Делимся интересным опытом полётов - продолжение.
Забавные полеты были у меня 1 декабря 2019 года. Солнечное утро после 10-градусного мороза. В поле приехал, когда подошла гряда перисто-кучевых облаков.Потеплело почти до нуля. Ветер южный 5-6 м/с. Пока собирал планер, подошли облака посерьезней, повалил снег и ветер усилился до 7-9 м/с. Видимость не более 300 метров. Тут уж не до парящих полетов. Решил тупо разрядить аккумуляторы. Короткий взлет-быстрый спуск. Планер ужасно колбасит (вплоть до полубочки). Случайно сделаешь один круг - приходится на моторе подтягивать из снежной пелены. Вдруг ветер стал ровным, а планер с высоты 20 метров за 10 секунд набрал около 100 метров высоты. С минуту планер держался на одной высоте в очень ровном воздухе. Потом снова пошла сильная турбулентность, и секунд через 15-20 планер был у земли. Минут через 5 все повторилось. Правда, после скоростного набора и минутного пребывания наверху, я, при возобновлении турбулентности, увел планер в сторону. Время снижения увеличилось до 40 секунд. Эта карусель продолжалась около часа с постепенным уменьшением скорости набора и спуска. Через час все стало ровненько и предсказуемо. Ветер утих до 5-6 м/с, а видимость увеличилась до километра. За час насыпало 5 см снега.
Высказываю уважение к вашей наблюдательности. С такими снежными зарядами сталкивался не раз. Правда без планера. Поэтому Ваше сообщение о наличии там восходящих весьма интересно. Казалось бы солнца почти нет, ветра довольно много,а термик есть.Откуда? Единственное что приходит на ум это то, что в зонах пониженной турбулентности возникающей между проходящими облаками идет рост кристаллов льда. Прилипание паров к точкам их зарождения в приуспокоенном воздухе более вероятно. Кристаллизация как известно идет с выделением тепла.Может даже достаточного для появления подымающихся пузырей воздуха. Этому явлению возможно способствовала еще и граничная по замерзанию температура . Да… Восходящие потоки прекрасны своей и неожиданностью и предсказуемостью. У меня как то раз двухметровый затяжной планерок на заходящем солнце метров сто пятьдесят шел не снижаясь над травой на высоте метров пятнадцать. Позднее призадумавшись решил что помогала дорога до которой было метров сто. От неё немножко вроде тянуло, а вечерний нисходнячек не давал пузырю улетать вверх.
Спасибо, Владимир. Интересная версия. Но может ли этот эффект обеспечить скороподъемность у земли 10 м/с?
Пожалуй вряд ли. Восемь метров в секунду планер по горизонтали не всегда летит. Природа такого потока наверное чем то похожа на большой вихрь. Но ведь зима. Даже если вы ошиблись в два раза все равно много. В летних грозовых облаках такая скороподъемность не редкость. Рассуждая по аналогии можно предположить что в двух соседних облаках происходит опускание воздуха с выпадением снега, а между ними столб восходящего инициированный этим опусканием и вдобавок кристаллизацией.
REF модели кто то с ними летает? Собираю сейчас -гуппи и как то стремно без элеронов то , может пока не поздно сделать?
REF модели кто то с ними летает? Собираю сейчас -гуппи и как то стремно без элеронов то , может пока не поздно сделать?
Собирайте. и летайте спокойно. Только учитывайте что угол поперечного V у REF чуть больше в градусах.
Прошу прощения, вроде такие планеры назывались RES?
charlesriverrc.org/…/markdrela-bubbledancer-3m.htm
Элероны крепко помогают в экстремальных ситуациях. Много раз отыскивал планер в небе давая приличный правый - левый крен элеронами. А когда нет канала торможения переменный крен вполне уменьшает аэродинамическое качество для спасения из восходящего.
Прошу прощения, вроде такие планеры назывались RES?
www.charlesriverrc.org/articl...edancer-3m.htm
RES: руль направления, руль высоты, спойлер.
REF: руль направления, руль высоты, закрылок.
REF модели кто то с ними летает? Собираю сейчас -гуппи и как то стремно без элеронов то , может пока не поздно сделать?
До 2-х метров размахом вполне прилично рулится без элеронов. (Больше не пробовал.)
У меня есть Kyosho Ciero 2м. В поток вкручивается только так. Особой разницы с элеронными моделями не вижу.
Поделюсь своим немалым опытом эксплуатации RES планеров. Причем спортивных вариантов в соревновательном режиме. Была AWA в RES варианте с отклоняемым на любой угол спойлером. Особое преимущество было вечером. Рулилась просто изумительно, начинал щупать режимы с изменением кривизны профиля, ну и посадок в точку. Про освоение парящих полетов и говорить нечего. Летал в ветер от штиля до 10-12 метров. Классный аппарат! Его эксплуатация помогла без проблем пересесть на топовые планера. НО! Совсем легкий не летел. Оптимум профилей серии AG 24-25-25 лежал при полетном весе от 1700-1800 грамм и выше. Т-к это оказался четвертый планер, продал начинающему планеристу, но с опытом пилотирования. Летает до сих пор и участвует в соревнованиях. Общий налет АВЫ по самому скромному несколько сот часов. Крепкий надежный планер.
