Штопор

msv

Вчера совершил самые бездарные полетушки. Предварительно был серьезный ремонт, утяжелил не намного, зато выправил все крутки, а то были проблемы с прямым полетом. Погода отличная: вечер, практически штиль, легкий морозец. Но для начала попал в пробку, которых вечером у нас не бывает и вместо 15 мин. добирался на свое поле час. Далее забастовала аппаратура, приемник несколько секунд после включения борта работает, потом начинают зудеть сервы, как будто выключен передатчик иногда сам врубается двиг. , кошмар… Дома то все праверял, работало… Эх, похоже кварц в приемнике на грани сдыхания. Надо было сразу возвращиться, но после 10-го перезапуска передатчика и приемника вроде бы все заработало. Бросок, летит ровно, но очень вялый подъем, высоты толком не набрал и уже пора поворачивать. Очень аккуратно двигаю РН (элеронов нет), на каждое движение рулем самик как-то нервно дёргает крыльми, ощущения, что идешь по канату. Вот уже почти летит на меня, еще легкий доворот, и самик очень резко тангажирует в противоположенную повороту (!) сторону, окончательно теряет скорость и камнем вниз. Высоты всего метров 10 и боллельщики (семья) только успевают ахнуть, а я сбросить газ. Оценил поломки, можно еще попробовать. Второй полет -точная копия первого, но порвалась резинка, удерживающая крыло, и с чистой совесть - домой.
Собственно такое (резкое выкручивание в обратную повороту сторону и падение) бывало и раньше, но списывал на порывы бокового ветра, а сейчас то ветра вообще не было!
Кстати, такое поведение можно увидеть и в последней версии FMS при слишком резких поворотах.
Ну вот собственно и вопрос, как увеличить устойчивость? Сразу сам отвечу:
Сменить двигатель, аппаратуру, самолет и пилота.
Из осуществимого приходит в голову только уменьшить расходы РН.
А может можно сделать какую нибудь хитрую крутку крыла?
Почему-то думал, что классический штопор начинается в сторону крена, а тут какие-то вывихи в обратную.
ЗЫ Самик пайпер, тонкое выпукло-вогнутое крыло, большое V.

spyplane

Чессно скажу, что у меня тож элеронов нет, но вот повороты делает хоть под 90 без глюков. Сэм пайпер, утежелен достаточно сильно, клеен 8 раз, крылья переделаны, ясно все на глазок, но предпоследний полет в жизни был удачен, очень, потом крыло отвалилось, подкос не выдержал 😃
Мож дело в аппаратуре всетаки? с чаго он в другую сторону то повернул??

Alex

Единственный правильный вариант это повесить элероны. Никогда у вас не полетит этот самик нормально, да и не должен.
А лучше, купите нормальный тренер. Пилота можно не менять 😃

alexsss
Alex:

Единственный правильный вариант это повесить элероны. Никогда у вас не полетит этот самик нормально, да и не должен.
А лучше, купите нормальный тренер. Пилота можно не менять 😃

Дык летают-же! И без элеронов. Не один десяток людев его удачно запускали…
А по поводу покупки - у меня и дракон лежит, он даже летает!!! - что больше всего нравится, но несколько интереснее запустить то, что сам, своими лапками сделал. По крайне мере у меня такой подход к rc-моделям.

spyplane
alexsss:

Дык летают-же! И без элеронов. Не один десяток людев его удачно запускали…
А по поводу покупки - у меня и дракон лежит, он даже летает!!! - что больше всего нравится, но несколько интереснее запустить то, что сам, своими лапками сделал. По крайне мере у меня такой подход к rc-моделям.


Совершенно верно 😃 😃

Alex
alexsss:

Дык летают-же! И без элеронов.

