Делимся интересным опытом полётов - продолжение.

SAMODELKIN1

Начинал летать без миксов пока не попал на соревнования. Дошло сразу , что надо что то делать иначе буду в хвосте таблицы.
На ручках далеко не уедеш. Хотя стараюсь всё время летать именно на ручках.

Fantociy:

То есть получается если отклонить элерон влево то и РН тоже нужно влево?

Элерон левый крен вы имели ввиду? Руль направления … Интересный вопрос. Я настроил ( не помню точно но очень малое отклонение порядка 10-15%) . Правда постоянно приходится руками добавлять. Потоки все разные. РН нужен для более пологих виражей когда уже вкрутились . Для Супры на сайте VM есть вся процентовка по настройкам.(не врут … всё по вкусу настраивается).

Sergey_BSB
SAMODELKIN1:

Дошло сразу , что надо что то делать иначе буду в хвосте таблицы.

И что до вас дошло?

Fantociy

Хорошо миксы это плохо. Не будем спорить. Подскажите технику вкручивания по спирали, как правильно ее выполнять?

Sergey_BSB

Ого, не на 5 минут объяснений. Ещё более странным услышать этот вопрос от человека, который 5 лет уже летает.😃

Начните с выполнения координированных разворотов на 90 и 180 градусов, а затем спиралей. На этом этапе отрабатывается ввод и вывод, а заодно контроль траектории.
Ваша задача на развороте и спиралях поддерживать постоянный крен и постоянную угловую скорость вращения. Очень важно начинать с пологих спиралей с небольшим креном. И это не 1-2 или десять раз, а …в районе 1000. Это чтобы вы понимали кусок работы и к чему стремиться. 😁
Ввод: создаём крен, фиксируем лёгким отклонением Элеронов(стика) в обратную сторону(возвращаем в нейтраль), отклоняем РН в эту же сторону. В идеале можно делать это одновременно, но надо очень точно понимать насколько что и куда. Больше крен-- больше отклонение. Когда пошло вращение РН возвращаем почти в нейтральное положение(при небольшом крене). При большом размахе или большой инерции РН можно в начале разворота отклонять на бОльший угол, а потом уменьшать до отклонения, соответствующего данному крену. В процессе разворота контролируем крен(парируем попытки планера увеличить или уменьшить крен), а так же попытки планера изменить угловую скорость вращения(спрямить траекторию и уйти или уйти в скольжение). Читая этот текст вы уже должны понять , что в турбулентной атмосфере элероны и РН скорее чаще всего будут работать раздельно!
Работа рулями должна быть плавной , ваша задача чтобы планер выполнял это вальяжно и весь процесс вы могли контролировать - будет больше времени вашим рукам и голове запомнить это и записать на корочку, а заодно больше времени при отклонениях точно и грамотно исправлять отклонения.
Ваша задача добиться ровной спирали или разворота с минимальными вмешательствами в управление (в спокойной атмосфере). При этом очень важно иметь запас по управлению для отработки отклонений .
При выполнении спиралёй с креном 40 град и более скорость ввода должна быть чуть больше. Достаточно перед разворотом чуть опустить нос планера, это можно сделать практически с началом разворота(спирали). Угловая скорость вращения при увеличении крена тоже ложна увеличиваться. Ещё не забываем про перекладку рулей при выполнении разворотов(спиралей) с большим креном. Конечно, РН и РВ не заменяют полностью друг друга, но при этом эффект уже достаточно хорошо заметен. При больших кренах возможна тенденция планера к самопроизвольному увеличению крена (это достаточно распространённая тенденция) , которую надо парировать элеронами. Т.е. вы будете отклонять элероны(стик) немного на выход из крена и в таком положении спиралить. И чем меньше будет скорость в этой спирали, тем более заметно будет это отклонение. Но, это больше надо обсуждать когда будешь работать в потоках. Там и элероны на выход на малой скорости и руль высоты вверх и РН постоянно то компенсирует подсвал , то наоборот добавляется при “затыках”. И вопрос про стили полёта и вопросы про применение скольжения и вопросы по применению обработки потока переменой скорости и крена… О каком миксе разговор ?!

В общем, пока осень и зима – тренируйтесь. 5 лет и такие вопросы… вы потеряли слишком много времени в пустую.

Работа в потоке — другая глава.

Fantociy
Sergey_BSB:

Ого, не на 5 минут объяснений. Ещё более странным услышать этот вопрос от человека, который 5 лет уже летает.😃

Начните с выполнения координированных разворотов на 90 и 180 градусов, а затем спиралей. Ваша задача на развороте и спиралях поддерживать постоянный крен и постоянную угловую скорость вращения. Очень важно начинать с пологих спиралей с небольшим креном. И это не 1-2 или десять раз, а …в районе 1000. Это чтобы вы понимали кусок работы и к чему стремиться. 😁
Ввод: создаём крен, фиксируем лёгким отклонением Элеронов(стика) в обратную сторону, отклоняем РН в эту же сторону. В идеале можно делать это одновременно, но надо очень точно понимать насколько что и куда. Больше крен-- больше отклонение. Когда пошло вращение РН немного возвращаем в нейтральное положение. В процессе разворота контролируем крен(парируем попытки планера увеличить или уменьшить крен), а так же попытки планера изменить угловую скорость вращения(спрямить траекторию и уйти или уйти в скольжение). Читая этот текст вы уже должны понять , что в турбулентной атмосфере элероны и РН скорее чаще всего будут работать раздельно!

