Делимся интересным опытом полётов - продолжение.
Образование термиков интригующе и даже загадочно. Но есть и другие интересные полетные условия,преодоление которых сопровождается не меньшим азартом. Вспомним Среднюю Ахтубу. Целая куча заморочек. Довольно сильный но и достаточно ровный ветер. Ровная , одинаково полупустынная местность и ветер дует как раз с нее. Справа строения, но далековато. Казалось бы какие там восходящие потоки. А ведь были. Десятку, а в финалах и больше народ вылетывал. Искать их возможностей практически не было. Похоже срабатывал успешный прогноз…
А заход на посадку? У некоторых хорошо получалось хвостом вперед.
Полеты в ветер почти типичная соревновательная ситуация. Поэтому воспоминания и размышления с таким уклоном будут весьма полезны и интересны.
Сегодня ясная солнечная погода с легким ветерком 2-3 М/с. Дым стелется по земле. Но потоки были! С высоты 30 метров можно было за 10 минут набрать 200-250 метров. А вверху, казалось все небо держит. Потом минут 20 ничего невозможно найти (по крайней мере для моего не очень летучего планера). После чего ситуация опять повторяется - все небо держит.
Судя по желтизне поля и голубизне неба пришел типичны осенний антициклон. Много нисходящих. Но поскольку прогрев приземного воздуха еще идет он то там то тут собирается в слабые , невысокие восходящие,вверху остывающие. А горизонтальный ветерок вносит в них прерывистость и неопределенность.
Подскажите когда настраиваем микшер Элероны с РН, отклонение элеронов влево - РН вправо, я имею ввиду для вкручивания планера? У меня получается вкручиваться только при сильных термиках, когда слабые потоки я только раскачиваю модель как на веселых горках. Как правильно отстроить?
Арсен, приветствую!
Вы не ошиблись в вопросе с отклонениями? Такое положение больше соответствует удержанию планера в потоке при большом крене в правой спирали и то кратковременно.
Если вы только начинаете летать, то крайне бы посоветовал не играться с микшированием. Старайтесь работать в потоках без миксов.
Потому что, необходимо научиться управлять планером, понимать поведение планера в различных условиях и как он реагирует на стики в конкретный момент времени и конкретной обстановке.
Без опыта полётов играться с миксами не правильно. С опытом к вам придёт понимание того, что миксы будут или не нужны (руки сами отрабатывают или планер сам летит) или их количество будет зашкаливать (т.к. возможных ситуаций в потоке будет много и на каждую нужен свой микс, а тот что в данный момент применяется для новой ситуации не подходит). Просто в одном потоке очень часто бывают возмущения, которые будут противоположны действию вашего микса и вообще отклонению (стиков и\или поверхностей) для данных условий.
Причина этого очень проста — вы не видите поток, его структуру, форму и положение. Вы не знаете что точно происходит сейчас или произойдёт через секунду. Поэтому, планер может проходить в спирали через ядро или нисходяк или будет попадать в роторную часть потока или же может проходить эти части частично. Соответственно, вы по любому столкнётесь с ситуацией, когда ваш микс будет или бесполезен или скорее всего вреден. А т.к. это происходит за очень короткий промежуток времени, то переключится с микса или уйти в другой микс не успеете или запутаетесь в своих миксах. А это потери в наборе, потери по управлению и возможные потери потока. Смысл ? Т.е. вы хотите упростить себе жизнь для какого-то определённого ровного потока или для каких-то определённых условий. Но, эти условия не всегда можно предсказать и в них оказаться. И опять же, чтобы знать про эти условия надо много летать и быть с опытом. )) А человеку с опытом не особо то и нужен микс. Круг замкнулся. ))
Миксы скорее оправданы на взлёте и посадке, при использовании механизации или если есть конструктивные особенности у модели(просчёты в конструкции или особенности конструкции — что более реально).
