Параплан радиоуправляемый
Облетал сегодня параплан. Сделал три полета по 50 метров. Взлетает практически с места. После взлета и набора высоты ( метров 10), сбавляю газ и сразу появляется раскачка по крену. Управление клевантами очень чувствительное. Убил передние колеса. Телега полностью жива. Испортил один из свободных концов. ( попал под пропеллер, но не смертельно). Александр ! Из за чего появляется раскачка по крену ? Мне кажется что длинна стропной системы очень велика. Длинну строп я не менял . Она родная . Пошол читать теорию.😃
В целом я могу с картинками описать процедуру перестроповки кайта под самодельные свободные концы(если это нужно при непонимании процесса). С кайтовой строп-системой пусть и доработанной до нужного АоА непойдет - будет неустойчив по курсу и будет вилять носом и скручиваться. Я такое на полетах той огромной телеги это заметил. Плюс центровка у кайта далеко передняя(точка схода далеко впереди передней кромки) что не подходит для фазы планирования на моторизованной телеге.
Нашол !
сделал бы как нибудь фотки концов, и поднятое крыло на ветру с телегой, так чтоб сзади или спереди была фотка захватывающая весь аппарат. ТОгда смогу что то подсказать по пропорциям. Если стропная короткая то будет качаться, если арка ближе к сектору круга чем к половине эллипса или овала, то будет раскачиваться, если все вместе то будет усугубляться.
Если стропная длинная, а арка круглая, то будет ровно планировать, но под тягой качаться. Центровка строповки очень важна как показала практика. Кайтовая строповка почти не полетит особенно с малой скоростью относительно среды - будет все время фронталить.
Перестроповал параплан его же стропами. Центроплан стал почти прамолинейным. Продул . Надо уши чуть подтянуть. Самым сложным было перестроповать клеванты. Расстояние между свободными концами оптимално-20 сантиметров. Начинаешь разводить, и в центроплане появляется складка. Стал чуть хуже подниматься при статре с земли. После первого облета заметил, что один триммер был здорово зажат. Может из за этого и была раскачка по крену.
Наверно надо еще пару частей статьи накатать. Не помню делал ли замечания по поводу формы арки купола или нет. Про это и надо написать.
Замечено мной на практике следующее в части формы арки:
-
арка низкая с характерно опущенными ушами и заметно плоским обширным центропланом(ушастик). Подгибающиеся уши подходящие к законцовкам под 60-70 градусов. Летает устойчиво по крену, особо не качает даже при неверных плечах стропной. Так было у меня первое НК крыло отстроповано. К пилотажу какому либо не канает, так как форма купола способствует подворачиванию ушей в хороших кренах и при малейших разгрузках стропной системы(не отловленный клевок в винговере к примеру даст такое) с гарантированным твистом и парашютированием до планеты. Такая форма арки хороша для полетов в плоскости(для дронов к примеру), так как уши работают килями. Крыло-дуболет вобщем то.
-
арка высокая с очень небольшой сервопидностью. Нет характерных ушей и форма арки напоминает небольшой сектор круга с очень большим радиусом. Подгибающиеся уши подходящие к законцовкам под 25-30 градусов. Такая форма купола была на втором моем НК крыле. Очень маневренное, очень качает даже при увеличенной длине стропной. При передавливании внутренней клеванты в силовом повороте(на тяге), склонно к твисту и фактически выполняется “вертолет” с входом в землю с парашютированием. Если купол большой и с хорошим удлинением ~4-5(кайт гоночный в примеру) то будет неплохо парить если конечно малая скорость позволит куполу наполняться на малой скорости и поддерживать давление внутри оболочки. Можно и попарить на таком. Однако к активному пилотажу тоже не годен, так как купол будет иметь некоторую “ненапряженность” в крутых маневрах в центроплане(уши будут иметь большую скорость в поворотах чем при варианте 1 и больше нагружены) и он будет подскладываться. Такое тоже наблюдалось мной. Купол с такой арочностью хорош для свободника для динамы и термического парения(если позволяют условия) в пузырях. Проекционная площадь близка к плоской и нагрузка уменьшена при той же площади что и у купола в варианте 1.
