Last Down XXL V3, от Staufenbiel - 2
Теперь понятно.
Затеял полную переделку крепления серв, чтобы двинуть аккумулятор максимально вперед. Не решил пока, как лучше расположить приёмник - не страшно, что он находится прямо возле мотора, да ещё и стоит прямо на проводах от контроллера к мотору? Как бы помехи его не закрыли.
Провода антенн выведу за фюзеляж.
Возле места слома фюза зачистить краску по пятку сантимов на сторону ,по бокам на изоленту приматываете линейки деревянные (лучше в целофане чтоб не приклеились) вставляте крыльвой штырь и стабилизатор выставляте паралели и клейте начала там где нет линеек а посля их снимаете и завершаете ремонт, можно ещё со стапелем заморочится ,но это в другой раз.
приматываете линейки деревянные…вставляте крыльвой штырь и стабилизатор выставляте паралели
Отличная идея, спасибо (и как сам до этого не дотумкался!). Но сначала закончу уже почти готовый экземпляр.
Затеял полную переделку переднего крепления серв с целью двинуть аккум как можно дальше вперед. Проще говоря, выдрал готовые площадки и поставил другие сервы, чуть поменьше и чуть двинул их вперед. Жаль конечно уже готовый к полёту планер было ломать, но как говорил О.К. Антонов “Десять раз сначала…”.
Если бы я знал, какой объём работы придётся проделать, может и не ввязывался бы в это дело: пришлось выдирать боудены, перепробовать и испортить штук пять сервовых кабанчиков, пока нашёл оптимальное положение новой площадки, чтобы севры не касались фюзеляжа изнутри. Три дня на это ушло, и то ещё не закончил.
Но 85 груза в носу уж очень били по самолюбию 😃 .
Есть повод для гордости: cегодня наконец-то прочти закончил переделку - удалось двинуть вперед сервы, поставить более компактные и соответственно более легкие сервы, а также существенно двинуть аккум вперед. Пришлось правда перепробовать и переделать десяток всяких вариантов.
Результат порадовал: удалось избавиться от 85 г груза в носу, поставить второе электропитание и двинуть основной аккум существенно вперед. Общий вес планера с карбоновым лонжероном составил 2.900 г – и это с учетом того, что поставлено второе электропитание. Вес с титановым лонжероном составит 3.020 г – с ним и буду выпускать птичку в первый полёт (при том что производитель заявляет крейсерский вес готового 3.300 г). Так же удалось сдвинуть центровку на 5 мм вперед – будет приятнее управлять.
Теперь вопросы:
- Правильная установка рулей: как уже выше отмечалось, оконцовки крыльев (вероятнее всего сами крылья) имеют неодинаковую крутку, наверное в результате того, что дерево долго лежало и искривилось. Это хорошо видно на фото внизу – элероны и закрылки были выставлены по оконцовкам каждого из крыльев в одну линию, но положение рулей получилось совершенно разное: на одном элерон и закрылки опущены, а на другом чуть приподняты вверх.
Мне кажется, нужно выставить положение рулей по профилю. Хочу сделать просто: на заднюю кромку крыла на нижнюю поверхность профиля положить линейку (вдоль хорды крыла, см. фото) и по ней выставить закрылки и элероны, чтобы они были продолжением профиля крыла: задняя нижняя повехность профиля почти плоская. Можно так, или иначе?
- Тяга РВ представляет собой проволоку 0,8 мм с пластиковой оболочкой, никогда таким не пользовался. Крепление к РВ – обычное зажимное. Как поступить: очищается проволока от оболочки, делается напильником небольшая лыска на металле и зажимается как обычно? Или пластиковую оболочку счищать не надо?
дерево долго лежало и искривилось
Пришел мне как то планер из Новосибирска ( это в Крым , расстояние немаленькое) в обрешетке, весь обмотанный пупыркой и скотчем . Консоли крыла более-менее не пострадали, а вот рули на них (я был просто в шоке !) имели волнообразную форму. Пришлось все снимать, шприцом с иглой накачивать внутрь горячую воду (без фанатизма, по чуть-чуть) зажимать с помощью ровных брусков в нормальное положение и сушить на батарее, благо дело было в холодное время года. В итоге все выровнялось. Чуть пленку потом утюжком поправил и все !
положение рулей по профилю
Делаю именно так для среднего режима полета, (круиз). Для скорости чуть поднимаю рули вверх, на 1 - 1,5 мм, в зависимости от модели планера, для парения на 2-5 мм вниз опять же от модели зависит. Есть ещё вариант, попытаться отследить “осевую” линию профиля. На некоторых профилях она не является продолжением профиля снизу. И тогда начальное положение (круиз) я ставлю так, чтобы законцовка руля была на этой линии.
счищать не надо
Не счищал никогда. Гужон закручиваю с фиксатором резьбы, в полёте никогда не раскручивался и не проскакивал, не такие там нагрузки, если только сам РВ не имеет тугого хода, а вот при ударах в нештатных ситуациях спасает от поломки сервы.
