Last Down XXL V3, от Staufenbiel - 2

DeltaGold

Теперь понятно.

Затеял полную переделку крепления серв, чтобы двинуть аккумулятор максимально вперед. Не решил пока, как лучше расположить приёмник - не страшно, что он находится прямо возле мотора, да ещё и стоит прямо на проводах от контроллера к мотору? Как бы помехи его не закрыли.

Провода антенн выведу за фюзеляж.

олег37

Возле места слома фюза зачистить краску по пятку сантимов на сторону ,по бокам на изоленту приматываете линейки деревянные (лучше в целофане чтоб не приклеились) вставляте крыльвой штырь и стабилизатор выставляте паралели и клейте начала там где нет линеек а посля их снимаете и завершаете ремонт, можно ещё со стапелем заморочится ,но это в другой раз.

DeltaGold
олег37:

приматываете линейки деревянные…вставляте крыльвой штырь и стабилизатор выставляте паралели

Отличная идея, спасибо (и как сам до этого не дотумкался!). Но сначала закончу уже почти готовый экземпляр.

Затеял полную переделку переднего крепления серв с целью двинуть аккум как можно дальше вперед. Проще говоря, выдрал готовые площадки и поставил другие сервы, чуть поменьше и чуть двинул их вперед. Жаль конечно уже готовый к полёту планер было ломать, но как говорил О.К. Антонов “Десять раз сначала…”.

Если бы я знал, какой объём работы придётся проделать, может и не ввязывался бы в это дело: пришлось выдирать боудены, перепробовать и испортить штук пять сервовых кабанчиков, пока нашёл оптимальное положение новой площадки, чтобы севры не касались фюзеляжа изнутри. Три дня на это ушло, и то ещё не закончил.
Но 85 груза в носу уж очень били по самолюбию 😃 .

DeltaGold

Есть повод для гордости: cегодня наконец-то прочти закончил переделку - удалось двинуть вперед сервы, поставить более компактные и соответственно более легкие сервы, а также существенно двинуть аккум вперед. Пришлось правда перепробовать и переделать десяток всяких вариантов.

Результат порадовал: удалось избавиться от 85 г груза в носу, поставить второе электропитание и двинуть основной аккум существенно вперед. Общий вес планера с карбоновым лонжероном составил 2.900 г – и это с учетом того, что поставлено второе электропитание. Вес с титановым лонжероном составит 3.020 г – с ним и буду выпускать птичку в первый полёт (при том что производитель заявляет крейсерский вес готового 3.300 г). Так же удалось сдвинуть центровку на 5 мм вперед – будет приятнее управлять.

Теперь вопросы:

  1. Правильная установка рулей: как уже выше отмечалось, оконцовки крыльев (вероятнее всего сами крылья) имеют неодинаковую крутку, наверное в результате того, что дерево долго лежало и искривилось. Это хорошо видно на фото внизу – элероны и закрылки были выставлены по оконцовкам каждого из крыльев в одну линию, но положение рулей получилось совершенно разное: на одном элерон и закрылки опущены, а на другом чуть приподняты вверх.

Мне кажется, нужно выставить положение рулей по профилю. Хочу сделать просто: на заднюю кромку крыла на нижнюю поверхность профиля положить линейку (вдоль хорды крыла, см. фото) и по ней выставить закрылки и элероны, чтобы они были продолжением профиля крыла: задняя нижняя повехность профиля почти плоская. Можно так, или иначе?

  1. Тяга РВ представляет собой проволоку 0,8 мм с пластиковой оболочкой, никогда таким не пользовался. Крепление к РВ – обычное зажимное. Как поступить: очищается проволока от оболочки, делается напильником небольшая лыска на металле и зажимается как обычно? Или пластиковую оболочку счищать не надо?

