Grunau-baby 3600 мм
Вот как пример реализации Nemere
Третий вариант самый лучший. Руль поворота на тросики. Если боишься, что центровка “уйдёт”, то серва руля высоты тоже на тросик делай. Тросики закрепи на качалке 90° в хвосте и далее жёсткой тягой на руль высоты.
Я думал думал по вопросу системы управления. Решил поступить вот как: отрисовать конструкцию, вычислить вес деталей, вычислить вес пустого планера, вычислить центровку и вес необходимый для загрузки. Вот тогда станет ясно можно серво РВ в хвост ставить или нет 😃
…и весь этот геморой из-за 50-граммовой машинки?? Всё равно нос придётся догружать…Чудес не бывает. Не парься, делай как тебе удобней, потом установишь ЦТ. Я так бы поступил. …
Согласен, не просто, но смотрю я на чертеж - такое ощущение что центровка уже задняя (без машинки). Вот только из-за этого непонятного чувства я очкую 😃
Согласен с Владимиром. В таких планерах 1000 г. (а то и больше) в нОсе - обычное дело. Посмотрите подобные проекты. В больших моделях культуру веса никто не отменял, но она здесь в своем “масштабе”. У прототипа без пилота центровка тоже не на месте 😃
Скорей всего так и есть, чутье на базе опыта конечно неоспоримо. Но у меня опыта нету, а в цифрах можно некоторые моменты узнать заранее. Попробую хотя бы, все ровно пилить еще ничего не начал, только разработка идет - как раз самое время для теоретических расчетов 😃 а потом проверить по результату их верность 😃
На днях заморочился, посчитал подъемную силу крыла на разных скоростях и разных углах, прикольная такая табличка получилась:
Расчетный вес 4500 гр. решил что от этого плясать буду.
По таблице вполне реальный диапазон скоростей и углов получился, как мне кажется 😃
Горизонтальное оперение размахом 740 мм. На прототипе стабилизатор подпирают подкосы, на модели прочность стабилизатора не требует этого.
Поскольку это не копия, а скорей всего полу копия, или даже нечто копия 😁 Есть желание отказаться от лишних деталей 😃
Что думаете по этому поводу? (прошу не пинать 😁 )
Итак вес конструкции рассчитан 😃
Так же рассчитано положение центра тяжести и необходимый вес в нос чтоб центровка встала на 25% по САХ.
Конечно есть погрешность в вычислениях, когда буду собирать как раз выясним ее величину 😃
На картинке вес обтянутого планера.
Центровку рассчитывал с учетом серво РВ в хвосте. Так что вы оказались правы на все сто 😃 серва в хвосте не на что не повлияет, свинца все ровно больше будет 😁
Судя по рассчетам мне еще под лонжерон 500 гр нагрузить придется чтоб нагрузку на крыло получить как я планировал, кстати предусмотрена камера догрузки возле центроплана чтоб на центровку груз не влиял.
А я бы все- таки подкос стаба оставил. Даже не для прочности, а для эстетики. Работы с ним сравнительно немного, а такие мелочи ( всякие подкосы- расчалки- наружные антенны в полфюзеляжа) очень украшают машины соответствующей эпохи. Может даже просто декоративный поставить.
Василий так и будет, я решил не заморачиваться с силовым подкосом, но заложил соосность задней кромки стабилизатора и шпангоута в фюзеляже. Так что основа для подкоса предусмотренна, далее можно будет декоративный сделать - лёгенький 😉
Обидно мало деталек. 😃
Да и модель ка то не большая 😃
Вот народ по 5 метров размахом строит, там то деталек по больше будет 😁
Обидно мало деталек.
Готовлю файлы к резке, количество деталей 295 шт. (которые на ЧПУ изготавливаются) еще рейки и все такое. Вот это много или мало? Или нормально? 😃
Кто нибудь считал количество деталей в своих моделях?
На праздниках сломался компьютер, не было возможности выкладывать фото 😃
Сделал рейки для модели.
Бальза шпон 3мм. 3 листа.
Бальза шпон 1,5мм. 8 листов.
Разобрал нервюры крыла по номерам.
Начал предварительную склейку.
Детали хвостового оперения.
Весовой контроль деталей крыла, для получения одинаковой массы консолей.
Лонжерон крыла состоит из двух размеров 15X4 и 10X4.
Обработал клеем фанеру для прочности.
Все детали на оба крыла.
Так лонжерон находит свое место в этом хаосе 😁
Сервоприводы крыла устанавливаются на лючках.
Люки для серво готовы.
Лонжерон обрезается в размер.
Полка лонжерона стыкуется замком.
Присобрал на сухую.
Придумал фиксатор для детали.
Все собралось нормально, можно клеить 😃
Склеивал с помощью алюминиевых труб 15X15 мм. прикручивал прям к сборочному верстаку.
