Делимся интересным опытом полётов - продолжение.

Fantociy

Хорошо миксы это плохо. Не будем спорить. Подскажите технику вкручивания по спирали, как правильно ее выполнять?

Sergey_BSB

Ого, не на 5 минут объяснений. Ещё более странным услышать этот вопрос от человека, который 5 лет уже летает.😃

Начните с выполнения координированных разворотов на 90 и 180 градусов, а затем спиралей. На этом этапе отрабатывается ввод и вывод, а заодно контроль траектории.
Ваша задача на развороте и спиралях поддерживать постоянный крен и постоянную угловую скорость вращения. Очень важно начинать с пологих спиралей с небольшим креном. И это не 1-2 или десять раз, а …в районе 1000. Это чтобы вы понимали кусок работы и к чему стремиться. 😁
Ввод: создаём крен, фиксируем лёгким отклонением Элеронов(стика) в обратную сторону(возвращаем в нейтраль), отклоняем РН в эту же сторону. В идеале можно делать это одновременно, но надо очень точно понимать насколько что и куда. Больше крен-- больше отклонение. Когда пошло вращение РН возвращаем почти в нейтральное положение(при небольшом крене). При большом размахе или большой инерции РН можно в начале разворота отклонять на бОльший угол, а потом уменьшать до отклонения, соответствующего данному крену. В процессе разворота контролируем крен(парируем попытки планера увеличить или уменьшить крен), а так же попытки планера изменить угловую скорость вращения(спрямить траекторию и уйти или уйти в скольжение). Читая этот текст вы уже должны понять , что в турбулентной атмосфере элероны и РН скорее чаще всего будут работать раздельно!
Работа рулями должна быть плавной , ваша задача чтобы планер выполнял это вальяжно и весь процесс вы могли контролировать - будет больше времени вашим рукам и голове запомнить это и записать на корочку, а заодно больше времени при отклонениях точно и грамотно исправлять отклонения.
Ваша задача добиться ровной спирали или разворота с минимальными вмешательствами в управление (в спокойной атмосфере). При этом очень важно иметь запас по управлению для отработки отклонений .
При выполнении спиралёй с креном 40 град и более скорость ввода должна быть чуть больше. Достаточно перед разворотом чуть опустить нос планера, это можно сделать практически с началом разворота(спирали). Угловая скорость вращения при увеличении крена тоже ложна увеличиваться. Ещё не забываем про перекладку рулей при выполнении разворотов(спиралей) с большим креном. Конечно, РН и РВ не заменяют полностью друг друга, но при этом эффект уже достаточно хорошо заметен. При больших кренах возможна тенденция планера к самопроизвольному увеличению крена (это достаточно распространённая тенденция) , которую надо парировать элеронами. Т.е. вы будете отклонять элероны(стик) немного на выход из крена и в таком положении спиралить. И чем меньше будет скорость в этой спирали, тем более заметно будет это отклонение. Но, это больше надо обсуждать когда будешь работать в потоках. Там и элероны на выход на малой скорости и руль высоты вверх и РН постоянно то компенсирует подсвал , то наоборот добавляется при “затыках”. И вопрос про стили полёта и вопросы про применение скольжения и вопросы по применению обработки потока переменой скорости и крена… О каком миксе разговор ?!

В общем, пока осень и зима – тренируйтесь. 5 лет и такие вопросы… вы потеряли слишком много времени в пустую.

Работа в потоке — другая глава.

Fantociy
Sergey_BSB:

Ого, не на 5 минут объяснений. Ещё более странным услышать этот вопрос от человека, который 5 лет уже летает.😃

Начните с выполнения координированных разворотов на 90 и 180 градусов, а затем спиралей. Ваша задача на развороте и спиралях поддерживать постоянный крен и постоянную угловую скорость вращения. Очень важно начинать с пологих спиралей с небольшим креном. И это не 1-2 или десять раз, а …в районе 1000. Это чтобы вы понимали кусок работы и к чему стремиться. 😁
Ввод: создаём крен, фиксируем лёгким отклонением Элеронов(стика) в обратную сторону, отклоняем РН в эту же сторону. В идеале можно делать это одновременно, но надо очень точно понимать насколько что и куда. Больше крен-- больше отклонение. Когда пошло вращение РН немного возвращаем в нейтральное положение. В процессе разворота контролируем крен(парируем попытки планера увеличить или уменьшить крен), а так же попытки планера изменить угловую скорость вращения(спрямить траекторию и уйти или уйти в скольжение). Читая этот текст вы уже должны понять , что в турбулентной атмосфере элероны и РН скорее чаще всего будут работать раздельно!