FeoFly_rc
DeltaGold:

дерево долго лежало и искривилось

Пришел мне как то планер из Новосибирска ( это в Крым , расстояние немаленькое) в обрешетке, весь обмотанный пупыркой и скотчем . Консоли крыла более-менее не пострадали, а вот рули на них (я был просто в шоке !) имели волнообразную форму. Пришлось все снимать, шприцом с иглой накачивать внутрь горячую воду (без фанатизма, по чуть-чуть) зажимать с помощью ровных брусков в нормальное положение и сушить на батарее, благо дело было в холодное время года. В итоге все выровнялось. Чуть пленку потом утюжком поправил и все !

DeltaGold:

положение рулей по профилю

Делаю именно так для среднего режима полета, (круиз). Для скорости чуть поднимаю рули вверх, на 1 - 1,5 мм, в зависимости от модели планера, для парения на 2-5 мм вниз опять же от модели зависит. Есть ещё вариант, попытаться отследить “осевую” линию профиля. На некоторых профилях она не является продолжением профиля снизу. И тогда начальное положение (круиз) я ставлю так, чтобы законцовка руля была на этой линии.

DeltaGold:

счищать не надо

Не счищал никогда. Гужон закручиваю с фиксатором резьбы, в полёте никогда не раскручивался и не проскакивал, не такие там нагрузки, если только сам РВ не имеет тугого хода, а вот при ударах в нештатных ситуациях спасает от поломки сервы.

DeltaGold
FeoFly_rc:

шприцом с иглой накачивать внутрь горячую воду

Интересно… можно пожалуйста подробнее, на пальцах, по шагам?

FeoFly_rc:

Не счищал никогда

РВ очень свободный. Меня беспокоит, что зажим будет не на металле, а на пластиковой оболочке, стало быть и усилие (пусть и минимальное) будет на пластике, а не на металле. А пластик может и не выдержать, вот что опасаюсь.

FeoFly_rc
DeltaGold:

можно пожалуйста подробнее

Да собственно ничего интересного. С торца рули (на данном планере их было три на каждую консоль) у меня были зашиты бальзой, поэтому я легко их прокалывал иглой от шприца и заливал туда кубик - два кипятка, вертел руль во все стороны, чтобы вода типа растеклась равномерно и тут же в зажим струбцинами между двумя ровными брусками и на батарею. Под плёнкой создавался “парниковый эффект” и дерево размягчалось сначала, а потом под действием тепла батареи сохло, но уже в правильном положении. Я оставлял на сутки. Где с первого раза не вышло до конца выпрямить таким “кустарным” способом - повторял процедуру. А дырочки в торцах даже и не заклеивал. Если у Вас там фанера - можно заранее просверлить тонким сверлом.

DeltaGold:

Меня беспокоит

В таком случае всегда проверяю прочность “на зуб”, то есть беру и руками прилагаю усилие гораздо бОльшее, чем при полете. Если сидит мёртво и не шелохнётся - оставляю как есть. Если есть поползновения к проскальзыванию либо каким-то люфтам - переделываю.

Вот этот планер.

DeltaGold
FeoFly_rc:

собственно ничего интересного

А, типа горячего пропаривания. Понятно.

FeoFly_rc:

Вот этот планер.

Красивая птичка, а где это такая красота (природа), что термиков для планера достаточно?

FeoFly_rc
DeltaGold:

что термиков для планера достаточно

Это Крым, гора Клементьева под Коктебелем. И там в первую очередь отличные динамические потоки, а потом уже термики.

DeltaGold
FeoFly_rc:

гора Клементьева под Коктебелем

Так почему-то и подумал. Лётная Родина О.К. Антонова.

Даст Бог, может и мы там полетаем.

DeltaGold

Вопрос ещё по двойному питанию: приёмник получает штатное питание от контроллера двигателя (который к свою очередь подключён к основной батарее 4S), а также на один канал через диод Шоттки (этакая «гальваническая развязка» батарей) включена батарея 1S. Служит балластом в носу, и одновременно полезную функцию выполняет: в случае чего, хотя бы приёмник без питания не останется.

