Посадка парашютированием RQ-20 Puma

Илья_МГУ

Доброго времени, коллеги!
Давно мечтаю попробовать реализовать посадку парашютированием, как на американском беспилотнике RQ-20 Puma

www.youtube.com/watch?v=e27xjlEnVmg

Перерыл весь форум, информации - крохи и она очень рассеяна. Кто-нибудь пробовал использовать такой способ посадки?

Кажется, ещё в стародавние времена на таймерных моделях практиковался откидной цельноповоротный стабилизатор для посадки парашютированием. Там по таймеру срабатывала резинка, и стаб поворачивался на 45 градусов вверх.

karmann

Во всех классах свободнолетающих моделей такой способ принудительной посадки - стаб от таймера поднимается вверх на 45 градусов и модель парашютирует.

Евгений_Николаевич

Это называлось “принудительная посадка” и практиковалась на всех моделях класса свободнолетающих.
Для посадки после зачетного времени. Тогда же не было RC.
Стабилизатор перекладывался в близкое к вертикальному положению и модель медленно парашутировала.
Мало информации, наверное, потому что непонятно зачем?

Sci_Rosso

Да, забавный способ посадки.
Но меня, если честно, больше интересует безпроблемное разделение крыла и тушки.
Интересно, как реализовано?
Если соединение например на поликарбонатных тонких винтах. То вполне возможно.
Какие еще могут быть варианты?

Илья_МГУ
Евгений_Николаевич:

Мало информации, наверное, потому что непонятно зачем?

Ну, можно придумать, зачем. Например, для посадки на ограниченную поверхность. Например, в Пуме - для посадки на палубу авианосца. Да и мало ли ещё куда. Мне интересно, как вариант приводнения на взволнованную поверхность. Никакая модель-гидросамолёт в волну даже 30 см на воду не сядет. Зато плюхнуться по-парашютному, вполне реально.
А что информации мало, это мне странно. Раз все свободнолетающие модели до появления RC так сажали, то опыт должен быть накоплен огромный.
Кто объяснит: как модель входит в состояние парашютирования? Если резко задрать стаб при нормальной полётной скорости, то по идее, модель должна сделать мёртвую петлю, или во всяком случае, клевок со срывом. Как там выглядит переходный процесс?

yurbuten

Управляемое замедление полёта с,почти полным,зависанием-парашютированием используют пилоты планеров F3K выполняя посадку “в руку”(2:24,4:30,5:04,5:45),быструю посадку-старт(3:54) -

www.youtube.com/watch?v=ogN28YpjKJ0

.Элероны выполняют,одновременно,функцию тормозных щитков,смикшированы с РВ,что позволяет эфективно замедляться.

MihaD

Именно как

Илья_МГУ:

клевок со срывом

Клевок вверх. 😃
Только при нагрузке 30г/дм2 плюх будет сильный. 😃

Sci_Rosso

В видео кстати такой момент очень хорошо виден. Стаб практически 60° вверх, резкая попытка кабрирования и потом плюх.
Как организована безболезненная расстыковка крыла и тушки. Есть варианты и идеи-предложения?

yurbuten

В F3K крыло к фюзеляжу крепиться двумя стальными винтами М4 (при весе планера 230-300гр),всё таки нагрузки при забросе…

Илья_МГУ

Посадка F3K в руку, это конечно чудо! Но аппараты с такой малой нагрузкой на крыло, как F3K, это свой отдельный мирок со своими законами. Я же примеряю такую посадку к аппарату с полезной нагрузкой, весом под 3 кило. Поэтому интересна именно посадка с поворотом стабилизатора. Ещё немножко покопал, нашёл даже термин “детермизатор”, т.е. устройство, принудительно выводящее таймерную модель из термика (чтобы не улетела навсегда).
Понятно, что скорость снижения отнюдь не парашютная. Но для приводнения, она вполне приемлема. Вот ещё один ролик про Пуму:

Там подбирают приводнённую модель с воды. Собственно, примерно для такого использования я и интересуюсь этим способом посадки.

ЗЫ: Думаю, секции Пумы стыкуются магнитами. Во всяком случае, мерикосы на беспилотниках точно это применяют.

Sci_Rosso

Вот вам еще одна посадка. Как мне кажется, стабилизатор-переставляемый на запредельные углы просто тупо гасит скорость как большой тормозной щиток. А потом уже даже не парашютирование, а обычное сваливание.
Бедные потроха у леталки 😃 )))

Udjin

Конкретные варианты работы механизации зависят от того, какая механизация имеется.
Нужно больше информации о модели и что там реализовано.
В общем случае, - тормозной щиток по верхней поверхности крыла, изгадит профиль, и “обнулит” подъёмную силу.
Остальные рулевые поверхности в этом случае парируют нежелательные тенденции (клевок-вспухание-крены и т.п.)

