Ракетомоделизм

aiz

Картинки, обрывки фраз…что дальше??

round125
aiz:

Картинки, обрывки фраз…что дальше??

Александр, Вы уже один раз меня поставили в тупик этим вопросом. Я уверен, что у Вас достаточно опыта и знаний, чтобы понять о чём идёт речь. Если у Вас есть что сказать, картинки ( не из Playboy-я ), постите здесь, пожалуйста, я с интересом посмотрю. Вот это и будет продолжение разговора, т.е “дальше”.

aiz

Модели мы сами можем строить - проблем нет, двигатели так же можем находить и приобретать…Да и работать с детьми, организовывать кружки, проводить соревнования, и т.д. - всё это не проблема…

  • Больше волнует “пофигизм” образования, школьных “властей” - техническое творчество им просто ненужно!
  • Полное отсутствие свободного доступа к модельным моторам (производство и продажа, не говоря о перевозке и пересылке!)😦
round125
aiz:

Модели мы сами можем строить - проблем нет, двигатели так же можем находить и приобретать…Да и работать с детьми, организовывать кружки, проводить соревнования, и т.д. - всё это не проблема…

  • Больше волнует “пофигизм” образования, школьных “властей” - техническое творчество им просто ненужно!
  • Полное отсутствие свободного доступа к модельным моторам (производство и продажа, не говоря о перевозке и пересылке!)😦

Да, здесь не возможно не согласиться, но с другой стороны, кто будет поддерживать направление технического творчества, которое “лежит на боку в тени”. Без обид. Я расскажу какие я предпринимаю шаги чтобы изменить это всё. Мне будет интересно знать Ваше мнение, Александр, ну и Фуромчан конечно. Может быть, что-нибудь придумаем вместе.

Что бы не повторяться, даю ссылку на Форум Агентства Стратегических Инициатив, которое приняло к рассмотрению мой проект по развитию ракетомоделизма:

forum.asi.ru/viewtopic.php?f=4&t=839&sid=062e87446…

aiz

Особо придумывать нечего…всё придумано до нас! (по анологии - всё украдено до нас…😃).
“Повернуть”-общественное мнение на внимание к ракетомоделизму и техническому творчеству вообще…нам, скорее всего, здесь на форуме не удасться…😃
А вот найти пути к организации производства и “легализации” обращения МРД можно прояснить… Над этим безуспешно бьются уже много лет, многие инициаторы, но безуспешно…😵

round125

Ну почему же безуспешно, у нас разработаны лучшие двигатели, многие вещи станут понятны, если посмотреть ссылку. У Форума другая задача: объединить единомышленников.

aiz
round125:

Ну почему же безуспешно, у нас разработаны лучшие двигатели, многие вещи станут понятны, если посмотреть ссылку. У Форума другая задача: объединить единомышленников.

Двигатели сертифицированы? Производство лицензировано? 😃

round125

Сейчас двигатели имеют заводское ТУ, это достаточно для образовательных программ, проведения соревнований, работы кружков.

aiz

Вот тут и высветилась проблема…! Официально - заводское ТУ, может “работать” только до проходной завода(!), а обращение этих моторов далее- (приобретение, продажа, хранение и использование “незаконно”…- по нынешним правилам и законам…) - необходимы сертификаты и лицензии, которых у всех, ныне применяемых МРД просто нет!
Ни покупать, ни продавать и тем более перевозить и эксплуотировать МРД без этих документов нельзя… Такова ситуация, окень тупиковая и пока неразрешённая, к сожалению…
К стати, просматриваю материалы форума АСИ - очень интересно! (спишемся!)

round125
aiz:

Вот тут и высветилась проблема…! Официально - заводское ТУ, может “работать” только до проходной завода(!), а обращение этих моторов далее- (приобретение, продажа, хранение и использование “незаконно”…- по нынешним правилам и законам…) - необходимы сертификаты и лицензии, которых у всех, ныне применяемых МРД просто нет!
Ни покупать, ни продавать и тем более перевозить и эксплуотировать МРД без этих документов нельзя… Такова ситуация, окень тупиковая и пока неразрешённая, к сожалению…
К стати, просматриваю материалы форума АСИ - очень интересно! (спишемся!)

