Trnava 2019 F5J Word Challenge (7-10.08.2019)

Albert

Прошу прощения за длинный текст и полу-оффтоп.

Лишний раз убедился, что авиация - коллективное занятие. Чтобы увидеть самолет в небе, необходима цепочка событий и действий людей. Я благодарен Taim и Sputnik за помощь, но задействовано оказалось еще куча народа.

Еду по Белоруссии с попутчиком, и машину начинает сильно тащить к обочине. Съезжаю под Кобрином - руль очень тугой. Вылезли - на капоте и стекле потеки, движок в лужах масла. Бачок ГУР пуст. Мне уже чинили шланг ГУР, накрылся штуцер.
Отключить насос нельзя, он на одном ремне с генератором. Попутчик выдал первое звено в цепочке помощи - сказал, что в 3-4 км на въезде в г. Береза заправка с жидкостями.

Звоню Малюку и другу, прошу дать наводки на сервисы и связать меня с моим - безуспешно, вечер субботы. Обнаруживаю, что штуцер идет от пальцев! Прокладка и резьба целы, но нет рожкового ключа. Стреляю у дальнобойщика (не сразу понял, что это поляк). Еще звено.

Ползу на аварийке до заправки - там только красная жидкость, а какая нужна? Один из местных сопровождает меня до автомагазина (час до закрытия) - главная помощь! Продавцы находят ключ и подбирают по остаткам жидкость. И выдают: “Если просто зальешь, можешь повредить ГУР. Нужно вывесить передок и прокачать с ненагруженными колесами.” Рядом парень на “Ауди” - одалживаю у него домкрат, делаем все, но колеса поворачиваются рывками. Зовем продавца, доливка, опускаем машину - заработало!

Гоню севернее Бреста на другой погранпункт, Песчатка. Я в шоке - уже забыл, что могут не мариновать в очереди и не терзать 4-7 часов с досмотром и декларацией! Прошел сразу.
Темно, меняю карту в навигаторе, пытаюсь подобрать мотель по пути -не выходит. Скоро понял, что “Гармин” тащит там, “где волки срать боятся”. Почти все время в “туннеле” из деревьев, неба не видать, дорога узкая и извилистая. Хорошо хоть, почти никого, можно катить с дальним светом.

Деревни с домами без огней. Вид польских кладбищ с многочисленными свечками на могилах оптимизма не добавляет.

Мотель удалось найти только ч через 2 - подсказала девушка на заправке. На следующий день проще, всего лишь борьба с залетами по навигатору, горные серпантины в дождь и пробки.
На аэродроме меня узнал один из судей!

Albert

Вот мой маршрут в субботу.

А это проблемный узел. Механики намучились с протечками, меняя предыдущий треснувший шланг, перенарезали резьбу. Теперь отверстия в кронштейне и на шланге не совпадают, шланг держался на затяжке. Не исключено, что кронштейн с отклонениями, из=за чего сломался предыдущий шланг ГУР. Придется сочинять переходник.

Говорят, лучшая новость - неприятность у ближнего.

Расследование авиакатастроф (специальный выпуск из Трнавы).

Начал тренировки, сначала запасная, потом основная модель. На втором взлете убрал газ, а мотор продолжил работу! Никакой реакции на передатчик. Постепенно планер перешел в пикирование (стоит микс “газ-РВ”, чтобы модель не лезла на петлю). Отвесное пикирование со 100 м в сухую землю.
Не осталось ни одного неповрежденного элемента. Деформации консолей и центроплана, сорван РН, балка сломана в 2 местах, накрылась серва РН, нос в гармошку, у мотора все магниты снаружи, сломаны регулятор и лимитер, обе качалки серв элеронов - короче, total destroy.

Сначала замер напряжения на батарее приемника - 8 В. Ставлю крыло на целый фюзеляж - приемник работает, сервы шевелятся. Разбираю (точнее, разламываю остатки), у выключателя борта отломаны оба вывода к батарее. Тут же в поле делаю перепайку, собираю схему для проверки.

BEC живой, приемник тоже, все сервы шевелятся. На выключателе не хватает фрагмента. Подозрение на него: скрытая трещина разошлась (было падение в Смоленске) и борт вырубился. Когда падал, пытался выпустить тормоза, но ничего не работало.

Прежде чем делать выводы: при ремонте все было осмотрено и прозвонено, после ремонта налетал часы в Монино без замечаний.

Прежде чем продолжить (всего трясло), тяпнул кофе, открутил в паре полетов комплекс на бипланчике-пенолете, который взял с собой. Вроде норма, не разбил. Запасная модель с более передней центровкой, но скакал по потокам неплохо.
Народ постепенно прибывает. Немцы заказывали место для 6 кемперов, а приехали на 10 -их вынуждены были загнать на территорию аэроклуба. Вот они на заднем плане.

