Делимся интересным опытом полётов - продолжение.

Sergey_BSB

Иван, вы немного не правы. Я писал о центрировании потока, а не его обработки методом переменой скорости. Разгон планера производим в уже слабеющей восходящей части потока, но уже после прохождения ядра и направление ветра не имеет значения, т.к. находясь в потоке планер движется вместе с восходящей воздушной массой, которая смещается с ветром.

NIV:

В слабых потоках с малым радиусом спирали нужно загибать профиль и одовременно разгонять планер.

С точностью до наоборот — Разгонять и выпускать закрылки = потери.))

По поводу ПО и и НА ветер. Прочтя вас, так ПО ветру планер высоту набирать не может !? Имеет значение воздушная скорость (для планера) , а не относительная для наблюдателя-зрителя(вас). Подавляющее большинство Р\С пилотов думают, что по ветру скорость у планера увеличивается, а против ветра падает. Принимая за истину только то что видят . На самом деле воздушная скорость модели, летящей по ветру , может быть меньше , чем когда модель будет находится против ветра, если смотреть со стороны вас, как Р/С - наблюдателя. Вещи элементарные, со школьной программы про лодочку, течение и зрителя на берегу.)) Нас должна интересовать именно воздушная скорость! И только в совершенстве владея этой скоростью можно говорить про “обработку потоков” указанным вами стилем.
По поводу выпаривания переменой скорости . Всё это выходит из золотого правила планериста — " Летать там , где не снижает и не летать там , где снижает!"
Это применимо и в данном случае.
При прохождении восходящего потока мы сбрасываем скорость и пытаемся как можно дольше “отвисеться” в этой зоне , а при попадании в зону снижения или очень слабой скороподъёмности мы пытаемся пройти эту зону как можно быстрее чтобы опять задержаться в зоне максимального подъёма.
Вторая часть — надо как можно больше использовать избыток скорости при попадании в зону максимального подъёма и как можно меньше потерять при разгоне и при прохождении зоны спуска.
Для этого нам надо в зоне роста скороподъёмности сделать горочку и при этом использовать закрылки не перед горкой, а соразмерно падению скорости — необходимо использовать инерцию, а не как многие сначала выпускают закрылки , а потом делают на них горки.
Разгон же делаем в уже ослабевающей части потока – это даёт максимальный эффект при минимальной потере высоты. Грубейшей ошибкой считается делать разгон на закрылках и/или в нисходящей части потока.
В целом использование данного способа наиболее эффективно, когда есть резкие зоны с бОльшей скороподъёмностью, когда вы не можете обработать поток классическим способом, когда средняя скороподъёмность при использовании этого метода увеличивается И КОГДА УМЕЕТЕ это делать. А ещё, когда у вас не особо задняя центровка и не особо лёгкий планер.😉

NIV
Sergey_BSB:

С точностью до наоборот — Разгонять и выпускать закрылки = потери.))

А что делать если поток узкий? Супра 2кг весом не вписывается в него. Там крен уже под 45 градусов получается, а то и больше. На чистом профиле крен очень большой и скорость приличная-набрать высоту не получится. Приходится гнуть профиль, скорость в спирали уменьшается, крен уменьшается. Качество теряем, но зато вписываемся в ядро потока, а там скороподъёмность приличная она всё компенсирует. Крутимся вокруг уха на “жопе”. Почти плоский штопор получается только вверх. “Махалку” ещё можно подключить.

5 months later
Brecket

Привет всем! Опытом не поделюсь, но вопрос задам.
В режиме тормоза, баттерфляй отклоняются вниз флаппы и вверх элероны. Будет ли устойчивей модель при посадке в турбулентной атмосфере, если элероны оставлять в нуле, а отклонять только флаппероны?

karmann
Brecket:

если элероны оставлять в нуле, а отклонять только флаппероны?

Когда закрылки максимально вниз, элероны вверх на 3 мм.

NIV
Brecket:

В режиме тормоза, баттерфляй отклоняются вниз флаппы и вверх элероны. Будет ли устойчивей модель при посадке в турбулентной атмосфере, если элероны оставлять в нуле, а отклонять только флаппероны?