Лично я бы рекомендовал вам проверить настройки модели (о которой, кстати, вы ничего не написали-- возможно слишком крайние положения центровок или проблемы с устойчивостью) и как можно больше летать, т.к. с налётом придёт понимание полёта, автоматизм и понимание того что микс будет нужен разве для того чтобы перехватить бутерброд и выпить кофе, пока модель и так сама летит. ))
Я летаю именно на планере уже 5 лет, планер Supra от VM.
Просто почему я спрашиваю про микс потому что не очень хорошо умею вкручиваться. То есть получается если отклонить элерон влево то и РН тоже нужно влево?
Арсен, приветствую!
Вы не ошиблись в вопросе с отклонениями? Такое положение больше соответствует удержанию планера в потоке при большом крене в правой спирали и то кратковременно.Если вы только начинаете летать, то крайне бы посоветовал не играться с микшированием. Старайтесь работать в потоках без миксов.
Потому что, необходимо научиться управлять планером, понимать поведение планера в различных условиях и как он реагирует на стики в конкретный момент времени и конкретной обстановке.
Без опыта полётов играться с миксами не правильно. С опытом к вам придёт понимание того, что миксы будут или не нужны (руки сами отрабатывают или планер сам летит) или их количество будет зашкаливать (т.к. возможных ситуаций в потоке будет огромно и на каждую нужен свой микс, а тот что в данный момент применяется для новой ситуации не подходит). Просто в одном потоке очень часто бывают возмущения, которые будут противоположны действию вашего микса и вообще отклонению (стиков и\или поверхностей) для данных условий.
Причина этого очень проста — вы не видите поток, его структуру, форму и положение. Вы не знаете что точно происходит сейчас или произойдёт через секунду. Поэтому, планер может проходить в спирали через ядро или нисходяк или будет попадать в роторную часть потока или же может проходить эти части частично. Соответственно, вы по любому столкнётесь с ситуацией, когда ваш микс будет или бесполезен или скорее всего вреден. А т.к. это происходит за очень короткий промежуток времени, то переключится с микса или уйти в другой микс не успеете или запутаетесь в своих миксах. А это потери в наборе, потери по управлению и возможные потери потока. Смысл ? Т.е. вы хотите упростить себе жизнь для какого-то определённого ровного потока или для каких-то определённых условий. Но, эти условия не всегда можно предсказать и в них оказаться. И опять же, чтобы знать про эти условия надо много летать и быть с опытом. ))Миксы скорее оправданы на взлёте и посадке, при использовании механизации или если есть конструктивные особенности у модели(просчёты в конструкции или особенности конструкции — что более реально).
Лично я бы рекомендовал вам проверить настройки модели (о которой, кстати, вы ничего не написали-- возможно слишком крайние положения центровок или проблемы с устойчивостью) и как можно больше летать, т.к. с налётом придёт понимание полёта, автоматизм и понимание того что микс будет нужен разве для того чтобы перехватить бутерброд и выпить кофе, пока модель и так сама летит. ))
Вам микс будет вреден. Да.
Начинал летать без миксов пока не попал на соревнования. Дошло сразу , что надо что то делать иначе буду в хвосте таблицы.
На ручках далеко не уедеш. Хотя стараюсь всё время летать именно на ручках.
То есть получается если отклонить элерон влево то и РН тоже нужно влево?
Элерон левый крен вы имели ввиду? Руль направления … Интересный вопрос. Я настроил ( не помню точно но очень малое отклонение порядка 10-15%) . Правда постоянно приходится руками добавлять. Потоки все разные. РН нужен для более пологих виражей когда уже вкрутились . Для Супры на сайте VM есть вся процентовка по настройкам.(не врут … всё по вкусу настраивается).
Дошло сразу , что надо что то делать иначе буду в хвосте таблицы.
И что до вас дошло?
Хорошо миксы это плохо. Не будем спорить. Подскажите технику вкручивания по спирали, как правильно ее выполнять?
Ого, не на 5 минут объяснений. Ещё более странным услышать этот вопрос от человека, который 5 лет уже летает.😃
Начните с выполнения координированных разворотов на 90 и 180 градусов, а затем спиралей. На этом этапе отрабатывается ввод и вывод, а заодно контроль траектории.