У меня проблемы никакой нет. ТУ подтверждает соответствие изделия предъявленным техническим требованиям и требованиям взрывопожаробезопасности. Такие документы могут дать только уполномоченные на это предприятия и организации.

aiz

В 2006 году проводился в Байконуре ЧМ по ракетомодельному спорту, там, я был одним из организаторов и напрямую столкнулся с понятием МРД - как изделия или товара (со стороны официальных властей…), так вот, …официально, “их нет вообще”… В Байконур прибыло около 500 участников из 20 стран Мира…, ес-но моделисты, ес-но соревноваться и запускать модели! Как они везли МРД!? - ответ “никак”!! Они их просто не везли и всё! Просто, официально это сделать очень сложно, сложнее чем боевой танк через границу протащить!
Нет у нас сейчас закона, по которому можно перевозить МРД любым общественным транспортом!
А про статус МРД вообще путаница: - пиротехники не принимают их в “свои изделия” по ряду критериев, МРД под пиротехнику не подходит, как боеприпасы они так же не проходят…(а ведь и то и другое можно перевозить , по определённым правилам и в поездах и самолётах!).
А самое малое производство, требует обязательного лицензирования и сертификации, у полномочных представителей государства, на что нужны, по нашим меркам, “бешенные деньги”… Ну и разрешительная система, требует хранения этих МРД …в отдельно стояшем здании, оборудованным сигнализацией, проверенной пожарниками…в общем “полное АУ!!!” Вот мы и занимаемся ракетомоделизмом в России “подпольно”…
Согласны!?

round125

Абсолютно согласен, всё это я говорил ещё в 1994 году, когда первый раз показал двигатели на смесевом ТРТ с удельным импульсом более 200 сек. для сборной и федерации. Тогда всё делалось на энтузиазме, с соблюдением Закона конечно. Сразу надёжную работу получить не получалось, технология требует вложения средств, которых тогда у меня не было, а помощи никто не оказал, скорее наоборот. Основа была положена, был разработан состав топлива, который не содержал “экзотических” веществ. Рабочий вариант появился в середине 1995 года, тогда с Хохловым два раза кубок Янгеля привезли, причём все участники летали на российских двигателях. ЮГ помнит. Двигатель и воспламенитель к нему состоит из 12-ти разных составов, каждый из которых должен соответствовать своим характеристикам, всё это объединяется конструкцией и технологией. Разработка всего этого - весьма не простой и дорогостоящий процесс, выполнить такую работу в России могут очень немногие предприятия. Пороховое производство - невероятно регламентированный процесс. Это не чья-то прихоть, эти регламенты, реально написаны кровью. Ежу понятно, пока в России не будет ракетомодельных двигателей, изготовленных в полном соответствии с Законом, пока они не будут доступны всем желающим, ни о каком мало-мальски реальном развитии всего направления даже говорить не придётся. Нужны не только двигатели, но и методики организации кружков и соревнований технического направления. Чем я, собственно, и занимаюсь.

P.S. Пишу “с ладони” нормально отвечать смогу вечером.

round125

В пороховом производстве существует чёткая специализация. Каждый знает “своё” направление. Пиротехники, естественно, никогда не признают микроРДТТ своим, тем более, если они изготовлены неизвестно кем и неизвестно из чего. По поводу перевозки и хранения. Всё что сейчас есть, относится к классу 1.3. с соответствующими ограничениями. Сейчас проходят испытания микроРДТТ для начального моделирования, которым может быть присвоен класс 4.1. Эта вся тема глубоко специфическая, вдаваться в детали здесь смысла нет, есть кто занимается этим вопросом профессионально - пусть работают. Мы будем обсуждать результаты этой работы по фактам.

