Схематические модели

SAN

Тоже вариант, но в наборе (не помню номер) были точно “железные” и даже “профиль” уже был придан 😃

Sazan

Вспомнил еще пару деталей о своем кружке.
Первая по окраске моделей. Наша группа делилась на две команды, чтобы создать дух соперничества. Одна команда красила свои модели зеленкой. А другая - густо разведенной марганцовкой. Сразу было ясно чьих будешь)) Красились ваткой, руками, рукавами, иногда носами - помню, потому что был из “зеленых”. Понятное дело, что ложились эти покрытия мягко говоря не ровно))) Зато веса почти не добавляли.

А вторая касалась изготовления носовой части. Каждой модели давалось имя - название птицы. И носовая часть изготавливалась в виде этой птицы. С резьбой по дереву, раскрашиванием и лакированием. На крылья клеились бумажные буквы (нарисованные и раскрашенные вручную). На одном крыле - название модели, а на другом код, зашифровывающий номер группы, автора и порядковый номер модели у автора. Получалось что-то вроде бортового номера.

И народу в группе было человек двенадцать. И на полетушки выезжали. В воскресенье, на общественном транспорте - однажды даже раздавили одну схематичку.
Ребята в группах были примерно одного возраста. Но иногда в наше время оставались старшие. Они делали кордовые модели. Это казалось чем-то невероятным - паяли из жестяных банок топливные баки, взвешивали колеса от игрушек, перебирали микродвигатели. Однажды один из них делал в кондукторе переклей для бойцовки - это было ващщеее. Только недавно я узнал, что это была “Каховка”. Шел 92-ой год.

Вот и получается, что дети , чтобы с ними не происходило, считают происходящее нормой, потому что не с чем сравнивать. Только сейчас я понимаю какой это был крутой кружок! Не надо было бросать 😁

avram

Кружок то можно было бросить, да он не бросает по жизни…время от времени руки чешутся и глаза к небу подымаются…😃

Sazan

Закончил клеить каркас.

Теперь надо обтягивать модель. Заготовил лавсан из цветочного ларька и клей БФ-6 из аптеки. Чтобы все не испортить и не изобретать велосипед хочу задать несколько вопросов:

  1. Что значит “приварка”. Это натягивание лавсана нагревом?

  2. В статье предлагается делать приварку паяльником, запитанным 150-ю вольтами, с алюминиевой насадкой 40 мм. Ни 150 вольт, ни алюминиевой насадки у меня нет. Расскажите, кто как натягивает лавсан? Есть утюг с паром - подойдёт? Не прожжет?

  3. В статье предлагается оклеивать крыло в два приёма от центральной нервюры к оконцовкам. Но это же не удобно, так как лавсан придётся изгибать в двух плоскостях. От этого он сомнется. Не проще ли клеить лавсан от передней кромки к задней? Или у того способа есть какое-то преимущество, о котором я не знаю?

  4. Кто как наносит клей? Сразу на всю деталь или по частям, чтобы клей не успел засохнуть? Только на одну или на обе склеиваемые поверхности?

  5. Может быть, есть ещё какие-то подводные камни, о которых лучше знать заранее?

SAN

Приварка это закрепление краёв лавсанового листа на “скелете” самолёта
Промазываете лавсан и рейки бфом, даёте подсохнуть до отлипа, накладывает и проходите утюжком\паяльником чтобы произошла “приварка”
Сначала на отдельной детали попробуйте

Годится паяльник на 60 вт с расплющенным лопаточкой жалом
Запитать через ЛАТР или диммер. У китайцев много подобных регуляторов

Сначала закрепляет все края с минимумом складок [лучше когда они широкие, а не мелкие], а уж потом натягиваете лавсан нагревом

Андрей_В

Я предпочитал клей БФ 6, он от температуры менее темнел, чем БФ 2.
Покрываете сразу и кромки и нервюры, на раз-два. Просохло, не липнет - приглаживаете утюжком или паяльником с насадкой. Насадку на 40Вт паяльник я вырезал из жести, в виде ложки с прямым, чуть загнутым торцом. Ну, можно и шайбу из дюральки на жало одеть.
Вот приглаживать-натягивать лавсан на схематичке… Конденсаторная бумага, бывало, так крылышки заворачивала … А тут лавсан 😮
Поэтому, просто приклейте к каркасу, без провисов и морщин.
Процесс не сложный, увлекательный. Но сначала все же попробуйте на чем нибудь, навык появится.

коллега опередил… 😃

karmann

Только Момент высушить полностью, потом “приваривать”

EXPERIMENTATOR1970
валера38:

Лавсан клеить хорошо на момент-кристал или дисмогол они прозрачные.

Странно… Я на Кристалл пробовал клеить, не приклеивался лавсан к каркасу. На обычный Момент хорошо, а на этот никак.

валера38

мне кристал нравится больше дисмогола ,но он дороже(сотни бойцовок обтянуты)Кстати кристал надо развести ацетоном 1к1,потому ,что густоват.