Послушать всегда полезно, я уже писал, что когда потоки устойчивые вкручиваться по спирали у меня проблем нет, а вот когда слабые пузырики, я не могу подобрать угол крена наверное так правильно сказать, он у меня как на качелях верх вниз по кругу это когда штиль, когда ветер 2-3 метра вроде более устойчивей но все равно не очень нравится как у меня получается. Опыта хватает, налет большой, но когда варишся в своей каше, хочется послушать и других людей как они это делают.

Вчера например был ветерок 2-3 метра, слабые потоки, но мне удалось вкрутиться с 45 метров до 130, все на ручках без микшеров. Но хотелось бы услышать от других технику как это делают они.

А насчет времени, я нечего не потерял, я летаю нормально.

Sergey_BSB

Подмечайте, в каком месте вас поднимает, а в каком спускает. Возможно вы находитесь в периферии потока. Старайтесь "вытягивать в сторону подъёма. Если видите что планер доворачивает и скоро войдёт в эту зону, то уменьшайте крен , протягивайте по прямой 1-2 сек и снова закручивайте. Узкий поток, можно один ил несколько раз по 1 сек. Широкий, можно 2-3 сек раз или несколько раз. Вам надо смещаться в зону бОльшей скороподъёмности.

Lёlik

А я был в Ашхабаде два раза, правда давно, в марте-апреле 1989-90 г.г., летали тогда в f1a, самолетом из Москвы за счет ДОСААФа. Выполнил тогда там кмс. Был в Бахардене, возили нас в знаменитую пещеру с подземным озером, купались там. Как вчера было… Помню даже один поток, когда планер с леером вырвало из рук. И черепашки в поле, первый раз видел вживую в природе, когда шел за планером… Сейчас бы слетал туда снова, но цены на авиабилеты нереальные…

Fantociy
Lёlik:

А я был в Ашхабаде два раза, правда давно, в марте-апреле 1989-90 г.г., летали тогда в f1a, самолетом из Москвы за счет ДОСААФа. Выполнил тогда там кмс. Был в Бахардене, возили нас в знаменитую пещеру с подземным озером, купались там. Как вчера было… Помню даже один поток, когда планер с леером вырвало из рук. И черепашки в поле, первый раз видел вживую в природе, когда шел за планером… Сейчас бы слетал туда снова, но цены на авиабилеты нереальные…

У нас до сих пор еще тепло, погода летная, иногда дожди правда.

viktor_p

Сегодня летал при довольно сильном снегопаде при видимости около 500 метров. Удивительно, но планер летит не хуже, чем просто в пасмурную погоду без снега. Время от времени планер зависает на три-четыре минуты примерно на одной высоте или даже с небольшим набором. Ветер южный 1-3 м/с. Год назад я уже сталкивался с таким явлением, поэтому сегодня специально поехал проверить.

NIV
Fantociy:

Послушать всегда полезно, я уже писал, что когда потоки устойчивые вкручиваться по спирали у меня проблем нет, а вот когда слабые пузырики, я не могу подобрать угол крена наверное так правильно сказать, он у меня как на качелях верх вниз по кругу это когда штиль, когда ветер 2-3 метра вроде более устойчивей но все равно не очень нравится как у меня получается. Опыта хватает, налет большой, но когда варишся в своей каше, хочется послушать и других людей как они это делают.

Вы не указали вес вашей супры. При весе 1,5кг пилотирование отличается от веса 2кг например.
Супра любит скорость и хорошо реагирует на загиб профиля. На чистом профиле она летает не очень хорошо. В слабых потоках с малым радиусом спирали нужно загибать профиль и одовременно разгонять планер.
Сергей Вам правильно расписал. Спираль на ветер-уменьшаем крен и тянем ручку на себя, запрыгиваем вверх. Спираль по ветру-увеличиваем крен, разгоняем в вираже. Набор высоты впринципе ступеньками может происходить, главное выпарить.

Sergey_BSB

Иван, вы немного не правы. Я писал о центрировании потока, а не его обработки методом переменой скорости. Разгон планера производим в уже слабеющей восходящей части потока, но уже после прохождения ядра и направление ветра не имеет значения, т.к. находясь в потоке планер движется вместе с восходящей воздушной массой, которая смещается с ветром.

NIV:

В слабых потоках с малым радиусом спирали нужно загибать профиль и одовременно разгонять планер.

С точностью до наоборот — Разгонять и выпускать закрылки = потери.))