Приехала команда из Японии, поздоровались. Летают на “Инфинити”.

Австралийцы тоже здесь. Сейчас повезу Сергея Колесникова на поле.

taim

Жалко модель!

taim:

Альберт анализ отличный!
Думаю тебе надо перепроверить проводку, а все твои выключатели и тонкие провода это сопли / это моё личное мнение/

Это ещё после твоей прошлой авиакатастрофы писал.
Соберись возьми себя в руки, замени чашечку кофе на чашечку со звёздами и у тебя всё получится.

Sergey_BSB

Альберт, чаще пишите. Очень интересно!
При таком количестве спаек и проводов разного сечения, а какой выкл. борта …😁
Дело ваше, дело хозяйское, но я бы на вашем месте находил бы рукастых ребят для сборки планеров. Дешевле заплатить им.

Albert

Весь день на поле с Колесникрвым. Рядом Романов (Украина).
Сделал более 15 полетов, норма. При старте 130 и выше - уверенный полет, 100 и ниже - высокий риск.
Почти в каждом полете, набрав некоторую высоту, сливал ее на тормозах и отправлялся искать новый поток (за полет 3-4).
Неприятность: после нескольких полетов лимитер перестал писать профиль полета - а я специально прихватил ноут с Altis Flight Manager для анализа. Отсечка и показ высоты работают, но могут и накрыться, а другого нет.

Сергей один раз неудачно приложил планер (Osprey) - заклинение сервы РВ на взлете. Уже собрались ставить одну из моих серв, но он перебрал ее, заработала. Ограничился переменой местами серв РВ и РН. Попутно исправил перекос оперения относительно крыла.

karmann
Albert:

Отвесное пикирование со 100 м в сухую землю.

Сочувствую.

Альберт, а выключатель то зачем? Самый слабый элемент в электрической схеме(( Одним словом ВЫКЛЮЧатель.
У меня ни на одном планере не было, кроме АВЫ, где была внешняя перемычка на плюсовой провод батареи (там заморочки с колпаком были).

Не отчаивайтесь! Настраивайте запасную модель. Мы за вас болеем!!

Albert:

лимитер перестал писать профиль полета

Память почистили?

taim

Альберт если надо логер я скажу тебе дадут.

Albert
Sergey_BSB:

находил бы рукастых ребят для сборки планеров. Дешевле заплатить им.

“Обыщи весь белый свет - таковых в природе нет.
Энто я тебе, голуба, говорю как краевед.”
Распайку крыльевого разъема и делал профи.

karmann:

Альберт, а выключатель то зачем? Самый слабый элемент в электрической схеме((

Память почистили?

До выключателя была уйма проблем с глючными разъемами, переломами проводов, обрывом пайки и доставанием-запихиванием аккумов. Поставил и вздохнул свободно.

Да, регулярно очищаю, но не помогло.

NIV
Albert:

На выключателе не хватает фрагмента. Подозрение на него: скрытая трещина разошлась (было падение в Смоленске) и борт вырубился.

Если борт вырубается, мотор сразу останавливается. (Нет сигнала с приёмника, регуль отрубает мотор.) В прошлый раз я так понимаю причину падения не выяснили? Есть риск с этой электроникой закопать ещё не один планер.

Удачи в соревнованиях!

NIV

“Плавающие” неисправности электроники это жесть. На месте Альберта менял бы всё начисто. Учитывая серьёзность применения техники и стоимость самой техники.
Возможно приёмник дурит, если его об землю уже хреначили.

Albert
NIV:

Если борт вырубается, мотор сразу останавливается.

Тут ситуация сложная.
Стоит рег Kontronik KOBY. Если включить борт без передатчика, мотор не запускается, рег издает прерывистый сигнал.
При отключении приемника рег может понять, что сигнал = 0. Кривая газа от -100 до + 100, и может быть средний газ. По ощущениям, мотор работал именно так.

На второй “Супре” все пашет безотказно. С установкой выключателя перестали вылезать обрывы проводов прямо в поле. (Ранее эксплуатировал “Близзард” с выключателями борта и регуля Airmaster, но там была другая модель выключателя, подубовее). Единственное, что теперь настораживает - в Монино после ремонта 1 или 2 раза борт включился со второй попытки, но это был новый фюзеляж, и я подумал - окно под ход движка пропилил слишком “в обрез”. Подработал, больше ничего не было.

NIV:

Если борт вырубается, мотор сразу останавливается.

Тут ситуация сложная.
Стоит рег Kontronik KOBY. Если включить борт без передатчика, мотор не запускается, рег издает прерывистый сигнал.
При отключении приемника рег может понять, что сигнал = 0. Кривая газа от -100 до + 100, и может быть средний газ. По ощущениям, мотор работал именно так.