Евгений_Николаевич

Могу сказать по таймеркам (вес 750 г, площадь не помню).
При срабатывании “ПП” был даже не клевок , а как будто на стенку напоролся и качнулся как на лодке. Потом абсолютно ровное (в горизонтальной плоскости) парашутирование. Высоты разные, бывало и 50 и 100 м. И без последствий.
На планерах этот процесс вообще почти незаметный (нагрузка мизер)

Sci_Rosso
Udjin:

.
В общем случае, - тормозной щиток по верхней поверхности крыла, изгадит профиль, и “обнулит” подъёмную силу.
Остальные рулевые поверхности в этом случае парируют нежелательные тенденции (клевок-вспухание-крены и т.п.)

Т.е. по большому счету, просто делаем щитки.
Большой площади.
Ведем модель на скорости близкой к срывной, открываем щитки и все что можно в максимум, и как результат получаем резкое торможение и “плюх”?
Естественно парируем рулями нежелательные последствия от такой растопырки.

Вопрос про контролируемое разрушение остается открытым. В магниты мне если честно не верится. Не сдюжат. Могут открыться в самый ненужный момент. Кроме винтов из крепкого но хрупкого материала мне ничего в голову не приходит. Ну или крепление на резине. Будет выступать как демпфер.

yakav
Sci_Rosso:

Кроме винтов из крепкого но хрупкого материала мне ничего в голову не приходит

Вероятно используют мультилок Мультиплекса (www.multiplex-rc.de/…/725142-multilock-uni-set) или свой аналог, так как ФПВ самолет летает блинчиком и нагрузки невысокие. Только ставят его на отстегивание крыла вверх.

Илья_МГУ

Развитая механизация основного крыла конечно сработает, но у этого подхода есть крупный недостаток - сложное крыло с приводами. У Пумы же крыло вообще без приводов, т.е. там нет ни элеронов, ни закрылков, ни щитков. Как на планерах с глубоким V, Пума управляется по курсу и крену только руддером. Для аппарата, который предназначен для не самых мягких посадок, и саморазбирается при ударе, это очень положительное качество.
Какова аэродинамика парашютирования с откинутым стабилизатором? Как мне кажется, основное крыло при этом обтекается как доска поперёк потока. Аппарат не валится на бок, исключительно благодаря глубокому V. А вот стабилизатор обтекается нормально, и вполне способен подруливать при посадке. Так ли это?

Sci_Rosso
Илья_МГУ:

но у этого подхода есть крупный недостаток - сложное крыло с приводами.

Ничего сложного. Не сложнее чем привод руля высоты, направления, элеронов или того хуже ЦЕЛЬНОПОВОРОТНОГО стабилизатора.

Илья_МГУ
Sci_Rosso:

Ничего сложного. Не сложнее чем привод руля высоты, направления, элеронов или того хуже ЦЕЛЬНОПОВОРОТНОГО стабилизатора.

Гораздо сложнее, учитывая, что крыло отлетает при грубой посадке. Как минимум, придётся делать герметичные разъёмы, которые должны разбираться при ударе без повреждений, да ещё и самоуплотняющиеся при разрыве. Любое устройство, содержащее 6 серв вместо 2-х, как ни крути, сложнее в 3 раза. Увеличение количества приводов неизбежно приводит к усложнению и снижению надёжности. Поэтому, сделать на аппарате неподвижное крыло вообще без приводов очень заманчиво. На Пуме конструкторы руководствовались именно этими соображениями.

Как мне пока видится, руление по тангажу проще выполнить в виде отдельного привода, не связанного с системой поворота стабилизатора при посадке. А сам поворот сделать как на таймерной модели, т.е. резинкой или пружиной со спуском. Рулить сразу все стабилизатором неудобно, поскольку будут проблемы с разрешением сервы. Кроме того, для полного поворота стабилизатора потребуется здоровенная серва, которая для руления не нужна.

Вообще, я бы не стал распыляться по всем возможным способам снижения скорости модели. Их много, от механизации крыла, до парашютной системы. Всё это достаточно подробно описано в других ветках форума. Не стоит рапыляться, хочется обсудить именно парашютирование с поворотным стабилизатором.
То, что система работоспособна, сомнений не вызывает. Хочется лишь узнать мнение более опытных коллег, как правильно её реализовать. Опыт старых моделистов, использовавших такой способ посадки на таймерных моделях тут бесценен.

Тут куча вопросов: насколько стабилен такой аппарат при посадке, нужна ли стабилизация гироскопами положения аппарата, или можно обойтись правильной центровкой и оптимальным углом поворота стаба? На какой угол надо поворачивать стаб? И многое другое.