Ваша задача на развороте и спиралях поддерживать постоянный крен и постоянную угловую скорость вращения. Очень важно начинать с пологих спиралей с небольшим креном. И это не 1-2 или десять раз, а …в районе 1000. Это чтобы вы понимали кусок работы и к чему стремиться. 😁
Ввод: создаём крен, фиксируем лёгким отклонением Элеронов(стика) в обратную сторону(возвращаем в нейтраль), отклоняем РН в эту же сторону. В идеале можно делать это одновременно, но надо очень точно понимать насколько что и куда. Больше крен-- больше отклонение. Когда пошло вращение РН возвращаем почти в нейтральное положение(при небольшом крене). При большом размахе или большой инерции РН можно в начале разворота отклонять на бОльший угол, а потом уменьшать до отклонения, соответствующего данному крену. В процессе разворота контролируем крен(парируем попытки планера увеличить или уменьшить крен), а так же попытки планера изменить угловую скорость вращения(спрямить траекторию и уйти или уйти в скольжение). Читая этот текст вы уже должны понять , что в турбулентной атмосфере элероны и РН скорее чаще всего будут работать раздельно!
Работа рулями должна быть плавной , ваша задача чтобы планер выполнял это вальяжно и весь процесс вы могли контролировать - будет больше времени вашим рукам и голове запомнить это и записать на корочку, а заодно больше времени при отклонениях точно и грамотно исправлять отклонения.
Ваша задача добиться ровной спирали или разворота с минимальными вмешательствами в управление (в спокойной атмосфере). При этом очень важно иметь запас по управлению для отработки отклонений .
При выполнении спиралёй с креном 40 град и более скорость ввода должна быть чуть больше. Достаточно перед разворотом чуть опустить нос планера, это можно сделать практически с началом разворота(спирали). Угловая скорость вращения при увеличении крена тоже ложна увеличиваться. Ещё не забываем про перекладку рулей при выполнении разворотов(спиралей) с большим креном. Конечно, РН и РВ не заменяют полностью друг друга, но при этом эффект уже достаточно хорошо заметен. При больших кренах возможна тенденция планера к самопроизвольному увеличению крена (это достаточно распространённая тенденция) , которую надо парировать элеронами. Т.е. вы будете отклонять элероны(стик) немного на выход из крена и в таком положении спиралить. И чем меньше будет скорость в этой спирали, тем более заметно будет это отклонение. Но, это больше надо обсуждать когда будешь работать в потоках. Там и элероны на выход на малой скорости и руль высоты вверх и РН постоянно то компенсирует подсвал , то наоборот добавляется при “затыках”. И вопрос про стили полёта и вопросы про применение скольжения и вопросы по применению обработки потока переменой скорости и крена… О каком миксе разговор ?!
В общем, пока осень и зима – тренируйтесь. 5 лет и такие вопросы… вы потеряли слишком много времени в пустую.
Работа в потоке — другая глава.
Ого, не на 5 минут объяснений. Ещё более странным услышать этот вопрос от человека, который 5 лет уже летает.😃
Начните с выполнения координированных разворотов на 90 и 180 градусов, а затем спиралей. Ваша задача на развороте и спиралях поддерживать постоянный крен и постоянную угловую скорость вращения. Очень важно начинать с пологих спиралей с небольшим креном. И это не 1-2 или десять раз, а …в районе 1000. Это чтобы вы понимали кусок работы и к чему стремиться. 😁
Ввод: создаём крен, фиксируем лёгким отклонением Элеронов(стика) в обратную сторону, отклоняем РН в эту же сторону. В идеале можно делать это одновременно, но надо очень точно понимать насколько что и куда. Больше крен-- больше отклонение. Когда пошло вращение РН немного возвращаем в нейтральное положение. В процессе разворота контролируем крен(парируем попытки планера увеличить или уменьшить крен), а так же попытки планера изменить угловую скорость вращения(спрямить траекторию и уйти или уйти в скольжение). Читая этот текст вы уже должны понять , что в турбулентной атмосфере элероны и РН скорее чаще всего будут работать раздельно!