Послушать всегда полезно, я уже писал, что когда потоки устойчивые вкручиваться по спирали у меня проблем нет, а вот когда слабые пузырики, я не могу подобрать угол крена наверное так правильно сказать, он у меня как на качелях верх вниз по кругу это когда штиль, когда ветер 2-3 метра вроде более устойчивей но все равно не очень нравится как у меня получается. Опыта хватает, налет большой, но когда варишся в своей каше, хочется послушать и других людей как они это делают.

Вчера например был ветерок 2-3 метра, слабые потоки, но мне удалось вкрутиться с 45 метров до 130, все на ручках без микшеров. Но хотелось бы услышать от других технику как это делают они.

А насчет времени, я нечего не потерял, я летаю нормально.

Sergey_BSB

Подмечайте, в каком месте вас поднимает, а в каком спускает. Возможно вы находитесь в периферии потока. Старайтесь "вытягивать в сторону подъёма. Если видите что планер доворачивает и скоро войдёт в эту зону, то уменьшайте крен , протягивайте по прямой 1-2 сек и снова закручивайте. Узкий поток, можно один ил несколько раз по 1 сек. Широкий, можно 2-3 сек раз или несколько раз. Вам надо смещаться в зону бОльшей скороподъёмности.

Lёlik

А я был в Ашхабаде два раза, правда давно, в марте-апреле 1989-90 г.г., летали тогда в f1a, самолетом из Москвы за счет ДОСААФа. Выполнил тогда там кмс. Был в Бахардене, возили нас в знаменитую пещеру с подземным озером, купались там. Как вчера было… Помню даже один поток, когда планер с леером вырвало из рук. И черепашки в поле, первый раз видел вживую в природе, когда шел за планером… Сейчас бы слетал туда снова, но цены на авиабилеты нереальные…

Fantociy
Lёlik:

А я был в Ашхабаде два раза, правда давно, в марте-апреле 1989-90 г.г., летали тогда в f1a, самолетом из Москвы за счет ДОСААФа. Выполнил тогда там кмс. Был в Бахардене, возили нас в знаменитую пещеру с подземным озером, купались там. Как вчера было… Помню даже один поток, когда планер с леером вырвало из рук. И черепашки в поле, первый раз видел вживую в природе, когда шел за планером… Сейчас бы слетал туда снова, но цены на авиабилеты нереальные…

У нас до сих пор еще тепло, погода летная, иногда дожди правда.

viktor_p

Сегодня летал при довольно сильном снегопаде при видимости около 500 метров. Удивительно, но планер летит не хуже, чем просто в пасмурную погоду без снега. Время от времени планер зависает на три-четыре минуты примерно на одной высоте или даже с небольшим набором. Ветер южный 1-3 м/с. Год назад я уже сталкивался с таким явлением, поэтому сегодня специально поехал проверить.

NIV
Fantociy:

Послушать всегда полезно, я уже писал, что когда потоки устойчивые вкручиваться по спирали у меня проблем нет, а вот когда слабые пузырики, я не могу подобрать угол крена наверное так правильно сказать, он у меня как на качелях верх вниз по кругу это когда штиль, когда ветер 2-3 метра вроде более устойчивей но все равно не очень нравится как у меня получается. Опыта хватает, налет большой, но когда варишся в своей каше, хочется послушать и других людей как они это делают.

Вы не указали вес вашей супры. При весе 1,5кг пилотирование отличается от веса 2кг например.
Супра любит скорость и хорошо реагирует на загиб профиля. На чистом профиле она летает не очень хорошо. В слабых потоках с малым радиусом спирали нужно загибать профиль и одовременно разгонять планер.
Сергей Вам правильно расписал. Спираль на ветер-уменьшаем крен и тянем ручку на себя, запрыгиваем вверх. Спираль по ветру-увеличиваем крен, разгоняем в вираже. Набор высоты впринципе ступеньками может происходить, главное выпарить.