-
арка средняя со слабо выраженными ушами и формой арки как у эллипса. Немного уплощенный центроплан и по эллипсу, подгибающиеся уши подходящие к законцовкам под 45 градусов. Купол пригодный для активный маневров и почти не складывающийся в виражах, так как если рассматривать полукрыло между крайними стропами отходящими от одного конца, то форма будет близка к части окружности(да да, в других вариантах этот сектор будет искажен в опущенность или же отогнутость вверх законцовки). При это как я сказал благодаря небольшому центроплану относительно прямой формы(небольшой загиб), получается в общем эллипс, а не овал. Крыло маневренное выходит и устойчивое по курсу, не качается если самому не качать. При виражах все секции полукрыла передают давление на стропы почти равномерно по убывающей от корня к концу. Потому крыло не имеет тенденции подскладываться вообще, была бы скорость у крыла. Такой формы делают почти все кайты, но с разносом концов порядка полуметра разумеется. Кайт ведь почти всегда под сильным креном летит и равномерно давит через стропы на подцеп.
Такую форму крыла я получил на кайте Cirrus Pro. Причем настроить все стропы чтобы не было круток оказалось несколько сложней чем для НКшных крыльев, так как порой сложно бывало углядеть изъян на малом ветру - стропы напряжены на консоли на глаз равномерно. Потому я настраивал крыло всегда в большой ветер(5-9 м/c). ТОгда купол надувается так что подъемная сила крыла была порядка 30-40кг, и вся стропная натягивалась до состояния титевы лука и провисы и и перетяжки подкупольных косых строп начинали отлично видны для исправления. Особенно это касалось клевантного дерева и задней кромки, и особенно ушной группы строп.
Так что летать надо с малый ветер, а настраивать в ветрило.
Французы научились делать парапланы и у них хорошо получается.Интересно! какими усилиями это все досталось?
О! это далось им не одного десятка ляминиевого мусора и кучи тряпок и веревок! Однако у Опале есть очень интересные упрощения для того чтобы максимально удешевить себе производство, но не цену изделия в инет-шопе.
- Свободные концы крыльев их имеют простую конструкицю. Почти как у НК крыла, только погламурней видом. Это значит что для моторного полета они отстропованы на конкретный АоА. Это значит ограничения по ветру без возможности переделать АоА легким способом без переделки всего остального.
- Телега на фото имеет автовывод(такое же устройство он имеет и на 1:1 паратрайках). Этот автовывод работает только при взлете с колес, но если концы простейшие и без кинематики как делал я на своих концах копируя концы настоящего параплана, то вывод только за передние ряды иногда чреват фронталкой. даже когда я на большом стартую подтягивая руками передние концы, не говоря уже о 1:1 трайках с автовыводом - мы тянем не только передние ряды, но и взаимосвязанные с ними задние. Мы делаем как бы нормальную акселерацию крылу при выводе. А тут ломается кромка.
- конструкция телеги как у двухместных трайков, типа такого на котором я полетел пассажиром и в результате заболел тряпколетами. Но при такой конструкции маловата база между концами - телегу с чрезмерным крутящим моментом, какие имеет электр или нитро- парамодель легко сделать твист, и особенно на взлете с колес.
Я на своей телеге сделал акселератор с копийными концами и фактически могу также использовать автовывод просто выжав аксель перед взлетом и после отрыва убрав аксель. Аксель дает несравнимо большие возможности нежели пассивная система как у Опале. Видимо они не захотели усложнять и удорожать и так недешевую модель(комплект) в силу производственных и логических причин(юзеру голову поломать больше надо). Ну пускай они идут своим путем, мы им не мешаем нисколько.
Padalec парапланеризм XK предлагает правильное решение здесь
Padalec парапланеризм XK предлагает правильное решение здесь
Только вот у нас буйных мало!
