Ракетомоделизм

SpaceLin

В этот промозглый осенний день самое время вспомнить наш сентябрьский РакетФест.
Тем более, я наконец-то смонтировал видео 😃
8 сентября мы пускали ракеты на поле аэродрома “Финам аэро”.
Для нас были открыты высоты до 3 километров!
Команда из Кирова смогла поднять свою ракету на 1500 метров, а гости из Ярославля - почти на 2000
(к сожалению, точное значение зафиксировать не удалось).
А вот “Тролль”, с почти настоящим спутником на борту, в этот раз не порадовал.

round125

Хорошо что ты, Александр, участвуешь в этой ветке, теперь у нас есть возможность “очно” обсудить некоторые вопросы. Летать на три километра это “круто”, безусловно, но это ли есть цель в ракетомоделизма в России? Я опускаю сейчас техническую специфику и бэгграунд всего этого вопроса, на это есть другой Форум, и я меньше всего хотел бы чтобы эти бредовые темы обсуждались здесь. Я абсолютно убеждён, что в настоящий момент ракетомоделизм в России вполне укладывается в массу двигателя до 50 грамм, всё остальное есть безрассудство и безответственность по отношению себе, людям и моделизму. Соблазнять людей, используя их техническую неосведомлённость, мощностью неизвестно где, как и кем сделанных двигателей легко, только зачем это всё? Для чего? Единственная для ракетомоделизма возможность существовать и развиваться - находится в правовом поле. Всё остальное - от лукавого.

SpaceLin

“Вперед, товарищи, и только вперед! Поднимайте ракеты все выше и выше, ближе к звездам”.
Фридрих Артурович Цандер.
Американским любителям уже удалось преодолеть условную границу космоса, а у российских всё ещё впереди.
Конечно, три километра не цель – цель как минимум 100 😉

Для детских ракетомодельных кружков, несомненно, достаточно двигателей с суммарным импульсом 10-20 Н•с, тут и спорить нечего.
А тем же CanSat`овцам нужно поднимать 0,5 кг на 2 км “уже вчера”.
ИКИшники, кстати, тоже интересуются и готовы разместить свои приборы на высотных любительских ракетах.
Росавиации всё равно – давать разрешение на полеты на 1км или на 100км – лишь бы ракеты в коридоры авиации не влетали.
Выше 100км уже придется работать с Роскосмосом – но тоже вопрос решаемый (да и нескоро это потребуется).

Видимо, со временем ракетомоделизм и любительское ракетостроение станут разными терминами, но мне бы не хотелось, чтобы между “моделями ученическими” и “кораблями космическими” (аллюзия на старый советский плакат) возникала пропасть.
В правовом плане было бы логично создать что-то вроде американской ракетной ассоциации, с членскими билетами и экзаменами на каждый следующий класс ракет.
Антон Фастенков занимался созданием подобной организации, но видимо сил сразу и на организационные работы и на строительство своей ракеты не хватает.
Но пока ракетомоделистов (или ракетостроителей – любителей) 10-20 на Москву и 100-150 на всю страну (не считая детишек из кружков, которые позанимаются год-два и забудут) – никаких быстрых позитивных изменений быть не может.
Нужно привлекать народ, заинтересовывать как можно больше людей. Конечно не всех подряд, без фанатизма 😉
А заинтересовать можно только летая. Естественно, не нарушая общественный порядок, с разрешения хозяев земли, с которой проходят старты, и Росавиации.

Что касается двигателей серии РД1. Тысячами стартов (около 5000) они вполне подтвердили свою надежность. Да, спортсмены их не любят (спортсменам важно, чтобы в партии двигателей параметры были строго одинаковыми), но как говорится “насильно мил не будешь”.
Кроме того, весьма вероятно, что скоро (весной-летом) в продаже появятся двигатели, изготовленные Физфаком МГУ.

round125

Меня агитировать за “Советскую Власть” не надо, я с детства “политически грамотный”. Вода мокрая - знаю. Вот речь как раз и идёт о том, чтобы не опережать события, не делать опрометчивых шагов, которые ведут в никуда. Ты меня прекрасно понимаешь. Сравнение с Америкой красиво, но вряд ли уместно. А разницу между “моделями ученическими” и “кораблями космическими” определяет материальная часть и мешать всё в одну кучу не этично. Надеюсь, объяснять разницу не надо? Я понимаю желание некоторых “Главных конструкторов” продемонстрировать свои “творения” в рамках детского досугового и технического творчества, большего извращения трудно представить. Все эти двадцать с лишним лет ракетомоделизм просуществовал благодаря энтузиастам, которые без “барабанного боя” о километрах и килограммах делали своё дело, да и мыслей таких не было. Граница здравого смысла во всём этом деле проходит по стартовому весу модели и суммарному импульсу двигателя. Это реальность, на сколько я знаю, ещё никому не удалось её отменить.
Если говорить конкретно по технике, то моделисты за километр летают давно и ракеты их совершенно безопасны для них самих и окружающих, причём достигается это не увеличением мощности заряда двигателя и веса ракеты, а оптимизацией всех параметров.