На второй “Супре” все пашет безотказно. С установкой выключателя перестали вылезать обрывы проводов прямо в поле. (Ранее эксплуатировал “Близзард” с выключателями борта и регуля Airmaster, но там была другая модель выключателя, подубовее). Единственное, что теперь настораживает - в Монино после ремонта 1 или 2 раза борт включился со второй попытки, но это был новый фюзеляж, и я подумал - окно под ход движка пропилил слишком “в обрез”. Подработал, больше ничего не было.

Немного “картинок в выставки”.
Колесникрв за ремонтом

В этот раз для спортсменов поставили шатры:

Обживаемся

Португальский “гробик”

Тренировочный день. На переднем плане - автобус команды Японии. Долго привыкают к часовому поясу.

Разные прочие шведы

Украинцы

Летают планеры и самолеты, и периодически организаторы прогоняют всех с полосы

Albert

Начало первого дня соревнований - не самое удачное.
Ночью была гроза с сильнейшим ветром и дождем, часть шатров и палаток снесло. С утра сильный ветер, загрузил балласт 350 г для пробных полетов. Несколько раз “Супра” срывалась, теряя до 30 м, выводил с трудом. Опять проблемы с бортом, помехи, или просто мощные вихри?
У Воликова в работе были центровочные весы. Попробовал - выдало массу 2250 (на 100 г больше, чем ожидал), и центровку около 104-106. Что за ерунда!
Ставлю балласт 250 г - опять центровка больше 104 мм. Подозреваю, что что-то не так с расположением балласта, могло быть и сваливание. Подсчитываю на бумажке смещение крепления балласта (28 мм), сдвигаю, нужно спилить штырь, чтобы не выступал в проем лючка фюзеляжа. Проверка - мало. Еще 12 мм, опять спиливаю штырь - центровка без изменений.

Занимался этим, пока народ был на открытии соревнований. Мне мужики сказали, что после открытия в 12 обед, и потом 1-й тур (у меня 1-я группа).
Делать нечего, иду летать и балансироваться. Вижу, что хронометристы занимают места, сирена, а потом Малюк зовет меня. “Перерыв отменен, начало тура.”

Изрыгая проклятия, несусь на свой 13-й коридор с едва настроенной моделью. Ветер стих, нужно лететь без балласта, но инструмент в шатре. Тут дают задержку, начинаю звонить Сергею - облом. У него был отключен звонок.

Воликов взялся штурманить (кстати, успел дать мне другой лимитер), но не повезло с командной слетанностью. Когда он говорит “левее” - это другое лево, понял это не сразу. Для меня лево-право - смещение по азимуту, ближе-дальше - дистанция по пеленгу. Он же, говоря “левее” (планер шел правым бортом), подразумевал сместиться дальше от себя. В конце концов сделал не тот поворот, вывалился из потока и не смог доползти до 10-м зоны.

Позже Колесников, ведомый Воликовым, повторил мой полет: его так же загнали “на кукурузу”, просела высота, а попытка заставить набрать высоту в динаме у деревьев на 20-30 м не удалась. Он тоже не долетел.

(Потом вспомнил анекдот про Чингизхана: “Мой сотник - плохой командир. Он может проехать верхом 100 верст, весь день рубиться мечом, без промаха кидает копье и стреляет из лука. Но он думает, что все воины такие!”)

Балласт и центровка. Без оного проверил на пальцах - около 100 мм, как и намерял дома. Воликов не согласен, пальцы штука неточная, надо верить весам. Пошел проверять центровку у украинцев - показывает на "Супре " без балласта 109 мм!!!
Тут и выяснилось, что фюзеляж старой “Супры” не встает нормально в весы. По совету Колесникова положил самолет вверх тормашками - 100 мм, как и должно быть. И что теперь делать с переделанным балластом? Вся кутерьма из-за вранья весов…

Во втором туре мне и Колесникову повезло стартовать в одной группе в соседних коридорах. Полет прошел почти синхронно, парой. Мы заранее наметили цель, пришли туда на одной высоте и успешно выпарили. Я даже опасался столкновения. Воликов был рядом, и напрягаться особо не пришлось, исполнил “сеанс одновременной игры” , как он сказал.

В третьем туре опять пошел на тот же поток, но подсознательно старался влететь в него чуть ниже. И “пролетел”: мне достался самый дальний, 18-й коридор, и я ошибся с высотой (еще и постройки и деревья не давали видеть горизонт) - вместо 120-130 м оказался на 90, и меня “не взяло”.

Кстати, перед отъездом с поля глянул на результат 2-го тура - дали 450 очков! Это за 9’53 с посадкой 40 очков и высотой 134. За первый тур, где я свалился на 7 минутах, дали 580. Завтра пойду ругаться, явно лажа при подсчете… Вот зачем нужны промежуточные результаты.