Послушать всегда полезно, я уже писал, что когда потоки устойчивые вкручиваться по спирали у меня проблем нет, а вот когда слабые пузырики, я не могу подобрать угол крена наверное так правильно сказать, он у меня как на качелях верх вниз по кругу это когда штиль, когда ветер 2-3 метра вроде более устойчивей но все равно не очень нравится как у меня получается. Опыта хватает, налет большой, но когда варишся в своей каше, хочется послушать и других людей как они это делают.
Вчера например был ветерок 2-3 метра, слабые потоки, но мне удалось вкрутиться с 45 метров до 130, все на ручках без микшеров. Но хотелось бы услышать от других технику как это делают они.
А насчет времени, я нечего не потерял, я летаю нормально.
Подмечайте, в каком месте вас поднимает, а в каком спускает. Возможно вы находитесь в периферии потока. Старайтесь "вытягивать в сторону подъёма. Если видите что планер доворачивает и скоро войдёт в эту зону, то уменьшайте крен , протягивайте по прямой 1-2 сек и снова закручивайте. Узкий поток, можно один ил несколько раз по 1 сек. Широкий, можно 2-3 сек раз или несколько раз. Вам надо смещаться в зону бОльшей скороподъёмности.
А я был в Ашхабаде два раза, правда давно, в марте-апреле 1989-90 г.г., летали тогда в f1a, самолетом из Москвы за счет ДОСААФа. Выполнил тогда там кмс. Был в Бахардене, возили нас в знаменитую пещеру с подземным озером, купались там. Как вчера было… Помню даже один поток, когда планер с леером вырвало из рук. И черепашки в поле, первый раз видел вживую в природе, когда шел за планером… Сейчас бы слетал туда снова, но цены на авиабилеты нереальные…
А я был в Ашхабаде два раза, правда давно, в марте-апреле 1989-90 г.г., летали тогда в f1a, самолетом из Москвы за счет ДОСААФа. Выполнил тогда там кмс. Был в Бахардене, возили нас в знаменитую пещеру с подземным озером, купались там. Как вчера было… Помню даже один поток, когда планер с леером вырвало из рук. И черепашки в поле, первый раз видел вживую в природе, когда шел за планером… Сейчас бы слетал туда снова, но цены на авиабилеты нереальные…
У нас до сих пор еще тепло, погода летная, иногда дожди правда.
Сегодня летал при довольно сильном снегопаде при видимости около 500 метров. Удивительно, но планер летит не хуже, чем просто в пасмурную погоду без снега. Время от времени планер зависает на три-четыре минуты примерно на одной высоте или даже с небольшим набором. Ветер южный 1-3 м/с. Год назад я уже сталкивался с таким явлением, поэтому сегодня специально поехал проверить.
А тут ещё пока тепло… Неделю назад было…
Послушать всегда полезно, я уже писал, что когда потоки устойчивые вкручиваться по спирали у меня проблем нет, а вот когда слабые пузырики, я не могу подобрать угол крена наверное так правильно сказать, он у меня как на качелях верх вниз по кругу это когда штиль, когда ветер 2-3 метра вроде более устойчивей но все равно не очень нравится как у меня получается. Опыта хватает, налет большой, но когда варишся в своей каше, хочется послушать и других людей как они это делают.
Вы не указали вес вашей супры. При весе 1,5кг пилотирование отличается от веса 2кг например.
Супра любит скорость и хорошо реагирует на загиб профиля. На чистом профиле она летает не очень хорошо. В слабых потоках с малым радиусом спирали нужно загибать профиль и одовременно разгонять планер.
Сергей Вам правильно расписал. Спираль на ветер-уменьшаем крен и тянем ручку на себя, запрыгиваем вверх. Спираль по ветру-увеличиваем крен, разгоняем в вираже. Набор высоты впринципе ступеньками может происходить, главное выпарить.
Иван, вы немного не правы. Я писал о центрировании потока, а не его обработки методом переменой скорости. Разгон планера производим в уже слабеющей восходящей части потока, но уже после прохождения ядра и направление ветра не имеет значения, т.к. находясь в потоке планер движется вместе с восходящей воздушной массой, которая смещается с ветром.