Не путайте “летают” и “держатся в воздухе”.

msv

Согласен на этом самике научиться хотя бы держаться в воздухе! 😃
Метроид почти готов, завтра даже может фотки покажу, как крыло съемное сделал.
Жду двигатель и пр. електронику (уже в пути).
Но и этотому пайперку благодарен, столько положительных эмоций не помню ни от одной покупки. А кода еще и летал… простите, держался в воздухе, просто вспомнил давно забытое детское ощущение счастья.
А он все-таки худо-бедно летел и управлялся.
Очень хочется перед тем как положить его на полку, все таки хотя бы понять, что это болезнь. Тяги мало, это факт, но ведь сажал его ( ну не сажал, плюхал на брюхо рядом с собой… 😃 ) вообще после отсечки. Хотя, как уже говорил, подобные выкрутасы и раньше с ним были в самые неожиданные моменты, но всегда на поворотах.
С электроникой не думаю, что это связано.
Во первых проявляется только на поворотах ( по прямой летит себе и летит).
Во вторых поворот рудера даже максимальный не дает такого мгновенного крена.
Да и в FMS последней версии токой эффект смоделирован.
Очень хотелось бы понять, что за какой-нибудь срыв потока дает такое резкое увеличение подъемной силы нижней (внутренней к повороту) консоли или уменьшение (что скорее) на верхней-внешней.

CrazyElk

msv Очень хочется перед тем как положить его на полку, все таки хотя бы понять, что это болезнь

Вы спрашиваете мы фантазируем 😃.

Предположим что крыло находится на грани срыва потока по тем или иным причинам. Берем и мысленно быстро поворачиваем самолет. Что имеем с гуся - на внешнем по отношению к повороту скорость выше и поток сорвало на внутреннем еще держится. Итог резкий крен н внешнюю по отношению к повороту строну - здравствуй земля.

Так ли это не так аллах его знает.

WBR CrazyElk

P.S. тонкое выпукло-вогнутое крыло, большое V - если интересно по эксперементрировать организуйте носик крылу чтобы хотябы там он не был тонким.

spyplane
msv:

Да и в FMS последней версии токой эффект смоделирован.

Понял почему я с таким не сталкивался, на Reflex летаю 😒

boroda_de

Присоединяюсь к предположению от CrazyElk: проверьте консоли на наличие позитивнoй крутки законцовок (если найдёте, то удалите радикально) и общий установочный угол крыла относительно стабилизатора (на полукопиях он частенько получается больше, чем нужен модели)

bn2j

аналогичный случай был недавно у меня. при повороте происходило сваливание в штопор, хотя до этого модель (верхнеплан) нормально летала. причина выяснилась только при просмотре видео: в повороте слабозакрепленный центр крыла отходил от фюза и за счет укосов крыло приобретало обратное V со всеми вытекающими последствиями. в отсутствии перегрузок все становилось на место.

msv

Аппаратуру победил - непропай панельки под кварц в передатчике(!).
Ну приемник бы не удивился, ронял много и жестко, а передатчик то… Один раз открывал, сделав разъем для зарядки акков пульта, разъемом для внешнего питания пульта.
2CrazyElk Ну может типа того…
Не силен в аэродинамике, но интуитивно чую, что на тонком крылышке даже при небольших изменениях угла атаки возле 0, будет очень сильно меняться подъемная сила да еще со знаком. Но как-то не хватает 3D воображения представить, что происходит с наклоненным в повороте V, не в лоб обдуваемых, да еще с разной скоростью и меняющимся креном и углом атаки.
Возможно как-нибудь состряпаю из потолочки подобие Clark Y.
Пока ( опять же интуитивно ) хотел попробовать крутку:

И уменьшите угол установки в корне консолей.
2boroda_de Или это и есть “позитивная крутка законцовок” которую следует избегать?

boroda_de
msv:


И уменьшите угол установки в корне консолей.
2boroda_de Или это и есть “позитивная крутка законцовок” которую следует избегать?

То, что вы нарисовали, и есть позитивная крутка, которую нужно радикально (вплоть до небольшой 1°негативной) и одинаково для обоих консолей уничтожать.

Но как-то не хватает 3D воображения представить, что происходит с наклоненным в повороте V, не в лоб обдуваемых, да еще с разной скоростью и меняющимся креном и углом атаки.

Посмотрите тут, очень наглядно нарисовано: www.rcdesign.ru/articles/avia/wings_profile2

msv

Спасибо за ссылку, почему то не читал эту статью.
Правда прямого ответа на свою проблему там не нашел.
Самое близкое:

Итак, если V крыла слишком велико, а киль мал, - можно получить колебательную (маятниковую) неустойчивость полета.

Довольно похоже на мою беду. Но уменьшать V - страшно, элеронов то нет. Разве что киль увеличить…
Вот фотка крыла, не идеально конечно, но прямо летит.

