Grunau-baby 3600 мм

nazinss

Начал обдумывать систему управления. Нашел интересный момент на чертежах модели побольше.

Пружина тянет кабанчик руля высоты в положение “на себя” - естественно сразу два вопроса возникли 😃 Зачем? И какого усилия пружина если она отрабатывает руль “на себя” ?

Как я понимаю руль направления на тросах.

Думается что оперение надо делать полностью съемным, чтоб и руль направления снимался. А все сервы в носу 😦 Выходит система управления должна быть быстросъемной с рычагов рулей.

Какое соединение тяги лучше использовать в таком случае? Напрашивается клипса металлическая, но вдруг я не правильно думаю 😃

Прошу поделиться опытом, кто что знает 😉

asssa
Aleksei_D:

Что бы убрать люфт

Люфт выбирается как в соединении кабанчик - трос - качалка, так и во всей кинематической цепи сервопривода. Разборка такой конструкции не представляет труда, посмотрите темы по сборке метательных планеров.

nazinss

Приветствую!

Насколько мне известно, в системе управления на метательных планерах, используют тросики и пружинки. Серво отпускает - пружина стягивается, серво тянет - пружина растягивается. Система не идеальная из за лишнего усилия пружины (требует большей мощности серво), но технологически выгодная.

Если мне делать так, то возникает вопрос 😃 какую пружину ставить?

Расстояние от серво до кабанчиков на оперении примерно 1200 мм. Жесткие тяги при такой длине отпадают 😁 Я вижу три варианта:

  1. Троса с пружинами (как на металках).
  2. Баудены (многие кстати на таких планерах так делают).
  3. Двойные троса на киль (как на пилотажных), серво РВ в хвосте.

Серво в хвосте это Ж…ПА 😁 центровка точно уйдет и эта сервуха обойдется мне грамм в 200 на носу, если не больше.
В тоже время, возможно этот вес будет нужен для правильной нагрузки на крыло, и ничего критичного не случиться (в районе центроплана, возле центра тяжести будет отсек для загрузки).

Прошу помочь разобраться 😃

Waco

Третий вариант самый лучший. Руль поворота на тросики. Если боишься, что центровка “уйдёт”, то серва руля высоты тоже на тросик делай. Тросики закрепи на качалке 90° в хвосте и далее жёсткой тягой на руль высоты.

nazinss

Я думал думал по вопросу системы управления. Решил поступить вот как: отрисовать конструкцию, вычислить вес деталей, вычислить вес пустого планера, вычислить центровку и вес необходимый для загрузки. Вот тогда станет ясно можно серво РВ в хвост ставить или нет 😃

Waco

…и весь этот геморой из-за 50-граммовой машинки?? Всё равно нос придётся догружать…Чудес не бывает. Не парься, делай как тебе удобней, потом установишь ЦТ. Я так бы поступил. …

nazinss

Согласен, не просто, но смотрю я на чертеж - такое ощущение что центровка уже задняя (без машинки). Вот только из-за этого непонятного чувства я очкую 😃

wingmax

Согласен с Владимиром. В таких планерах 1000 г. (а то и больше) в нОсе - обычное дело. Посмотрите подобные проекты. В больших моделях культуру веса никто не отменял, но она здесь в своем “масштабе”. У прототипа без пилота центровка тоже не на месте 😃

nazinss

Скорей всего так и есть, чутье на базе опыта конечно неоспоримо. Но у меня опыта нету, а в цифрах можно некоторые моменты узнать заранее. Попробую хотя бы, все ровно пилить еще ничего не начал, только разработка идет - как раз самое время для теоретических расчетов 😃 а потом проверить по результату их верность 😃

На днях заморочился, посчитал подъемную силу крыла на разных скоростях и разных углах, прикольная такая табличка получилась:

Расчетный вес 4500 гр. решил что от этого плясать буду.

По таблице вполне реальный диапазон скоростей и углов получился, как мне кажется 😃

nazinss

Горизонтальное оперение размахом 740 мм. На прототипе стабилизатор подпирают подкосы, на модели прочность стабилизатора не требует этого.

Поскольку это не копия, а скорей всего полу копия, или даже нечто копия 😁 Есть желание отказаться от лишних деталей 😃

Что думаете по этому поводу? (прошу не пинать 😁 )

nazinss

Итак вес конструкции рассчитан 😃

Так же рассчитано положение центра тяжести и необходимый вес в нос чтоб центровка встала на 25% по САХ.

Конечно есть погрешность в вычислениях, когда буду собирать как раз выясним ее величину 😃

На картинке вес обтянутого планера.

Центровку рассчитывал с учетом серво РВ в хвосте. Так что вы оказались правы на все сто 😃 серва в хвосте не на что не повлияет, свинца все ровно больше будет 😁

Судя по рассчетам мне еще под лонжерон 500 гр нагрузить придется чтоб нагрузку на крыло получить как я планировал, кстати предусмотрена камера догрузки возле центроплана чтоб на центровку груз не влиял.

nazinss

Остались еще мелкие не дорисованные детальки, но в целом будет выглядеть вот так 😃

3DSMax

А я бы все- таки подкос стаба оставил. Даже не для прочности, а для эстетики. Работы с ним сравнительно немного, а такие мелочи ( всякие подкосы- расчалки- наружные антенны в полфюзеляжа) очень украшают машины соответствующей эпохи. Может даже просто декоративный поставить.

nazinss

Василий так и будет, я решил не заморачиваться с силовым подкосом, но заложил соосность задней кромки стабилизатора и шпангоута в фюзеляже. Так что основа для подкоса предусмотренна, далее можно будет декоративный сделать - лёгенький 😉

nazinss

Да и модель ка то не большая 😃

Вот народ по 5 метров размахом строит, там то деталек по больше будет 😁

17 days later
nazinss
Lazy:

Обидно мало деталек.

Готовлю файлы к резке, количество деталей 295 шт. (которые на ЧПУ изготавливаются) еще рейки и все такое. Вот это много или мало? Или нормально? 😃
Кто нибудь считал количество деталей в своих моделях?

nazinss

И вот началось 😃

Вся фанера весит 1856 гр. Хорошее начало чтоб в 4500 гр. уложиться 😃

Удачи мне 😉

14 days later
nazinss

На праздниках сломался компьютер, не было возможности выкладывать фото 😃

Сделал рейки для модели.

Бальза шпон 3мм. 3 листа.

Бальза шпон 1,5мм. 8 листов.

Разобрал нервюры крыла по номерам.

Начал предварительную склейку.

Детали хвостового оперения.

Весовой контроль деталей крыла, для получения одинаковой массы консолей.

Лонжерон крыла состоит из двух размеров 15X4 и 10X4.

Обработал клеем фанеру для прочности.

Все детали на оба крыла.

Так лонжерон находит свое место в этом хаосе 😁

Сервоприводы крыла устанавливаются на лючках.

Люки для серво готовы.

Лонжерон обрезается в размер.

Полка лонжерона стыкуется замком.

Присобрал на сухую.

Придумал фиксатор для детали.

Все собралось нормально, можно клеить 😃

Склеивал с помощью алюминиевых труб 15X15 мм. прикручивал прям к сборочному верстаку.

Для выравнивания кромок использовал все что попадало под руку 😃

Вклеил основы под люки.

Люки встали как родные 😃