F3k mini "Start UP" - спортивный снаряд, тренер или игрушка?

Volga63

Наконец то планер взвешен и облётан. Теперь можно и черкнуть историю рождения этих птичек.

Итак: Изначально планер создавался как недорогой, неприхотливый тренер со всеми управляющими поверхностями, присущими профессиональным планерам F3k, который можно собрать за 5-7 вечеров в домашних условиях. В процессе эксплуатации выяснилось, что планер оказался более-чем удачным и его можно использовать не только для обучения маленьких спортсменов в возрасте до 14-15 лет, но и проведения полноценных соревнований в классе F3k-mini среди всех желающих без ограничения возрастной категории.

Но сначала немного предыстории.

ВНИМАНИЕ!!! Кому не интересно или лень, рекомендую пропустить.

Началось всё ровно год назад, когда сын (11 лет на тот момент) принёс из моделки металку, размахом 1м из потолочки, обтянутый скотчем, и гордо заявил: - Я сам собрал и обтянул летучий планер!.
А на носу, примерно недели через три, областные соревнования среди детей по металкам. При этом он за аппаратуру даже не держался. Но нацелен был на ПОБЕДУ!

Хочу заранее сказать, что к планерам, в том числе и к метательным, я тносился “прохладно”. До этого момента, мне казалось это скучным занятием.

По вечерам начали учиться летать (готовиться к соревнованиям). Привлекли и дочь (10 лет). Но вот незадача, планер с запуска ребёнка, а крючка на крыле не было изначально, летел всего 5-7 сек. и не успевал сделать даже круг.
Тогда пришлось метать мне. Пробовал за крыло - сложился стабилизатор, а за фюзеляж высоко не получается. Короче, чуть руку не оторвал, а время полёта всего 15-18 сек. Круг и посадка, круг и посадка - маловато для того, чтобы научиться управлять, да и планер не очень хорошо управлялся. Элероны из потолочки узкие и не жёсткие, управлялись одной машинкой и машинка на руль высоты.
Кинулись искать небольшой бюджетный планера F3k с полноценными рулевыми поверхностями для обучения полётам и победы на областных соревнованиях. Выбор пал на Стиллето. По сравнению с другими моделями он оказался самым оптимальным выбором. Спасибо Максиму Силаеву, откликнулся, быстро всё отправил и квалифицированно проконсультировал по сборке и настройкам. Обошёлся планерок примерно 15т.р. на тот момент. Не сильно бюджетно для детского планерка, но вариантов больше не было.

Volga63

Началась активная сборка купленного планера. Второпях дров наломал много. Если бы собирал каждый день, вопросов бы не было (жаль, что нет подробной инструкции по сборке с фотками от производителя). Посему, собрать до соревнований мы его не успели. Расстроились, и отправились на соревнования с детским планером…

Может это и к лучшему.
Ветер на соревнованиях был совсем не детский, порывистый метров 7-9. Ребёнок, без опыта, явно засадил бы планер в планету.

По приезду с соревнований, в хороший солнечный день, вывез сына и дочь на поле и устроил между ними небольшое соревнование, состоящее из трёх упражнений. Планер использовали детский.

Вы не поверите!!!
Дети выполнили эти упражнения раз по шесть. Бегали по полю с планером пока не истрепали его в лохмотья. Им очень понравилось.

Дошло время и до Стилетки. Настроили по мануалу и советам бывалых. Пускать пришлось мне, ребёнок побаивался на нём летать, был пока просто наблюдателем. Особо сравнивать было несчем, опыта в планерах ноль. Но ощущения были положительные. Улетучился миф о “скучности занятия”. Мне понравилось, хотя полёт длился 45-50 секунд. Вот так ребёнок подсадил и меня на F3k.

На поле “полетать” стали выезжать регулярно. Никак не мог уговорить сына лететь на Стилетте, хотя он уже немного летал на тренере и симуляторе. Ребёнок побаивался убить планер. Соглашался только закидывать.