Тушка пока препарирована, повреждений оказалось больше, чем казалось в поле.
В след. раз попробую снять видео. Может по нему уважаемый консилиум поставит диагноз…
Хотя наверное стоит подождать травки, о мерзлую землю уж очень больно биться.

Skyhawk
alexsss:

Дык летают-же! И без элеронов. Не один десяток людев его удачно запускали…

АБСОЛЮТНАЯ правда!!! Всё дело в регулировке и сбалансированности самолёта, ИМХО! Не так уж и давно не то, что БЕЗ элеронов, а ТОЛЬКО с рулём направления летали (притом - на дискретной аппаратуре!). Именно ЛЕТАЛИ!
P.S. Проверьте всё-таки ещё раз всю геометрию и центровку!

boroda_de

Выглядит вроде ровно. Попытайтесь сделать фото (или сами присмотритесь), где нижняя поверхность начинает сливаться с передней кромкой. В таком ракурсе перекосы виднее. КОлебания ваши очень вероятно не от большого поперечного V. Можно ещё померять установочные углы крыла и стабилизатора, может деградация большая. Мой самый первый РУ тоже был Пайпер и после подкладывания спички под переднюю кромку стабилизатора стал немного резвее и стабильнее.

Успехов!

msv

Центровка соответствует рекомендациям ~31%. Думаю такая задняя рекомендовано, дабы дать шанс поднять самик весом 480г с тягой 250г. Теперь, после полной переделки отсека под акки (разломался от последних крашей), есть возможность сделать ее более передней.
Угол установки стаба поменять очень сложно, но можно подложить потолочку под заднюю кромку крыла.
Хм… С более передней центровкой, да с меньшим углом установки… поднимусь ли вообще?.. Ну хоть не грохнусь…
Крутка отрицательная на правой консоли немного есть, поэтому и было мысля сделать ее положительной, хорошо, что вовремя отговорили!
Всем спасибо!

14 days later
msv

Подниму тему, может документальное подтверждение поможет…
Вот, собственно, как это выглядит:

В этом эпизоде все обошлось, хватило запаса скорости, но при взлете - фатально.
Проблему я научился более менее обходить- отпускаю самик до первого разворота подальше, первый разворот только правый, короче главное аккуратно поднять на безопасную высоту. Но проблема осталась… Уменьшение угла установки, более пердняя центровка по отдельности и вместе не помогли. Стало только хуже, заметно уменьшается “летучесть”, набрать высоту еще сложнее. Крайний полет делал без подкосов (оторвались), при этом несколько увеличился V и показалось, что стало много стабильнее. Может это и есть решение?
Прошу обратить внимание, что хвост почти не заносит, те. это не похоже на грубую ошибку управления. Сделать так сознательно без элеронов наверное и невозможно.

Sevod

Неслабые вы вирижи на нем закладываете 😃 И не скажешь что без элеронов 😁 А не так резко летать не пробовали? Я правильно понял по видео что у вас крен градусов около 90 ?
Он у вас хорошо укреплен? Корпус, крылья? Может на таком вираже там что то под нагрузкой прогибается? Крыло, хвост, хвостовое оперение.
Кстати у крыла задняя кромка укреплена? Или только уголь по переднему краю? Попробуйте крыло как у метройда сделать, только V образное. Оно уж точно не прогнется.

А почему правый поворот у вас безопаснее?

msv

Ну это такой фрагмент попался. Удачный в плане, что рядом с оператором. А на взлете стараюсь все делать очень плавненько. Но все равно, неожиданно, как будто выбрасывает из поворота. По первости все валил на ветер.
Самик ващее не укреплен, какой там уголь, я его только на удочках видел. Штампованная пена, но с подкосами вроде бы все достаточно жестко.
Крыло сделать Clark-Y-подобное обязательно попробую. Уж очень смущает, не в плане прочности, узкий, с острой передней кромкой профиль. Ну а там и фюз. переделать, и крыло с элеронами…
Правый поворот удается сделать даже с набором высоты ( в отличии от левого). Ну думаю это вроде бы нормально для правого вращения пропа, выкоса, дифицита мощности.
Пока сделал V похоже на стилизированную чайку и расход по РН уменьшил.
Пока не получается совместить летную погоду со свободным временем…

Sevod
msv:

Штампованная пена, но с подкосами вроде бы все достаточно жестко.