В слабых потоках с малым радиусом спирали нужно загибать профиль и одовременно разгонять планер.
С точностью до наоборот — Разгонять и выпускать закрылки = потери.))
По поводу ПО и и НА ветер. Прочтя вас, так ПО ветру планер высоту набирать не может !? Имеет значение воздушная скорость (для планера) , а не относительная для наблюдателя-зрителя(вас). Подавляющее большинство Р\С пилотов думают, что по ветру скорость у планера увеличивается, а против ветра падает. Принимая за истину только то что видят . На самом деле воздушная скорость модели, летящей по ветру , может быть меньше , чем когда модель будет находится против ветра, если смотреть со стороны вас, как Р/С - наблюдателя. Вещи элементарные, со школьной программы про лодочку, течение и зрителя на берегу.)) Нас должна интересовать именно воздушная скорость! И только в совершенстве владея этой скоростью можно говорить про “обработку потоков” указанным вами стилем.
По поводу выпаривания переменой скорости . Всё это выходит из золотого правила планериста — " Летать там , где не снижает и не летать там , где снижает!"
Это применимо и в данном случае.
При прохождении восходящего потока мы сбрасываем скорость и пытаемся как можно дольше “отвисеться” в этой зоне , а при попадании в зону снижения или очень слабой скороподъёмности мы пытаемся пройти эту зону как можно быстрее чтобы опять задержаться в зоне максимального подъёма.
Вторая часть — надо как можно больше использовать избыток скорости при попадании в зону максимального подъёма и как можно меньше потерять при разгоне и при прохождении зоны спуска.
Для этого нам надо в зоне роста скороподъёмности сделать горочку и при этом использовать закрылки не перед горкой, а соразмерно падению скорости — необходимо использовать инерцию, а не как многие сначала выпускают закрылки , а потом делают на них горки.
Разгон же делаем в уже ослабевающей части потока – это даёт максимальный эффект при минимальной потере высоты. Грубейшей ошибкой считается делать разгон на закрылках и/или в нисходящей части потока.
В целом использование данного способа наиболее эффективно, когда есть резкие зоны с бОльшей скороподъёмностью, когда вы не можете обработать поток классическим способом, когда средняя скороподъёмность при использовании этого метода увеличивается И КОГДА УМЕЕТЕ это делать. А ещё, когда у вас не особо задняя центровка и не особо лёгкий планер.😉
С точностью до наоборот — Разгонять и выпускать закрылки = потери.))
А что делать если поток узкий? Супра 2кг весом не вписывается в него. Там крен уже под 45 градусов получается, а то и больше. На чистом профиле крен очень большой и скорость приличная-набрать высоту не получится. Приходится гнуть профиль, скорость в спирали уменьшается, крен уменьшается. Качество теряем, но зато вписываемся в ядро потока, а там скороподъёмность приличная она всё компенсирует. Крутимся вокруг уха на “жопе”. Почти плоский штопор получается только вверх. “Махалку” ещё можно подключить.
Привет всем! Опытом не поделюсь, но вопрос задам.
В режиме тормоза, баттерфляй отклоняются вниз флаппы и вверх элероны. Будет ли устойчивей модель при посадке в турбулентной атмосфере, если элероны оставлять в нуле, а отклонять только флаппероны?
если элероны оставлять в нуле, а отклонять только флаппероны?
Когда закрылки максимально вниз, элероны вверх на 3 мм.
В режиме тормоза, баттерфляй отклоняются вниз флаппы и вверх элероны. Будет ли устойчивей модель при посадке в турбулентной атмосфере, если элероны оставлять в нуле, а отклонять только флаппероны?
Если элероны оставить в нуле, то запас по управляемости больше чем при поднятых. Модель устойчивей не станет, но возможность выровнять крен и убрать сваливание повышается. Я использую только закрылки на максимум.
Ребят, а элероны вверх вызывают срыв потока, “выключая” часть крыла, или …
Элероны как раз отклоняют вверх для поперечной устойчивости планера.