Вот тут то и пришла мысль построить тренировочный планер с полноценными управляющими поверхностями. Пересаживаться то на нормальный.

Рождение Прототипа №1

Размах решил уменьшить, т.к. ребёнку 1200мм оказался великоват, раскручивать неудобно. Дело конечно и в технике заброса. Что подтвердили дальнейшие события. Но об этом чуть позже.

Остановился на следующих материалах: рулевые поверхности из бальзы, крыло из пенопласта, обтянуто скотчем, фюзеляж коробчатый, четыре машинки, балка из карбоновой трубки. Тяги - боуден из стальной проволоки, диаметром 0,5мм.
Пошарив по закромам, использовали то что было в наличие - машинки емакс 13гр -4шт, бальза не очень лёгкая ну и т.д. В общем получилось вот что.

chiken

…ну !? …давай дальше !.. заинтриговал , как перешёл к “стилетке”…я видел как летает этот во Б.Вьясе…

yurbuten
Volga63:

Никак не мог уговорить сына лететь на Стилетте… Ребёнок побаивался убить планер. Соглашался только закидывать.

Постройте вместе с сыном “Караван” rcopen.com/forum/f37/topic258353 и учитесь летать на планере.С начала в слопе,а потом и парение… и только потом тренировать заброс-всему своё время.Удачи.

viktor_p

В крыле какой-нибудь силовой набор имеется? Или только пенопласт и скотч?

chiken

Юрий Григорьевич …ребята летали на ЧР со взрослыми и были не последними в списке…как перешли к профисиональным металкам ? … преодолеть страх!..

Volga63

По конструктиву планера и другие вопросы отвечу немного позже.
А, сейчас, продолжу.

По конструктиву планера и другие вопросы отвечу немного позже.
А, сейчас, продолжу.

По конструктиву планера и другие вопросы отвечу немного позже.
А, сейчас, продолжу.

На предыдущих фото планер, практически готовый к полётам. Настраиваем аппу, делаем нос и в небо. Вот только незадача - из чего делать нос? Планировал из бальзы, что бы красиво было, но планер то готов, уже в небо рвётся. Поступило предложение сделать нос из ЕРР. Подумали и решили временно сделать из него. Как показала практика, лучшего и не могло быть.

Прицепил планер к дешевому фрискаю. С горем пополам настроил. В аппе всего три микса, замесили и получилось, что на стик газа вывели все полётные режимы. Не очень удобно, т.к. режимы планирования регулировались стиком. И на какой угол отклонит ребёнок флапероны в полёте, трудно сказать. Ну да ладно.

Окрылённые примчались на поле. Ветрюган. Но мы то уже сдесь. В полёт. Включаю аппу, кидаю планер с руки…
Кубарем по земле. Кидаю второй - опять кубарем. Проскочила мыслишка: - А не ошибся ли я в расчётах?..😮

Нет, не ошибся.😁
При настройке аппы, планер был ко мне носом. Ну, и перепутал отклонения элеронов. Перенастроил. Запустил. ЛЕТИТ!!!
Отдал ребёнку. Летит!!!
Сын был в восторге. После 5-8 сек. летит с его запуска 30-36сек., с моего 39сек.
С поля вернулись довольные.

Проведя несколько тренировок с детьми, решил показать изделие коллеге по цеху, пригласив его на поле. Пока мы разговаривали, детишки по очереди кидали планерок. Заигравшись начали, баловаться и у нас на глазах сын, метров с двух делает морковку. Планер вертикально врезается и … отскакивает на метр. Ни одного повреждения! Круто!!! Нос из ЕРР пришелся кстати. Хороший демпфер получился, что не раз было доказано практикой.

Началась приятная рутина - регулярные тренировки. Планер начал испытывать “перегрузки” - кувыркался, жёстко встречался с планетой, даже пару морковок было метров с пяти, а ему ходьбы хны. Планер летает - дети довольны.

