Делимся интересным опытом полётов - продолжение.
А я был в Ашхабаде два раза, правда давно, в марте-апреле 1989-90 г.г., летали тогда в f1a, самолетом из Москвы за счет ДОСААФа. Выполнил тогда там кмс. Был в Бахардене, возили нас в знаменитую пещеру с подземным озером, купались там. Как вчера было… Помню даже один поток, когда планер с леером вырвало из рук. И черепашки в поле, первый раз видел вживую в природе, когда шел за планером… Сейчас бы слетал туда снова, но цены на авиабилеты нереальные…
А я был в Ашхабаде два раза, правда давно, в марте-апреле 1989-90 г.г., летали тогда в f1a, самолетом из Москвы за счет ДОСААФа. Выполнил тогда там кмс. Был в Бахардене, возили нас в знаменитую пещеру с подземным озером, купались там. Как вчера было… Помню даже один поток, когда планер с леером вырвало из рук. И черепашки в поле, первый раз видел вживую в природе, когда шел за планером… Сейчас бы слетал туда снова, но цены на авиабилеты нереальные…
У нас до сих пор еще тепло, погода летная, иногда дожди правда.
Сегодня летал при довольно сильном снегопаде при видимости около 500 метров. Удивительно, но планер летит не хуже, чем просто в пасмурную погоду без снега. Время от времени планер зависает на три-четыре минуты примерно на одной высоте или даже с небольшим набором. Ветер южный 1-3 м/с. Год назад я уже сталкивался с таким явлением, поэтому сегодня специально поехал проверить.
А тут ещё пока тепло… Неделю назад было…
Послушать всегда полезно, я уже писал, что когда потоки устойчивые вкручиваться по спирали у меня проблем нет, а вот когда слабые пузырики, я не могу подобрать угол крена наверное так правильно сказать, он у меня как на качелях верх вниз по кругу это когда штиль, когда ветер 2-3 метра вроде более устойчивей но все равно не очень нравится как у меня получается. Опыта хватает, налет большой, но когда варишся в своей каше, хочется послушать и других людей как они это делают.
Вы не указали вес вашей супры. При весе 1,5кг пилотирование отличается от веса 2кг например.
Супра любит скорость и хорошо реагирует на загиб профиля. На чистом профиле она летает не очень хорошо. В слабых потоках с малым радиусом спирали нужно загибать профиль и одовременно разгонять планер.
Сергей Вам правильно расписал. Спираль на ветер-уменьшаем крен и тянем ручку на себя, запрыгиваем вверх. Спираль по ветру-увеличиваем крен, разгоняем в вираже. Набор высоты впринципе ступеньками может происходить, главное выпарить.
Иван, вы немного не правы. Я писал о центрировании потока, а не его обработки методом переменой скорости. Разгон планера производим в уже слабеющей восходящей части потока, но уже после прохождения ядра и направление ветра не имеет значения, т.к. находясь в потоке планер движется вместе с восходящей воздушной массой, которая смещается с ветром.
В слабых потоках с малым радиусом спирали нужно загибать профиль и одовременно разгонять планер.
С точностью до наоборот — Разгонять и выпускать закрылки = потери.))
По поводу ПО и и НА ветер. Прочтя вас, так ПО ветру планер высоту набирать не может !? Имеет значение воздушная скорость (для планера) , а не относительная для наблюдателя-зрителя(вас). Подавляющее большинство Р\С пилотов думают, что по ветру скорость у планера увеличивается, а против ветра падает. Принимая за истину только то что видят . На самом деле воздушная скорость модели, летящей по ветру , может быть меньше , чем когда модель будет находится против ветра, если смотреть со стороны вас, как Р/С - наблюдателя. Вещи элементарные, со школьной программы про лодочку, течение и зрителя на берегу.)) Нас должна интересовать именно воздушная скорость! И только в совершенстве владея этой скоростью можно говорить про “обработку потоков” указанным вами стилем.
По поводу выпаривания переменой скорости . Всё это выходит из золотого правила планериста — " Летать там , где не снижает и не летать там , где снижает!"
Это применимо и в данном случае.
При прохождении восходящего потока мы сбрасываем скорость и пытаемся как можно дольше “отвисеться” в этой зоне , а при попадании в зону снижения или очень слабой скороподъёмности мы пытаемся пройти эту зону как можно быстрее чтобы опять задержаться в зоне максимального подъёма.
Вторая часть — надо как можно больше использовать избыток скорости при попадании в зону максимального подъёма и как можно меньше потерять при разгоне и при прохождении зоны спуска.
Для этого нам надо в зоне роста скороподъёмности сделать горочку и при этом использовать закрылки не перед горкой, а соразмерно падению скорости — необходимо использовать инерцию, а не как многие сначала выпускают закрылки , а потом делают на них горки.
Разгон же делаем в уже ослабевающей части потока – это даёт максимальный эффект при минимальной потере высоты. Грубейшей ошибкой считается делать разгон на закрылках и/или в нисходящей части потока.
В целом использование данного способа наиболее эффективно, когда есть резкие зоны с бОльшей скороподъёмностью, когда вы не можете обработать поток классическим способом, когда средняя скороподъёмность при использовании этого метода увеличивается И КОГДА УМЕЕТЕ это делать. А ещё, когда у вас не особо задняя центровка и не особо лёгкий планер.😉
С точностью до наоборот — Разгонять и выпускать закрылки = потери.))
