Летающее крыло, металка.
“Возник вопрос.
При планировании на ЛК наблюдается колебания что-то типа “голландского шага” - мелкие колебания по крену, с работающим двигателем такого не наблюдается.
У кого нибудь было что-либо подобное?”
Надо увеличить площадь килей, желательно оттянуть их как можно дальше назад но без фанатизма и изменить форму элевонов… к концам крыла должны сужаться например с 50мм в корне до 30-35 на концах… можно ещё дополнительно установить кили под небольшим углом внутрь (1-2 градуса) А раскачка по тангажу - приглядитесь к крылу на посадке повнимательнее и при разворотах “по ветру” особенно это заметно когда управляет кто-то другой а Вы стоите и материтесь сквозь зубы.
это и есть Голандский шаг !
избыточная устойчивость по курсу-крену ,
увеличте отрицательное поперечное крыла
и это пройдет !
(Крыло с стреловидностью ?!? )
“изменить форму элевонов” - у меня 40 по всей длине,
она такая https://rcopen.com/ - канарейка - там килей 4 штуки, несколько похожа на Баклана .
“можно ещё дополнительно установить кили под небольшим углом внутрь (1-2 градуса)” - что это дает?
(в смысле - физика процесса?)
“А раскачка по тангажу - приглядитесь к крылу на посадке повнимательнее и при разворотах “по ветру”” - и что будет? Затухающие колебания? Или раскачка? На что обратить внимание и в какой фазе разворота это будет начинать проявляться?
Крутился и в ветер и в штиль, но ничего такого пока не заметил, но погоняю еще, если позволит погода, может быть и увижу.
При энергичных разворотах на ветер и по ветру это выглядит как разворот на месте (с работающим двигателем), правда по ветру это несколько получается размазаным что ли.
Все зависит от крена и режима двигателя. Так мне видится с земли.
На планировании (при отключенном двигателе) такие резкие развороты уже не получаются, срывается в спираль.
В воскресенье попробовал погонять канарейку с более задней центровкой, чем обычно, сместил на 20 мм назад ЦТ. Очень маневренная стала, постоянно приходилось работать рулями, передатчик было не отпустить, не комфортно. После 2 петли начинает, как мне сказали “гоняться за хвостом”.
Пришлось прикрутить 3 2 рублевых монетки - стало лучше.
ну V на ней уже не изменить.
начинаете друг другу противоречить - один предлагает “увеличить площадь килей”, а другой “избыточная устойчивость по курсу-крену”.
хотя, как мне кажется, про “избыточную устойчивость” может быть есть доля истины, попробую снять внешние кили для проверки (просто легче снять, да и кое-что протащить в крыле нужно).
Значится так - сколько людей - столько и мнений. У меня была очень похожая модель Major, с похожими проблемами и тож поначалу с 4-мя килями… После снятия килей с законцовок “голланский шаг” уменьшился. У Alex SVC на Баклане голланский шаг вылечили простым увеличением килей. А установка килей под углом даёт большую устойчивость в моторном полёте (на взлёте проблем меньше) - я теперь на всех так делаю… правда сейчас стал просто профилировать кили ( плосковыпуклый профиль) эфект тот-же просто клеить проще… А элевоны всё же подрезать не мешает… присмотритесь … бочку крутит явно резче чем петлю… посему элевончики 45-50 в центре и до 30-35 на концах…
ну проверить то не долго они-ж на скотче… А самое правильное - дать кому то порулить и посмотреть со стороны - поверьте - так гораздо виднее…
“А установка килей под углом даёт большую устойчивость в моторном полёте (на взлёте проблем меньше) - я теперь на всех так делаю… правда сейчас стал просто профилировать кили ( плосковыпуклый профиль) эфект тот-же просто клеить проще…”
по подробней можно?
“А установка килей под углом даёт большую устойчивость в моторном полёте (на взлёте проблем меньше) - я теперь на всех так делаю… правда сейчас стал просто профилировать кили ( плосковыпуклый профиль) эфект тот-же просто клеить проще…”
по подробней можно?
Почему нет?? Берём и профилируем киль чтоб напоминал крыло с плосковыпуклым профилем например Clark-Y и вклеиваем выпуклыми сторонами вовнутрь… И всё!!! Устойчивость на взлёте будет больше… проверено лично… Если облом ну тогда плоские кили должны сходится во внутрь под углом 2-3 градуса но это зависит от модельки… На некоторых и 5 мало… но тут без фанатизма…
а то под мотором будет лететь как копьё… не свернуть… “Голланский шаг” это в основном на взлёте…
Ежели приглядется у меня на всех Бакланах и Шизах кили немного вовнутрь смотрят… помогает. А вот шайбы на концах я давно не ставлю - толку от них… особенно ежели задняя кромка прямая ну никагого только вред…
да вот в том то и дело что колебания по крену наблюдал только на планировании и в основном в штиль, при работе двигателя это не наблюдается. На взлете никаких проблем, идет как по рельсам.
