Grunau-baby 3600 мм
Согласен с Владимиром. В таких планерах 1000 г. (а то и больше) в нОсе - обычное дело. Посмотрите подобные проекты. В больших моделях культуру веса никто не отменял, но она здесь в своем “масштабе”. У прототипа без пилота центровка тоже не на месте 😃
Скорей всего так и есть, чутье на базе опыта конечно неоспоримо. Но у меня опыта нету, а в цифрах можно некоторые моменты узнать заранее. Попробую хотя бы, все ровно пилить еще ничего не начал, только разработка идет - как раз самое время для теоретических расчетов 😃 а потом проверить по результату их верность 😃
На днях заморочился, посчитал подъемную силу крыла на разных скоростях и разных углах, прикольная такая табличка получилась:
Расчетный вес 4500 гр. решил что от этого плясать буду.
По таблице вполне реальный диапазон скоростей и углов получился, как мне кажется 😃
Горизонтальное оперение размахом 740 мм. На прототипе стабилизатор подпирают подкосы, на модели прочность стабилизатора не требует этого.
Поскольку это не копия, а скорей всего полу копия, или даже нечто копия 😁 Есть желание отказаться от лишних деталей 😃
Что думаете по этому поводу? (прошу не пинать 😁 )
Итак вес конструкции рассчитан 😃
Так же рассчитано положение центра тяжести и необходимый вес в нос чтоб центровка встала на 25% по САХ.
Конечно есть погрешность в вычислениях, когда буду собирать как раз выясним ее величину 😃
На картинке вес обтянутого планера.
Центровку рассчитывал с учетом серво РВ в хвосте. Так что вы оказались правы на все сто 😃 серва в хвосте не на что не повлияет, свинца все ровно больше будет 😁
Судя по рассчетам мне еще под лонжерон 500 гр нагрузить придется чтоб нагрузку на крыло получить как я планировал, кстати предусмотрена камера догрузки возле центроплана чтоб на центровку груз не влиял.
А я бы все- таки подкос стаба оставил. Даже не для прочности, а для эстетики. Работы с ним сравнительно немного, а такие мелочи ( всякие подкосы- расчалки- наружные антенны в полфюзеляжа) очень украшают машины соответствующей эпохи. Может даже просто декоративный поставить.
Василий так и будет, я решил не заморачиваться с силовым подкосом, но заложил соосность задней кромки стабилизатора и шпангоута в фюзеляже. Так что основа для подкоса предусмотренна, далее можно будет декоративный сделать - лёгенький 😉
Обидно мало деталек. 😃
Да и модель ка то не большая 😃
Вот народ по 5 метров размахом строит, там то деталек по больше будет 😁
Обидно мало деталек.
Готовлю файлы к резке, количество деталей 295 шт. (которые на ЧПУ изготавливаются) еще рейки и все такое. Вот это много или мало? Или нормально? 😃
Кто нибудь считал количество деталей в своих моделях?
На праздниках сломался компьютер, не было возможности выкладывать фото 😃
Сделал рейки для модели.
Бальза шпон 3мм. 3 листа.
Бальза шпон 1,5мм. 8 листов.
Разобрал нервюры крыла по номерам.
Начал предварительную склейку.
Детали хвостового оперения.
Весовой контроль деталей крыла, для получения одинаковой массы консолей.
Лонжерон крыла состоит из двух размеров 15X4 и 10X4.
Обработал клеем фанеру для прочности.
Все детали на оба крыла.
Так лонжерон находит свое место в этом хаосе 😁
Сервоприводы крыла устанавливаются на лючках.
Люки для серво готовы.
Лонжерон обрезается в размер.
Полка лонжерона стыкуется замком.
Присобрал на сухую.
Придумал фиксатор для детали.
Все собралось нормально, можно клеить 😃
Склеивал с помощью алюминиевых труб 15X15 мм. прикручивал прям к сборочному верстаку.
Для выравнивания кромок использовал все что попадало под руку 😃
Вклеил основы под люки.
Люки встали как родные 😃
А как лобики будете приклеивать? Основные перекосы на стадии сборки получаются в основном из-за них. Трудно выдержать углы без стапеля или хотя-бы параллельно уложенных реек, состроганных под необходимый угол крутки. Ровный стол это конечно хорошо, но мало. Не критикую, стараюсь предупредить…
Второе крыло. Чуть не собрал две левых консоли 😁 Вовремя увидел 😁
Я не наносил клей на нервюры когда склеивал лонжерон, теперь я пролил циакрином стыки полки и нервюр.