Если элероны оставить в нуле, то запас по управляемости больше чем при поднятых. Модель устойчивей не станет, но возможность выровнять крен и убрать сваливание повышается. Я использую только закрылки на максимум.

Brecket

Ребят, а элероны вверх вызывают срыв потока, “выключая” часть крыла, или …

karmann

Элероны как раз отклоняют вверх для поперечной устойчивости планера.

MihaD

И как же это металки тогда вообще управляются на посадке? 😃

MAX-65
Brecket:

В режиме тормоза, баттерфляй отклоняются вниз флаппы и вверх элероны. Будет ли устойчивей модель при посадке в турбулентной атмосфере, если элероны оставлять в нуле, а отклонять только флаппероны?

MihaD:

И как же это металки тогда вообще управляются на посадке?

+100500

На полностью выпущеных тормозах в бризе я над этим флагштоком на месте простоял максимум полторы минуты, а справа было три пальмочки,над ними провисел на месте три, больше не получалось…
Естественно теи что осталось от элеронов на тормозах и хвостом приходилось активно работать…
Да этих пальмочек и флагштока пляж метров сто и бугром метра 4-5 когда люди к воде спускались скрывались из вида… Так что бриз был на этой высоте среднетурбулентный…

NIV
MihaD:

И как же это металки тогда вообще управляются на посадке?

Как REF планера управляются на посадке.(AVA например.) Им поднимать нечего, элеронов нету…

11 months later
viktor_p

Забавные полеты были у меня 1 декабря 2019 года. Солнечное утро после 10-градусного мороза. В поле приехал, когда подошла гряда перисто-кучевых облаков.Потеплело почти до нуля. Ветер южный 5-6 м/с. Пока собирал планер, подошли облака посерьезней, повалил снег и ветер усилился до 7-9 м/с. Видимость не более 300 метров. Тут уж не до парящих полетов. Решил тупо разрядить аккумуляторы. Короткий взлет-быстрый спуск. Планер ужасно колбасит (вплоть до полубочки). Случайно сделаешь один круг - приходится на моторе подтягивать из снежной пелены. Вдруг ветер стал ровным, а планер с высоты 20 метров за 10 секунд набрал около 100 метров высоты. С минуту планер держался на одной высоте в очень ровном воздухе. Потом снова пошла сильная турбулентность, и секунд через 15-20 планер был у земли. Минут через 5 все повторилось. Правда, после скоростного набора и минутного пребывания наверху, я, при возобновлении турбулентности, увел планер в сторону. Время снижения увеличилось до 40 секунд. Эта карусель продолжалась около часа с постепенным уменьшением скорости набора и спуска. Через час все стало ровненько и предсказуемо. Ветер утих до 5-6 м/с, а видимость увеличилась до километра. За час насыпало 5 см снега.

1 month later
Vodjik

Высказываю уважение к вашей наблюдательности. С такими снежными зарядами сталкивался не раз. Правда без планера. Поэтому Ваше сообщение о наличии там восходящих весьма интересно. Казалось бы солнца почти нет, ветра довольно много,а термик есть.Откуда? Единственное что приходит на ум это то, что в зонах пониженной турбулентности возникающей между проходящими облаками идет рост кристаллов льда. Прилипание паров к точкам их зарождения в приуспокоенном воздухе более вероятно. Кристаллизация как известно идет с выделением тепла.Может даже достаточного для появления подымающихся пузырей воздуха. Этому явлению возможно способствовала еще и граничная по замерзанию температура . Да… Восходящие потоки прекрасны своей и неожиданностью и предсказуемостью. У меня как то раз двухметровый затяжной планерок на заходящем солнце метров сто пятьдесят шел не снижаясь над травой на высоте метров пятнадцать. Позднее призадумавшись решил что помогала дорога до которой было метров сто. От неё немножко вроде тянуло, а вечерний нисходнячек не давал пузырю улетать вверх.

viktor_p

Спасибо, Владимир. Интересная версия. Но может ли этот эффект обеспечить скороподъемность у земли 10 м/с?