aiz

Привет! Возобновляем беседу… С моторами всё ясно - “что дело тёмно…”!(Тема неисчерпаемая и интересная!) А Ваша попытка создать универсальную программу и универсальные модели…(?), мне кажется, магко говоря, бесполезной… Программы есть и они позволяют, как резину, растягивать их или сжимать…- благо, что они есть, утверждённые Минпросом и это отпугивает от них “тупых проверяющих”! Что то новое в методике ?! Всё одно и то же, если только при сборке моделей на голову встать!?
Самой больной и глубокой темой в техническом творчестве, по моему, является полное падение интереса к технике, как таковой у “народа”, включая и власти… Падение престижа технических специальностей. Этот интерес и в советские времена был “не ахти какой”, но сейчас…полнейший упадок…
Молодые родители, да и дети постарше, кто начинает соображать видят примеры вокруг себя: кто отоваривается в крутых магазинах, кто катается на дорогих машинах, кто имеет загородные дома и летает на “Канары” ? - Ну не техники и простые инженеры!! Труд и профессия - основа дальнейшей жизни, которую планируют и дети и их родители! Президент “ляпнул”(по другому не скажешь!) …“стране нужны инженеры” !! А откуда они возмутся? Что, уколы “инженерные” сделают подросткам и они все побегут “технику лелеить”…?! Технике надо учить так же, как писать и читать!! История техники, это такая же увлекательная и богатейшая отрасль знаний как и другие! А страна скатывается к дичайшему приступу потребления этой техники, но не создания и понимания… - Просто симптомы вырождения!
Вот исходя из этих посылок и надо, как то, планировать дальнейшее “развитие”!

round125

Начну с конца, мой двухлетний опыт занятий с детьми и их родителями говорит о том, что интерес к техники и техническому образованию никуда не делся, он реально был, есть и будет. Другое дело что может предложить система дополнительного образования. Что толку от сотен программ которые были написаны, в том числе и по ракетомоделизму, которые так и остались на бумаге? Кто-то, конечно, получил зарплату, но меня интересует практический “выход” из всего этого в виде массового охвата юношества занятиями, конкретных детских проектов, проведения соревнований и конкурсов.
Я ставлю себе задачу развитие ракетомоделизма как массового вида технического творчества, и полная ясность по моторам - база всего этого.

Второй вопрос: как это всё выполнить? Какие нужны условия и возможности для этого? Какие должны быть методики? Нам бы здесь вот эти вопросы обсудить.

aiz

Вопрос конечно глубокий…, но! Подходить прийдётся из далека…из Америки, Англии, Германии, Турции и даже из далёкого (канувшего…!) СССР… То что было в СССР-ре мы более-менее знаем, но вот пришёл кап-тализм и…
Надо посмотреть, что там? В США множество клубов и секций своего, американского направления (NARAM) которые объеденены AMA - академия авиамоделизма, которая координирует все авиа и ракетные, модельные дела в США, очень авторитетная организация, основанная с благославления президента Кенеди… Ракетчиков (летающих) у них не много ок.10 000 (авиамоделистов 3000000!) Летаюших ракетчиков по правилам ФАИ ок. 30-50 человек(!).
Есть у них ещё "дикие " моделисты, которые не вступают ни в какие ассоциации, но их немного…
Какие у них условия? Кружков и клубов в нашем понимании у них почти нет(!). У них практикуются ШКОЛЫ, это наподобие практических семинаров на 1 день для малышей и родителей или для взрослых, где платные преподаватели дают курс практических навыков по сборке и регулировке моделей, как правило, готовых наборов. Там же торгуют различные фирмы и предприниматели с модельной продукцией. Мероприятия довольно частые 1-2 в месяц в различных штатах - кто хочет может узнать календарь этих сходок и адреса - приехать и участвовать, ест-но не бесплатно, цены там, к стати, не грабительские, как в нашим модельных магазинах…
Ещё, у них можно выписывать на почте любую модельную продукцию, вплоть до МРД (до 1 кг.!)
Соревнования у них проходят в виде фестивалей, с пикниками, шоу, и тд… Целая отрасль досуга!
К стати о моторах: у них для малышей делают МРД диаметром 6мм. А для взрослых даже гибридные РД на закиси азота… В инете всё это есть…

round125
aiz:

