Про штопор на планере.

Volkov_Igor

Привет! Сделал учебное видео как штопорят на большом планере.
Перед этим активно погонял модельку. При сильно задней центровке лихо валится в плоский штопор из которого действительно выход элеронами по вращению, перевод в крутой штопор и классический выход и онного.

Что вы об этом думаете?
По высоте же… Опыт на моделях не много. Сорвал планер на 3 метрах, срезало пластиковые болты крепления крыла. Мелочь, а обидно. Н а большом хорошо чувствую аппарат, на модельке не особо.

Кто какие признаки приближения срыва использует? Дайте пожалуйста совет как оптимальнее.

компрекс

У модели момент энерции ничтожно мал и события развиваются слишком быстро .
Даешь правый крен , а валится влево , вот и всё что можно ещё исправить .
С этим чаще сталкиваешься в горных планерах , когда кинул в бездну загруженный избыточно аппарат , а ветер повернулся , держака какое то время нет .

Виктор

Планер (модель) вообще не склонен к сваливанию, и штопору.
Вот тут настраивал “бабочку” , планер кабрирует чуть ли не до нулевой скорости, но при этом не валится.

А при полёте FPV на SKYWALKER иногда увлечёшься и позеваешь скорость, он свалится, но он моментально сам выходит, даже делать ничего не надо, ну а на посадке уже всегда следишь за скоростью и такого не допускаешь.

Вот тут была “отсечка” двигателя на взлёте, и то он не свалился.

Александр_Жданов

Весьма интересный вопрос.
Из моей практики, на f3k момент срыва прекрасно чувствуется, когда планер хорошо наблюдаем. В спирали это проявляется как легкое раскачивание по рысканью и волнообразные провалы внутренней консоли, которые, естественно сразу уходят, если чуть увеличить скорость/опустить флаппы по сильнее или просто отыграть элеронами в противоположную сторону.
Что интересно, при этом, ни разу не видел, чтобы он срывался именно на крыло, всегда просто клюет носом. Очевидно, срыв очень хорошо распространяется по крылу, за отсутствием препятствий.
Балласт мало на что влияет, но амплитуда колебаний становится меньше. Если увеличить размер, наверное, плавно перейдет в реакцию как у 1:1.
На 5ж лично я этого уже не чувствую, возможно, из-за меньшей влетанности, но вероятнее, инертность уже слишком велика. Так что бороться только тем, что визуально и по отклику на рули оценивать скорость и иметь ее про запас…