По поводу ПО и и НА ветер. Прочтя вас, так ПО ветру планер высоту набирать не может !? Имеет значение воздушная скорость (для планера) , а не относительная для наблюдателя-зрителя(вас). Подавляющее большинство Р\С пилотов думают, что по ветру скорость у планера увеличивается, а против ветра падает. Принимая за истину только то что видят . На самом деле воздушная скорость модели, летящей по ветру , может быть меньше , чем когда модель будет находится против ветра, если смотреть со стороны вас, как Р/С - наблюдателя. Вещи элементарные, со школьной программы про лодочку, течение и зрителя на берегу.)) Нас должна интересовать именно воздушная скорость! И только в совершенстве владея этой скоростью можно говорить про “обработку потоков” указанным вами стилем.
По поводу выпаривания переменой скорости . Всё это выходит из золотого правила планериста — " Летать там , где не снижает и не летать там , где снижает!"
Это применимо и в данном случае.
При прохождении восходящего потока мы сбрасываем скорость и пытаемся как можно дольше “отвисеться” в этой зоне , а при попадании в зону снижения или очень слабой скороподъёмности мы пытаемся пройти эту зону как можно быстрее чтобы опять задержаться в зоне максимального подъёма.
Вторая часть — надо как можно больше использовать избыток скорости при попадании в зону максимального подъёма и как можно меньше потерять при разгоне и при прохождении зоны спуска.
Для этого нам надо в зоне роста скороподъёмности сделать горочку и при этом использовать закрылки не перед горкой, а соразмерно падению скорости — необходимо использовать инерцию, а не как многие сначала выпускают закрылки , а потом делают на них горки.
Разгон же делаем в уже ослабевающей части потока – это даёт максимальный эффект при минимальной потере высоты. Грубейшей ошибкой считается делать разгон на закрылках и/или в нисходящей части потока.
В целом использование данного способа наиболее эффективно, когда есть резкие зоны с бОльшей скороподъёмностью, когда вы не можете обработать поток классическим способом, когда средняя скороподъёмность при использовании этого метода увеличивается И КОГДА УМЕЕТЕ это делать. А ещё, когда у вас не особо задняя центровка и не особо лёгкий планер.😉

NIV
Sergey_BSB:

С точностью до наоборот — Разгонять и выпускать закрылки = потери.))

А что делать если поток узкий? Супра 2кг весом не вписывается в него. Там крен уже под 45 градусов получается, а то и больше. На чистом профиле крен очень большой и скорость приличная-набрать высоту не получится. Приходится гнуть профиль, скорость в спирали уменьшается, крен уменьшается. Качество теряем, но зато вписываемся в ядро потока, а там скороподъёмность приличная она всё компенсирует. Крутимся вокруг уха на “жопе”. Почти плоский штопор получается только вверх. “Махалку” ещё можно подключить.

5 months later
Brecket

Привет всем! Опытом не поделюсь, но вопрос задам.
В режиме тормоза, баттерфляй отклоняются вниз флаппы и вверх элероны. Будет ли устойчивей модель при посадке в турбулентной атмосфере, если элероны оставлять в нуле, а отклонять только флаппероны?

karmann
Brecket:

если элероны оставлять в нуле, а отклонять только флаппероны?

Когда закрылки максимально вниз, элероны вверх на 3 мм.

NIV
Brecket:

В режиме тормоза, баттерфляй отклоняются вниз флаппы и вверх элероны. Будет ли устойчивей модель при посадке в турбулентной атмосфере, если элероны оставлять в нуле, а отклонять только флаппероны?

Если элероны оставить в нуле, то запас по управляемости больше чем при поднятых. Модель устойчивей не станет, но возможность выровнять крен и убрать сваливание повышается. Я использую только закрылки на максимум.

Brecket

Ребят, а элероны вверх вызывают срыв потока, “выключая” часть крыла, или …

karmann

Элероны как раз отклоняют вверх для поперечной устойчивости планера.

MihaD

И как же это металки тогда вообще управляются на посадке? 😃

MAX-65
Brecket:

В режиме тормоза, баттерфляй отклоняются вниз флаппы и вверх элероны. Будет ли устойчивей модель при посадке в турбулентной атмосфере, если элероны оставлять в нуле, а отклонять только флаппероны?

MihaD:

И как же это металки тогда вообще управляются на посадке?

+100500

На полностью выпущеных тормозах в бризе я над этим флагштоком на месте простоял максимум полторы минуты, а справа было три пальмочки,над ними провисел на месте три, больше не получалось…
Естественно теи что осталось от элеронов на тормозах и хвостом приходилось активно работать…
Да этих пальмочек и флагштока пляж метров сто и бугром метра 4-5 когда люди к воде спускались скрывались из вида… Так что бриз был на этой высоте среднетурбулентный…

NIV
MihaD:

И как же это металки тогда вообще управляются на посадке?

Как REF планера управляются на посадке.(AVA например.) Им поднимать нечего, элеронов нету…