Вопрос конечно глубокий…, но! Подходить прийдётся из далека…из Америки, Англии, Германии, Турции и даже из далёкого (канувшего…!) СССР… То что было в СССР-ре мы более-менее знаем, но вот пришёл кап-тализм и…
Надо посмотреть, что там? В США множество клубов и секций своего, американского направления (NARAM) которые объеденены AMA - академия авиамоделизма, которая координирует все авиа и ракетные, модельные дела в США, очень авторитетная организация, основанная с благославления президента Кенеди… Ракетчиков (летающих) у них не много ок.10 000 (авиамоделистов 3000000!) Летаюших ракетчиков по правилам ФАИ ок. 30-50 человек(!).
Есть у них ещё "дикие " моделисты, которые не вступают ни в какие ассоциации, но их немного…
Какие у них условия? Кружков и клубов в нашем понимании у них почти нет(!). У них практикуются ШКОЛЫ, это наподобие практических семинаров на 1 день для малышей и родителей или для взрослых, где платные преподаватели дают курс практических навыков по сборке и регулировке моделей, как правило, готовых наборов. Там же торгуют различные фирмы и предприниматели с модельной продукцией. Мероприятия довольно частые 1-2 в месяц в различных штатах - кто хочет может узнать календарь этих сходок и адреса - приехать и участвовать, ест-но не бесплатно, цены там, к стати, не грабительские, как в нашим модельных магазинах…
Ещё, у них можно выписывать на почте любую модельную продукцию, вплоть до МРД (до 1 кг.!)
Соревнования у них проходят в виде фестивалей, с пикниками, шоу, и тд… Целая отрасль досуга!
К стати о моторах: у них для малышей делают МРД диаметром 6мм. А для взрослых даже гибридные РД на закиси азота… В инете всё это есть…

Я внимательно изучаю их опыт, с некоторыми переписываюсь, везде существует государственная политика, которая фактически и обеспечивает успешное развитие образовательного направления в ракетомоделизме, огромное количество частников объединяют клубы с добровольным участием, т.е. они выросли на самой прочной для любого объединения почве - по собственному желанию. FAI ветвь для творчества тупиковая по определению: очень формализовано, технические приёмы у всех практически одинаковы да и практическое приложение зависит от “Человеческого фактора”, массово не будет никогда.
В основе их успехов - доступность наборов и моторов. Собственно так же как и у наших друзей авиамоделистов, спасибо им большое за площадку. Все подходы известны, думаю начало всему - возможность организовывать кружки в школах,это одно из направлений, которое работаю.

Для наших частников сейчас пытаюсь пробить возможность участвовать в ракетных проектах исследовательского класса. Там двигатели до 5000 Н.с.
Есть вариант как это сделать, интересно, найдутся желающие?

aiz
round125:

Я внимательно изучаю их опыт,…

Ну, прямо сказать, у нас опыта не меньше, а во многом и побольше! Просто, они в этом чане с “дерм-м” (капитализьм называется! Т.е. раночная экономика и ес-но разгул демократии…) подольше нас кувыркаются и у них уже устоялось всё - более -менее… Так вот продолжу… Несмотря на свободу приобретения моторов, у них очень ограничены площадки для запуска моделей, как у нас,- вышел на пустырь и запустил, такого нет, разве что в пустыне… Вся земля “чья-то” и если не твоя, то без разрешения запуски кончаются плачевно, штрафы и наказания, как правило материальные! Если на твой участок приземлиться модель или вообще “с неба что нибудь” - то твоё и можешь с ним что хочешь делать! По этому, что бы не было приключений тамошние моделисты заранее подыскивают себе площадки для запуска, или в пустынной местности (с разрешения территориальных властей), или частные участки, поля, пастбича и т.д. за плату, на которую договорятся. Иногда, клубы имеют свои участки или в совместном пользовании, так же арендуются частные аэродромы. Если участок арендует клуб, то членам клуба делаются скидки, в отличии от приезжих с других мест.
Клубы у них не всегда имеют свои помещения - офисы или мастерские, чаще всё арендуется на время встреч, семинаров, соревнований. Но в финансировании клуба принимают все участие в виде обязательных взносов и благотворительность так же в ходу… Т.е. клуб по интересам, наподобие “партии” в масштабе штата, городка, далее структура состоит из ассациаций, конференций различного масштаба, кто как захочет объединится…могут и не участвовать в ряде мероприятий ассоциации по своему решению(!)
Да! Все члены клуба помимо взносов, обязательно застрахованы на предмет гражд. ответственности…
Мероприятия у них самые “причудливые”… “Семинар о расположении стартовых устройств праворуких и леворуких участников”, “Совещание о проблемах участия женщин в ракетомоделизме” и т.д. Самих соревнований они проводят немного 2-3 в год, но эти соревнования собирают тысячи(!) участников.
Для справедливости скажу, что “наши кружки” у них всё же есть: т.е. объединения или классы школьников, которые собираются в летние лагеря и педагоги приглашают на серию занятий волонтёров или знающих моделистов за умеренную плату, как правило, это школы для малообеспеченных детей по типу интернатов.
Остальные моделисты у них работают по другому… Более-менее обеспеченые родители имеют гараж с минимом инструментов и как правило верстак, некоторые имеют собственную домашнюю мастерскую, с небольшими обрабатывающими станками, но это редкость. Часть моделистов вкладывает средства в мастерские для того, что бы зарабатывать на подготовке моделей, изготавливают наборы для продажи (Частное предпринимательство).
Это - краткий очерк! Там, у них, ещё много всяких “нюансов”!
В Англии, например, при запуске моделей, владельцы арендованых полей требуют от ракетомоделистов собирать все(!) отделившиеся детали - бумажные чехлы, пыжи и т.д., даже было предложение от Англичан в правила соревнований ФАИ ввести требование запрета на отделение любого предмета от модели!
В Германии большая проблема с двигателями, разрешаются только "отечественного производства, которых нехватает и ассортимент слабоват.
В Турции, финансирование национального аэроклуба и всех авиационных видов спорта происходит на основании владения всеми кожевенными производствами (!) - денег говорят хватает! Вот нам-бы, на ракетчиков хотя бы одну нефтескважину кто-нить подарил бы!😒