Очень много народа попадало на больших дистанциях - война идет нешуточная.

NIV
Albert:

Изрыгая проклятия, несусь на свой 13-й коридор с едва настроенной моделью.

Может надо молиться начинать!😁

Альберт очень интересно на чём летят лидеры? Если можно фото.

Удачи в полётах!!!

taim

Посмотрел результаты 4 раундов - места
Воликов А-38
Малюк В-50
Фрунзе В-139
Набиулин А - три раза пересматривал не нашел/наверное разбирается/
Колесников С-65
Пирогов В-189
———-
Головидов О-7
————-
Дашко И-13
Петренко А-11
Гаврилко В-43
Кошелев А-54
Романов В-56
Рюмшин В-95
————
Яковлев А-177

Albert

Опять я выступаю в роли палочки-выручалочки: у меня стреляют все, чего не оказалось. Не понимаю, как так - ехать на чемпионат по планерам, и без лопаты?!

До этого соседи-бразильцы (некурящие) моей зажигалкой грели термоусадку. Паяют силовые провода маасеньким паяльником - вылезай, мой 40-ваттный.

На щите у судей объявление: эстонцам срочно нужен лимитер Altis V4 и FASST-приемник на 7 каналов. Достал свой - хоть и не пишет, но рабочий. В ящик инструментов положил перед выездом футабовский приемник R6000 (рабочий, но были подозрения после лежки 2 недели модели у Клязьмы). Парни были рады, я согласился на их сумму, все ж таки БУ.

Потом прибегает парень из украинской команды за ручкой и бумагой - копаться в функциях и настройках передатчика. Под конец дня ссудил Фрунзе смолу - он второй раз повредил мотошпангоут при посадке.

Еще картинки:
Стеллаж у бразильцев

Кто-то такой же запасливый привез запасного пилота

Кто-то хорошо знакомый устроился с комфортом

Лежка, то бишь сиеста

Солнце печет немилосердно. В конце дня стало плохо парнишке из бразильской команды, вызвали скорую.

taim
MVP:

Альберт

ПодоБрел:o Альберт

Albert

Проблемы бывают у всех. Даже Воликов разок свалился в кукурузу, нашел с использованием обратной связи.
Но мне впору писать руководство “Как запороть полет на ровном месте”.
Штурман Малюк загнал меня в поток, я стараюсь не выйти на орбиту (потом глянул - было 450 м).
Сливаю высоту, готовлюсь к посадке в простейших, “полигонных” условиях.

Ну и чувствую себя как пилот истребителя на полигоне: палец на кнопке сброса, ждет первой буквы “С” в слове “Сброс” от командира группы. И тут командир выдает: “СБРОС отменяю…”

Есть разные формы взаимоотношений “инструктор-ученик”. Когда новичка гонят как лошадь, он тупо выполняет команды. На выходе обучения инструктор почти не вмешивается. А посередине…

В этот раз старался сесть попозже, не все же на 9.52. Подхожу, и у Малюка вырывается: “Рано!” Мозговой процессор перезагружается, все ресурсы уходят на расчет траектории с окончанием в 10.00. Процесс “Контроль за высотой”, разумеется, теряет приоритет. Все идет отлично, но вдруг модель садится намного раньше ожиданий, и не долетев до 10-метровой зоны…

А в целом, просто тяжело: погода ясная и маловетреная, народ взлетает низко, и угнаться за ними сложно. После 5 тура (даже с вычетом одного плохого) я на 112-м месте…

chitaf3a
Albert:

народ взлетает низко,

На сколько ?

Albert

Еще немного картинок.
Взлет

В финалах было много столкновений и перелетов: при старте многие становились в спираль на малой высоте. Так сбили немца Фейгла.
Посадки


Последняя секунда

Я в одном из последних туров коснулся земли за 3-4 м до пятака на 9.58, но земля была сухая, скорость высокая, а отклонение тормозов настроено гр. на 65-70 (недавно чинил выломанные кабанчики закрылков). Такого давно не было - рикошет с подскоком на полметра, и сел в 10 м за пятаком. Хорошо хоть в зону безопасности не влетел.

В одном из финальных турах “Плюс” и неопознанная модель-“классика” оказались над автостоянкой на высоте 5-7 м.

Они пять минут нарезали круги, постепенно смещаясь к деревьям и зданию диспетчерской. “Плюс” выполз, а “классика” нет.

В конце концов она оказалась ниже крыши ангара, и еще минуту-две кружила перед столовой.

Потом пилот попытался уйти, но зацепился за флагшток. Модель упала на кемпер.

Это модель одного из призеров.

8 days later
Albert
Albert:

Потом пилот попытался уйти, но зацепился за флагшток. Модель упала на кемпер.

На 46 минуте видео показан этот момент: