угловая скорость в вираже её ещё больше разгонит и возникнет ещё большая подъёмная сила. Для этого планера лучше применять плоский вираж. Задали небольшой крен, затем рулим рулём поворота, а элероны немного в противоположную сторону. Посмотрите, привыкните, тут уж кому как удобно…

3DSMax

Владимир, а зачем миксовать тормозные щитки с рулем поворота?

Waco

На каждом щитке по отдельной машинке. При повороте к примеру направо, поднимается правый щиток, модель кренится на крыло и совершает вираж очень быстро. Подъём щитка подбирается, он управляется дифференцировано с каналом руля поворота. На скорости вполне возможно развернуть модель с очень небольшим радиусом.

nazinss

Нашел вот такую картинку про интерцепторы.

Когда то строил планер 3 метра, под леер. На этом планере интерцепторы были как Doppelraab на картинке.

Модель реагировала на них отчетливо, при полном поднятии глиссада резко уменьшалась, посадка была очень простой - без затяжных вспуханий:)

И вот увидел я другой вариант Bergfalke li55, его тоже не сложно реализовать, вопрос лишь в том - надо ли? Какая разница в аэродинамическом эффекте?

Предлагаю обсудить 😉

Waco

А что обсуждать-то? В любом случае интерцептор является ни чем иным, как тормозом. Эффективность такого тормоза полностью зависит от его площади. Чем больше площадь, тем быстрее реализуется тормозной эффект. Модели ретро-планеров лучше повторять по технологии оригинала. Во всяком случае у нас всегда всё работало очень хорошо.
Вы знаете перевод дословный Бергфалке? Получается горный ФАЛКЕ, т.е. планер для полётов в горах. Зачастую такие планера были вынуждены садится по ветру или под углом к ветру на склон. Поэтому у них и появились системы двойного торможения. Вполне очевидно, что при полёте по ветру эффективность торможения снижается и наоборот. Если вы летали на планере в горах, то знакомы с таким эффектом…

nazinss

Насколько я понял двойные не нужны 😃
Владимир спасибо за разъяснения.
Технологию оригинала повторять не стану, там механизм сложный и все такое… Есть проще способ.
Владимир, расскажите про угол V на крыле? Насколько я понял крыло на этом прототипе прямое, некоторое V получается из за сужения профиля к законцовке по хорде и толщине.
Оставлять крыло прямое или делать V ?
Если делать то какой?
Заранее спасибо 😃

Waco

Вы правы, Сергей, крыло у планера прямое, без поперечного угла. Своеобразный угол создается по нижней плоскости уменьшением толщины профиля. Мы ещё подкручивали концевые части крыла на угол 2-3 градуса при изготовлении. Если сделаете как у прототипа, то этого вполне достаточно. А вот крутку я рекомендую…

nazinss

Да про крутку знаю, законцовки в минут обязательно. В первый раз я это узнал когда мой мотопланер на КМД 2,5 начал крыльями махать в горизонтальном полете 😁 летали без газа пока горючее не закончиться 😁 После посадки “бывалые” объяснили что к чему 😃

nazinss

Начал обдумывать систему управления. Нашел интересный момент на чертежах модели побольше.

Пружина тянет кабанчик руля высоты в положение “на себя” - естественно сразу два вопроса возникли 😃 Зачем? И какого усилия пружина если она отрабатывает руль “на себя” ?

Как я понимаю руль направления на тросах.

Думается что оперение надо делать полностью съемным, чтоб и руль направления снимался. А все сервы в носу 😦 Выходит система управления должна быть быстросъемной с рычагов рулей.

Какое соединение тяги лучше использовать в таком случае? Напрашивается клипса металлическая, но вдруг я не правильно думаю 😃

Прошу поделиться опытом, кто что знает 😉

asssa
Aleksei_D:

Что бы убрать люфт

Люфт выбирается как в соединении кабанчик - трос - качалка, так и во всей кинематической цепи сервопривода. Разборка такой конструкции не представляет труда, посмотрите темы по сборке метательных планеров.

nazinss

Приветствую!

Насколько мне известно, в системе управления на метательных планерах, используют тросики и пружинки. Серво отпускает - пружина стягивается, серво тянет - пружина растягивается. Система не идеальная из за лишнего усилия пружины (требует большей мощности серво), но технологически выгодная.

Если мне делать так, то возникает вопрос 😃 какую пружину ставить?

Расстояние от серво до кабанчиков на оперении примерно 1200 мм. Жесткие тяги при такой длине отпадают 😁 Я вижу три варианта:

  1. Троса с пружинами (как на металках).
  2. Баудены (многие кстати на таких планерах так делают).
  3. Двойные троса на киль (как на пилотажных), серво РВ в хвосте.

Серво в хвосте это Ж…ПА 😁 центровка точно уйдет и эта сервуха обойдется мне грамм в 200 на носу, если не больше.
В тоже время, возможно этот вес будет нужен для правильной нагрузки на крыло, и ничего критичного не случиться (в районе центроплана, возле центра тяжести будет отсек для загрузки).

Прошу помочь разобраться 😃

Waco

Третий вариант самый лучший. Руль поворота на тросики. Если боишься, что центровка “уйдёт”, то серва руля высоты тоже на тросик делай. Тросики закрепи на качалке 90° в хвосте и далее жёсткой тягой на руль высоты.

nazinss

Я думал думал по вопросу системы управления. Решил поступить вот как: отрисовать конструкцию, вычислить вес деталей, вычислить вес пустого планера, вычислить центровку и вес необходимый для загрузки. Вот тогда станет ясно можно серво РВ в хвост ставить или нет 😃

Waco

…и весь этот геморой из-за 50-граммовой машинки?? Всё равно нос придётся догружать…Чудес не бывает. Не парься, делай как тебе удобней, потом установишь ЦТ. Я так бы поступил. …

nazinss

Согласен, не просто, но смотрю я на чертеж - такое ощущение что центровка уже задняя (без машинки). Вот только из-за этого непонятного чувства я очкую 😃

wingmax

Согласен с Владимиром. В таких планерах 1000 г. (а то и больше) в нОсе - обычное дело. Посмотрите подобные проекты. В больших моделях культуру веса никто не отменял, но она здесь в своем “масштабе”. У прототипа без пилота центровка тоже не на месте 😃