А что делать если поток узкий? Супра 2кг весом не вписывается в него. Там крен уже под 45 градусов получается, а то и больше. На чистом профиле крен очень большой и скорость приличная-набрать высоту не получится. Приходится гнуть профиль, скорость в спирали уменьшается, крен уменьшается. Качество теряем, но зато вписываемся в ядро потока, а там скороподъёмность приличная она всё компенсирует. Крутимся вокруг уха на “жопе”. Почти плоский штопор получается только вверх. “Махалку” ещё можно подключить.
Привет всем! Опытом не поделюсь, но вопрос задам.
В режиме тормоза, баттерфляй отклоняются вниз флаппы и вверх элероны. Будет ли устойчивей модель при посадке в турбулентной атмосфере, если элероны оставлять в нуле, а отклонять только флаппероны?
если элероны оставлять в нуле, а отклонять только флаппероны?
Когда закрылки максимально вниз, элероны вверх на 3 мм.
В режиме тормоза, баттерфляй отклоняются вниз флаппы и вверх элероны. Будет ли устойчивей модель при посадке в турбулентной атмосфере, если элероны оставлять в нуле, а отклонять только флаппероны?
Если элероны оставить в нуле, то запас по управляемости больше чем при поднятых. Модель устойчивей не станет, но возможность выровнять крен и убрать сваливание повышается. Я использую только закрылки на максимум.
Ребят, а элероны вверх вызывают срыв потока, “выключая” часть крыла, или …
Элероны как раз отклоняют вверх для поперечной устойчивости планера.
И как же это металки тогда вообще управляются на посадке? 😃
В режиме тормоза, баттерфляй отклоняются вниз флаппы и вверх элероны. Будет ли устойчивей модель при посадке в турбулентной атмосфере, если элероны оставлять в нуле, а отклонять только флаппероны?
И как же это металки тогда вообще управляются на посадке?
+100500
На полностью выпущеных тормозах в бризе я над этим флагштоком на месте простоял максимум полторы минуты, а справа было три пальмочки,над ними провисел на месте три, больше не получалось…
Естественно теи что осталось от элеронов на тормозах и хвостом приходилось активно работать…
Да этих пальмочек и флагштока пляж метров сто и бугром метра 4-5 когда люди к воде спускались скрывались из вида… Так что бриз был на этой высоте среднетурбулентный…
И как же это металки тогда вообще управляются на посадке?
Как REF планера управляются на посадке.(AVA например.) Им поднимать нечего, элеронов нету…
Забавные полеты были у меня 1 декабря 2019 года. Солнечное утро после 10-градусного мороза. В поле приехал, когда подошла гряда перисто-кучевых облаков.Потеплело почти до нуля. Ветер южный 5-6 м/с. Пока собирал планер, подошли облака посерьезней, повалил снег и ветер усилился до 7-9 м/с. Видимость не более 300 метров. Тут уж не до парящих полетов. Решил тупо разрядить аккумуляторы. Короткий взлет-быстрый спуск. Планер ужасно колбасит (вплоть до полубочки). Случайно сделаешь один круг - приходится на моторе подтягивать из снежной пелены. Вдруг ветер стал ровным, а планер с высоты 20 метров за 10 секунд набрал около 100 метров высоты. С минуту планер держался на одной высоте в очень ровном воздухе. Потом снова пошла сильная турбулентность, и секунд через 15-20 планер был у земли. Минут через 5 все повторилось. Правда, после скоростного набора и минутного пребывания наверху, я, при возобновлении турбулентности, увел планер в сторону. Время снижения увеличилось до 40 секунд. Эта карусель продолжалась около часа с постепенным уменьшением скорости набора и спуска. Через час все стало ровненько и предсказуемо. Ветер утих до 5-6 м/с, а видимость увеличилась до километра. За час насыпало 5 см снега.
Высказываю уважение к вашей наблюдательности. С такими снежными зарядами сталкивался не раз. Правда без планера. Поэтому Ваше сообщение о наличии там восходящих весьма интересно. Казалось бы солнца почти нет, ветра довольно много,а термик есть.Откуда? Единственное что приходит на ум это то, что в зонах пониженной турбулентности возникающей между проходящими облаками идет рост кристаллов льда. Прилипание паров к точкам их зарождения в приуспокоенном воздухе более вероятно. Кристаллизация как известно идет с выделением тепла.Может даже достаточного для появления подымающихся пузырей воздуха. Этому явлению возможно способствовала еще и граничная по замерзанию температура . Да… Восходящие потоки прекрасны своей и неожиданностью и предсказуемостью. У меня как то раз двухметровый затяжной планерок на заходящем солнце метров сто пятьдесят шел не снижаясь над травой на высоте метров пятнадцать. Позднее призадумавшись решил что помогала дорога до которой было метров сто. От неё немножко вроде тянуло, а вечерний нисходнячек не давал пузырю улетать вверх.
Спасибо, Владимир. Интересная версия. Но может ли этот эффект обеспечить скороподъемность у земли 10 м/с?
Пожалуй вряд ли. Восемь метров в секунду планер по горизонтали не всегда летит. Природа такого потока наверное чем то похожа на большой вихрь. Но ведь зима. Даже если вы ошиблись в два раза все равно много. В летних грозовых облаках такая скороподъемность не редкость. Рассуждая по аналогии можно предположить что в двух соседних облаках происходит опускание воздуха с выпадением снега, а между ними столб восходящего инициированный этим опусканием и вдобавок кристаллизацией.
REF модели кто то с ними летает? Собираю сейчас -гуппи и как то стремно без элеронов то , может пока не поздно сделать?
REF модели кто то с ними летает? Собираю сейчас -гуппи и как то стремно без элеронов то , может пока не поздно сделать?
Собирайте. и летайте спокойно. Только учитывайте что угол поперечного V у REF чуть больше в градусах.