шприцом с иглой накачивать внутрь горячую воду
Интересно… можно пожалуйста подробнее, на пальцах, по шагам?
Не счищал никогда
РВ очень свободный. Меня беспокоит, что зажим будет не на металле, а на пластиковой оболочке, стало быть и усилие (пусть и минимальное) будет на пластике, а не на металле. А пластик может и не выдержать, вот что опасаюсь.
можно пожалуйста подробнее
Да собственно ничего интересного. С торца рули (на данном планере их было три на каждую консоль) у меня были зашиты бальзой, поэтому я легко их прокалывал иглой от шприца и заливал туда кубик - два кипятка, вертел руль во все стороны, чтобы вода типа растеклась равномерно и тут же в зажим струбцинами между двумя ровными брусками и на батарею. Под плёнкой создавался “парниковый эффект” и дерево размягчалось сначала, а потом под действием тепла батареи сохло, но уже в правильном положении. Я оставлял на сутки. Где с первого раза не вышло до конца выпрямить таким “кустарным” способом - повторял процедуру. А дырочки в торцах даже и не заклеивал. Если у Вас там фанера - можно заранее просверлить тонким сверлом.
Меня беспокоит
В таком случае всегда проверяю прочность “на зуб”, то есть беру и руками прилагаю усилие гораздо бОльшее, чем при полете. Если сидит мёртво и не шелохнётся - оставляю как есть. Если есть поползновения к проскальзыванию либо каким-то люфтам - переделываю.
Вот этот планер.
собственно ничего интересного
А, типа горячего пропаривания. Понятно.
Вот этот планер.
Красивая птичка, а где это такая красота (природа), что термиков для планера достаточно?
что термиков для планера достаточно
Это Крым, гора Клементьева под Коктебелем. И там в первую очередь отличные динамические потоки, а потом уже термики.
гора Клементьева под Коктебелем
Так почему-то и подумал. Лётная Родина О.К. Антонова.
Даст Бог, может и мы там полетаем.
Вопрос ещё по двойному питанию: приёмник получает штатное питание от контроллера двигателя (который к свою очередь подключён к основной батарее 4S), а также на один канал через диод Шоттки (этакая «гальваническая развязка» батарей) включена батарея 1S. Служит балластом в носу, и одновременно полезную функцию выполняет: в случае чего, хотя бы приёмник без питания не останется.
Контроллер двигателя подключён к приемнику напрямую, без диода Шоттки. Думаю, он там и не нужен? Достаточно того, что между основной и резервной батареями стоит контроллер?
Вопрос ещё по двойному питанию
Такую схему не использую. Надо поискать в теме электроники…
Второй диод не нужен. На выходе регулятора обычно 5 вольт или больше. А напряжение 1S батареи 4.2 вольта максимум. Соответственно, пока жив ВЕС в регуляторе, питание борта будет осуществляться от него, а диод будет заперт обратным напряжением. Но как только основное питание пропадёт, диод откроется и борт будет запитан от 1S батареи.
Никакой гальванической развязки здесь нет, есть диодная коммутация резервного источника питания.
Второй диод не нужен.
Именно так я и мыслил, спасибо!
Никакой гальванической развязки здесь нет
Конечно (трансформатора нет), поэтому я и взял «гальв. развязка» в кавычки.
Ну что, если погода не подведёт, завтра первый пробный полет птички. Да ещё и на новом передатчике (купил Futaba T8FG б/у). Как всегда, немного волнительно…
Не получилось запуска сегодня. Ещё вчера догадывался, что придётся отложить, сегодня на аэродроме подтвердили.
Вчера после окончательной сборки и проверки нарисовалось два препятствия: пробный запуск двигателя выявил ток в 55-57 ампер на максимуме, а контроллер у меня на 45 А. Связано это с тем, что на старом планере я летал на 3S, а сейчас взял 4S. Решил так: уменьшил ход сервы до 68%, ток 43-44 А, впоследствии куплю винт меньшего шага и диаметра.
Второе препятствие - туго ходит тяга РВ в боудене: настолько, что руль идёт рывками, а не плавно (напомню, тяга - 0,8мм стальная жила с пластиковой оплеткой). Смазка тяги вазелином ничего не дала.
Заменил пластиково-металлическую тягу на простую стальную диаметром 1,5мм. Ходить стала легче, руль уже ходил плавно. Правда пострадала центровка - сразу сместилась на 4 мм назад: пока держимся в разрешенных границах, но все равно было обидно.
