Параплан радиоуправляемый

levdon
tt64:

Посмотрите полет, кто понимает - м. Речной вокзал (с 01.01.2010)
Гондола легкая?

Александр (nailman) подробно и правильно расписал, я полностью согласен.
Я запускаю один. Помощники всегда неловкие попадаются (примерно как на вашем видео). Не надо купол держать - это только стропы запутывает.
Беру телегу в правую руку и параплан висит кверху ногами (если ветра совсем нет). Левую руку держу на ручке газа.
Потом, как описывал Александр “забрасываю удочку” круговым движением правой руки. При этом крыло надувается. В правильной точке (это самое важное!) отпускаю параплан, но не толкаю, просто отпускаю. Одновременно с отпусканием даю газ, в моем случае немного больше половины. Параплан немного (около полуметра) проваливается, но потом начинает набирать высоту. Газ конечно нельзя давать полный, его надо почувствовать для вашей модели.
Точка отпускания - примерно самая верхняя на вытянутой руке.
Ни разу не травмировался, но неудачные старты были.
Можно потренироваться без аппаратуры закидывать. При это не обязательно отпускать параплан. Я обычно несколько махов перед стартом делаю, не отпуская параплан, чтобы почувствовать раскрывание крыла и поймать точку отпускания.
Это как к металке приспособиться, удачи

tt64

Спасибо всем, буду приспосабливаться один. Народ теперь эту штуку как огня боится 😈
Кстати, травма была легкая - рассечение ладони.

NailMan

все таки для начала надо пробовать с помощником. Просто помощнику дать посмотреть видео с забросами и потренироваться без самого отрыва и полета и пробовать уже взлетать. газ давать в верхней точке и помощнику ни в коем случае не надо толкать модель как и сказал Лев, нужно просто отпустить и все. Чтобы не проваливался после отрыва и нужно давать ручку на себя немного.

gfm56

Всем привет !Давно наблюдаю за блогом , и тоже приобрел пароплан ХК и телегу. Пробовал понять как оно летает . Убил часа 3 на поле. Поясните пожалуйста как работают клеванты. Если оба вниз , если оба наперекосяк и тд. И куда разводить каналы на пульте.( руль высоты , элероны ,руль направления и тд.)

NailMan
gfm56:

Всем привет !Давно наблюдаю за блогом , и тоже приобрел пароплан ХК и телегу. Пробовал понять как оно летает . Убил часа 3 на поле. Поясните пожалуйста как работают клеванты. Если оба вниз , если оба наперекосяк и тд. И куда разводить каналы на пульте.( руль высоты , элероны ,руль направления и тд.)

Клеванты подгибают заднюю кромку крыла, потому они рулят ТОРМОЗАМИ, или по авиационному - закрылками. Какую консоль затянешь(затормозишь) - туда и повернет крыло ибо противоположная консоль будет обгонять заторможенную.

Управлять моделью можно двояко:

  1. настроить на сервах клевант микс DELTA с элевонами, далее EPA или ваще кривой сделать такую кривую чтобы она была ломаной прямой с 3 точками +100 +100 -100 и соотвественно на другой серве -100 -100 +100. Это значится крайняя точка, центр и другая крайняя точка.

Нужно сделать так чтобы при ручке элеронов-высоты в нейтрали качалки клевант были вверху, при движении вниз-вправо-влево они шли на полный ход, а не половинку, а при движении стика вверх никуда бы не двигались. При даче ручки на себя обе сервы должны идти вниз.

Это руление по самолетному и если пульт позволяет. Мой Мультплекс Рояль поволяет, за что ему спасибо.

  1. использовать 2 ручки как 2 руки. От центров(надо поставить пружину на газовый стик) вниз - полные хода машинок если пульт позволяет, или как делал одина парамоторист на большой телеге - стянул резинкой для денег стики так что они сошлись по середине пульта, сервы на каналы руддера и элеронов подключил и рулил раздвигая стики в бока двумя руками по парапланерному. Газ на крутилке был.