Sergey_BSB

Иван, вы немного не правы. Я писал о центрировании потока, а не его обработки методом переменой скорости. Разгон планера производим в уже слабеющей восходящей части потока, но уже после прохождения ядра и направление ветра не имеет значения, т.к. находясь в потоке планер движется вместе с восходящей воздушной массой, которая смещается с ветром.

NIV:

В слабых потоках с малым радиусом спирали нужно загибать профиль и одовременно разгонять планер.

С точностью до наоборот — Разгонять и выпускать закрылки = потери.))

По поводу ПО и и НА ветер. Прочтя вас, так ПО ветру планер высоту набирать не может !? Имеет значение воздушная скорость (для планера) , а не относительная для наблюдателя-зрителя(вас). Подавляющее большинство Р\С пилотов думают, что по ветру скорость у планера увеличивается, а против ветра падает. Принимая за истину только то что видят . На самом деле воздушная скорость модели, летящей по ветру , может быть меньше , чем когда модель будет находится против ветра, если смотреть со стороны вас, как Р/С - наблюдателя. Вещи элементарные, со школьной программы про лодочку, течение и зрителя на берегу.)) Нас должна интересовать именно воздушная скорость! И только в совершенстве владея этой скоростью можно говорить про “обработку потоков” указанным вами стилем.
По поводу выпаривания переменой скорости . Всё это выходит из золотого правила планериста — " Летать там , где не снижает и не летать там , где снижает!"
Это применимо и в данном случае.
При прохождении восходящего потока мы сбрасываем скорость и пытаемся как можно дольше “отвисеться” в этой зоне , а при попадании в зону снижения или очень слабой скороподъёмности мы пытаемся пройти эту зону как можно быстрее чтобы опять задержаться в зоне максимального подъёма.
Вторая часть — надо как можно больше использовать избыток скорости при попадании в зону максимального подъёма и как можно меньше потерять при разгоне и при прохождении зоны спуска.
Для этого нам надо в зоне роста скороподъёмности сделать горочку и при этом использовать закрылки не перед горкой, а соразмерно падению скорости — необходимо использовать инерцию, а не как многие сначала выпускают закрылки , а потом делают на них горки.
Разгон же делаем в уже ослабевающей части потока – это даёт максимальный эффект при минимальной потере высоты. Грубейшей ошибкой считается делать разгон на закрылках и/или в нисходящей части потока.
В целом использование данного способа наиболее эффективно, когда есть резкие зоны с бОльшей скороподъёмностью, когда вы не можете обработать поток классическим способом, когда средняя скороподъёмность при использовании этого метода увеличивается И КОГДА УМЕЕТЕ это делать. А ещё, когда у вас не особо задняя центровка и не особо лёгкий планер.😉

NIV
Sergey_BSB:

С точностью до наоборот — Разгонять и выпускать закрылки = потери.))

А что делать если поток узкий? Супра 2кг весом не вписывается в него. Там крен уже под 45 градусов получается, а то и больше. На чистом профиле крен очень большой и скорость приличная-набрать высоту не получится. Приходится гнуть профиль, скорость в спирали уменьшается, крен уменьшается. Качество теряем, но зато вписываемся в ядро потока, а там скороподъёмность приличная она всё компенсирует. Крутимся вокруг уха на “жопе”. Почти плоский штопор получается только вверх. “Махалку” ещё можно подключить.

5 months later
Brecket

Привет всем! Опытом не поделюсь, но вопрос задам.
В режиме тормоза, баттерфляй отклоняются вниз флаппы и вверх элероны. Будет ли устойчивей модель при посадке в турбулентной атмосфере, если элероны оставлять в нуле, а отклонять только флаппероны?

karmann
Brecket:

если элероны оставлять в нуле, а отклонять только флаппероны?

Когда закрылки максимально вниз, элероны вверх на 3 мм.