round125

Да, Александр, согласен со всем что Вы говорите. Добавил бы только ещё, что призовой фонд TARKа в прошлом году составил 70 000 долларов. Это соревнования на ракетометание яиц (куриных) на высоту 340 метров с безопасным их спуском на время. Это такая американская народная забава.

У немцев недавно появились двигатели, но технически есть куда совершенствовать.

Турки народ древний, я с ними в Днепропетровске виделся, за двигатели торговались два дня, а я им в конце говорю: " Это подарок". Похоже обиделись …

aiz
round125:

Турки народ древний, я с ними в Днепропетровске виделся, за двигатели торговались два дня, а я им в конце говорю: " Это подарок". Похоже обиделись …

Да! “Восток дело тонкое…” - сам прожил в Байконуре 44 года(!) Унас сказочный герой Иван-дурак, а у них вор и обманщик Ходжа-Насретдин… - кто на что учился!😁
Насчёт призов, в Польше за победу на ЧМ по РМС 8000 евр… У Наших “братьев” по соц-лагерю: Чехов, Словаков, Сербов - того же порядка награды, а нашим…-“шишь с маком”, НО БОЛЬШОЙ!!(конечно ещё, разрешают ехать на ЧМ за собственные средства!)
Но к делу…
Структура доп.образования, которая сейчас дышит на ладан, конечно отомрёт, уж больно долго и упорно её толкают в могилу! Без гос.поддержки массового моделизма мы будем ждать долго…пока Россияне на Марс не слетают…а я, боюсь, уже не доживу до этого…
Рушится не только образовательный моделизм, но и спортивный так же в полном “торнадо” (идёт пересмотр структуры авиаспорта как такового - федерацию ракетомоделизма стремяться объединить с авиамодельной, колличество авиационных федераций сократят втрое…) Возможно и родится что-то новое, лучшее…но увенности ещё меньше чем надежды!..
Любительский, самодеятельный моделизм, возможно несколько “разрастётся”, как авиамоделисты домушники, радио вертолётчики, летальщики по камере и т.д. исходя из доступности радиоаппы и китайских наборов “интер-посылторга”, так возможно и ракетчиков домушников станет больше, как появятся моторы в свободной продаже… Но образовательную и спортивную роль моделизма это не поднимет…Будет только больше взрывов, стрельбы по целям и проклятия в наш адрес…

round125

Я стараюсь быть оптимистом, иначе вообще ничего сделать невозможно. Мои основные усилия сосредоточены именно на образовательном направлении. Те разработки, которые сделаны по двигателям и моделям позволяют моделировать достаточно сложные ракеты. Есть возможность в доступном для школьников и студентов варианте познакомиться с реальной конструкторской работой.

Жизнь сама расставит всё по местам.

Александр, кружок ведёшь? Какие условия для работы с детьми?