Для выравнивания кромок использовал все что попадало под руку 😃
Вклеил основы под люки.
Люки встали как родные 😃
А как лобики будете приклеивать? Основные перекосы на стадии сборки получаются в основном из-за них. Трудно выдержать углы без стапеля или хотя-бы параллельно уложенных реек, состроганных под необходимый угол крутки. Ровный стол это конечно хорошо, но мало. Не критикую, стараюсь предупредить…
Второе крыло. Чуть не собрал две левых консоли 😁 Вовремя увидел 😁
Я не наносил клей на нервюры когда склеивал лонжерон, теперь я пролил циакрином стыки полки и нервюр.
Элерон потом отпиливается.
Люк сервопривода.
По передней кромки бальзовая рейка толщиной 3мм.
Отпилил замок за концовки.
Обшивка будет бальзой 1,5мм. Обработал за концовку под обшивку.
У корня крыла обшивка между 1 и 2 нервюрами, задняя кромка так же обработана под обшивку бальзой.
Элерон сделал как на прототипе, с фермой 😃
Клевый элерон получился 😃
Основные перекосы на стадии сборки получаются в основном из-за них.
Так и есть Владимир, и знаю я это не по наслышке 😁 Собирал крылья “винтом” , было дело. Самое смешно что исправить невозможно 😁
Если лобик закрылся - крыло каменное становиться, встало криво - будет криво 😃
Трудно выдержать углы без стапеля
Я бы сказал невозможно, если задана крутка по установочному углу то без стапеля одинаковая она никогда не будет.
У моего крыла нету крутки по углу атаки. Только элерон искревлен таким образом что на законцовке получается не плосковыпуклый а двояковыпуклый профиль. Когда крыло прижимается к верстаку все нервюры ровно становятся, так что думаю выдержать ровность на глаз получиться.
Понятно… спасибо за ответ. Мы делали крутку по оси лонжерона от 60% полуразмаха. Вы не думаете, что бальза 1,5мм это слишком деликатная толщина для такого крыла? Если очень твёрдая, то допустимо, но со средней плотностью - это лист бумаги. Идеально применить фанеру 0,6мм в вашем масштабе. Тогда сразу все вопросы снимаются. Если уж 1,5мм то я-бы по внутренней поверхности проклеил тонкое стекло. Не расценивайте это как рекомендацию, не хочу показаться навязчивым - это мысли вслух… А то опять начнутся споры о компетенции…
Мы не работаем с циакрином. Слишком аллергенный материал. К тому-же замечено, что обычный ПВА ведёт себя намного лучше. Циакрин, со временем превращается в тряпку. И что останется от клеевого шва? Потеря зрения и воспаление слизистой оболочки носа - это неизбежный конец при работе с этим клеем. Подумайте об этом!
Сергей, хороший темп, приятно посмотреть. Я к сожалению… буксую на месте.😕
Владимир, нисколько не подвергая сомнению вашу компетентность возьмусь предположить, что фанера 0,6 мм в современных экономических реалиях стала весьма затратным и хлопотным мероприятием.
Да строим из того что есть 😃 Носовая часть будет обшита 1,5 фанерой. Так я лист 1000Х500 искал днем с огнем, повезло нашел.
теперь я пролил циакрином стыки полки и нервюр.
Сергей, прозвучавшая ранее рекомендация по поводу применения циакрина- очень актуальна. Рекомендую использовать хороший ПВА. Для его нанесения я использую плоскую пластмассовую маслёнку с длинным жалом, очень удобно. Шов (склейка) получается прочным и эластичным. У некоторых моих моделей деревянная конструкция собрана на таком клее и держится 10-15 лет.
Я и клею все на “модный” ПВА 😃
в случае с полкой, когда собирал крыло перед склейкой лонжерона, мазать нервюры не стал чтоб они не встали как нибудь криво, клей довольно быстро схватывается. циакрином пролил чтоб зафиксировать микросмещения. Вот так придумал 😃
Займемся фюзеляжем.
Нижний силовой стрингер носовой части.
Для выравнивания деталей я присоединил шпангоуты в посадочные места.
Пока клей не встал, я снял шпангоуты.
Пуансон для изготовления лыжи.
Шпангоут центроплана.
Шпангоут силовой, после центроплана который.
Первый шпангоут составной.
Только склеивается он не сразу весь. Выравнивание деталей происходит на алюминиевой трубке 14мм. диаметром, в этой трубке будет механизм отцепа.
Первый шпангоут состоит из 5 частей, склеиваются с начало 3 и 2 части.
После обработки торца (клей, ожег) можно склеить первый шпангоут.
Лыжа из 3-х слоев фанеры, толщина лыжи 10 мм.
Основная плата фюзеляжа, на ней устанавливаются серво руля направления и серво механизма отцепа.
Силовые шпангоуты, к ним крыло крепиться будет.
Плата под стабилизатор.