Вот поэтому и спросил. ☕
колебания по крену наблюдал только на планировании и в основном в штиль
И вот это самое инерестное 😃
Основная причина “голландского шага” - избыточная курсовая устойчивость при недостаточной или нормальной устойчивости по крену. TIgor писал об этом. Лечится уменьшением площади вертикального оперения.
Грешат этой болячкой в основном хвостатые аппараты, у бесхвосток это явление или вообще не проявляется, или крайне слабо выражено.
Особенно настораживает - в штиль…Быть может причина в другом? Например - несимметрично стоят кили, или несимметрично закручено крыло?
да вот в том то и дело что колебания по крену наблюдал только на планировании и в основном в штиль, при работе двигателя это не наблюдается. На взлете никаких проблем, идет как по рельсам.
Вот поэтому и спросил. ☕
Блин!! 1.Попробуйте снять кили с законцовок крыла.
2. Надо немного увеличить площадь основных ну профильнуть их.
3. Уменьшить высоту килей. ( иногда помогает)
4. Проверте осевую балансировку и симметричность крыльев, может у вас прямо летит за счёт тримирования??
( элевоны должны быть симметрично!!! оба либо нейтрально , либо вверх!! при тримере крена в 0 )
5. Профильните элевоны ( сгоните немного наждачкой, задняя часть - тоньше )
Ну модель то из потолочки - чик ножичком, кап клейком - глядишь полетела…
Гляньте у меня в блоге rcopen.com там Шиза и МУХ2 мож что и пригодится 😉. В форуме давненько правда моего major_а обсуждали мож тож что…
Я правда лично разочаровался в крыльях малого удлинения… ну горбато они летают…
хорошо в штиль - плохо в ветер и наоборот… Вот дождусь светлого дня когда DAK - бездельник Баклана поднимет и обгавкает 😦 вот тогда можно будет подбить окончательный результат…
элевоны симметрично вверх, примерно около 4 мм, крутка 0, сборка (склейка) крыльев была на стапеле - шлифованная на станке 20 мм фанера (проверял перед склейкой все в пределах 0, винта и изгиба нет).
ЛК летит предсказуемо, крыло достаточно жесткое получилось, не напрягает, триммер по крену в 0, но поведение в штиль на планировании заинтересовало.
Придется подождать до следующих полетушек, может в выходные попробую без внешних килей.
Надо будет ее полет заснять на видеокамеру, если конечно будет штиль и освещение позволит (полярная ночь на подходе, рассвет в 11, а в 15 уже все серое становится).
отлетали сегодня 2 лития до отсечки, примерно час-час десять.
уменьшил внешнии кили процентов на 20 - колебания по крену еще остались, но стали менее заметны.
Каких либо клевков по тангажу не видел никто, смотрело трое, а потом я сам смотрел со стороны, когда знакомый гонял “канарейку”.
Видимо это что-то индивидуальное каждого ЛК. 😊
С погодой повезло и не повезло.
Низкая серая облачность, ветер от штиля и до 2 метров на поверхности земли, температура от-1 и до
+1.
На высоте метров 30 ветерок посильнее и чуть ли не под 90 градусов к приземному.
Гоняли в “Долине уюта”, там есть заболоченное озерцо и случайно подняли утку, пролетев низко над кустами на “канарейке”.
По какой-то причине она осталась зимовать, хотя остальные ушли уже в октябре. 😃
…
Основная причина “голландского шага” - избыточная курсовая устойчивость при недостаточной или нормальной устойчивости по крену. TIgor писал об этом. Лечится уменьшением площади вертикального оперения.
…
Это только усугубит проблему (см. статью vovic’а)
Это только усугубит проблему (см. статью vovic’а)
Смотрю статью vovic…
Итак, если V крыла слишком велико, а киль мал, - можно получить колебательную (маятниковую) неустойчивость полета. Если же V крыла мало, а киль велик, - можно получить спирально неустойчивый полет. Диапазон допустимых соотношений сильно зависит от степени аэродинамического совершенства самолета. При большом миделе фюзеляжа самолет сильно демпфирован, и указанные неустойчивости могут не появиться ни при каком соотношении поперечной и путевой устойчивости.