Настало время подвести предварителтные итоги. Купол параплана вполне подходит для переделки в параплан.Имеет 31 секцию воздухозаборников, полный набор рядов строп(A,B,C,D),+клевантные стропы.Размах 3,5 метра. Возможность перестроповки его же стропами, для придания ему более плоской формы купола. Стоимость купола на распродаже + скидка- 4000руб (стоимость на сайте производителя около 17000руб). Телега: Квадрат , швеллер, трубка 10мм, трубка 18мм, краска, сетка на ограждение, все вместе-650руб. Свободные концы обошлись примерно в 500руб .( торт швеям, полукольца в металлоремонте (80руб), лента.) Электроника: четыре сервопривода-3100руб, ВЕК-500руб,приемник-700руб. Приемник взял специально на 2.4Г. " Брызги"- 500руб ( форнитура, колеса, бак.). И самое главное- толкающий пропеллер 16х8 -400руб. ( исходя из опыта ХК крыла ,приобрел аж 3 штуки). Мотор- O.S. 120FS. Приобретать не пришлось.( стоимость около 13000руб 4 года назад). И в итоге полуцается ,примерно -10650руб. Если посчитать и стоимость мотора, то игрушка вытягивает на приличную сумму. Так что есть над чем задуматься. Если кому интересно строить ,то вариант вполне приемлем. Если кому интересно летать и не париться с настройками, то есть над чем подумать. Стоимость готового параплана у французов выходит вполне оправданна. Надо только уметь обращяться и летать.
Четта посчитал ты слабо французов. 500евр комплет трайка с сервами, 500евр крыло 2.4, 30 евр мотор с ХС, 170 евр 3 пака 6-8s для комфортного летания, 30 евр рег, 25евр пак лифе на борт чтоб его прокормить без просадок(бек отстой) + 20% от всей суммы на гарантированную доставку в Рашу(давай оценивать здраво реалии) + 700р на приемник, хотя он наверняка либо есть, либо стоит раз в 5 побольше(не бюджетный 2.4). Получается 1530евр или 61500р по нашим ценам минимально. Это упрощенный купол без акселя.
Перестроповал купол. Продул. Планирую очередной облет в выходные. Жаль что сочувствующих мало. Так что видео точно не будет.
Перестроповал купол. Продул. Планирую очередной облет в выходные. Жаль что сочувствующих мало. Так что видео точно не будет.
На голову камеру прицепи и покажи хоть как оно летает, интересно все таки как оно с ДВС на другом кайте бороздит просторы вселенной.
Здравствуйте!
Здесь, на этом форуме я новенький. Хотя когда то занимался авиамоделированием, в школе, в училище. Позже, в институте участвовал в проектировании настоящего самолета СЛА. Сейчас интерес к моделированию совпал с возможностями. Кроме того, для паразависимых зима - не время для полетов. Но зато есть время для занятий иными интересностями 😃!
Уже имею крыло от Костенко Виктора. Комментировать изготовление не стану, извините:(. Но оно отлетано. Жду крыло от HobbyKing, которое предстоит настраивать. Интересует, конечно же, полеты модельки только как свободника. Впрочем, в дальнейшем не исключается интерес и к моторным полетам. Правда, это касается только модельных, не “взрослых” моих полетов.
В связи с этим прочитаны и эта тема, и много других. Появились некоторые соображения. Позвольте поделиться ими с вами.
Возможно, помогу немного, мною уважаемому за его труды, NailMan-у. Касается моделирования строповки и зависимой от этого устойчивости крыла. Вот рисунок из хорошей, доступно написанной книги, по которой учат, учились и учатся много парапланеристов - Игоря Волкова “Мечта летать” (именно ее посоветую посмотреть всем интересующимся парапланами, не важно модельными или настоящими):
И выдержка из книги к этому рисунку: " Классическое распределение по радиусу имеет минимальные потери из-за кривизны крыла, но частенько не обеспечивает должной управляемости.
«Домик» показал прекрасные показатели входа в поворот, но парапланы с таким законом арочности плохо демпфируют раскачку по крену.
Эллиптический закон распределения арочности позволяет получить компромисс между первыми двумя вариантами. Именно он чаще всего и используется."
Комментировать изготовление не стану,
Как это? Самое интересное в модели параплана- это купол ! Крыло от НК вполне летает , но качество изготовления так себе. Я сам засматриваюсь на европейские купола, но цена там очень кусачая.opale-paramodels.com/index.php?option=com_virtuema… Интересно просто посмотреть сам купол и всю остальную оснастку.
В продолжение к предыдущему моему сообщению, хочется обсудить еще одно мое предложение. Пока не пользовался SurfPlan, не знаком со всеми ее возможностями, но предполагаю, что в ней возможно получить изображение линии поперечной кривизны крыла по нижней плоскости по местам крепления каждого ряда строп (по виду спереди). Если сделать шаблон (например, из картона), упираем его в крыло, в места крепления к нему строп и делаем расстроповку. Возможно, такое приспособление поможет в этом непростом деле. Больших коробок полно, как известно. Применение шаблона кривой крыла позволит работать на горизонтальной поверхности (на полу, столе и т.д.). Возможно формирование такой шаблонной кривой из некоего другого материала (как пример - труба), лишь бы держалась ее форма при натяжении строп.