lexaez
SpaceLin:

Американским любителям уже удалось преодолеть условную границу космоса, а у российских всё ещё впереди.
Конечно, три километра не цель – цель как минимум 100

А зачем? Я одного понять не могу, для чего пускать ракеты на такие высоты? Все видео о запусках таких ракет выложены на YouTube, какие данные вы хотите снять, получить? Таблица международной атмосферы существует давно, и оттуда спокойно всё можно взять. Зрелища никакого, видишь её только первые 2-е секунды, потом дымовой след и спуск, что интересного?

С таким подходом, какой предлагаете Вы, ракетомоделизм и любительское ракетостроение, как раз таки станут разными терминами. И тут у первых будут “корабли космические”, а у вторых “модели ученические”. Строите всё по шаблонам американцев, и их комплектов ммоделей, а если что-то своё пытаетесь «построить», то извините, дети 2-го класса и то лучше клеют… Вот чем Вы гордитесь? Понимаете, ракетомоделизм (какойбы он ни был) строится на большом анализе литературы и расчете форм и параметров моделей и двигателей. Вот вы пускаете модели на двигателях, вы знаете какой уних разброс по тяге? Кривую горения? Рассчитываете ли вы модель обтекания ракеты? Вы ведь когда предполагаете постройку модели должны произвести предварительный расчет того что получится, или как в той поговорке « и так сойдёт, не стрелять же!»?

У нас ветка не дилетантов,а для специалистов своего дела, о том как палки на паторнах в небо стрелять рассказывайтена другом форуме.

А двигатели РД-1, которые вы предлагаете, где вы обошлись простой переклейкой названия с американских двигателей, не нравятся спортсменам потому, что в них, как высказали «в партии двигателей параметры были строго одинаковыми» , и не только параметры в партии, но и сами эти параметры не колеблились бы от –бесконечности до+бесконечности…

13 days later
SpaceLin

Пневматические и гидро-ракеты впервые стартовали с приэкваториального ракетодрома 😃
Призываю всех запускать ракеты в отпусках - на фоне океанов, вулканов, спутников Юпитера и других интересных вещей.
И не просто запускать, но и монтировать видео с пусками.

Что касается предыдущей реплики, хотел ответить на неё развернуто, но не буду.
Как говорится – “Критикуешь - предлагай, предлагаешь – делай”.

aiz

Аа-а-балдеть! Сколько тут мастерства и инженерного таланта!!! Всех на Мальдивы!!😃 Опыт перенимать!!😃

ADF
lexaez:

Я одного понять не могу, для чего пускать ракеты на такие высоты?..

Вот глупый человек! 😃

Дело в том, что это лишь на первый взгляд - просто развлечение и хобби.

В глобальном смысле - это медленное, но все-же финансируемое наступление, НАКОНЕЦ, эры освоения космоса: гранты и призы стимулируют развитие надежных и дешевых ракетно-космических технологий, мотивируют широкие массы людей и ученых, создавая базу для развития всей отрасли! Привлекая и выращивая специалистов, готовых развивать это дело.

Точно также, как массовый авиамоделизм (и ракетомоделизм!) при Советском союзе - было основой подготовки летчиков, авиаконструкторов, космонавтов и инженеров.

Это стратегия развития страны. К сожалению, уже не нашей. 😃

aiz

Это Одесса, сборная России возвращалась с ЧЕ в Румынии и остановились отдохнуть…😃
(2005г.)

round125
ADF:

Вот глупый человек!

Уважаемый ADF, позволю себе некоторое замечание, о человеческой глупости сказано и написано много, тема неисчерпаема, только вот у каждого этому своё мерило. Вот и я попытаюсь, в меру своей глупости, детальнее разобраться в заявленной теме “модели ученические и корабли космические”. Можно сказать много красивых, правильных, убедительных слов, перемежая их замысловатыми научными терминами, можно наводить “тень на плетень” спекулируя на ниве технической и технологической безграмотности подавляющей части аудитории, подавать заурядные, а то и просто безграмотные варианты в виде невероятных технологических разработок и торжества собственного инженерного Гения. Не верно было бы понять меня так, что я без уважения отношусь к труду, целеустремлённости и преданности ракетомоделизму всех участвующих в движении, это очевидные вещи, и речь моя сейчас не об этом. Я лишь хочу обратить внимание на то, что есть “две большие разницы” между тем что декларируют некоторые “творцы” и реальным техническим уровнем их “творений”. Я только не очень понимаю, зачем столь изысканно морочить голову Народу? Больших дивидендов это не даст: сумасшедших с деньгами не так много, да и ответить за исполнение придётся. Я намеренно ухожу от обсуждения технических аспектов, хотя именно тут заложен тривиальный ответ, достаточно просто сравнить общедоступное видео отечественное и американское, там сразу всё ясно. Слаще во рту от слова халва у нормального человека не будет.

aiz
ADF:

Это стратегия развития страны. К сожалению, уже не нашей.

