Штопор

spyplane
msv:

Да и в FMS последней версии токой эффект смоделирован.

Понял почему я с таким не сталкивался, на Reflex летаю 😒

boroda_de

Присоединяюсь к предположению от CrazyElk: проверьте консоли на наличие позитивнoй крутки законцовок (если найдёте, то удалите радикально) и общий установочный угол крыла относительно стабилизатора (на полукопиях он частенько получается больше, чем нужен модели)

bn2j

аналогичный случай был недавно у меня. при повороте происходило сваливание в штопор, хотя до этого модель (верхнеплан) нормально летала. причина выяснилась только при просмотре видео: в повороте слабозакрепленный центр крыла отходил от фюза и за счет укосов крыло приобретало обратное V со всеми вытекающими последствиями. в отсутствии перегрузок все становилось на место.

msv

Аппаратуру победил - непропай панельки под кварц в передатчике(!).
Ну приемник бы не удивился, ронял много и жестко, а передатчик то… Один раз открывал, сделав разъем для зарядки акков пульта, разъемом для внешнего питания пульта.
2CrazyElk Ну может типа того…
Не силен в аэродинамике, но интуитивно чую, что на тонком крылышке даже при небольших изменениях угла атаки возле 0, будет очень сильно меняться подъемная сила да еще со знаком. Но как-то не хватает 3D воображения представить, что происходит с наклоненным в повороте V, не в лоб обдуваемых, да еще с разной скоростью и меняющимся креном и углом атаки.
Возможно как-нибудь состряпаю из потолочки подобие Clark Y.
Пока ( опять же интуитивно ) хотел попробовать крутку:

И уменьшите угол установки в корне консолей.
2boroda_de Или это и есть “позитивная крутка законцовок” которую следует избегать?

boroda_de
msv:


И уменьшите угол установки в корне консолей.
2boroda_de Или это и есть “позитивная крутка законцовок” которую следует избегать?

То, что вы нарисовали, и есть позитивная крутка, которую нужно радикально (вплоть до небольшой 1°негативной) и одинаково для обоих консолей уничтожать.

Но как-то не хватает 3D воображения представить, что происходит с наклоненным в повороте V, не в лоб обдуваемых, да еще с разной скоростью и меняющимся креном и углом атаки.

Посмотрите тут, очень наглядно нарисовано: www.rcdesign.ru/articles/avia/wings_profile2

msv

Спасибо за ссылку, почему то не читал эту статью.
Правда прямого ответа на свою проблему там не нашел.
Самое близкое:

Итак, если V крыла слишком велико, а киль мал, - можно получить колебательную (маятниковую) неустойчивость полета.

Довольно похоже на мою беду. Но уменьшать V - страшно, элеронов то нет. Разве что киль увеличить…
Вот фотка крыла, не идеально конечно, но прямо летит.

Тушка пока препарирована, повреждений оказалось больше, чем казалось в поле.
В след. раз попробую снять видео. Может по нему уважаемый консилиум поставит диагноз…
Хотя наверное стоит подождать травки, о мерзлую землю уж очень больно биться.

Skyhawk
alexsss:

Дык летают-же! И без элеронов. Не один десяток людев его удачно запускали…

АБСОЛЮТНАЯ правда!!! Всё дело в регулировке и сбалансированности самолёта, ИМХО! Не так уж и давно не то, что БЕЗ элеронов, а ТОЛЬКО с рулём направления летали (притом - на дискретной аппаратуре!). Именно ЛЕТАЛИ!
P.S. Проверьте всё-таки ещё раз всю геометрию и центровку!

boroda_de

Выглядит вроде ровно. Попытайтесь сделать фото (или сами присмотритесь), где нижняя поверхность начинает сливаться с передней кромкой. В таком ракурсе перекосы виднее. КОлебания ваши очень вероятно не от большого поперечного V. Можно ещё померять установочные углы крыла и стабилизатора, может деградация большая. Мой самый первый РУ тоже был Пайпер и после подкладывания спички под переднюю кромку стабилизатора стал немного резвее и стабильнее.