Элерон потом отпиливается.
Люк сервопривода.
По передней кромки бальзовая рейка толщиной 3мм.
Отпилил замок за концовки.
Обшивка будет бальзой 1,5мм. Обработал за концовку под обшивку.
У корня крыла обшивка между 1 и 2 нервюрами, задняя кромка так же обработана под обшивку бальзой.
Элерон сделал как на прототипе, с фермой 😃
Клевый элерон получился 😃
Основные перекосы на стадии сборки получаются в основном из-за них.
Так и есть Владимир, и знаю я это не по наслышке 😁 Собирал крылья “винтом” , было дело. Самое смешно что исправить невозможно 😁
Если лобик закрылся - крыло каменное становиться, встало криво - будет криво 😃
Трудно выдержать углы без стапеля
Я бы сказал невозможно, если задана крутка по установочному углу то без стапеля одинаковая она никогда не будет.
У моего крыла нету крутки по углу атаки. Только элерон искревлен таким образом что на законцовке получается не плосковыпуклый а двояковыпуклый профиль. Когда крыло прижимается к верстаку все нервюры ровно становятся, так что думаю выдержать ровность на глаз получиться.
Понятно… спасибо за ответ. Мы делали крутку по оси лонжерона от 60% полуразмаха. Вы не думаете, что бальза 1,5мм это слишком деликатная толщина для такого крыла? Если очень твёрдая, то допустимо, но со средней плотностью - это лист бумаги. Идеально применить фанеру 0,6мм в вашем масштабе. Тогда сразу все вопросы снимаются. Если уж 1,5мм то я-бы по внутренней поверхности проклеил тонкое стекло. Не расценивайте это как рекомендацию, не хочу показаться навязчивым - это мысли вслух… А то опять начнутся споры о компетенции…
Мы не работаем с циакрином. Слишком аллергенный материал. К тому-же замечено, что обычный ПВА ведёт себя намного лучше. Циакрин, со временем превращается в тряпку. И что останется от клеевого шва? Потеря зрения и воспаление слизистой оболочки носа - это неизбежный конец при работе с этим клеем. Подумайте об этом!
Сергей, хороший темп, приятно посмотреть. Я к сожалению… буксую на месте.😕
Владимир, нисколько не подвергая сомнению вашу компетентность возьмусь предположить, что фанера 0,6 мм в современных экономических реалиях стала весьма затратным и хлопотным мероприятием.
Да строим из того что есть 😃 Носовая часть будет обшита 1,5 фанерой. Так я лист 1000Х500 искал днем с огнем, повезло нашел.
теперь я пролил циакрином стыки полки и нервюр.
Сергей, прозвучавшая ранее рекомендация по поводу применения циакрина- очень актуальна. Рекомендую использовать хороший ПВА. Для его нанесения я использую плоскую пластмассовую маслёнку с длинным жалом, очень удобно. Шов (склейка) получается прочным и эластичным. У некоторых моих моделей деревянная конструкция собрана на таком клее и держится 10-15 лет.
Я и клею все на “модный” ПВА 😃
в случае с полкой, когда собирал крыло перед склейкой лонжерона, мазать нервюры не стал чтоб они не встали как нибудь криво, клей довольно быстро схватывается. циакрином пролил чтоб зафиксировать микросмещения. Вот так придумал 😃
Займемся фюзеляжем.
Нижний силовой стрингер носовой части.
Для выравнивания деталей я присоединил шпангоуты в посадочные места.
Пока клей не встал, я снял шпангоуты.
Пуансон для изготовления лыжи.
Шпангоут центроплана.
Шпангоут силовой, после центроплана который.
Первый шпангоут составной.
Только склеивается он не сразу весь. Выравнивание деталей происходит на алюминиевой трубке 14мм. диаметром, в этой трубке будет механизм отцепа.
Первый шпангоут состоит из 5 частей, склеиваются с начало 3 и 2 части.
После обработки торца (клей, ожег) можно склеить первый шпангоут.
Лыжа из 3-х слоев фанеры, толщина лыжи 10 мм.
Основная плата фюзеляжа, на ней устанавливаются серво руля направления и серво механизма отцепа.
Силовые шпангоуты, к ним крыло крепиться будет.
Плата под стабилизатор.
Мне кто то в личку вопрос про планер задавал. Я удалил случайно не ответив, прошу понять, простить и повторить 😃