Иллюстрация к предложенному:
Вадим (gfm56), комментировать материал, качество мне не очень удобно потому, что человек все же трудился, старался и пр. Но покупать указанное крыло не порекомендую. Крыло из пленки, крепление строп (прочная нитка, окрашенная, по-видимому, фломастерами) - на скотч…
Здесь присутствует мастер по пошиву крыльев Алексей Колесников ака Rider22. Меня заинтересовали его творения. Где бы взглянуть на подробные их фото? Кто-нибудь летает на них?
В продолжение к предыдущему моему сообщению, хочется обсудить еще одно мое предложение. Пока не пользовался SurfPlan, не знаком со всеми ее возможностями, но предполагаю, что в ней возможно получить изображение линии поперечной кривизны крыла по нижней плоскости по местам крепления каждого ряда строп (по виду спереди). Если сделать шаблон (например, из картона), упираем его в крыло, в места крепления к нему строп и делаем расстроповку. Возможно, такое приспособление поможет в этом непростом деле. Больших коробок полно, как известно. Применение шаблона кривой крыла позволит работать на горизонтальной поверхности (на полу, столе и т.д.). Возможно формирование такой шаблонной кривой из некоего другого материала (как пример - труба), лишь бы держалась ее форма при натяжении строп.
Не такой сотворить сложно с шаблоном. Крыло то ненадутое, а значит не в рабочем состоянии. Геометрия(кривизна) поверхностей купола в надутом и сдутом состоянии весьма разная(меняются расстояния между нервюрами), особенно при разном давлении внутри(скорости полета). Кроме того так красиво как на картинке удержать купол сложно. и неудобно при строповке следующих за первым рядом даже имея 2 одинаковых шаблона на которых лежит купол.
Лучше освоить Сурфплан, по которому тыща сайтов с описанием интерфейа и примеров, и повторить купол геометрически в этой программе и стропануть как пожелается. Он сам рассчитает длины каждой стропки на указанную базу схождения концов. Нет ничего проще.
Однако для перестроповки готовых кайтов(особенно поверкайтов 4 ниточных большой площади от 2м2 с привлечением на стропы исходного материала или с нормальными парапланерными стропами(плюс часть комплектных строп), я бы все таки рекомендовал делать все по методу приведения формы к форме реального параплана в автокаде(или аналогичной программе). Я в выхи начну писать часть статьи по этому методу, чтоб было описано это важное действо.
Сурфплан все таки хорош если нет вообще никаких строп и все делается с куполом с нуля как с НКшным вариантом или с каким то кайтом где ну никак исходный материал толком не применишь(скажем стропы везде плетенные безоболочечные).
Есть у меня немного литературы по парапланеризму: учебная, аэродинамика, проектирование. Если будет кому нужно - поделюсь.
Интересно все! Могу в свою очередь поделиться моментами управления при старте с земли и приземлении. Может Александр опишет эти моменты полета. Сколько читаю форум , описания пока не встречал.Для самолета ответственный момент-это посадка, а для параплана-это взлет. Ждем статьи по большим моделям парапланов.
К сожалению не смог выложить здесь файлы. Или ограничения по объему, или (что странно) “не корректный формат”. Пришлось пройтись по инету и поискать ссылки на интересные, на мой взгляд, моделирующей общественности книги и статьи. Итак:
Игорь Волков “Мечта летать”
Поляра, или как научиться летать
Динамик + поток.
Качинский Обучение парапланеризму
Это небольшая часть того, что мне показалось близко и интересно для мелькавших здесь вопросов.
Ну, и ссылки на некоторые библиотеки парапланерной тематики, где можно, имея более углубленный интерес, почерпнуть больше информации, в том числе найти и художественную литературу:
Небо Забайкалья
Библиотека ParaAvia
Библиотека школы Первый шаг
Библиотека Питерского клуба
Библиотека Казахстана
Библиотека Ташкента
Еще одна библиотека
Парапланерные приколы, рассказы, шутки - это уже так, для развлечения, поднятия настроения и пр.😃
Решил вставить фотографии имеющегося у меня купола из Бердянска (пачка сигарет для представления размеров):