Контроллер двигателя подключён к приемнику напрямую, без диода Шоттки. Думаю, он там и не нужен? Достаточно того, что между основной и резервной батареями стоит контроллер?

FeoFly_rc
DeltaGold:

Вопрос ещё по двойному питанию

Такую схему не использую. Надо поискать в теме электроники…

ViktorF

Второй диод не нужен. На выходе регулятора обычно 5 вольт или больше. А напряжение 1S батареи 4.2 вольта максимум. Соответственно, пока жив ВЕС в регуляторе, питание борта будет осуществляться от него, а диод будет заперт обратным напряжением. Но как только основное питание пропадёт, диод откроется и борт будет запитан от 1S батареи.
Никакой гальванической развязки здесь нет, есть диодная коммутация резервного источника питания.

DeltaGold
ViktorF:

Второй диод не нужен.

Именно так я и мыслил, спасибо!

ViktorF:

Никакой гальванической развязки здесь нет

Конечно (трансформатора нет), поэтому я и взял «гальв. развязка» в кавычки.

Ну что, если погода не подведёт, завтра первый пробный полет птички. Да ещё и на новом передатчике (купил Futaba T8FG б/у). Как всегда, немного волнительно…

DeltaGold

Не получилось запуска сегодня. Ещё вчера догадывался, что придётся отложить, сегодня на аэродроме подтвердили.

Вчера после окончательной сборки и проверки нарисовалось два препятствия: пробный запуск двигателя выявил ток в 55-57 ампер на максимуме, а контроллер у меня на 45 А. Связано это с тем, что на старом планере я летал на 3S, а сейчас взял 4S. Решил так: уменьшил ход сервы до 68%, ток 43-44 А, впоследствии куплю винт меньшего шага и диаметра.

Второе препятствие - туго ходит тяга РВ в боудене: настолько, что руль идёт рывками, а не плавно (напомню, тяга - 0,8мм стальная жила с пластиковой оплеткой). Смазка тяги вазелином ничего не дала.
Заменил пластиково-металлическую тягу на простую стальную диаметром 1,5мм. Ходить стала легче, руль уже ходил плавно. Правда пострадала центровка - сразу сместилась на 4 мм назад: пока держимся в разрешенных границах, но все равно было обидно.

Однако… главная проблема была в другом: мощности сервы не хватало для установки руля в нейтральное положение (тем более что близко к нейтрали серва имеет минимальную мощность), хотя там стоит 3,6 кг-я серва. При даче РВ “от себя”, он не полностью выходил в нейтраль, а оставался в чуть опущенном положении (на пикирование): приходилось чуть давать “на себя”, чтобы вышел в нейтраль. Приехал сегодня на аэродором, все собрал, подключил - и решили на общем совете моделистов не лететь. Опасно. В месте максимального изгиба (где тяга из фюзеляжа идёт вверх на стабилизатор) трение слишком велико.

Есть два варианта решения вопроса:

  1. Поставить более мощную серву и более тонкую тягу, около 1 мм толщиной. Снизит ли это трение? Сомневаюсь.

  2. Вернуться к тому варианту, который делал в 2013 году (см. первую тему): там я поставил самую легкую серву которую смог найти (12 г) прямо в хвост. РВ был подключен к серве очень короткой тягой, ходил без проблем.
    Недостаток такого решения - установка сервы в хвосте. В наиболее удалённом от ЦТ месте каждый миллиграмм веса смещает цетровку за все мыслимые пределы (прошлый раз пришлось положить в нос 20 г балласта).

Пока думаю как поступить, за советы буду благодарен.