NIV
Brecket:

В режиме тормоза, баттерфляй отклоняются вниз флаппы и вверх элероны. Будет ли устойчивей модель при посадке в турбулентной атмосфере, если элероны оставлять в нуле, а отклонять только флаппероны?

Если элероны оставить в нуле, то запас по управляемости больше чем при поднятых. Модель устойчивей не станет, но возможность выровнять крен и убрать сваливание повышается. Я использую только закрылки на максимум.

Brecket

Ребят, а элероны вверх вызывают срыв потока, “выключая” часть крыла, или …

karmann

Элероны как раз отклоняют вверх для поперечной устойчивости планера.

MihaD

И как же это металки тогда вообще управляются на посадке? 😃

MAX-65
Brecket:

В режиме тормоза, баттерфляй отклоняются вниз флаппы и вверх элероны. Будет ли устойчивей модель при посадке в турбулентной атмосфере, если элероны оставлять в нуле, а отклонять только флаппероны?

MihaD:

И как же это металки тогда вообще управляются на посадке?

+100500

На полностью выпущеных тормозах в бризе я над этим флагштоком на месте простоял максимум полторы минуты, а справа было три пальмочки,над ними провисел на месте три, больше не получалось…
Естественно теи что осталось от элеронов на тормозах и хвостом приходилось активно работать…
Да этих пальмочек и флагштока пляж метров сто и бугром метра 4-5 когда люди к воде спускались скрывались из вида… Так что бриз был на этой высоте среднетурбулентный…

NIV
MihaD:

И как же это металки тогда вообще управляются на посадке?

Как REF планера управляются на посадке.(AVA например.) Им поднимать нечего, элеронов нету…

11 months later
viktor_p

Забавные полеты были у меня 1 декабря 2019 года. Солнечное утро после 10-градусного мороза. В поле приехал, когда подошла гряда перисто-кучевых облаков.Потеплело почти до нуля. Ветер южный 5-6 м/с. Пока собирал планер, подошли облака посерьезней, повалил снег и ветер усилился до 7-9 м/с. Видимость не более 300 метров. Тут уж не до парящих полетов. Решил тупо разрядить аккумуляторы. Короткий взлет-быстрый спуск. Планер ужасно колбасит (вплоть до полубочки). Случайно сделаешь один круг - приходится на моторе подтягивать из снежной пелены. Вдруг ветер стал ровным, а планер с высоты 20 метров за 10 секунд набрал около 100 метров высоты. С минуту планер держался на одной высоте в очень ровном воздухе. Потом снова пошла сильная турбулентность, и секунд через 15-20 планер был у земли. Минут через 5 все повторилось. Правда, после скоростного набора и минутного пребывания наверху, я, при возобновлении турбулентности, увел планер в сторону. Время снижения увеличилось до 40 секунд. Эта карусель продолжалась около часа с постепенным уменьшением скорости набора и спуска. Через час все стало ровненько и предсказуемо. Ветер утих до 5-6 м/с, а видимость увеличилась до километра. За час насыпало 5 см снега.

1 month later
Vodjik

Высказываю уважение к вашей наблюдательности. С такими снежными зарядами сталкивался не раз. Правда без планера. Поэтому Ваше сообщение о наличии там восходящих весьма интересно. Казалось бы солнца почти нет, ветра довольно много,а термик есть.Откуда? Единственное что приходит на ум это то, что в зонах пониженной турбулентности возникающей между проходящими облаками идет рост кристаллов льда. Прилипание паров к точкам их зарождения в приуспокоенном воздухе более вероятно. Кристаллизация как известно идет с выделением тепла.Может даже достаточного для появления подымающихся пузырей воздуха. Этому явлению возможно способствовала еще и граничная по замерзанию температура . Да… Восходящие потоки прекрасны своей и неожиданностью и предсказуемостью. У меня как то раз двухметровый затяжной планерок на заходящем солнце метров сто пятьдесят шел не снижаясь над травой на высоте метров пятнадцать. Позднее призадумавшись решил что помогала дорога до которой было метров сто. От неё немножко вроде тянуло, а вечерний нисходнячек не давал пузырю улетать вверх.