Минус двурукой схемы руления - газ плохо доступен, а газом рулить надо очень активно на модели.

gfm56

Теперь все понятно. Аппаратура JR-9 каналов. Полная свобода . Крыло надо перестроповывать однозначно! И раздвигать уши крепления крыла на телеге. Пока этим займусь а потом видно будет, надо делать регулируемый угол атаки или нет. Александр ! если какие вопросы будут по настройке и тд. можно через личку ? Хотя в блоге уже все расписано чего и как.

NailMan

хорошо бы иметь парапланерные концы, а не упрощенку. Типа как я делал для своего большого. И аксель прикрутить, поворотными хренями что предлагаются для ХК крыльев(типа поворотных пластин с дырами для радов) - это муть полная. Пи изменении угла атаки(акселерации) ЦТ не должен меняться, а ЦТ в этих аппаратах очень важен, он должен быть на уровне подвески по горизонтали если смотреть.

gfm56

Убил целый день и оно полетело. Правда без клевант и по прямой метров по сто, четыре полета. Почувствовал работу газом. Но без клевант ,на посадке куборем. Три стропы под замену. Буду продолжать. Пока все устраивает и без перестроповки. Научусь правильно забрасывать и перестропую.

NailMan

Подумаю и поразмышляв пару дней, я тут решил следующее со своим аппаратом сделать. Есть 2 проблемы у моего крыла и аппарата в целом.

Проблема первая - очень много строп в рядах. На взрослых парапланах по три нитки к концам приходит в каждом полуряде. У меня 5-3-5 ниток на каждый полуряд. Сегодня начну проект перестроповки в 3-3-3 схему. Нужно подумать как вывесить крыло с двухметровой стропной системой на люстре так чтобы можно было настраивать арку и она не лежала на полу. Уменьшение даст меньшее сопротивление - это понятно, и в то же время чуть ухудшит жесткость системы - это минус.

Вторая проблема относится ко всем нам - я понял причину того что аппарат при даче газа на максимал даже в слабый ветер (против него) начинал заваливаться. Акслератор даже не помогал, но по ветру все было зашибись.
Виной всему пропеллер. Я использовал винт MAS 12x6 Electro. Упругий, прочный, прет нормально, но прет как оказалось с чрезмерной скоростью потока. Не секрет что 1:1 парамоторные винты имеют копеечный шаг при крайне широких лопастях и диаметрах. При диаметре 125см(почти 50") шаг в районе 6-7". Тут скорость аппарата смешная, и требуется максимальная тяга, а не некий оптимум пригодный для самолета(12х6). Так что я решил попробовать на своем киловаттном моторце винт от ДВСок, а конкретно АРС 12.25х3.75. Этот винт в свое время давал максимальную тягу для .46 калилки ОСмакс с малой скоростью полета. 11х6 дает на этом моторце 2.5кг тяги, 12х4 дает 3.1кг тяги, а 12.25х3.75 дает 3.5кг тяги. Скорее всего придется винтик подпилить до 12 ровно размерности что не повлияет особо, но переть оно должно весьма недурно. Лопасть у этого фанфлайного винта широченная, прочность и жесткость очень высокая и для парамодели как раз будет по параметрам.

Большая масса винта мне пофигу - тормоз дело делает, и вобщем то винт в ограде расположен, так что он никому не мешает. Приёмистость пофигу - параплан по газу рулится только плавными движениями, это не фанфлай. так что с погодой опробуем новшества.