EHOT
  1. вариант
    Применить вместо гибкой тяги проволоки - жесткую, с опорными точками.
    Посмотрите как было сделано на Juster и Striker
    жеские тяги плюс уголковая качалка с плечами разной длины. И достаточно будет простой сервы с усилием 2кг/см

Насчет увеличения тока при переходе с 3S на 4S - это нонсенс.
W=I*U
W - мощность, примем ее постоянной для моторсета на данный момент.
тогда I=W/U
Если увеличиваем напряжение питания, то ток падает.

Возможно у Вас винт с несколько большим шагом чем нужно.

FeoFly_rc
EHOT:

Возможно у Вас винт с несколько большим шагом чем нужно

Думаю что именно это и вызвало повышение тока.

А на счет тяги - всегда использую тонкую проволоку или стекловолоконный пруток в боудене. Смазывать ничем категорически нельзя - это только делает ход тяги в боудене тугим. Только идеально сухая тяга в пластиковой трубке. Мы приноровились использовать для этих целей стекловолоконный пруток из оптических кабелей, которыми тянут интернет по улице. Они бывают разной толщины. В таком кабеле есть и трубка с тонкими оптоволокнами, которые надо достать и трубку внутри очистить от масла. Бесплатный и идеальный боуден.

DeltaGold
EHOT:

Возможно у Вас винт с несколько большим шагом чем нужно.

Наверняка. Сейчас там стоит 13x8, на 3S он давал ток в 42-44А, на 4S конечно существенно больше.

Мой малый опыт говорит, что снижение шага на 2 единицы (13х6) вызывает снижение тока на 4-5А: такой вывод я сделал, испытывая разные винты. Также снижение тока вызывает уменьшение диаметра винта.

Для этого мотора с 4S рекомендуется винт 12х6. Как считаете, уложусь в 45А, или лучше взять ещё меньший шаг? Не хотелось бы накупать кучу винтов, которые будут валяться без дела.

EHOT:

жеские тяги плюс уголковая качалка с плечами разной длины

Плечи разной длины (это в Striker?) сделаны, насколько я понял, для дифференцирования элеронов.

Я избегаю угловых качалов по причине того, что это - источник люфтов. Может ошибаюсь, но как есть. И хотя я с удовольствием пробую новые конструкции - если ли в этом смысл?

Покопавшись в своих запасах, откопал микро-серву Graupner весом 9,5 г (ну может 12 г с держателем), металл. привод, 2,6 кг. Стояла на первом планере, работала без проблем. А какой выйгрыш в весе конструкция с качалкой?

EHOT

Олег, смотрите как реализованна подача тяги к РВ у Striker. Есть разница в соединении тяги с самим рулем. Но важен сам способ передачи усилия при повороте тяги. Как я понял у Вас проблема с потерями изза сильного трения гибкой тяги на окружающие точки опоры. Да, прокладка жеская тяга требует кропотливости.

Евгений_Николаевич

Мое мнение.
Это же не металка, чтобы вес сервы сосредотачивать в ЦТ.
Для такого планера 9 и 12 грамм - это не серьезно.
Здесь важнее четкость управления.

DeltaGold
EHOT:

смотрите как реализованна подача тяги к РВ у Striker

Я ещё раз перечитал систему привода элеронов на стр. 24 Striker (короткий абзац справа внизу) - и не полностью уловил, что к чему. Поясните пожалуйста подробнее, что Вы имеете ввиду.

Евгений_Николаевич:

9 и 12 грамм - это не серьезно

К сожалению, 9 г в хвосте (наиболее удалённой от ЦТ точки) - это 20-30 г балласта в носу. Поэтому экономлю.

Сегодня был в магазине, присматривался к сервам и качалкам. Нашёл серву на 4,6 кг, маленькую, вес - 8,5 г, рамка крепления и винты почти ничего не весят. В качестве проводки в фюзеляже использовал телефонные жилы (тонкий кабель).

Не думаю, что качалка и тяга до качалки через весь фюзеляж + тяга от качалки до РВ будут весить намного меньше, так что вариант напрашивается сам собой.