Что за штамопованая пена? Потолочка? Я что то сильно в прочности сомневаюсь. Там вроде в оригинале углем укрепляли.
У вас возможно кромки крыльев при таких сильных эволициях прогибаются, ну или еще что гнется. Штопор вроде бы в другую сторону должен быть, а тут его назад “выкидывает”. Причем как то странно. Крен на крыло и тут же хвост подкинуло.

msv

Нет, не потолочка. Это же RTF от Kyosho. Какой-то пенопласт, уж не знаю EPP или нет, но точно не шариковый. Ламинирован бумажкой, ну и сверху обтянут мной скотчем. Достаточно жесткая конструкция, почти безболезненно выдержила множество аварий, в тч. попытки сделать просеки в кронах деревьев. Ну не представляю, что там может прогнуться.
Удивлен, что так мало отзывов после публикации видео, был уверен- завалят советами.
Не уж то отрыл новое явление в аэродинамике? 😃 😃

Sevod
msv:

Ну не представляю, что там может прогнуться.

Тогда незнаю. Я думал это пайпер по оранжу из потолочки 😃

РД00
msv:

Удивлен, что так мало отзывов после публикации видео, был уверен- завалят советами.
Не уж то отрыл новое явление в аэродинамике? 😃 😃

Сейчас, сейчас… у нас страна Советов или что ? 😃

Явление в аэродинамике не новое, именно так себя вел какой-то из немецких истребителей времен войны. Причем эффект был настолько устойчивый, что применялся пилотами для сбрасывания противника с хвоста : тот просто не успевал среагировать, когда самолет в прицеле начинал вираж в одну стороны и немедленно сваливался в другую.

Я начинал тоже с Пайпера, ARF от GreatPlanes. Похожего размера, тоже без элеронов.

Так вот свалить его натурально невозможно, он и штопор-то начинает делать, только если сильно сместить центровку. Вполне нормальный режим - планирование с высоты без газа с ручкой до упора на себя. Самолет парашютирует и очень медленно, за 5-6 секунд, пытается уйти в крен, что запросто парируется.

Пока из прочитанного представляется, что разница между двумя аппаратами

а) в остроте передней кромки. У моего она сильно скруглена, за счет этого срыв наступает менее резко,
б) в крутке крыла. У моего сильная отрицательная крутка. Если прижать к плоской поверхности корень консоли и переднюю кромку, от задней кромки у законцовки до поверхности будет 7-8 мм.

В результате, насколько я понимаю, если у вашего срыв возникает на законцовке и очень быстро, резко бросая в штопор - у моего срыв развивается медленно и у самого корня. В результате за то время, пока нарастает крен, самолет успевает опустить нос и уменьшить угол атаки. И действительно, как-то так мой на завешивание и реагирует - опускает нос с с креном в 30-45 град.

Что можно попробовать - сделать крыло по “уфимской технологии” (это час работы) с геометрией, похожей на GreatPlanes : V - 45-50 мм на консоль, отрицательная крутка 8-10 мм на консоль, острота лобика - как у уфимцев.

msv

Спасибо за историческую справку! А то уже собрался заявление в НАСО составлять…
Со всем остальным абсолютно согласен. Именно по этой технологии и хочу сделать крылышко, тем более уже есть опыт. Правда геометрическую крутку там сделать не просто, но можно и аэродинамическую.

Сделал нарезку для себя из виражей удачных и неудачных из всего видео, отснятого за зиму-весну. И долго смотрел, пытаясь найти зависимость. И пришла таки мысля… А с ней вспомнился микшер в приемнике РН->РВ, который был сразу отключен до первого полета.
Везде читал, что этот микшер только для полных чайников, которым невдомек, что на повороте самолет делает кивок и теряет высоту. Ну я то уже был опытный пилот в FMS, нафига мне это надо, сам всегда готов подрулить РВ. А вот теперь думаю, что этот микшер не только и не столько для возможности поворота одной ручкой, а для того, что бы исключить при повороте около-нулевые и отрицательные углы атаки, которые для такого тонкого крыла просто противопоказаны. Взволнованный этим открытием покурил возле окна, понаблюдав как летают голуби. У них похоже тоже проблема с элеронами и крылья тонкие, и перед виражом действительно увеличивают угол атаки.
Пока это все ИМХО, жду летной погоды…