8 days later
shura2000

купил телегу и крыло на ХК. Как заставить это крыло висеть в воздухе, хотя бы на руках. Нифига не выходит.

gfm56

Надо уменьшить угол атаки. Если есть время, почитай повнимательнее блог, уже все сто раз описано. Где-то есть видео по настройке ( лопатить лень ). Я сам дня четыре таращился в компутер.

shura2000

да вроде сделал, как написано. колечки выставил по инструкции. нифига. когда дернешь - взлетает,а потом заваливается. Как правильно задние стропы настроить? мож тут косяк у меня.

gfm56

Да нет все правильно. Так и должно быть. У меня тоже сомнения были, а с мотором все полетело с первого раза. Только надо правильно запускать. Выше все уже расписано. Я прищел к вываду- что конструкция не очень критична к регулировкам . Оно как нибудь все ровно летает. Главное отрицательный угол задать. У меня вообще первые полеты были без машинок на клеванты . Полеты были только по прямой метров по сто. И еще выкос мотора надо делать градуса три- четыре вправо.

NailMan

настроить угол атаки в минуса как на видеоинструкции, а лучше еще побольше в минус, потом вывесить крыло на люстре с той базой между концами что будет на телеге, расправить его чтобы висело все с примерно натянутыми стропами, и приложив палочку ровную на каждую нервюру по петелькам убедиться что задняя кромка идет по уровню палочки, а не выше или ниже ее. Я на большом своем крыле вообще все на ветру настраиваю - благо площадь 3м2 позволяет не бегать как угорелый с крылом. А вот ХК крыл требует либо сильного ветра метра 5 в секунду или движения назад чтобы поддерживалось его надутие и напряжение строп. ТОгда примерно понятно будет висят клевантные стропы иль нет. Если неровно что то с задней кромкой -> регулировать длины строп клевант.

shura2000

два дня мучался, бегал по полу, как сайгак. Не летит. уже есть мысля переделать на мотодельтаплан.

gfm56

Ну это только начало. Александр конечно Гуру в паропланах и нужно рпислушиваться его советов. Я отрегулировал угол и все полетело . Надо пробовать с мотором. С рук ничего не получиться.

shura2000

ну я так понял, что все равно надо с рук запускать. а вот с этим полная засада.
пошел еще раз ветку перечитывать…

Antarius

Невероятно, зашел вчера в модельный магазин в Ногинске - продается ХК крыло. И еще другой параплан с телегой (у него крыло из пленки).
Так что, кому надо крыло прямо сейчас без месяца ожидания из Китая - оно есть
, правда одна штука всего.

NailMan
shura2000:

ну я так понял, что все равно надо с рук запускать. а вот с этим полная засада.
пошел еще раз ветку перечитывать…

не надо забывать что крыло свободное и крыло моторное суть разные вещи. Даже в 1:1 парапланах. Мой 1:1 параплан моторный и в свободном варианте летает только с затянутыми до упора триммерами(угол атаки повышается). Когда параплан летит(точнее планирует с качеством ~8) свободно(без мотора) пилот и ЦТ расположены внутри площади крыла, примерно под первой третью-половиной хорды. Параплан снижается и движется вперед под действием силы тяжести. ВОт здесь учебное пособие для парпланеристов(автор мой инструктор в парашколе) - www.firstep.ru/library/…/Tyushin_Paraplani.pdf
страница 66.

Но строповка у свободных крыльев сделана таким образом что при таком снижении не было риска подворачивания передней кромки купола и профиль был в наиболее эффективном несущем положении в потоке. Другими словами, когда крыло с пилотом планирует, профиль крыла по отношению к траектории снижения находится под некоторым положительным углом к ней. Пилот расположен по отношению к ЦД крыла(находящийся примерно на 25% хорды как и у любых крыльев такого профиля) несколько позади, потому он своим весом создает некоторый момент поворачивающий крыло в положительный угол атаки, и увеличивая тем самым стабильность(удаляя крыло подальше от фронталки). Если вес пилота мал, то этот момент недостаточен и крыло будет больше подвержено фронталке плюс крыло будет меньше нагружено и менее жестко само по себе.