На очередной тренировке, в один из погожих дней, приехали на поле. Штиль. Запустили. Лететь не хочет. 20сек и всё. Ещё раз - опять 20сек. Без ветра, планер летать отказывался. По полёту было видно, что вес великоват. Взвесили - 270 гр.!!! Нагрузка на крыло получилась 17,6 гр/дм2. Тяжеловат. Правда за весом никто не гнался, но всё же.
Заканчивался июнь. Детишки потихоньку повышали свои навыки в пилотировании. Я, в свою очередь, летал на Стилеттке. Пока, от Стилеттки были только положительные эмоции.

Начали появляться первые повреждения от жёсткой эксплуатации. При очередной жёсткой посадке сломался пилон стабилизатора. Я сомневался в прочности этого узла и долгой жизни самого стабилизатора, т.к. стабилизатор был установлен снизу. На тот момент не было чёткого понимания зачем. Стабилизатор жив и до сих пор, а пилон подклеили циакрином и в полёт. Больше нареканий к этому узлу не было.

На очередной тренировке не смог устоять лонжерон. Сломался в крыле, на котором установлен крючок для запуска. Часть консоли стала немного гнуться вниз. Но обшивка делала своё дело. Тренировка продолжилась со сломанным лонжероном. Склеили его мы через три или четыре тренировки.
В общем конструкция планера себя оправдала. Живучесть, да ещё при таком весе оказалась отменная.

Видео первого полёта:

Volga63

Рождение Прототипа №2.

Продолжались частые тренировки. Навык пилотирования детей подрос. Сын понемногу начинал залётывать на стилетте, дочь осваивала тренировочный.

Прошло всего полтора месяца, как дети взялись за пульт.

Встал вопрос: Что дальше? А дальше надо участвовать в соревнованиях.
Посмотрел календарь. Самым близким по расстоянию от нас Б.Вьяс. Заинтересовались. Участвовать хотели все. Решили поехать.

Приступил к постройке нового детского планера с контролем веса.
Параллельно поискал в интернете другие предложения по металкам в небольшом размере. Наткнулся на Флиппера. Внешне он мне показался более правильным по сравнению со Стилеттом. Заказал.

Немного отвлекусь на Стилето и Флипера.
Получил Флипера, собрал. По настройкам и полётным режимам меня профессионально проконсультировал Ерохин Андрей Викторович. За что ему огромное спасибо.😃

И вот настал день сравнений.
Аппаратура Спектрум 7 и настроить полноценные полётные режимы не удалось.
Перенастроил Стилетто. Запуск. Полётное время выросло почти в двое. Уже неплохо.
На старте Флипер. Запуск. Сразу вспомнил слова Ерохина А.В., что планер летит по другому.
Это было действительно так. Флипер мне понравился гораздо больше.😁

Тем временем уже готов Прототип №2. В конструкции практически ничего не изменилось, кроме элементов управления. Серво, теперь стояли 4.7гр, управление рулевыми поверхностями на “нитках”. Размеры теже, полётный вес 210гр. -220гр.

Планер залетал, в руках детей, стабильно выдавая 40-45 сек. полётного времени. Заброс метров на 15. С моего запуска планер летел 55-59 сек.
Отличный результат, учитывая, что аппа, всё та же фрискай.

Началась подготовка к соревнованиям. Сын практически привык к Стилетто. Летел уверено, однако были проблемы с техникой заброса.
Я никак не мог детям объяснить, что при раскручивании планера он (планер) должен находиться в горизонтальной плоскости. Детям всё время хотелось помочь планеру на взлёте. Они, как бы, пытались планер подкинуть.

На Флипере, до соревнований, мне удалось сделать всего четыре полёта. Крайний раз был штиль. Земля парила. Все настройки совпали с погодой. С заброса планер летел, нет, парил практически не теряя высоту.
Это было истинное наслаждение от полёта. Правда на поле, в этот раз, я был в шортах и без защиты от мошкары. Пока наслаждался полётом, был нещадно искусан последними.😁

Осталось два дня до поездки. Выезжаем на контрольную тренировку. Сын за пультом.
Закидавыю Стилетто и…
Пленер взмывает метров на 40 и плавно заваливаясь на бок и мчится к земле. Планета устояла.
Нос проломлен, киль в стороне, сервы уехали в нос, на крыле надлом, надорван элерон.
У ребёнка стресс. Ведь он на пульте.
Отказал борт. Сын был не причём.