Да-уж…страна-то ещё наша, пока мы живы, да вот …мы-то есть ещё, а страны уже нет… Воры растащили…

round125
aiz:

а страны уже нет

Вор ответит за своё, у некоторых это произойдёт ещё в этой жизни, а по поводу Страны: времена у нас были потруднее, однако п…ц настал именно тем, кто это всё нам пытался устроить …

aiz

Ладно…пусть так и будет! Отвлекаемся от темы…😃

round125

А по теме что? Всё то же, кто-то пытается пиарить тупиковое “высокомощное” направление. Почему тупиковое? Очень просто: с Законом решить трудно и техническая реализация требует совершенно других потенций. Самая большая проблема - вероятностные процессы как технические так и “политические”. Всё это “дело” может стать источником проблем для моделистов с адекватной самооценкой, которые не стремятся к километрам и килограммам, причём эти проблемы создают индивидуалисты, которым “нечего терять” кроме собственного самоудовлетворения. Да и самоудовлетворение весьма сомнительного качества, зачем показывать откровенно “сырые” варианты. Тут я поделюсь своим опытом: среди моих друзей много людей, которые всю жизнь создают что-то новое, и вот что их объединяет: никто из них не покажет своё “детище” на ранних сроках или если в результате всех “потов” получился уродец, пусть даже любимый. Это неписанное правило, но откуда об этом знать дилетантам?

aiz

Вот именно по этой причине и собираются люди в т.н. “спорт”, внутри которого можно найти и адекватные вопросы и адекватные ответы… При в сём различии, натур и подходов, есть много общего и в целях и в условиях существования…, что объединяет и “заставляет” этих людей встречаться на соревнованиях, привозить своих учеников, бесконечно соревноваться друг с другом побеждая, проигрывая, но при этом споря, доказывая другим и самим себе какие-то общие - старые и новые решения и всё это становится смыслом существования…

ADF
round125:

Уважаемый ADF, …

Если несколько раз внимательно прочесть мое предыдущее сообщение, то можно внезапно понять, что речь в нем идет о тех странах, где ракетомоделизм развивается и даже финансируется разными призовыми фондами и гос. программами. Например о США.

Но это не запрещает и российским энтузиастам пытаться. Технический уровень не важен, важна идея! Если человек готов бороться за идею - он имеет возможность в будущем уехать в ту-же Америку и продолжить свои изыскания там. Например.

round125
ADF:

Технический уровень не важен, важна идея!

Технический уровень как раз и есть материализованная идея. Во всяком случае для меня идея не существует в отрыве от жизни, противоположность этому по русски называется “маниловщина”. Да, в Америке, я предполагаю, трудолюбивому, деятельному человеку реализоваться легче, спору нет, собственно именно эти люди её и создали. По поводу российских энтузиастов не могу не отметить, что реальные результаты их деятельности много скромнее нежели декларации. Ракеты - это не красивые слова и идеи, это воплощённые технически совершенные конструкции и успешные полёты.

ADF
round125:

Технический уровень как раз и есть материализованная и…

Разные технологии стоят разных денег. Сто километров можно и на твердом топливе с одной ступенью одолеть - если речь идет о вертикально вверх, а не на орбиту. Гибридный или тем более жидкостный - любителям может быть просто не по зубам.

Нно однвременно с этим, важны не только абсолютные/рекордные показатели, но и удельные. Например, удельная стоимость транспортировки полезного груза. Конечно, маленькая ракета до орбиты не долетит, но заложенные при ее создании принципы и решения вполне могут быть перспективными для постройки и запуска больших, уже коммерческих аппаратов.

round125
ADF:

Сто километров можно и на твердом топливе с одной ступенью одолеть

Вот интересно, сколько участников, очных и заочных, этой ветки Форума реально знают, какой объём работы нужно выполнить, чтобы сделать машину, которая способна с определённым показателем надёжности выполнить программу на 100 километров? Кто не по ю-тубу, а своими глазами видел прибор, который не на постаменте стоит, а реально способен так работать, вот бы услышать мнение об этом всём такого человека, было бы ЗДОРОВО.

ADF

Мотивация и деньги - вещи связанные.

Вот Кармарк за “всего” ~30 Км на ракетной тяге 5+ тысяч долларов подарить обещает.
Насколько я понимаю, конкурс все еще актуален.