Теперь если рассмотреть моторный параплан, то тут крыло не планирует, точнее планирует, но бесконечно. Телега никогда не расположена внутри площади крыла, а вырывается вперед от крыла, обгоняя его. При этом так как стропы не растягиваются и вся система под весом телеги и давления в крыле, жёсткая, то крыло при выходе телеги вперед будет поворачиваться в положительную сторону угла атаки. Чтобы при горизонтальном полете крыло не было на предсрывном режиме(задний свал или по авиационному просто срыв) и не “парусило”, моторные крылья стропуют с точкой схода строп на концах ближе к передней кромки крыла. Тогда при моторной тяге и горизонтальном движении всего аппарата, крыло будет на том же угле атаки что и свободное при снижении(к траектории снижения ака набегающего потока воздуха). У 1:1 парппланов моторных есть триммера, которые позволяют в полете увеличить или уменишить крылу угол атаки и к примеру при глушении двига успешно термики обрабатывать в безмоторном состоянии и планировать приемлемо. Если оставить крыло с убранными триммерами(крыло настроено на большие минуса и высокую скорость) то планирование будет хуже и больший риск подворачивания передней кромки.

Как стропованно крыло ХК в базе я не очень знаю - очень подозреваю что в зверский положительный угол и под свободный вариант. Потому то его и регулируют свободными концами до приемлемого угла атаки. Но пробовать его с мототелегой и настроенным на моторный полет, но без тяги совершенно неправильно - крыло будет нестабильно по вышеназванным причинам.

Вчера я ездил со своем парапланом летать в Косино и бегать с 1:1 крылом тоже. На телеге проверял ДВСный винт 12.25х3.75. Ветренно было днем очень и пришлось триммировать крыло(концы то у меня самодельные и вполне как у настоящего моторного крыла) на бОльшие минуса от нейтрали(нейтраль примерно на полный штиль рассчитана. Летало вполне приемлемо, если бы не рваный ветрило с откровенной турбулякой на высотах 20-30м где крыло даже срубало и сворачивало вихрями. А к концу дня пришло “молоко” и пришлось триммера затягивать к нейтрали и тогда все очень хорошо летало. При этом каждое триммирование сопровождалось изменением длины ниток управляющих строп, ведь при уменьшении угла атаки увеличивается длина крайнего управляющего ряда, а при увеличении угла атаки уменьшается. На моем крыле это очень простая операция и регулируется на месте.

Удалось даже крутить ground spiral несколько витков на полной тяге у самой земли(высокой травы) на высоте порядка полуметра.

Кстати винт с мелким шагом помог бороться с мощным ветром и летать именно так как положено мотопараплану - телега теперь вперед не рвется, и в ветрило даже без акселератора пробивалась через ветер метра 4-5 в сек. Так что ставьте на свои телеги винты-слоуфлаи с большой тягой и маленьким шагом. И летайте под вечер когда “молоко” или когда небо с изотермическим слоем(читайте книгу Тюшина по ссылке выше), когда нет термиков и воздух “ровный”. В сильную турбуляку(чистое небо с кучевыми тучками, солнце, тепло или жара) лучше не пробовать - у земли и до 50ми очень колбасит и ветер на высоте совершенно другой силы чем у самой земли.

levdon

Спасибо, Александр за совет с винтом. Я тоже об этом думал, но ваш опыт уверил меня.
shura200, я в прошлом году как и вы почти полностью разочаровался в парапланах, когда пытался запустить китайское барахло (skyfly). Nailman много секретов раскрыл правильной настройки, спасибо ему. Читайте его внимательней. В предыдущем посте он абсолютно верно рассказал теорию. Свободное и моторное крыло - летят по разному и настраиваются по разному.
Прикиньте на глаз строповку: при горизонтальном положении крыла точка подвеса телеги должна быть немного впереди передней кромки. Этого вполне достаточно для первого полета. Потом научитесь запускать, это важно и требует тренировки. И оно полетит, это точно.

gfm56

Электро вариант меня совсем не устраивает. Уже писали про желание летать с двс но тема заглохла. Может кто видел информацию? Изначально, план был отрегулировать в электро варианте а потом перейти на двс. И еще вопрас Александру; правый разворот очень вялый, стропы клевант одинаковой длинны. Как настроить правильно управление и выкос мотора? Какой ход качалок?