Пришлось в срочном порядке обратиться к гуру - Ерохину А.В., который снова дал исчерпывающую консультацию.
Планер починен и мы уже едем в Б.Вьяс.

Хочется сказать огромное спасибо всем тем, кому не безразличны юные спортсмены, всем, кто помогал советом и не только, кто позволил детям принять участие в соревнованиях, и тем, кто болел за них.

До соревнований у нас было пару дней для тренировок. За это время был получен большой опыт по технике заброса , настройкам планера и аппаратуре.
Выкладываю пару видео с соревнований. (прошло чуть более двух месяцев с момента как дети взялись за пульт)
Дочь на старте:

Сын стартует:

Про соревнования можно рассказывать много, но остановиться хочу только на одном эпизоде.
Это был первый день соревнований. Ветер порывистый. Сын участвует в выполнении упражнения “Н” - неограниченное количество пусков. Запустив планер 6 или 7 раз, ребёнок под устал. Я это вижу и предлагаю сделать крайний пуск. Ребёнок раскручивает планер и цепляет крылом траву (заброс с подбросом - сначала опускает руку, а потом, в момент запуска, поднимает). Естественно планер выскакивает из руки и летит кувырком. Результат - сломанная хвостовая балка и пропущенные туры. Это я к тому, что имея чуть меньше размах планера, юным спортсменам, у которых не поставлена техника, пускать проще.

В отличие от сына, дочь отлетала все туры без повреждений. Если мне не изменяет память, то её лучший результат минута с копейками.
У сына- максимальное время 2 мин., жаль в зону не попал.

По приезду с соревнований, была приобретена правильная аппаратура. Поставлен датчик высоты на жёлтый планер и произведены тестовые пуски. Заброс ребёнка - 20 метров стабильно.
Заброс мой - 30 метров, больше не смог, сколько усилий не прилагал. Закидывал, как взрослого. Планер выдержал и ни какого намёка на разрушение. Хотя на соревнования некоторые высказывали сомнения о прочности планера.

Ну и апогеем в тестах было попаданием планера в поток. Планер поднялся на высоту 100 метров (показание телеметрии). Можно было и дальше продолжать полёт, но планер достаточно далеко улетел и были сомнения, а не унесёт ли и вернётся назад.

Опасения были напрасны. Планер легко вывалился из потока и мне удалось пригнать его прямо к ногам.

Одновременно было построено два планера. Оба живы. Жёлтый перешёл в хорошие руки. А на другом, на закрытии сезона - областные соревнования, выполняли упражнения 6 чел. Все летали на одном планере по очереди. Это были тестовые соревнования в классе F3k-mini. Выполнялось по четыре упражнения. Планер, с правильными настройками, показал полётное время - 1мин 20 сек.

Всем участвующим понравился этот планерок.

Далее самое интересное: планер “Start UP”, технические характеристики и обзор конструкции.

Volga63

Start-UP и Start-UP Pro

Технические характеристики:

Размах - 1100мм
Длина - 780мм
Площадь крыла - 14,6 дм2
Полётный вес - 170-180гр в зависимости от модификации.
Нагрузка на крыло - 11,7/12,3 гр/дм2

Планер выполнен в двух модификациях:

  1. Start-UP - широкий фюзеляж, толще крыло, проще сборка (вес 180гр)
  2. Start-UP Pro - тоньше крыло, профилируемые поверхности (вес 170гр) для более продвинутых пользователей.

Взвешивал на днях, планер немного усох. Вес 169,7гр😁

Планер обтянут плёнкой, можно обтянуть скотчем (как на первом варианте)

Все детали планера помещаются в маленькую коробочку.