Успехов!

msv

Центровка соответствует рекомендациям ~31%. Думаю такая задняя рекомендовано, дабы дать шанс поднять самик весом 480г с тягой 250г. Теперь, после полной переделки отсека под акки (разломался от последних крашей), есть возможность сделать ее более передней.
Угол установки стаба поменять очень сложно, но можно подложить потолочку под заднюю кромку крыла.
Хм… С более передней центровкой, да с меньшим углом установки… поднимусь ли вообще?.. Ну хоть не грохнусь…
Крутка отрицательная на правой консоли немного есть, поэтому и было мысля сделать ее положительной, хорошо, что вовремя отговорили!
Всем спасибо!

14 days later
msv

Подниму тему, может документальное подтверждение поможет…
Вот, собственно, как это выглядит:

В этом эпизоде все обошлось, хватило запаса скорости, но при взлете - фатально.
Проблему я научился более менее обходить- отпускаю самик до первого разворота подальше, первый разворот только правый, короче главное аккуратно поднять на безопасную высоту. Но проблема осталась… Уменьшение угла установки, более пердняя центровка по отдельности и вместе не помогли. Стало только хуже, заметно уменьшается “летучесть”, набрать высоту еще сложнее. Крайний полет делал без подкосов (оторвались), при этом несколько увеличился V и показалось, что стало много стабильнее. Может это и есть решение?
Прошу обратить внимание, что хвост почти не заносит, те. это не похоже на грубую ошибку управления. Сделать так сознательно без элеронов наверное и невозможно.

Sevod

Неслабые вы вирижи на нем закладываете 😃 И не скажешь что без элеронов 😁 А не так резко летать не пробовали? Я правильно понял по видео что у вас крен градусов около 90 ?
Он у вас хорошо укреплен? Корпус, крылья? Может на таком вираже там что то под нагрузкой прогибается? Крыло, хвост, хвостовое оперение.
Кстати у крыла задняя кромка укреплена? Или только уголь по переднему краю? Попробуйте крыло как у метройда сделать, только V образное. Оно уж точно не прогнется.

А почему правый поворот у вас безопаснее?

msv

Ну это такой фрагмент попался. Удачный в плане, что рядом с оператором. А на взлете стараюсь все делать очень плавненько. Но все равно, неожиданно, как будто выбрасывает из поворота. По первости все валил на ветер.
Самик ващее не укреплен, какой там уголь, я его только на удочках видел. Штампованная пена, но с подкосами вроде бы все достаточно жестко.
Крыло сделать Clark-Y-подобное обязательно попробую. Уж очень смущает, не в плане прочности, узкий, с острой передней кромкой профиль. Ну а там и фюз. переделать, и крыло с элеронами…
Правый поворот удается сделать даже с набором высоты ( в отличии от левого). Ну думаю это вроде бы нормально для правого вращения пропа, выкоса, дифицита мощности.
Пока сделал V похоже на стилизированную чайку и расход по РН уменьшил.
Пока не получается совместить летную погоду со свободным временем…

Sevod
msv:

Штампованная пена, но с подкосами вроде бы все достаточно жестко.

Что за штамопованая пена? Потолочка? Я что то сильно в прочности сомневаюсь. Там вроде в оригинале углем укрепляли.
У вас возможно кромки крыльев при таких сильных эволициях прогибаются, ну или еще что гнется. Штопор вроде бы в другую сторону должен быть, а тут его назад “выкидывает”. Причем как то странно. Крен на крыло и тут же хвост подкинуло.

msv

Нет, не потолочка. Это же RTF от Kyosho. Какой-то пенопласт, уж не знаю EPP или нет, но точно не шариковый. Ламинирован бумажкой, ну и сверху обтянут мной скотчем. Достаточно жесткая конструкция, почти безболезненно выдержила множество аварий, в тч. попытки сделать просеки в кронах деревьев. Ну не представляю, что там может прогнуться.
Удивлен, что так мало отзывов после публикации видео, был уверен- завалят советами.
Не уж то отрыл новое явление в аэродинамике? 😃 😃

Sevod
msv:

Ну не представляю, что там может прогнуться.

Тогда незнаю. Я думал это пайпер по оранжу из потолочки 😃

РД00
msv:

Удивлен, что так мало отзывов после публикации видео, был уверен- завалят советами.
Не уж то отрыл новое явление в аэродинамике? 😃 😃

Сейчас, сейчас… у нас страна Советов или что ? 😃

Явление в аэродинамике не новое, именно так себя вел какой-то из немецких истребителей времен войны. Причем эффект был настолько устойчивый, что применялся пилотами для сбрасывания противника с хвоста : тот просто не успевал среагировать, когда самолет в прицеле начинал вираж в одну стороны и немедленно сваливался в другую.