Однако… главная проблема была в другом: мощности сервы не хватало для установки руля в нейтральное положение (тем более что близко к нейтрали серва имеет минимальную мощность), хотя там стоит 3,6 кг-я серва. При даче РВ “от себя”, он не полностью выходил в нейтраль, а оставался в чуть опущенном положении (на пикирование): приходилось чуть давать “на себя”, чтобы вышел в нейтраль. Приехал сегодня на аэродором, все собрал, подключил - и решили на общем совете моделистов не лететь. Опасно. В месте максимального изгиба (где тяга из фюзеляжа идёт вверх на стабилизатор) трение слишком велико.
Есть два варианта решения вопроса:
-
Поставить более мощную серву и более тонкую тягу, около 1 мм толщиной. Снизит ли это трение? Сомневаюсь.
-
Вернуться к тому варианту, который делал в 2013 году (см. первую тему): там я поставил самую легкую серву которую смог найти (12 г) прямо в хвост. РВ был подключен к серве очень короткой тягой, ходил без проблем.
Недостаток такого решения - установка сервы в хвосте. В наиболее удалённом от ЦТ месте каждый миллиграмм веса смещает цетровку за все мыслимые пределы (прошлый раз пришлось положить в нос 20 г балласта).
Пока думаю как поступить, за советы буду благодарен.
- вариант
Применить вместо гибкой тяги проволоки - жесткую, с опорными точками.
Посмотрите как было сделано на Juster и Striker
жеские тяги плюс уголковая качалка с плечами разной длины. И достаточно будет простой сервы с усилием 2кг/см
Насчет увеличения тока при переходе с 3S на 4S - это нонсенс.
W=I*U
W - мощность, примем ее постоянной для моторсета на данный момент.
тогда I=W/U
Если увеличиваем напряжение питания, то ток падает.
Возможно у Вас винт с несколько большим шагом чем нужно.
Возможно у Вас винт с несколько большим шагом чем нужно
Думаю что именно это и вызвало повышение тока.
А на счет тяги - всегда использую тонкую проволоку или стекловолоконный пруток в боудене. Смазывать ничем категорически нельзя - это только делает ход тяги в боудене тугим. Только идеально сухая тяга в пластиковой трубке. Мы приноровились использовать для этих целей стекловолоконный пруток из оптических кабелей, которыми тянут интернет по улице. Они бывают разной толщины. В таком кабеле есть и трубка с тонкими оптоволокнами, которые надо достать и трубку внутри очистить от масла. Бесплатный и идеальный боуден.
Возможно у Вас винт с несколько большим шагом чем нужно.
Наверняка. Сейчас там стоит 13x8, на 3S он давал ток в 42-44А, на 4S конечно существенно больше.
Мой малый опыт говорит, что снижение шага на 2 единицы (13х6) вызывает снижение тока на 4-5А: такой вывод я сделал, испытывая разные винты. Также снижение тока вызывает уменьшение диаметра винта.
Для этого мотора с 4S рекомендуется винт 12х6. Как считаете, уложусь в 45А, или лучше взять ещё меньший шаг? Не хотелось бы накупать кучу винтов, которые будут валяться без дела.
жеские тяги плюс уголковая качалка с плечами разной длины
Плечи разной длины (это в Striker?) сделаны, насколько я понял, для дифференцирования элеронов.
Я избегаю угловых качалов по причине того, что это - источник люфтов. Может ошибаюсь, но как есть. И хотя я с удовольствием пробую новые конструкции - если ли в этом смысл?
Покопавшись в своих запасах, откопал микро-серву Graupner весом 9,5 г (ну может 12 г с держателем), металл. привод, 2,6 кг. Стояла на первом планере, работала без проблем. А какой выйгрыш в весе конструкция с качалкой?
Олег, смотрите как реализованна подача тяги к РВ у Striker. Есть разница в соединении тяги с самим рулем. Но важен сам способ передачи усилия при повороте тяги. Как я понял у Вас проблема с потерями изза сильного трения гибкой тяги на окружающие точки опоры. Да, прокладка жеская тяга требует кропотливости.
Мое мнение.
Это же не металка, чтобы вес сервы сосредотачивать в ЦТ.
Для такого планера 9 и 12 грамм - это не серьезно.
Здесь важнее четкость управления.
смотрите как реализованна подача тяги к РВ у Striker
Я ещё раз перечитал систему привода элеронов на стр. 24 Striker (короткий абзац справа внизу) - и не полностью уловил, что к чему. Поясните пожалуйста подробнее, что Вы имеете ввиду.
9 и 12 грамм - это не серьезно
К сожалению, 9 г в хвосте (наиболее удалённой от ЦТ точки) - это 20-30 г балласта в носу. Поэтому экономлю.
Сегодня был в магазине, присматривался к сервам и качалкам. Нашёл серву на 4,6 кг, маленькую, вес - 8,5 г, рамка крепления и винты почти ничего не весят. В качестве проводки в фюзеляже использовал телефонные жилы (тонкий кабель).
Не думаю, что качалка и тяга до качалки через весь фюзеляж + тяга от качалки до РВ будут весить намного меньше, так что вариант напрашивается сам собой.