PROPELLER
Sazan:

Это был феерический провал!

Рейки ломаются из за косослоя. Досочку большого размера нужно расколоть вдоль. Если скол получится сильно кривой-то такая древесина не годится. Выбираются наиболее ровные участи и из них уже пилятся рейки. При загибании годичные кольца должны располагаться вдоль загибаемой поверхности, а не поперёк.

EXPERIMENTATOR1970:

Мы про этот клей говорим?

Не клеит он лавсан.

Sazan

Похоже, что “приварка” - это расплавление уже засохшего клея при склеивании. Получается, что технология такая - нанести клей, дать ему высохнуть, приложить деталь, нагреть, чтобы клей расплавился и снова стал липким, дать остыть. Наверное, опытным моделистам это настолько очевидно, что и не обсуждается. Даже в Моделист-конструктор эту тему опустили, как малоинтересную.

Если так, то все равно остаются вопросы:

  1. Можно ли наносить клей только на рейки, а лавсан не мазать клеем? Спрашиваю, потому что не понятно как наносить клей на лавсан - на нем надо заранее размечать места склейки, чтобы не намазать лишнего и не в тех местах?

  2. И обязательно ли давать клею засохнуть “на отлип” перед прикладыванием лавсана? Не проще ли сразу нанести клей на все рейки, наклеить лавсан на свежий клей, дать клею высохнуть и уже потом провести по клеевым швам паяльником?

  3. Зачем вообще нужна эта приварка? Просто засохший клей не будет держать?

  4. Если использовать диммер или лопатку из жести, то как понять, что температура оптимальна? Для приварки и для натяжки нужна одна и та же температура?

EXPERIMENTATOR1970

Геннадий, купите маленький утюжок и будет счастье. Лучше, конечно нормальный модельный утюжок.
Клей наносится только на каркас. Даёте клею подсохнуть, накладываете лавсан, подсохший клей даёт возможность корректировать наложение плёнки. Далее привариваете плёнку к каркасу утюжком. При двусторонней общивке натягивается плёнка более горячим утюжком. В вашем случае, честно говоря не знаю, думаю каркас сильно поведёт. Так что аккуратно подтягиваете плёнку руками, и только привариваете к каркасу, не касаясь утюжком плёнки. Наверное так, просто я такие крылья плёнкой не обтягивал.

Sazan

Ды, покупать не хотелось бы. Потому что пока постройка модели - это разовая акция. Ищу какое-нибудь колхозно-одноразовое бюджетное решение.

EXPERIMENTATOR1970

Я утюжок в Ашане брал примерно за 400р. А в хозяйстве потом всегда пригодится.😉

SAN

Наносил клей и на лавсан и на каркас.
Нанесли на заднюю кромку подсушить, приварили; обернулись вокруг передней, поместили фломастером где мазатьи; нанесли/подсушили/приварили; пришли на заднюю кромку - разметили/нанесли /подсушили/приварили/обрезали бритвой излишки

Теперь натягивать утюгом,паяльником или термофеном,
Не резко с одного краю, а последовательно по всей поверхности в несколько проходов- меньше поведёт.
Хотя без опыта почти наверняка

Просто засохший клей держать не будет
Без просушки очень долго ждать схватывания
Температура по меткам на рукоятке регулятора, а метки по результатам пробных приварок/натягов 😃

Андрей_В

Геннадий, Вы потом фото этого крыла для схематички, обтянутое лавсаном внатяг, как насоветовали 😉 , покажите…

karmann

Сейчас в клубе схемки практически не делаем(( но когда делали массово, то обтягивали тонкой самоклейкой для учебников.
При нагреве утюгом, из матовой становится прозрачной. Потом красочкой задували.
Ни Момента, ни БФ при такой технологии соответственно не нужно)))

Sazan

Простейшая модель планера, говорили они. Для моделистов первого года обучения, твердили они.

В общем, опять провал 😎

После того, как с наскока не смог обтянуть крыло, перешел к экспериментам с тестовыми деталями - зря только утяжелил крыло на лишние 15 грамм клея. Эксперименты результата тоже не дали.

Пробовал наносить клей на рейки и подсушивать, а потом прикладывать лавсан (клей сохнет моментально). Потом пробовал быстро клеить лавсан на свежий клей.

После этого пытался сделать приварку мелким дорожным утюгом с массивной подошвой. Делал приварку при разной температуре. От терпимой на ощупь до прожигания лавсана - ни намека на прочное приклеивание.

Подозреваю, у меня БФ-6 не той системы (видно на фото)?

Может быть, какой-нибудь современный клей сможет гарантированно приклеить лавсан без всей этой свистопляски с приваркой?

Вячеслав_Михеев

Попробуйте такой купить. Он должен быть внутри желтый. Напоминая сопли при насморке)

В тяжелые годы, на ПВА клеили

karmann

Именно такой нужен))
“Момент-1” и желательно в большом тюбике. В тюбике по 75 г какой то не очень:o
Не “Кристалл” и не “Пластик”!