И захотелось мне по старой памяти за ваять “парючку” для вечерних флаев. Освободился фюз от разложенного аппарата и не долго выбирая прототип, взял крыло Бублика Дрелы и модефицировал его под свои требования. Профиля- AG 35-36-37 c рекомендованными крутками. Уши чуть разогнул.Сделал две модефикации - с размахом 3350 и 3970. Уши одни, центропланы 1000 и 1620 мм. Уши без ЭЛЕРОНОВ. Причем специально для получения чистого профиля с идеальной поверхностью. Но центропланы наворочены. Флаперон разрезан и работает как элерон полуразмаха. Он настроен со всеми режимами:элерон, тормоз, камбер, махалка, куча микшеров от киля и высоты. Полный фарш, как и на обычном спортивном планере.Вот что получилось, на снимке в сравнении с Энигмой.
Уже достаточно налетал и не знаю, какому из них отдать предпочтение в туре. Полетный вес одинаков- 1450-1480. Размах одинаков. Сравниваю-полет на одном, тут же полет на другом без задержки. У каждого свой передатчик, разбежки по времени нет. Все очень объективно. Пока счет 3-2 в пользу прозрачного при ветре 3-5 м (после анализа логов;). На ветер все понятно-SKIFF до груженный до 2200-2300, или Прозрачный с центропланом 1000 мм.
Откроют границы и снимут карантин, привезу его в Смоленск. Как-то такой опыт полугодовых изысканий и испытаний.
До 2-х метров размахом вполне прилично рулится без элеронов. (Больше не пробовал.)
Пробовал 2.7 - нормально.
Стандартная Ава 3.2 метра рулится отменно, дает фору Графиту и Супре в тихую погоду на высотах менее 50м
Была AWA в RES варианте с отклоняемым на любой угол спойлером. Особое преимущество было вечером. Рулилась просто изумительно, начинал щупать режимы с изменением кривизны профиля, ну и посадок в точку.
Наверно описка. Видимо всё же AVA REF. Флапом можно изменить кривизну профиля, спойлером можно только “портить” профиль на посадке.
Прошу прощения, совершенно верно. Была из перых REF АВ с неразрезным флапероном во всю заднюю кромку центроплана. Вечером сам об этом подумал, но было поздно:(.
А с управляемостью килем 4-х метровика были сомнения, но рассеялись полностью. Рулится без проблем и даже только одним килем без подключения флапов в качестве элеронов. От планера просто балдею, настолько комфортен в управлении и маневренен. Крутится вокруг консоли в самом узком и слабом потоке, как металка. И самое главное - быстрый без догрузки! Профиля супер! Поднял флапы и идет с приличной скоростью. А по началу расчитывал только на тихую погоду. Если кого заинтересует конструктив крыла, без проблем расскажу про все используемые материалы. Все сделано после работы дома за полтора месяца:).
Если кого заинтересует конструктив крыла, без проблем расскажу про все используемые материалы.
Игорь, может Вам тему открыть про Аву? Было бы очень интересно!
У самого была Ава размахом 3180, REF.
Во, фотку нашёл))
Вечером сам об этом подумал, но было поздно
Вот, что значит иметь много и долго, запутаться не мудрено. 😉
Вот, что значит иметь много и долго, запутаться не мудрено.
Ну бывает! Много не мало;) А проехать тысченку километров на соревнования и “поцеловать пробой” из-за поломки единственной модели офигенно весело:( Проходили!
А классический “Бублик” в оригинале со спойлером на верхней части центроплана. Встречал АВы и с интерцепторами. Ну это лирические отступления:).
А на снимке именно та модификация, что была и у меня. Тоже синего цвета, но красным килем и стабилизатором. Брал БУ для вхождения в класс, ободрал и перетянул. Фюзеляж большой, из модели получилась отличная ЛЛ для отработки разных винтомоторрных групп, отлета регуляторов, подбора винтов и пр… Сразу установил лимитер, логи очень помогали в анализа происходящего. В результате очень зауважал данную концепцию модели без элеронов. У Дрелы очень замечательно подобрано соотношение путевой и поперечной устойчивости. Модель при правильной центровке замечательно управляется. Я на ней и “кадушки” крутил, в обратном летал (смотрится в обратном"имперским" истребителем из звездных войн), прямые и обратные петли крутил. Супер! Ну и несколько фото
Расшифруйте плиз обозначения REF и RES для непосвященных. Не гуглится то, что надо, что-то.
Расшифруйте плиз обозначения REF и RES для непосвященных. Не гуглится то, что надо, что-то.
Как то так
RES: руль направления, руль высоты, спойлер.
REF: руль направления, руль высоты, закрылок.
Как то так
Как то так
Сообщение от NIV
RES: руль направления, руль высоты, спойлер.
REF: руль направления, руль высоты, закрылок.
F наверно флаперон, это не совсем закрылок, это элерон-закрылок…
У меня на Аве был цельный закрылок во весь ЦП, с одной серво.
Элероны на центроплане совсем не эффективны будут, тем более с таким V на ушах;)