Я начинал тоже с Пайпера, ARF от GreatPlanes. Похожего размера, тоже без элеронов.

Так вот свалить его натурально невозможно, он и штопор-то начинает делать, только если сильно сместить центровку. Вполне нормальный режим - планирование с высоты без газа с ручкой до упора на себя. Самолет парашютирует и очень медленно, за 5-6 секунд, пытается уйти в крен, что запросто парируется.

Пока из прочитанного представляется, что разница между двумя аппаратами

а) в остроте передней кромки. У моего она сильно скруглена, за счет этого срыв наступает менее резко,
б) в крутке крыла. У моего сильная отрицательная крутка. Если прижать к плоской поверхности корень консоли и переднюю кромку, от задней кромки у законцовки до поверхности будет 7-8 мм.

В результате, насколько я понимаю, если у вашего срыв возникает на законцовке и очень быстро, резко бросая в штопор - у моего срыв развивается медленно и у самого корня. В результате за то время, пока нарастает крен, самолет успевает опустить нос и уменьшить угол атаки. И действительно, как-то так мой на завешивание и реагирует - опускает нос с с креном в 30-45 град.

Что можно попробовать - сделать крыло по “уфимской технологии” (это час работы) с геометрией, похожей на GreatPlanes : V - 45-50 мм на консоль, отрицательная крутка 8-10 мм на консоль, острота лобика - как у уфимцев.

msv

Спасибо за историческую справку! А то уже собрался заявление в НАСО составлять…
Со всем остальным абсолютно согласен. Именно по этой технологии и хочу сделать крылышко, тем более уже есть опыт. Правда геометрическую крутку там сделать не просто, но можно и аэродинамическую.

Сделал нарезку для себя из виражей удачных и неудачных из всего видео, отснятого за зиму-весну. И долго смотрел, пытаясь найти зависимость. И пришла таки мысля… А с ней вспомнился микшер в приемнике РН->РВ, который был сразу отключен до первого полета.
Везде читал, что этот микшер только для полных чайников, которым невдомек, что на повороте самолет делает кивок и теряет высоту. Ну я то уже был опытный пилот в FMS, нафига мне это надо, сам всегда готов подрулить РВ. А вот теперь думаю, что этот микшер не только и не столько для возможности поворота одной ручкой, а для того, что бы исключить при повороте около-нулевые и отрицательные углы атаки, которые для такого тонкого крыла просто противопоказаны. Взволнованный этим открытием покурил возле окна, понаблюдав как летают голуби. У них похоже тоже проблема с элеронами и крылья тонкие, и перед виражом действительно увеличивают угол атаки.
Пока это все ИМХО, жду летной погоды…

РД00
msv:

Правда геометрическую крутку там сделать не просто, но можно и аэродинамическую.

Можно попробовать кривой стапель. Доска, притянутая к столу со скручиванием.

Sevod

А зачем вам на метройдовском крыле крутка? Думаете срываться будет? Можно как на М варианте, стреловидность сделать не изменяя тощены лонжерона.

msv

Со стреловидностью как-то совсем на пайпер не будет похож…
Вообще-то думал наоборот, сделать без стреловидности, с изменяемой толщиной, да еще с характерными пайперными законцовками… Это-же тоже отрицательная аэродинамическая крутка получится?
Эх… Что-то пока не то что делать, даже полетать времени нет… 😦

air_alex

Самолет оттриммирован или “на ручке” летаете?
Попробуйте посмотреть геометрию киля. Я в первых вылетах летал не триммируя - не до этого было… 😁
Когда стриммировал - получил эффект, что при входе в правый вираж стоит чуть-чуть дать ручку вправо
и самолет прямо-таки валится в правый вираж. Левый вираж - более ленивый. Потом посмотрел - РН отклонен влево
градусов на 5. Посмотрел на киль - точно свернут слегка так, что дает разворачивающий момент вправо.
Может на заводе так сделали, а может при первых попытках полететь свернул его на сторону… 😃
Посмотрите у себя, может поможет…
Идея какая - при возврате ручки в нейтраль киль создает заваливающий момент.