Vodjik

Пожалуй вряд ли. Восемь метров в секунду планер по горизонтали не всегда летит. Природа такого потока наверное чем то похожа на большой вихрь. Но ведь зима. Даже если вы ошиблись в два раза все равно много. В летних грозовых облаках такая скороподъемность не редкость. Рассуждая по аналогии можно предположить что в двух соседних облаках происходит опускание воздуха с выпадением снега, а между ними столб восходящего инициированный этим опусканием и вдобавок кристаллизацией.

олег37

REF модели кто то с ними летает? Собираю сейчас -гуппи и как то стремно без элеронов то , может пока не поздно сделать?

Валерий_Владимирович
олег37:

REF модели кто то с ними летает? Собираю сейчас -гуппи и как то стремно без элеронов то , может пока не поздно сделать?

Собирайте. и летайте спокойно. Только учитывайте что угол поперечного V у REF чуть больше в градусах.

Vodjik

Элероны крепко помогают в экстремальных ситуациях. Много раз отыскивал планер в небе давая приличный правый - левый крен элеронами. А когда нет канала торможения переменный крен вполне уменьшает аэродинамическое качество для спасения из восходящего.

NIV
Евгений_Николаевич:

Прошу прощения, вроде такие планеры назывались RES?
www.charlesriverrc.org/articl...edancer-3m.htm

RES: руль направления, руль высоты, спойлер.
REF: руль направления, руль высоты, закрылок.

олег37:

REF модели кто то с ними летает? Собираю сейчас -гуппи и как то стремно без элеронов то , может пока не поздно сделать?

До 2-х метров размахом вполне прилично рулится без элеронов. (Больше не пробовал.)
У меня есть Kyosho Ciero 2м. В поток вкручивается только так. Особой разницы с элеронными моделями не вижу.

greg120

Поделюсь своим немалым опытом эксплуатации RES планеров. Причем спортивных вариантов в соревновательном режиме. Была AWA в RES варианте с отклоняемым на любой угол спойлером. Особое преимущество было вечером. Рулилась просто изумительно, начинал щупать режимы с изменением кривизны профиля, ну и посадок в точку. Про освоение парящих полетов и говорить нечего. Летал в ветер от штиля до 10-12 метров. Классный аппарат! Его эксплуатация помогла без проблем пересесть на топовые планера. НО! Совсем легкий не летел. Оптимум профилей серии AG 24-25-25 лежал при полетном весе от 1700-1800 грамм и выше. Т-к это оказался четвертый планер, продал начинающему планеристу, но с опытом пилотирования. Летает до сих пор и участвует в соревнованиях. Общий налет АВЫ по самому скромному несколько сот часов. Крепкий надежный планер.
И захотелось мне по старой памяти за ваять “парючку” для вечерних флаев. Освободился фюз от разложенного аппарата и не долго выбирая прототип, взял крыло Бублика Дрелы и модефицировал его под свои требования. Профиля- AG 35-36-37 c рекомендованными крутками. Уши чуть разогнул.Сделал две модефикации - с размахом 3350 и 3970. Уши одни, центропланы 1000 и 1620 мм. Уши без ЭЛЕРОНОВ. Причем специально для получения чистого профиля с идеальной поверхностью. Но центропланы наворочены. Флаперон разрезан и работает как элерон полуразмаха. Он настроен со всеми режимами:элерон, тормоз, камбер, махалка, куча микшеров от киля и высоты. Полный фарш, как и на обычном спортивном планере.Вот что получилось, на снимке в сравнении с Энигмой.
Уже достаточно налетал и не знаю, какому из них отдать предпочтение в туре. Полетный вес одинаков- 1450-1480. Размах одинаков. Сравниваю-полет на одном, тут же полет на другом без задержки. У каждого свой передатчик, разбежки по времени нет. Все очень объективно. Пока счет 3-2 в пользу прозрачного при ветре 3-5 м (после анализа логов;). На ветер все понятно-SKIFF до груженный до 2200-2300, или Прозрачный с центропланом 1000 мм.
Откроют границы и снимут карантин, привезу его в Смоленск. Как-то такой опыт полугодовых изысканий и испытаний.

Евгений_Николаевич
NIV:

До 2-х метров размахом вполне прилично рулится без элеронов. (Больше не пробовал.)

Пробовал 2.7 - нормально.