Да, точна…Был не прав 😃
Вот только как объяснить факт, что бесхвостка нормально стреловидная имеет достаточную курсовую устойчивость вообще без какого-либо вертикального оперения ? 😒
Смотрю статью vovic…
Да, точна…Был не прав 😃
Вот только как объяснить факт, что бесхвостка нормально стреловидная имеет достаточную курсовую устойчивость вообще без какого-либо вертикального оперения ? 😒
Потому что крыло стреловидное.
Достали вы терией, давайте уже строить и летать!
Короче! День первый, суббота 25 ноября 2006г.
-А не построить ли нам самолет? Лех?
-Какой самолет?
-Металку!
-Опять металку?
-Дааа…! 😈
-Какую металку? Толь?
-АУЛУ!
-Дык все ж пишут - не полетит!?
-Вруть!
- Ну давай…
Вырезаем крыло (E 184), вышкуриваем, прошкуриваем пазы под лонжероны (20мм), укладываем ЭЛЛУР в пазы, приклеиваем на аквалаке, приклеиваем окантовку передней кромки. Оставляем сохнуть. Имеем 74гр и 17дм2 площади. Под обтяжку стеклотканью на аквалаке резервируем 50гр, на борт еще 50, еще 10-15гр неизвестно на что. Рассчитываем получить нагрузку в районе 11гр/дм2.
Клева! Жедем продолжения! А я вот классическую металку замутил 😃 Как наберу фоток так выложу в новую тему все.
День второй, воскресенье 26 ноября 2006г.
Обтягиваем крыло и киль стеклотканью (50гр/м2) на аквалаке, два 2 слоя, с промежуточным легким вышкуриванием поверхности нождачной бумагой №800. Нижняя сторона крыла обтягивается с добавленим в аквалак синего колера, сушим под тепловентилятором, прорезаем пазы под рулевые машинки и устанавливаем их на место. Оставляем окончательно сушиться на несколько дней. Максимальную твердость наш лак наберет через 5-7 дней (по паспорту). На очереди - изготовление фюзеляжа, отрезка от крыла управляющих поверхностей и монтаж управления.
отлетали сегодня 2 лития до отсечки, примерно час-час десять.
уменьшил внешнии кили процентов на 20 - колебания по крену еще остались, но стали менее заметны.
Да убери ты их совсем!!!
На очереди - изготовление фюзеляжа, отрезка от крыла управляющих поверхностей и монтаж управления.
Пока некоторые тут Ля-ля-ля первая эскадрилья заканчивает постройку…!!! 😃
Мы тож догоняем… ( не догоним так согреемся)… 😛
Ну вот вырезал крыло и хвостовое весло 😃
крыло размах -900мм., профиль Е184, площадь 12.6дм, крутка консолей +3град, поперечное V = 2град.
крыло усилено по периметру бальзовыми накладками пропитанными аквалаком, лонжерон бальзовая пластина толщиной 4мм. обёрнутая стеклотканью 0.05мм… Вес крыла получился 48гр., но это без обтяжки скотчем., весло - 6гр. Ну в общий вес 150г. вряд-ли удастся вписаться… 😦 Кстати на базаре купил кончик удилища ПУСТОТЕЛЫЙ!!! легкий аж приятно в руках держать. DENDY мне уже не догнать но это чисто по технологическим причинам - аквалак сохнет 7 суток а обтягивать по сырому… лучше буду давиться слюной читая о полётах других…
отрезка от крыла управляющих поверхностей .
Алексей а вот об этом можно поподробнее??? Пожалуйста…
Кладем стальную линейку на крыло, фиксируем ее от сдвига 2-мя - 3-мя кусочками скотча, и, острым скальпелем или лезвием, отрезаем то что нужно. Затем вышкуриваем место среза на крыле и элероне под нужным углом (чтобы обеспечить подвижность после навески). Торцы крыла и элерона желательно проклеить полоской стекла 0,05мм на цеакрине для пенопласта. Навеска производится на канцелярском скотче 3М.
В нашем случае вырез дожен быть сверху, вот так V. Прфиль имеет большую кривизну, и если резать снизу, то есть риск, что после навески элерона на место - он не будет нормально отклоняться без деформаций.
Понял !!! Спасибо! Просто я обычно часть крыла занимаемую элевонами даже не режу а сами элевоны делаю из бальзовой пластины 3-4мм… Ну так попробую в следующий раз или на Алуле Aleks SVC потренируемся… 😃