Volga63

Для изготовления планера использовались доступные материалы.

Все детали, необходимые для сборки (кроме консолей крыла) вырезаны на станке ЧПУ.

Сборку планера начинаем с самого трудоёмкого элемента - крыла. Это примерно 70% от всего времен изготовления планера.

Раскладываем консоли крыла по ложементам.
Каждая консоль состоит из двух частей, т.к. струной сложно вырезать цельный эллипс.

На ровном столе стыкуем ложементы каждой консоли и скрепляем их качественным скотчем. Для выравнивания по задней кромки используем ровную рейку.

Скотч вот такой:

Перед тем, как соединит половинки консолей крыла, необходимо пройти по торцам соединяемых деталей бруском с наждачкой, для того, чтобы снять корку с пенопласта после резки струной и подготовить к склейки.

Следующий шаг:
Делаем шаблон для обрезки законцовки из плотного картона и по нему обрезаем законцовку.

Отмечаем место, где проходит лонжерон и аккуратно разрезаем каждую консоль. Нож стараемся держать вертикально.
(Для более точного позиционирования лонжерона, используем шаблоны)

Собираем консоль “на сухую”.
Вставляем лонжерон в каждую консоль и соединяем половинки каждой консоли скотчем в трёх, четырёх местах.
Лонжерон изготовлен из фанеры, толщиной 1,5мм.

Для изготовления планера использовались доступные материалы.

Все детали, необходимые для сборки (кроме консолей крыла) вырезаны на станке ЧПУ.

Сборку планера начинаем с самого трудоёмкого элемента - крыла. Это примерно 70% от всего времен изготовления планера.

Раскладываем консоли крыла по ложементам.
Каждая консоль состоит из двух частей, т.к. струной сложно вырезать цельный эллипс.

На ровном столе стыкуем ложементы каждой консоли и скрепляем их качественным скотчем. Для выравнивания по задней кромки используем ровную рейку.

Скотч вот такой:

Перед тем, как соединит половинки консолей крыла, необходимо пройти по торцам соединяемых деталей бруском с наждачкой, для того, чтобы снять корку с пенопласта после резки струной и подготовить к склейки.

Следующий шаг:
Делаем шаблон для обрезки законцовки из плотного картона и по нему обрезаем законцовку.

Отмечаем место, где проходит лонжерон и аккуратно разрезаем каждую консоль. Нож стараемся держать вертикально.
(Для более точного позиционирования лонжерона, используем шаблоны)

Собираем консоль “на сухую”.
Вставляем лонжерон в каждую консоль и соединяем половинки каждой консоли скотчем в трёх, четырёх местах.
Лонжерон изготовлен из фанеры, толщиной 1,5мм.

По задней и передней кромкам консолей отрезаем по 6мм. Туда мы будем клеить бальзовые кромки.

Volga63

Пока редактировал пост #11, его благополучно закрыло и всё смешалось.

Продублирую по окантовке консолей: По задней и передней кромкам консолей отрезаем пенопласт по 6мм. Туда мы будем клеить бальзовые кромки. См фото пост#11. Эту операцию можно проделать и после вклейки лонжерона.

Разводим эпоксидку.

Лонжерон, аккуратно вынимаем из консоли, согнув консоль на скотче.
Косынка центроплана располагается за лонжероном ( со стороны задней кромки). Там смолой проклеевать не будем, потому, что в дальнейшем надо будет сделать паз для косынки ножовочным полотном.

Промазываем тонким слоем смолы склеиваемые поверхности, вставляем лонжерон, укладываем на ложемент консоль, скрепляем скотчем и сверху груз.

PILOTon99

Что из себя представляет сам лонжерон?

Volga63

Лонжерон, каждой консоли, из фанеры, толщиной 1,5мм. Посмотрите внимательно пост #11.

PILOTon99

А. Всё, увидил. Критиковать не буду, но лонжерон из фанеры удивляет…

Volga63

Почему, нет. Здоровая критика это хорошо.😃
Долго думали из чего лонжерон сделать. Предложений было много. Даже пробовали из угля. Не сильно бюджетно и стенки как таковой нет. Сложился.
Самое простое, оказалась, фанера. Сомневались поначалу. Но практика показала, что прочности достаточно. А, значит, так тому и быть. И самое главное, легко сделать и материал доступный.
Если у Вас есть мысли, высказывайте, не стесняйтесь.😃

Volga63

Продолжаем сборку.

Окантовка консолей крыла.

После закрепления кромок, консоль укладываем в ложемент до полной полимеризации смолы.

Продвинутым пользователям можно вклеивать лонжерон, кромки и законцовку за одну операцию.

PILOTon99

Мыслей полно, но надо сначала досмотреть до конца ваш интересный рассказ😃 Заинтересовался, так как хочу вовлечь сыновей, в количестве двух балбесов, в это интересное дело.

Saiz

А можно узнать размеры: хорда крыла, плечо, хорда и размах стабилизатора?

Volga63

Собственно, почему нет.
Стабилизатор: размах 270мм, хорда 75мм.
Крыло в корне 155мм.
А, плечо Вы какое имели ввиду? От цента тяжести до оси вращения руля высоты или длину хвостовой балки?

Собственно, почему нет.
Стабилизатор: размах 270мм, хорда 75мм.
Крыло в корне 155мм.
А, плечо Вы какое имели ввиду? От цента тяжести до оси вращения руля высоты или длину хвостовой балки?

На глаза попалась картинка из первых.

Компоновка немного изменилась, но принцип тот же.

Saiz

Плечо, от задней кромки крыла до передней стабилизатора

Volga63

Произвёл замер - примерно 310мм. Вообще размер не совсем корректный. Стабилизатор можно приклеить чуть ближе или чуть дальше, хорда стабилизатора может быть чуть больше или чуть меньше. 😉
Длина трубки для хвостовой балки 500мм. Думаю, что надо плясать от этого размера, если Вы хотите воспроизвести что-то подобное в таком размере.

Volga63

Продолжаем.

Пока клеятся консоли крыла, придаём форму кромкам стабилизатора, руля высоты, элеронов и киля с рулём поворота.
В упрощённом варианте (Start-UP) управляющие поверхность плоские. Достаточно скруглить кромки и придать угол на кромках вращения для отклонения управляющих поверхностей.
В варианте Start-UP Pro, необходима квалификация. Делаем плоско-выпуклый профиль стабилизатора, симметричный или плоско-выпуклый профиль киля с рулём поворота. Форму элеронам придаём после того, как будут обработаны кромки консолей.
Стараемся добиться толщины задних кромок в пределах 0.5 - 1мм.

joy

Ярослав, позвольте совет.

Делать не симметричный профиль на стабилизаторе и киле не очень правильно.
Во-первых, поведение планера с несущим стабилизатором будет гораздо дерганее и критичнее. Для ребенка будет тяжеловато постоянно “ловить” планер по тангажу. Периодически это может вызывать полет по синусоиде, который ребенку зачастую сложно остановить.
Во-вторых, киль, если он делается не симметричным, нужно вклеивать с отклонением. Отклонение должно быть до угла, где профиль будет создавать нулевую подъемную силу.
Рассчитать этот угол " на глазок" вряд ли получится. К тому же само по себе применение несимметричного профиля на киле для такого планера не актуально.
Поэтому самый правильный вариант - симметричное оперение. Его и вклеить проще и рулить тоже будет проще.

Volga63

Дима, привет.
Для детей - плоские поверхности.
Для продвинутых пользователей - профиль, если хочется.😁
По поводу киля - соглашусь, делать надо симметричный. Нет смысла усложнять. Да и скорость на забросе небольшая. Эффективность профилируемого будет минимальная.
А, вот стабилизатор никак отрицательно себя не проявил. Полёт достаточно стабильный.😁